Печать
Политика
Просмотров: 796

Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев заявил, что начал подготовку к процедуре импичмента президенту Алмазбеку Атамбаеву. Что говорится в законе об импичменте? Об этом «Азаттык» поговорил с бывшим министром юстиции Маратом Кайыповым.


«Азаттык»: Что есть импичмент в условиях Кыргызстана?

 

Кайыпов: Что такое импичмент? Это досрочное отстранение от должности президента за доказанное совершение преступления.

 

«Азаттык»: Что прописано в законах о порядке проведения процедуры импичмента?

 

Кайыпов: Об этом говорится в статье 67 Конституции Кыргызской Республики. Инициативная группа должна состоять из не менее одной трети от общего числа депутатов. Они обязаны создать комиссию, которая должна дать заключение о том, было совершено преступление или нет. На этом основании большинство депутатов должны решить, начинать процедуру импичмента или нет.

 

Решение Жогорку Кенеша об отрешении президента от должности должно быть принято большинством - не менее двух третей голосов от общего числа депутатов, не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения. Однако в этой же 67 статье говорится, что генеральный прокурор должен дать заключение.

 

«Азаттык»: Выдвигались ли подобные инициативы в истории Кыргызстана?

 

Кайыпов: Во времена Акаева ряд депутатов устно высказывались об импичменте, но ни разу эта процедуране реализовывалась. Даже не доходило до формирования инициативной группы. Вопрос не вносился в повестку дня и не рассматривался.

 

«Азаттык»: Ранее в Конституцию несколько раз вносились поправки через референдум. Данная норма была такой с самого начала или она претерпела изменения?

 

​Кайыпов: В самом начале, в той Конституции, которую 5 декабря принял легендарный парламент, норма была более простой. Там было правило, согласно которому простое большинство могло внести вопрос в повестку дня, после чего двумя третями голосами досрочно лишить президента должности.

 

После ряда референдумов эти процедуры усложнили. К примеру, появилось требование о необходимости дачи заключения генеральным прокурором. Позже ввели дополнения о том, что инициативная группа должна внести вопрос в повестку дня, депутатская комиссия в обязательно порядке должна вынести заключение о том, что преступление имело место.

 

После введения нормы о необходимости составления заключения прокурором процедура стала сложнее. Потому что генпрокурора назначает президент. Однако Жогорку Кенеш двумя третями голосов может освободить от должности и генпрокурора. То есть, генпрокурор подчиняется и Жогорку Кенешу, и президенту.

 

Если Жогорку Кенеш двумя третями голосов будет активно пытаться сместить президента, то генпрокурор может подумать, что и его могут так же освободить от должности, и дать положительное для депутатов заключение. Генпрокурор может дать и отрицательное заключение, потому что не может поступить так с президентом, который его назначил. То есть, он не будет давать заключение против президента, даже если было преступление. В этом плане процедуры усложнены.

 

Во время Акаева была инициатива по увеличению количества голосов до трех четвертей, потому что две трети в парламенте можно было легко собрать. Однако должно быть так, чтобы работающий президент не мог набрать эти две трети голосов. Большинство депутатов его должны поддерживать.

 

Стоит отметить, что как правовое государство мы должны принять отдельный закон об импичменте, его процедуре. Наша ошибка в том, что мы не принимаем такие отдельные законы.

 

К примеру, может возникнуть вопрос о том, обязательно ли генеральному прокурору поддерживать депутатов по вопросу импичмента или можно не поддерживать? Потому что в Основном законе страны точно не прописано, обязательно ли говорить о том, было преступление со стороны президента или нет. Там речь идет о заключении. А заключение будет положительным либо отрицательным. Вот здесь генпрокурор может сыграть в пользу депутатов или президента.

 

 

Азаттык

Темы: