Мы не можем отрицать, что в господине Ахмате есть как лидерские качества, так и харизма. Он один из политиков с юга, на выборах доказал, что пользуется широкой поддержкой. Мой собеседник пережил и взлеты, и падения, ждет подходящего случая в политике и живет обычной жизнью. Беседа началась с разговоров, которые звучат о нем в последнее время. 

 

- Ахмат аке, в последнее время в средствах массовой информации публикуются односторонние материалы о вашей научной работе. Правда ли, что научную работу вам написали за 15 тысяч долларов, но вы не защитились, так как работа была «сырой»? Вы хотели спешно защитить вашу докторскую диссертацию при поддержке ректора КЭУ Толобека Камчыбекова? Может расскажете подробности?

 

- Если в большой политике начинается черный пиар против отдельного политика, следует понимать, что впереди большое политическое событие. В последние дни ходят разговоры о возможных парламентских выборах. Тем самым я хочу сказать, что некоторые политические силы могут готовиться к парламентским выборам. Оставляю на суд Божий низкоуровневых и «слепых» людей, которые на ровном месте организовали мне черный пиар. Аллах все видит, накажет тех, кто необоснованно очерняет других. Жизнь со временем это показывает. Не хочу приводить примеры, сами видите. Не будем злорадствовать.

 

Что касается научной работы, то кандидатскую я писал около шести лет. Моим научным руководителем и членом научного совета при Кыргызском экономическом университете был академик Турар Койчуев. Под его руководством я защитился. Затем перешел к написанию докторской работы. Прошло восемь лет с тех пор, как я защитил кандидатскую. Конечно, у докторской работы есть свои требования. Чтобы ее защитить, требуется время, а не 1-2 года. За это время нужно трудиться над научными статьями и монографиями. Защита докторской работы, вокруг которой поднялась шумиха, была назначена еще на февраль 2014 года. Но влиятельные политические силы посадили меня за решетку в ноябре 2013 года. Тогда я не смог защитить докторскую работу. Теперь наступила пора защитить эту научную диссертацию. До защиты докторской работы я на достойном уровне преодолел все научные правила-условия, сейчас готовлюсь защищаться. Вы еще спросили о ректоре Толобеке Камчыбекове. Так как научный совет был основан при данном экономическом институте, в этом совете могут защищаться не только специалисты из Кыргызстана, но и из других стран. Толобек Камчыбеков обязан ввести работу на рассмотрение научного совета. Я горжусь тем, что он вывел КЭУ на уровень передового образовательного учреждения в Средней Азии. Желаю успеха ему в работе.

 

- Но ведь проректор КЭУ Кобогон Атышов подтвердил, что ваш труд был «сырым»?

 

- Наверное этот человек не ознакомился детально с моей работой, но в дискуссии он участвовал, озвучивал свое мнение. В своем интервью, Кобогон Атышов заявил: «Нужно подавать в суд на лжецов». При защите научной работы в совете есть специальные шифры по квалификации науки. Члены научного совета озвучили только пожелания по поводу шифров, предусмотренных наукой, под которые подпадает моя докторская диссертация. Некоторые утверждают, что члены совета выступили против моей работы и заявили, что она не годится. Такого не было. Есть специальные протоколы по данному поводу. Выше я говорил, что скандальная информация о моей докторской работе – сплошная ложь. Защищать эту работу я намереваюсь при моем научном руководителе, бывшей коллеге, профессоре Эльмире Жумалиевой. Мы с Эльмирой Жумалиевой вместе работали в комитете по финансам. Свою работу в комитете, инициативы по бюджету, мы вносим в науку. Какая честь может быть у людей, которые распускают слухи, мол, Келдибеков заплатил Эльмире Жумалиевой, чтобы она написала ему научную работу? Можно найти таких людей и подать на них в суд. Я готовился обратиться в суд, найти людей, которые распускали такие слухи, но не нашел конечного адреса. Сперва информация появилась в социальных сетях и сайтах, потом перепечатали в газетах. Хотел подать в суд на газеты, но они ссылаются на сайты, откуда скопировали. А адрес сайта найти тяжело. В таких условиях бессмысленно судиться с низкоуровневыми и «слепыми» созданиями. Клевета никогда не станет правдой. Они не смогут очернить меня такими путями. Я могу передать вам монографию на кыргызском языке, прочитайте, если хотите, опубликуйте для читателей. Если бы в 2013 году меня не посадили, научную работу я защитил бы еще тогда. Выше я говорил, что в последние дни появился черный пиар против меня и Камчыбека Ташиева. Значит, впереди парламентские выборы.

 

- Судя по тому, как вы намереваетесь защитить докторскую диссертацию, увлеклись наукой, вы устали от политики? В политике вы не активны, взяли перерыв. Вы решили уйти в науку? Экс-президент Атамбаев обещал, что уведет с собой политиков, которые были во власти 20 лет. Вы попали в этот список?

 

- Если интересно, кого хотел увести с собой экс-президент – спросите у него. Что происходит в политике – сами видите, избран новый президент. В политике легко кого-то критиковать и кому-то давать советы. Трудно самому участвовать в работе и решать проблемы. Не прошло и 100 дней с тех пор, как президент Сооронбай Жээнбеков приступил к работе. Нам нужно помогать всенародно избранному Сооронбаю Жээнбекову, став для него руками и ногами. Только тогда в нашей стране будет прогресс. Думаю, неразумно критиковать только приступившего к работе главу государства. А научной работой я увлекся еще в России, когда учился в институте. Трудовой путь начал в нашей академии наук, по направлению из высшего учебного заведения. По выбранной мной теме в академии наук появились 5 кандидатов наук и 4 доктора наук. Распался союз, науке не уделялось много внимания, поэтому я работал в сфере экономики и финансов, моя научная работа была приостановлена. Позднее я решил продолжить эту работу, кандидатскую защитил 8 лет назад, а докторскую собираюсь защитить сейчас.

 

- Было ли у вас время на написание научной работы, когда вы были депутатом, спикером, председателем Социального фонда и Таможенной службы? Вы много лет занимали должности, как находили время на научную работу? Что-то не сходится…

 

- Неважно, какую должность я занимал, научную работу я окончательно не забросил. Например, дважды был депутатом Жогорку Кенеша, членом и председателем комитета по бюджету. Тогда я совмещал работу с научной работой. Если в будущем вернусь в политику, я не перестану заниматься наукой. Это мое давнее пожелание. Хочется, чтобы моя научная работа хоть немного помогла будущему поколению.

 

- Звучат различные предположения о парламентских выборах. А что вы прогнозируете?

 

- Вы правы, звучат разные предположения о парламентских выборах. Одни говорят, что выборы состоятся, другие считают, что парламент должен отработать до конца года. Увидим. Мы не ясновидящие, чтобы заглядывать в будущее. Все зависит от политической ситуации. Сегодня мы занимаемся партийной работой. Партия «Ата Журт» участвует на выборах в местные кенеши. На сегодняшний день наши депутаты сидят в 4-5 городских кенешах. На предстоящих парламентских выборах мы обязательно будем участвовать. Но жизнь не ограничивается стремлением занять государственную должность. Есть бытовые вопросы, воспитание детей. Сейчас я занят повседневными делами.

 

- Значит, вы вдохнете жизнь в партию «Ата Журт», оживите ее?

 

- Партия «Ата Журт» не прекращала свою деятельность. Наша политическая сила с каждым днем обретает мощь. Когда журналисты слышат различные слухи и недостоверную информацию о нас и о партии «Ата Журт», они начинают видеть в этом сенсацию, писать об этом. Мне бы хотелось, чтобы перед этим они обратились к нам и уточнили информацию. Мои двери всегда открыты для журналистов, я готов к встрече. Спросите у меня, прежде чем писать какую-либо информацию о нашей партии, о Ташиеве или других наших соратниках. Мы всегда готовы озвучить правду.

 

- Сегодня размер внешнего долга приблизился к 4 млрд долларов, появилась угроза для маленького государства. Что скажете по данному показателю, как экономист?

 

- Хочу ответить на языке экономики. Объем ВВП нашей страны составляет 4-5 млрд долларов. А объем республиканского бюджета близок к 2 млрд долларов. По сравнению с ними 4 млрд долларов – большой показатель. Я всегда говорю, что нужно эффективно использовать кредиты, которые мы берем из-за границы. Использовать деньги нужно на проекты, которые дадут экономический эффект, а не на строительство дорог. Например, внешний кредит нужно вкладывать в завод, в сельское хозяйство, в животноводство и т.д. А если возьмем деньги на строительство дороги, то прибыль от отстроенной дороги мы извлечем слишком поздно. Деньги, которые уйдут на строительство дорог, нужно найти из внутренних источников. А кредиты, которые поступают из-за границы, следует вкладывать в отрасли, которые быстро и в большом объеме принесут прибыль.

 

- В узких кругах говорят, что на парламентских выборах 2010 года вы добыли большинство голосов для партии «Ата Журт» в Ошской области. Помнится, в то время вы растоптали вроде бы авторитетные партии СДПК и «Ата Мекен», их лидеров – Атамбаева и Текебаева.

 

- Хочу внести поправку, братишка, мы выиграли, а не растоптали.

 

- Я говорю образно. Если в этом году пройдут парламентские выборы, верите ли вы, что одержите победу, как в 2010 году?

 

- У нас всегда есть вера. Для этого нужно поддерживать связь с простым народом, говорить правду. Если ты показываешь себя на деле, а не на словах, народ будет тебя ценить, даже когда тебя поливают грязью и очерняют. Никогда не пропадет даром то, что ты дал народу. Я могу похвастаться, что у нас есть электорат, который нас поддерживает. Мы на них полагаемся. Если пройдут парламентские выборы, если Аллах откроет нам путь, нас поддержит народ, мы и на этот раз вырвемся вперед, выиграем.

 

 

Источник: газета «Азия news» №3 от 25.01.2018 / стр. 6 и 7

  http://www.gezitter.org/interviews/67125/