Свободный микрофон

 

- Здравствуйте Евгений Анатольевич! Ваш институт специализируется на изучении интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. И естественно, не обделены вашим вниманием и политические процессы в странах-членах этой организации. В связи с этим, что вы думаете относительно обострения политической ситуации в Кыргызстане после публичных взаимных упреков и обвинений бывшего президента Алмазбека Атамбаева и действующего главы государства Сооронбая Жээнбеков?  Каковы перспективы дальнейшего развития ситуации, на Ваш взгляд?

 

- Ситуация складывающаяся на политическом поле Кыргызстана на мой взгляд не столь критическая, как пытаются ее драматизировать некоторые политики и политтехнологи. Жээнбеков дал четкий сигнал кыргызскому обществу и всему внешнему миру, что он вполне самостоятельная и дееспособная фигура в политике, у него четко намечены векторы выстраивания разумного и продуктивного взаимодействия как внутри кыргызского общества, так и за его пределами. Атамбаев должен понять и осознать, что он уже не первое лицо государства, и методы манипулирования новым президентом, это не более чем его фантазии и несбыточные желания.

 

Нужно отметить, что волну упреков и обвинений по допущенным просчетам властей былых лет начал не Жээнбеков, а именно Атамбаев, таким образом, пытаясь раскачать ситуацию в стране и не прикрытое желание ослабить набирающего политический вес вновь избранного президента. Достаточно вспомнить весенний съезд СДПК, где, на мой взгляд, Атамбаевым были допущены необдуманные и непростительные высказывания в адрес Сооронбая Жээнбекова. Мы, политологи и эксперты, часто наблюдаем и анализируем процессы преемственности власти в различных странах, но не так часто видим столь радикальные расколы.  Именно один из таких произошел в Кыргызстане между бывшим и действующим президентами. Не надо забывать, что Жээнбеков был протеже именно Атамбаева, соответственно возникает вопрос: откуда у Атамбаева столько претензий к Жээнбекову через четыре месяца правления, куда Атамбаев смотрел раньше? Дело в другом, Жээнбеков не согласился быть марионеткой Атамбаева и играть по атамбаевским правилам, чем стал неугоден и вызвал гнев экс-президента, который вылился в публичное пространство.

Думаю, шаги, предпринимаемые Жээнбековым на посту президента во многом верные и своевременные для кыргызского общества. Ему за оставшиеся пять лет необходимо решить множество экономических и социальных вопросов, разгрести атамбаевское наследие, такое как разросшуюся коррупцию, троекратно выросший внешний долг и т.д.

 

Кратко я бы охарактеризовал бывшего и нынешнего президентов двумя понятиями, бывший в большей степени был популист, нынешний — хозяйственник.  Думается, что в ближайшие год-два Кыргызстан ждут серьезные перемены в лучшую сторону.

 

- Ряд российских экспертов заявили о том, что действующий президент априори получит поддержку Москвы, если конфликт между двумя лидерами перешагнет какую-то черту, и не дай бог, кто-либо захочет заручиться поддержкой России. Поскольку такова, мол, позиция Кремля — иметь дело только с действующей властью. Что скажете по этому поводу?

 

- Если внимательно всмотреться и проанализировать внешнюю политику России при президентстве Владимира Путина, то тактика и позиция взаимодействия с государствами-партнерами была непоколебимая. Президент и российские органы власти поддерживают и выстраивают диалог с действующей властью стран-партнеров, избранных на демократических выборах, путем народного волеизъявления. И говорить о том, что Президент России или кто-то из высших должностных лиц российского государства попытаются влиять или пытаться регулировать взаимоотношения между Жээнбековым и Атамбаевым, глупо и абсурдно. Уникальность Путина заключатся в том, что он четко может разграничивать личное и общественное. Да, мы шесть лет наблюдали как тесно и порой дружески выстраивались отношения между Президентом России и Атамбаевым, но не более этого. И не нужно думать, что, представляя Путину Жээнбекова, как своего преемника, Атамбаев заручался у российского президента какой-либо индульгенцией или покровительством, на реализацию своих дальнейших политических планов в Республике Кыргыстан. Россия приняла как должное выбор Атамбаева в отношении Жээнбекова, как приемника и просто наблюдала со стороны и посредством откомандированных наблюдателей за избирательным процессом в Кыргызстане. Кыргызский народ свой выбор сделал. А спекуляции на тему кого поддержит в споре московский Кремль, абсурдны и беспочвенны, просто это кому-то в кыргызском обществе надо, с целью дестабилизации обстановки.

 

- Сооронбай Жээнбеков год как является главой страны. Заметны ли вам, как эксперту, какие-либо позитивные изменения в кыргызской политике, пусть даже это будет касаться только интеграционной сферы?

 

- Ну скажем так, что на наш взгляд, год правления -  это мало, для того чтобы давать качественные характеристики правления действующему президенту, учитывая то не простое наследие, которое ему досталось, о котором мы уже говорили. Во-вторых, не нужно забывать кыргызское общество многогранно и импульсивно. Жээнбекову, на мой взгляд, удается выстраивать диалог с обществом и элитами. Инициированные им после заседания Совета безопасности Кыргызстана реформы правоохранительной и судебной системы, были не что иное как удовлетворение запроса общества. Жээнбеков ведет свою политику открыто, а не кулуарно, как это зачастую было при Атамбаеве. Последние годы правления Атамбаева ознаменовались популизмом, преследованием политических оппонентов, и полной деградацией кадровой политики.

 

На протяжении десяти лет, возглавляемый мною институт, тесно сотрудничает с Кыргызстаном, и мы знаем не понаслышке, сколько достойных и профессиональных кадров, какой человеческий ресурс и потенциал имеет ваша республика. Чем руководствовался Атамбаев, наделяя властными полномочиями маргиналов, а зачастую, абсолютно сомнительные личности, нам не понятно, впрочем, как думается было не понятно и кыргызскому обществу. Жээнбеков пошел иным путем, на наш взгляд более правильным и рациональным, сделав ставку на проверенные и профессиональные кадры. Жээнбеков встречается и обсуждает дальнейшую судьбу страны с общественниками, гражданскими активистами, бывшими спикерами и премьерами, экс-руководителями государственных органов страны, представителями бизнес сообщества, он выстраивает гражданский диалог и в этом думается, заложен дальнейший успех его правления.  Как в народе говорят: «поживем-увидим», кыргызское общество довольно критично, политизировано и демократизировано. В 2020 году в республике пройдут парламентские выборы, и именно каким образом будет сформирован парламент, какие политические силы его наполнят, во многом будет определять дальнейший путь развития Кыргызстана.

 

-  Несмотря на то, что со времени вступления Кыргызстана в ЕАЭС прошло довольно значительное время, у нас до сих пор вопрос целесообразности этого шага вызывает споры. Когда кыргызстанцы почувствуют реальные выгоды от вступления в эту организацию? Или же мы их просто не замечаем?

 

- Не думаю, что в сравнительно слабой и неокрепшей в социальном и экономическом плане Кыргызской Республике прошло значительное время, чтобы уже всецело и полноценно ощутить все преимущества от вступления в ЕАЭС. То, что, шаг на пути интеграции Кыргызстана в ЕАЭС был сделан руководством республики своевременно, однозначно верно и разумно, с большим прицелом на будущее. Мы уже сейчас наблюдаем в рамках ЕАЭС, желание некоторых государств присоединиться к данному объединению, и то, что Кыргызстан стоял у истоков создания ЕАЭС, в этом есть серьезные преимущества.

 

В первую очередь нужно отметить большое преимущество для Кыргызстана от участия в ЕАЭС — это приведение в соответствие с нормами ЕАЭС нормативно-правовой базы таможенного, налогового, санитарно-эпидемиологического, финансового, транспортного регулирования. И здесь понадобилось немало времени и усилий, как Кыргызстана, так и других стран-участниц ЕАЭС для наведения порядка. Если посмотреть статистику, то со времени вступления Кыргызстана в ЕАЭС значительно улучшилась динамика экспортно-импортных операций республики, что говорит об увеличении бюджетных поступлений. Во-вторых, Кыргызстан, став членом ЕАЭС, автоматически становиться участником многих энергетических, транспортных, инфраструктурных и иных проектов, планируемых к реализации в рамках ЕАЭС, на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе. В-третьих, это все те преференции и преимущества, которые в рамках интеграции в ЕАЭС получают кыргызские мигранты, работающие в России. И таких позитивных моментов для Кыргызстана множество, однозначно можно констатировать о положительной динамике от вступления вашей страны в ЕАЭС. И если в данный момент рядовые жители Кыргызстана вполне не ощущают позитивного эффекта от данной интеграции, то в ближайшей перспективе они обязательно это оценят.

 

 

Источник - Elgezit.kg