И. Масалиев: Кадамджае никто другой не станет мэром, кроме уроженца Кадамджая, а в Нарыне – уроженца Нарына.

 

 

— Исхак Абсаматович, предлагают избирать мэра напрямую, а не депутатами городского кенеша. Как вы на это смотрите?

 

— Я иначе смотрю на этот вопрос. Скажу открыто, у нас есть такое понятие, как национальный вопрос. Особенно на юге. Завтра, если будут выборы, между народами могут возникнуть споры. Чтобы не доводить до этого, нужно придерживаться нынешнего варианта – выборов мэра депутатами. Если внедрим систему прямых выборов, то в Кадамджае никто другой не станет мэром, кроме уроженца Кадамджая, а в Нарыне – уроженца Нарына. Тогда мы усилим землячество.

 

Я думаю, что нам нужно создавать вертикаль власти. Мы все разрушили, поэтому сейчас нет понятия государственной власти, государственного могущества. Есть еще один вопрос – сейчас в Кыргызстане 25 городов и большинство из них сидят на дотации, финансируются государством. Нельзя им сказать: «Самостоятельно избирайте мэра». Перед выборами все обещают сделать то-се, но на следующий день все идут в Министерство финансов и говорят: «Нужны деньги». Поэтому пока рано напрямую избирать мэра. Возможно через 20-30 лет, когда страна встанет на ноги, мы дойдем до этого.

 

— Атамбаев дважды отказался приходить в суд по делу Батукаева. Позволяет ли закон привести его в суд принудительно?

 

— Нежелание идти в суд – это перебор. Он обязан, должен явиться. Если ему это сойдет с рук, то это перерастет в дурной прецедент. Если не хочет идти, нужно взять за руку и привести в суд. Заключение под стражу – это заключение под стражу, это не пребывание у себя дома. Почему закон не должен этого допускать? Я никак не пойму его позицию: «Я не пойду в ваш суд». Если он чист, то может прийти в суд и доказать, что невиновен, выложить факты. Справедливости ради стоит отметить, судей, к которым он не хочет идти, он назначил сам, будучи президентом. Так как понимать его слова о том, что он не доверяет судьям?

 

— А кого кыргызы называли «отцом народа»?

 

— «Отец народа» — это не должность. Президент или депутат не могут быть отцом народа. Кыргызы называли «отцом народа» людей, которые сплотили народ, создали светлое будущее народу. Даже в этом случае такую оценку давали людям только после их смерти. Турки назвали «отцом народа» Ататюрка. Когда он был жив, его часто критиковали, на него неоднократно совершали покушение. А у нас «отцами народа» можно назвать Турдакуна Усубалиева и Абсамата Масалиева. Как бы мы их ни критиковали, они отстроили город, в котором мы живем. Не нужно называть «отцом народа» человека, который еще работает. Первая опасность – этот человек действительно может поверить в то, что стал «отцом народа». Сделавший такое заявление человек то ли допустил ошибку, то ли нарочно так сказал, чтобы вызвать негативную реакцию со стороны народа. Нужно быть осмотрительными, делая заявления.

 

Источник: газета «Азия news» №40 от 17.10.2019 / стр. 2