К годовщине "июньских событий" хочется поставить финальную точку, обозначить виновных, найти "корни" конфликта, утрясти все спорные моменты, достичь полного примирения сторон и в конечном итоге подправить имидж страны в глазах мирового сообщества. Но вот беда, что ни отчет, то новые проблемы. Не успела страна остыть от выводов международной комиссии, как своя депутатская комиссия (Жогорку Кенеша) еще больше все запутала. В отличие от первых двух комиссий, депутатская "козлами отпущения" сделала силовой блок республики. Мол, Государственный комитет национальной безопасности "проспал" процесс зарождения и развития межнационального конфликта, а МВД оказалось не способным этот конфликт предотвратить, или хотя бы минимизировать его последствия.

И в числе рекомендаций, в первую очередь предлагается освободить от занимаемых должностей председателя ГКНБ, министра обороны, начальников и замов силовых ведомств, отменить указы о присвоении воинских званий, и т.п. Удивительно, однако, то, что подобные рекомендации дает депутатская комиссия, которую возглавил депутат ЖК от фракции "Ар-Намыс" Токон Мамытов, – тот самый, который в 2005 году после "мартовской революции" исполнял обязанности руководителя Службы национальной безопасности, был руководителем канцелярии Администрации Президента КР, Секретарем Совета Безопасности, руководителем Пограничной службы. Уж он-то хорошо знает цену "силовому блоку", что называется, по долгу службы и своим профессиональным навыкам. Неужели действительно, все так запущено в этой сфере?

Неужели, на самом деле вся вина за межнациональный конфликт ложится на руководителей силовых и правоохранительных структур?

Конечно, руководители ведомств и их замы – это не "стрелочники". Эти люди имеют и политический вес, и профессиональный авторитет, и должны были сами понимать значимость своей должности и меру ответственности за принимаемые решения, или за непринятие решений в сложных политических ситуациях. Но насколько правильно с политической точки зрения, да и в расчете на перспективу укрепления стабильности и межнационального мира сводить все проблемы к силовым вариантам?

Конечно, Мамытов, возможно, в силу своего высокого профессионализма при узкой специализации просто не видит других путей решения межнациональных конфликтов, кроме силового варианта? Но в новых политических условиях и при нынешнем уровне демократии уже просто невозможно строить мир и счастье народа при помощи водометов, слезоточивого газа, резиновых дубинок и резиновых пуль. НЕВОЗМОЖНО! Нужно искать иные пути решения межнациональных конфликтов – ПОЛИТИЧЕСКИЕ! Следовательно, роль силовых структур в решении внутренних проблем государства очень серьезно сокращается. И перекладывать всю ответственность на силовиков в этой связи – вряд ли уместно.

Но даже не этот аргумент является основным в нашем анализе итогов работы депутатской комиссии. Почему общественность так негативно отреагировала на результаты предыдущих комиссий?

Первый анализ (комиссия А.Эркебаева), помнится, сделал крен на виновность узбекской стороны конфликта, и основной удар обрушил на лидеров узбекской диаспоры. Их обвини в том, чего они не совершали. К примеру, так и не удалось найти документальных подтверждений сепаратизма, да и призывов к бунту не было, как и многого другого. Международная комиссия, подсчитав жертвы с одной и другой стороны, приняла чисто "арифметический" метод на вооружение, объявив "потерпевшей" ту сторону конфликта, в которой было больше жертв (узбеки), и соответственно переложила большую часть вины на сторону, которая понесла меньшие потери (кыргызов).

И вот появился отчет депутатской комиссии. Собственно, а что мы вообще ждали от этого отчета? Да, общество надеялось, что профессионал Токон Мамытов (который с 1980 года работает в структурах КГБ республики) восполнит пробелы предыдущих расследований и ответит на вопросы, которые больше всего волнуют обе стороны конфликта. Что предшествовало обострению конфликта? Проблемы то сам Мамытов очень хорошо знал, работая столько лет в СНБ, Погранслужбе, Совбезе и других важных участках. Ведь межнациональный конфликт на юге страны существует на протяжении 20 лет и опытный чекист должен был предусмотреть такие событий, когда занимал столь важные должности в силовых структурах.

Сегодня на юге простые люди говорят: не нужно ворошить прошлое, пусть побыстрее заживут раны во взаимоотношениях кыргызов и узбеков и наступит не декларативный, а подлинный мир, чтобы людям было не страшно жить и работать. Подобные отчеты, скоропалительные и невразумительные выводы и рекомендации не способствуют установлению мира. Потому, что не отвечают на те вопросы, которые задают все здравомыслящие люди, а пытаются еще больше запутать это дело, сместить акценты, увести от ответственности истинных виновников конфликта и назначить "козлов отпущения".

Общественность не только юга, но всей республики сыта по горло инсинуациями, ложью, подтасовками, связанными с этими событиями. Уж лучше вообще ничего не говорить, чем лгать собственному народу.

Омурбек Рыспаев

                                                                                                                                          Источник - Белый парус.