Печать
Цитата
Просмотров: 1975

 

А.Исманкулов: Власти меняются, а болезни медицины остаются

 

 


 

 

 
– Алмазбек Осмоналиевич, вы, пожалуй, самый системный и стойкий борец за реформы в системе здравоохранения Кыргызстана.
– Каждый человек должен в силу своих возможностей прилагать усилия к эволюционным изменениям к лучшему всего, что его окружает.
– В своё время вы натерпелись от властей за свою смелость...
– Знаете, здесь палка о двух концах. Промолчишь, потом будет мучить совесть, что не нашел в себе силы и смелости противостоять глупости чиновников. А что касается трений с властями, так власти меняются, а мы остаёмся… (смеётся).
– Ваши многочисленные публикации, в том числе и в нашей газете, тем не менее, возымели действие…
– Частично да. Например, государство, наконец, осознало, что Фонд обязательного медицинского страхования должен быть отделён от Министерства здравоохранения. Следующим шагом должно явиться полное стирание границ между государственными и частными клиниками по их экономической сути. Для этого все бюджетные деньги должны пойти через ФОМС. Раз уж мы создали такую структуру и затратили на неё колоссальное количество денег, то она должна эффективно работать. Все клиники, независимо от формы их собственности, должны бороться за бюджетные деньги. Это создаст здоровую конкуренцию в предоставлении пациентам медицинских услуг. Для системного повышения качества медицины надо формировать в стране цивилизованный рынок медицинских услуг.
– Вы много ездили по миру, изучали опыт организации здравоохранения в разных странах, учились организации здравоохранения в Гарвардском университете. Что бы вы предложили в первую очередь сделать в КР?
– Одним из самых мощных медицинских центров США является Хьюстонский медицинский центр. Много лет назад руководство города приняло решение строить больницы без стационаров. Так и вышло: слева от дороги стоят государственные лечебные корпуса, а справа частные инвесторы построили гостиницы-стационары. Я считаю, что этот опыт очень хорошо прижился бы у нас. На самом деле, ведь наша интеллигенция в своей массе только этим видом бизнеса и занимается. Покупает квартиры и стаёт их в аренду.
Это самая простая схема – BOO (Build-Own-Operate): «Построить – Владеть – Использовать». В наших условиях она наиболее жизнеспособна.
Участки земли рядом с крупными медицинскими центрами можно было бы продавать частникам и по более выгодной для государства схеме: «Строительство – эксплуатация – передача» (BOT – Build-Operate-Transfer). Частный партнер проектирует, финансирует и строит новое сооружение на основе долгосрочного концессионного соглашения и эксплуатирует его в период действия этого соглашения. По истечении срока действия соглашения право собственности возвращается государственному сектору.
– А что делать с ветшающими зданиями наших больниц? Ведь многие из них, откровенно, не соответствуют санитарным требованиям, а у государства нет денег даже на косметический ремонт.
– В мире существуют разные модели партнёрства государства с частными инвесторами – от договоров по предоставлению услуг до контрактов по управлению, от лизинга до концессий. Например, «Приобретение – строительство – эксплуатация» (BBO – Buy-Build – Operate). То есть передача государственного имущества частному партнеру на условиях контракта, согласно которому имущество должно быть модернизировано и эксплуатироваться определенный период времени и только с медицинскими целями.
Другая модель: «Реабилитация – эксплуатация – передача» (ROT – Rehabilitate-Operate-Transfer). В этом случае частный партнер реабилитирует состояние объекта своими ресурсами, эксплуатирует в течение определенного в соглашении срока и передает государству. Право собственности и контроль над объектом остается за государством на протяжении реализации всего проекта.
«Строительство – лизинг – эксплуатация – передача» (BLOT – Build – Lease – Operate – Transfer): частный партнер получает в лизинг существующий объект государственной собственности. Инвестирует собственный капитал на дополнительное строительство или модернизацию. Эксплуатирует и по окончании проекта передает, согласно контракту с государством.
«Проектирование – строительство» (DB – Design – Build): частный партнер проектирует и строит объекты инфраструктуры на основе строительного контракта немедленной эксплуатации для удовлетворения запросов государственного сектора на услуги, часто оказываемые по фиксированной стоимости.
Есть много других схем, хорошо изученных на практике и прекрасно работающих во многих развитых странах. Вот некоторые из них:
BOOT (Build-Own-Operate-Transfer) – Построить — Владеть-Использовать – Отдать.
BLT (Build-Lease-Transfer) – Построить – Лизинг – Отдать (т.е. частники строят, отдают государству в лизинг).
DBFO (Design-Build Finance-Operate) – Спроектировать – Построить – Профинансировать – Использовать (похож на BOOT, только в конце инвесторы построенное здание государству не отдают).
DCMF (DesignConstruct ManageFinance) – Спроектировать – Построить – Управлять – Финансировать (государство платит за использование рабочего объекта).
Многообразие форм сотрудничества зависит от финансовой привлекательности объекта. Понятно, что вряд ли удастся уговорить частного инвестора построить больницу в Баткенской области и потом передать её государству. А вот построить спальный корпус рядом с онкологической или детской больницей со сроком эксплуатации на 15 лет и отдать его государству – частному инвестору очень выгодно. Потому что эта гостиница никогда не будет пустовать и принесёт за 15 лет гарантированную сверхприбыль.
– Вы подробно остановились на вопросе здания, а что с медицинским оборудованием?
– Для совместной модернизации больниц в скандинавских странах хорошо зарекомендовала себя экономическая схема «Участие в финансировании» (FinanceOnly). Здесь частный партнер финансирует проект напрямую или посредством различных механизмов – долгосрочная аренда или выпуск долговых ценных бумаг – и контролирует финансовые потоки, следя за получением прибыли.
– Может ли государство обойтись только помощью грантовых средств, которые ежегодно поступают в республику сотнями миллионов?
– Дело не только в деньгах. Важен еще и контроль использования аппаратуры, правильная инсталляция, корректная эксплуатация, грамотный технический сервис и, самое главное, заинтересованность медиков в использовании новой аппаратуры. Например, недавняя проверка «КыргызМедтехники» показала, что только 45% новой аппаратуры используется. Остальные аппараты остаются годами не распакованными…
– С чем вы это связываете?
– Ну, во-первых, мы все знаем, что такое «тендер» и что такое «откат»…
Во-вторых, медики совершенно не заинтересованы в изучении новых технологий, потому что нет механизма возврата денег, нет цивилизованного рынка медицинских услуг.
– Так кто же фактически в КР является хозяином зданий больниц?
– Как такового хозяина нет. Часть зданий принадлежит формально Фонду государственного имущества КР, но многие здания находятся на балансе мэрий городов, где расположены больницы. А реально ими владеют главврачи. Как сказал Джордж Сорос, «богатство заключается не в праве владения, а в праве использования».
PR.kg