Ш. Бактыгулов: Они в то время думали, что если выставить 9%-ый порог, то в Жогорку Кенеш придут сплошь олигархи и бизнесмены.

— Шерадил мырза, сейчас обостряется спор об избирательном пороге. Некоторые депутаты и общественные активисты поднимают инициативу снижения до 7% утвержденного до этого в законе 9%-го порога. Это правильно?

— Да, ходят разговоры о снижении 9%-го порога. Эту границу инициировали Омурбек Бабанов и Мирлан Жээнчороев, в свое время внесли в закон. Они в то время думали, что если выставить 9%-ый порог, то в Жогорку Кенеш придут сплошь олигархи и бизнесмены. Но они не знали, что во время предвыборной агитационной кампании, а потом во время прохождения выборов все изменится. Будь так, как они задумали, то Жогорку Кенеш пошел бы совсем другим путем.

Для нас избирателей сейчас лучше 9%.  Причина в том, что для прохождения 9%-го порога каждый политик или общественный активист будет вынужден согласовывать друг с другом, приходить к единству. Мы знаем, сейчас более 200 политических партий зарегистрированы в Министерстве юстиции. Насколько много мелких политических партий, настолько же измельчают цели и вопросы. Вот сейчас программы мелких партий формальные. Даже придя в парламент, не сможет в одиночку сформировать правительство и выполнить обещания.

— Все равно, как прежде, решит партийный лидер?

— При 9%-ом пороге, во-первых, политические партии будут вынуждены объединяться, в итоге партия разовьется. Во-вторых, снизится роль «атамана» политических лидеров, на первый ряд выйдет политическая партия. Работники среднего звена поднимутся наверх, то есть на передний план выйдут люди, реально работающие с народом. Еще одна хорошая сторона, после объединения политики начнут работать над своими программами. За спиной начнется борьба программ, конкуренция. На выборах мы станем выбирать программы. Сейчас видим, все программы как один похожие. Избиратели не смотрят на программу, а голосуют за отдельного человека. А потом после прихода в парламент все летит кувырком, депутатами становятся безграмотные в работе люди. 9%-ый порог решит это. Кроме того, с введением 9%-го порога избиратели станут задумываться, за ту или иную партию мне проголосовать. С появлением надежных кандидатов повысится качество избирателей. В общем, если поддержим 9%-ый порог, то нам будет лучше. Раз перешли к парламентскому государству, дали больше власти Жогорку Кенешу, следовательно, мы должны повысить ответственность людей, приходящих туда.

— Вы сказали 9%-ый порог удобен избирателям, а при подходе к избираемым не будут ли созданы условия одним богачам, а безденежные соотечественники не оттеснятся на обочину?

— Если у человека есть деньги, но нет поддержки народа, он не пройдет. При 9%-ом пороге денежные люди будут вынуждены договариваться с активными, уважаемыми людьми. А 7%-ый порог легкий, по квотам наберут себе сколько-нибудь молодежи, представителей других национальностей, женщин, подкупят также избирателей. При низком пороге уйдет меньше денег, с повышением порога тратится больше средств. И богачи начнут задумываться, мол, потрачу много, не стану ли завтра банкротом. Например, в Турции с внедрением 10%-го порога качество намного улучшилось. Само собой разумеется, у них политическая ответственность избирателей и избираемых людей высока. У них не похоже на нас.

— В чем особенность?

— Они стоят на своей позиции, не продают голос. Если кого-то изберут, то до конца поддерживают, если надо, и на акцию выйдут. Но выборы проходят чисто, выйдет решение ЦИК – признают. В Турции политические цели и программы точные. Открыто видно, в какую сторону идет, не отклоняется от курса. А у нас в программе пишут одно, придя в парламент, делают другое. Нет ответственности.

 

Источник: газета «De факто» №42 от 25.10.2019/стр.10

FacebookMessengerWhatsAppTelegramE-mail