Печать
Политика
Просмотров: 1662

 

Кто знает Кыргызстан?

Подавляющая часть отзывов, высказанных в адрес отчета Международной комиссии по июньским событиям прошлого года, носят эмоционально-ненавистный характер или же отличаются неуклюжей "политической церемонностью". Но, на самом деле, вопрос очень серьезный, и говорить о "политической" составляющей мы не будем. А будет вернее рассмотреть Отчет, как чисто научный продукт, потому как он представлен довольно знаменитыми авторами. Поэтому давайте на научном языке, довольно жестко, обсудим качество выводов и проанализируем предложения, представленные в отчете, для чего необходимо внимательно ознакомится с качеством самого расследования. Ограниченный объем газетной статьи не позволяет проанализировать все приведенные примеры.

Примечание: указанные в скобках цифры – означают порядковый номер абзаца в отчете Комиссии.

О методике

В отчете говорится, что количество узбеков в Кыргызстане составляет 14,7 %, и это соответствует официальной статистике (28). Далее читаем: "... на юге, где количество кыргызов и узбеков примерно одинаковое..." (37). Вот с этого места Комиссия и начинает противоречить сама себе. На юге проживает почти половина населения всего Кыргызстана, но, даже в случае, если бы там проживали одни узбеки (а это не так), даже в этом случае, максимальная доля узбеков на юге равна 14,7×2= 29,4%, но не как не 50%. Идем далее, (79) "традиционно, подавляющее большинство населения южного Кыргызстана, составляли узбеки". Значит, кыргызы там появились совсем недавно?.. Но здесь же (80) опять указывается реальная процентная доля узбекского населения в ошской области - 28%. Это не просто мелкие незначительные недочеты (если только они допущены не специально). Как вытекает из этого, на юге Кыргызстана какие-то немногочисленные "пришельцы" ущемляют права этнического большинства. Как мы видим, члены Комиссии не знакомы с элементарными арифметическими навыками исследований.

О логике

Оказывается, "узбекский парень приподнял над землей БТР (бронетранспортер) вместе с грузовой машиной и повернул их обратно". Эта история нашла отражение и в объяснительной правительства КР, но из-за "политической вежливости" не получила должной оценки. Как правильно сказано в объяснительной, масса БТР составляет 13.6 тонн. К этому необходимо добавить, что масса самой мощной машины на базе Камаза в Кыргызстане, способной перевозить различные грузы, его погрузочная мощность не рассчитана на подъем БТРа и равна примерно 8 тоннам. Да вообще, даже легковая машина, не потеряв при этом равновесия, не смогла бы поднять груз, превышающий ее собственный вес в разы! Комиссия не удосужилась провести серьезное расследование, не стала себя утруждать и теперь ловко распространяет чистой воды байки. У них и с логикой проблемы.

Об объективности

Комиссия беспочвенно, не учитывая даже выступления президента Узбекской Республики Ислама Каримова на сессии Генеральной ассамблеи ООН, отвергает участие третьих сил. Если учесть, что зачинателями конфликта явились не кыргызы, и узбекская сторона сильно пострадала (попросту говоря, их специально поставили в такое тяжелое положение), такое возникшее на пустом месте отрицание является верхом легкомыслия. Остались без ответа такие вопросы, как: кто снабдил оружием безответственные элементы среди узбеков (оружие было везде, мы не виним всех узбеков), кто подтолкнул меньшинство к конфликту? Как говорится, гора мышь родила…

О компетентности

Комиссия пишет о неких "кыргызских бандитах" (392). То, что слово "бандит" происходит от слова "банда", Комиссия должна была бы знать. Ведь вооруженные столкновения (с обеих сторон) длились всего несколько дней. Но по непонятной причине Комиссия, не указывая не на одного "узбекского бандита", упоминает в общем о "бандитах", что говорит об их некомпетентности и необъективности.

А теперь о выводах

Комиссия предлагает (402) "вернуть название Республика Кыргызстан" и "предоставить специальный статус узбекскому языку на юге Кыргызстана" (403). Я не стану затрагивать международно-правовую сторону этих "предложений" (вмешательство во внутренние дела и др.).

На самом деле, "Кыргызская Республика" означает в прямом смысле, что это "республика кыргызов", но "Республика Кыргызстан" тоже означает, что эта "республика - есть страна кыргызов" (стан- вспомогательный член, напомню: в переводе с персидского означает "место, страна"). Ну, да-ладно! Давайте лучше посмотрим, как обстоят дела на родине у самих этих авторов Отчета:

Официальное название Эстонии - Эстонская Республика (русские составляют 26% населения).

Официальное название Турции -Турецкая Республика (курды составляют 28% населения)

Официальное название Финляндии - Финская Республика (шведы составляют 6% населения)

Официальное название России - Российская Федерация (др. словами объединение русских).

Насколько вдохновлена была Комиссия?

А теперь о статусе нацменьшинств: по сравнению с узбеками в Кыргызстане, в Эстонии русских, а в Турции - курдов в 2 раза больше. Не говоря уже о языковом статусе, они лишены куда больших прав, они не имеют даже права на гражданство и права голоса. Комиссия признала, что в 1990-годах были призывы к сепаратизму. В мире ни один здравомыслящий и ответственный политик в таких условиях не станет принимать предложения о придании статуса языку - это прямой путь поддержки издревле возникшего сепаратизма. Поэтому это заведомо дьявольское предложение.

У финских шведов есть статус языка, но это вовсе не благодаря щедрости Финляндии. До начала 19-века, в Финляндии, входившей в состав Швеции, шведский язык являлся официальным языком. Финский язык приобрел свой статус позже, после вхождения в состав России. Если коснуться мультикультурализма, то Европа отказывается от этого. Короче, как говорят русские: "Господи, забери себе все, что нам не нужно". Так и с этими предложениями.

О позиции России

Представителем России в этой комиссии был не абы-кто, а сам бывший министр по делам национальностей. Если на этой "кухне" находится сама Россия, то ей необходимо помнить, что на "десерт" может быть подана она сама. На Кавказе уже давно приготовлены "полуфабрикаты". Нынешний посол России в Кыргызстане знает об этом лучше многих – потому что получающие заграничную поддержку меньшинства его самого держали в заложниках на Северном Кавказе.

Конец

Стало очевидным, что здесь не только Кыргызстан, Узбекистан, а весь регион (потому что Узбекистан граничит практически со всеми государствами этого региона). Узбекистан уже давно раздражает "сильных мира сего" своей несговорчивостью. Не получается напрямик дестабилизировать ситуацию в Узбекистане – спецслужбы Узбекистана (Андижан-2005) бдительны и всегда на чеку. Кыргызстан является всего лишь детонатором, а главной бомбой является - Узбекистан. Разжигание этнического противостояния в Кыргызстане – это воспламенитель. Науськивая, натравливая поток этнических беженцев а сторону Узбекистана, они хотели использовать их, как бикфордов шнур для поджигания. Таким образом, для пущей гибкости в некоторых вопросах, нужно было "натравить собак" на Кыргызстан. Поэтому не нужно заблуждаться на счет "сострадания" к узбекам, они такие же, как и кыргызы, марионетки в их руках. В Узбекистане прекрасно понимают, что, поддержи они провокаторов – сепаратистов, попадись на их отравленную удочку, и уже на следующий день сепаратисты поднимутся уже здесь: Россия, кажется, этого еще не осознала.

Я уже выступал с критикой Отчета Национальной Комиссии на страницах газет ("Вечерний Бишкек" от 01.02.2011г.). Но это была критика, без которой не обошлось бы обсуждение любого отчета о таких важных вопросах. В таких случаях не обходится без недочетов и недоработок. С Отчетом Национальной Комиссии можно было поспорить и кое-где дополнить, но ведь там не было допущено откровенно лживой информации, как в Отчете Международной.

Отчет Международной Комиссии со всех сторон подкрепляет позицию националистов, с одной стороны – откровенной ложью, с другой – противоречиями. Отчет может вызвать антизападные (а возможно, и антироссийские) настроения и является прямым путем к исламскому экстремизму.

Три года тому назад, во время скандала с Южной Осетией, западные СМИ, сразу же, не предоставив ни каких доказательств, обвинили Россию в нападении на Грузию. И только спустя год, комиссия Евросоюза признала, что агрессия была со стороны Грузии. Вполне возможно, что не мы первые и не последние в этом списке.

Мурат Суйунбаев

                                                                                                                                                 Источник: газета " Чон Казат".