Печать
Политика
Просмотров: 1651

 

Выборы главы государства в Кыргызстане станут не только самой горячей, но и самой непредсказуемой политической кампанией 2011 года.

Выборы в президенты стартовали, еще не начавшись. Политические игроки вовсю пиарят себя в СМИ, проводят встречи с электоратом, выступают с программными заявлениями. Число потенциальных кандидатов стремительно увеличивается, виртуально дробя на части блоки и партии. Эксперты пытаются предсказать, как скажется предстоящая гонка на будущий состав правительства и расклад сил, внутреннюю и внешнюю политику. Сходятся наблюдатели, пожалуй, только в одном - эти выборы станут настоящей гонкой на выживание, участники которой будут бороться друг с другом всеми доступными силами и средствами.

На кону... все?

"На предстоящих выборах президента Кыргызстана будут использоваться региональный, религиозный, финансовый факторы, подтасовки и административный ресурс, - заявил на днях экс-министр иностранных дел, политик и общественный деятель Эднан Карабаев. - Никуда пока мы от этого не денемся, что не принципиально. Главное, чтобы выборы состоялись. Сейчас основная задача для КР - сохранить стабильность, от которой зависит государственность".

Сохранится ли стабильность? Вот главный вопрос, на который пока нет ответа, что и пугает многих. Тем более что выборы главы государства будут проходить на фоне опасных трендов - шовинистической риторики и обострения межрегиональной конкуренции. Общенационального лидера в Кыргызстане по-прежнему нет, и справедливы опасения в том, что отбор главы государства будет проводиться по географическому принципу, усиливая раскол внутри страны. Предпосылки к этому, увы, уже имеются. Некоторые политики, включая парламентариев, активно играют на трайбалистской нотке, противопоставляя себя уроженцам из других регионов и усиливая сепаратистские настроения.

Большим подспорьем на предстоящих выборах обещает стать узбекская диаспора, чьи лидеры либо рассеяны, либо вынужденно покинули страну. Община, как утверждают эксперты, дезориентирована. После июньских событий 2010 года политики обещали ей безопасность, но воспользовались паническими настроениями диаспоры только затем, чтобы заручиться ее поддержкой во время парламентских выборов. Вполне допустимо, что в течение президентской кампании истеблишмент вновь будет апеллировать к тем же чувствам. Получив голоса узбекской общины, все еще ощущающей себя единым целым, кандидат в президенты получит значимое преимущество перед соперниками. Но станет ли этот кандидат отстаивать политику интернационализма?

В отсутствии доверия всей страны к тому или иному лидеру, местным политикам не остается ничего иного, как вновь апеллировать к внешнему фактору. В Кыргызстане традиционно бравируют поддержкой России. Но, как показала не одна политическая кампания в КР, Кремль давно не кладет все яйца в одну корзину. Даже если официальная Москва и сделает ставки, то явно не на одного игрока. Впрочем, тех, кто не удостоился внимания РФ, гораздо больше и в их интересах пытаться играть отечественной картой. Однако пока население не верит в способность местного политбомонда обеспечить стабильность. Кризис национального бренда уже можно назвать перманентным, что свидетельствует: в глазах электората доморощенная элита полностью дискредитирована.

Проект "Альтернатива"

Наибольшим "внешним активом" на сегодня в Кыргызстане обладает лидер СДПК и премьер-министр Алмазбек Атамбаев. Он и считается фаворитом предстоящей гонки за президентский портфель. Но симпатии России - только часть его выборного багажа. Главный социал-демократ теперь обладает мощным инструментом - административным ресурсом, который, как правило, работает в пользу исключительно тех, кто занимает руководящие посты. Такова природа многих чиновников, в том числе и премьер-министров.

В парламентской оппозиции не скрывают заинтересованности в том, чтобы досрочно снять с выборной дистанции фаворита Алмазбека Атамбаева. В партии "Ата Мекен" надеются, что премьер-министр останется на своем посту, польстившись на расширение полномочий. Однако захочет ли Алмазбек Атамбаев стать канцлером? Сомнительно. Глава правительства в Кыргызстане связан по рукам коалиционными договоренностями, что доставляет больше неудобств, чем преимуществ. Особенно в свете возникающих "коррупционных скандалов" с участниками правящей тройки. Срок полномочий премьер-министра напрямую зависит от целостности блока большинства.

Президентский штандарт не предполагает участия его обладателя в реальном управлении (в котором, к слову, политическая элита КР хромает на обе ноги). Полномочия сводятся к представительским функциям. Но не исключено, что президентство привлекает участников истеблишмента возможностью протащить изменения в Конституцию с закреплением больших полномочий главы государства. Отсылка на то, что Основной закон не должен меняться до 2020 года, мягко сказать, наивна. В Кыргызстане Конституция неоднократно перекраивалась в угоду чьих-либо интересов, а сам политбомонд никогда не стремился соблюдать ее положения. Самым, пожалуй, ярким примером тому является выдавливание из употребления официального языка.

Будет ли участвовать главный фаворит в борьбе за высший государственный пост - пока на этот вопрос его окружение отвечает пространственно и туманно, как и сам Алмазбек Атамбаев. Но никто уже не сомневается, что совсем скоро премьер-министр заявит, что выходит на старт исключительно потому, что его просит об этом электорат.

Эксперты же считают, что его участие не сделает выборную гонку безальтернативной. В Кыргызстане пока нет политической силы, которая считалась бы доминантной. Хотя не исключено, что рано или поздно такая появится.

Комплот

Интересную версию выдвигает известный политолог Тамерлан Ибраимов. Он указывает на возможность реализации в Кыргызстане латиноамериканского сценария, при котором власть может стать ареалом обитания двух-трех партий, вступивших в сговор. Эти организации попеременно будут передавать бразды правления друг другу, создавая видимую, но формальную конкуренцию, а на деле жестко отсекая от реальных рычагов остальных.

Эта версия имеет право на существование, поскольку в Кыргызстане уже предпринимаются попытки создания условий для появления "двухпартийной" системы. Апологеты последней приводят в пример Великобританию, США и Канаду. Попытки строительства двухпартийной системы, как считают в экспертных кругах, наблюдаются в России, где возглавить "конкурирующие" структуры, по бытующим версиям, могут участники тандема. Однако пока реализация парного проекта в РФ больше занимает умы аналитиков, чем осуществляется в реальности. Да и политическая конкуренция, существующая между партиями большинства в вышеупомянутых странах, по сути, сохраняет во власти одни и те же элитарные группы, не меняя коренным образом ни внешней, ни внутренней политики этих государств.

Теория политического заговора, впрочем, скорее, более применима не к представителям бывшей оппозиции. Уж она то как раз показала неспособность договариваться. Гораздо продуктивнее достигают согласия представители группы политиков, которых до недавнего прошлого называли "реваншистами". Впрочем, эту компанию, скорее, справедливее назвать "чинолюбцами", поскольку значимая часть ее участников пребывала во властных кабинетах и при предыдущем, и при первом президентах Кыргызстана. Не удивительно, что им удалось сохранить позиции и после "апрельской революции".

Вполне вероятно, что эта группа сможет выставить своего кандидата, который будет поддержан как частью партии "Ата-Журт", так и оппозиционными, но близкими к ней по региональному происхождению организациями. Что противопоставит ей бывшая оппозиция и сдюжит ли? А главное, к чему приведет борьба команд? Ранее президенты в независимом Кыргызстане менялись только в силу форс-мажора. Традиция сохранится?

                                                                                                                                                                   Источник - 24.kg.