Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков накануне, 16 октября, принял председателя Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению референдумов Нуржан Шайлдабекову.

Информация не вызвала интереса даже у гражданского сектора, который запоздало начал бить в колокола по поводу непомерного избирательного порога.


На самом деле рабочий разговор между Сооронбаем Жээнбековым и Нуржан Шайлдабековой очень важен.
Встреча главы государства с председателем ЦИК - сигнал "Белого дома": досрочных выборов в Жогорку Кенеш седьмого созыва не будет.


Они пройдут в срок, ровно через год. По крайней мере, в официальном сообщении, распространенном пресс-службой президента по итогам встречи, указаны сроки проведения выборов разных уровней. И, так сказать, черным по белому - выборы в Жогорку Кенеш пройдут в октябре 2020 года.

 

О правилах игры

 

Полгода назад, выступая на заседании парламента, Сооронбай Жээнбеков сказал: "В 2020 году состоятся парламентские выборы. Всем участникам выборов обеспечат одинаковые права. Правила выборов определят за год до начала, они не будут меняться. Все партии заранее предупредят о правилах игры".


Глава государства слово сдержал. Правила игры объявили и, надеемся, в дискуссиях о сроках и роспуске парламента поставили точку.


Открытых избирательных списков не будет.


Главное новшество предстоящих парламентских выборов - 9-процентный барьер, который надо преодолеть партиям, чтобы попасть в Жогорку Кенеш. Удивляет апатия, с которой гражданский сектор и сами партии отнеслись к нововведению.


9-процентный барьер депутаты Жогорку Кенеша утвердили в конце июня. Однако никто не забил в набат, не проводил круглые столы, не выступал против. Молчали и международные организации, раньше чувствительно относившиеся к любому откату от демократических принципов. Кыргызстан перестал быть для них эталоном демократии западного образца в Центральной Азии?


Наша страна стала единственным государством в СНГ с таким высоким избирательным порогом.


В соседнем Казахстане он составляет 7 процентов, в России - 5. В европейских странах в среднем тоже до 5 процентов.
Активное обсуждение 9-процентного барьера активисты начали только сейчас. Встревожены и сами депутаты. Но, как говорится, поздно пить боржоми.

 

Почему высокий порог - это плохо

 

Если бы в Кыргызстане имелась развитая партийная система, то высокий избирательный порог вполне допустим. Вернее, он не стал бы катастрофой. Был бы логичен такой ход событий и для власти, опирающейся на свою партию. Она стремилась бы взять большинство в парламенте и устранить "головную боль" в виде небольших, но требовательных партий.

 

Экс-спикер парламента профессор Зайнидин Курманов считает, что цель высокого избирательного порога - добиться укрупнения партий и политической стабильности, чтобы мелкие партии не диктовали свои условия крупным.
"Но это возможно в странах с развитыми партиями. У нас это попытка сохранить олигархическим группам власть и закрыть вход в парламент новичкам. А ведь молодые партии - это смена поколений и новые возможности для развития страны", - сказал Зайнидин Курманов.


Это монополизация власти в руках протопартий, олигархических групп и дальнейшая политическая и экономическая стагнация. Это главный минус. - Зайнидин Курманов

 

Ждать обновления не стоит

 

Уже очевидно, что шансы на обновление Жогорку Кенеша ничтожно малы. То есть новые лица, конечно, придут. Но, по сути, из той же "илитной" обоймы. 9-процентный барьер и нежелание вводить открытые партийные списки укрепят монополию кланово-олигархической системы на депутатские мандаты.

 

Партии в Кыргызстане - это клубы партнеров по интересам, зачастую бизнес-интересам.


Они даже не скрывают, что намерены отстаивать интересы определенной части общества, что у них есть свой концепт развития страны, свои идеологические принципы. Поэтому наши псевдопартии идейного избирателя и не ищут. Все лозунги и кампании - в масштабах всей страны и для всей страны. А значит, конкретно ни для кого.

 

Еще очень важный аспект: за год до выборов-2020 ясности в вопросе, какая партия станет партией власти, нет.
Очевидно, что голосовать традиционно кыргызстанцы будут не за программы и даже не за партийный бренд, а за конкретных политиков. Пусть не очень образованных, пусть не с самой чистой репутацией, но узнаваемых и с деньгами.
В стране с такими темпами экономического роста, как у нас, таким уровнем безработицы и бедности монетизация голоса на выборах - процесс предсказуемый. Подкуп избирателей всегда был одной из популярных и работающих технологий в Кыргызстане. Очередные парламентские выборы исключением не станут.

 

Источник - 24.kg