Печать
Политика
Просмотров: 1506

 

В парламенте Кыргызстана уже третий месяц работает комиссия по расследованию законности использования специального оборудования - СОРМ. Она была создана после серии скандалов с прослушкой некоторых высокопоставленных чиновников. С предварительными итогами работы комиссии с ИА «24.kg» поделился депутат фракции «Ата Мекен» Равшан Жээнбеков.
 
- Ситуация вокруг СОРМ муссируется в обществе не первый день. Много говорится о тотальной прослушке граждан...
 
- Сегодня во всех телекоммуникационных компаниях, включая мобильную, аналоговую связь, Интернет-компаниях установлен СОРМ. Спецоборудование есть в «Сапаткоме», MegaCom, «Билайне», «Кыргызтелекоме», «АзияИнфо» и других. Эта техника дает возможность Государственному комитету национальной безопасности контролировать все входящие и исходящие телефонные разговоры, смс, электронную почту, чаты - все, кроме Скайпа. При желании чекисты могут тотально контролировать любого гражданина вплоть до его местонахождения в разное время дня и ночи.
 
Оборудование установлено во времена Курманбека Бакиева. Формально целью его приобретения было усиление борьбы с терроризмом, преступностью, экстремизмом. Но на самом деле его использовали в качестве борьбы с инакомыслием, в том числе с оппозицией, которая выступала против тоталитарного режима.
 
Сотрудники спецслужб насильно заставляли сотовые компании приобретать и устанавливать спецтехнику. Кто не соглашался, угрожали, что отзовут лицензию. Мобильные операторы вынуждены были заплатить от $15 до 30 тысяч за установку СОРМ. Основная часть оборудования находится в здании ГКНБ и вся информация проходит через их специалистов. Поэтому сегодня ни один человек не может быть гарантирован от прослушки.
 
- Насколько это правомерно? 
 
- Спецслужба оправдывается, что такое право дано ей законом. Но я могу сказать, что узаконенное преступление не дает ГКНБ права прослушки. Во времена Бакиева им нужно было контролировать всех. И для этого они вносили в законы преступные поправки. Например, так произошло с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальным кодексом. Им дали исключительное право прослушивать граждан, при этом никто не мог контролировать СОРМ. И эти законы продолжают работать. А наша новая демократическая власть, которая пришла после апреля 2010 года, палец о палец не ударила, чтобы изменить их.
 
- Жогорку Кенеш принял постановление о запрете использования СОРМ со стороны сотовых операторов...
 
- Правительство не исполняет его, поскольку как ранее говорил наш премьер-министр Алмазбек Атамбаев, как только мы приходим к власти, то сами становимся драконами. Сегодня, возможно, прослушка нужна уже новой власти. Я не могу точно гарантировать, что президент, премьер-министр, глава ГКНБ не занимаются тотальным прослушиванием. Автомат можно использовать для защиты государства, но и для убийства тоже. Также и СОРМ - его можно использовать для борьбы с терроризмом, а можно и для борьбы с политическими оппонентами. 
 
- ГКНБ выступает с инициативой, чтобы прослушка стала их исключительной прерогативой...
 
- Я думаю, это правильно. СОРМ должен использоваться только по своему прямому назначению. Например, в случае совершения подозреваемым тяжкого или особо тяжкого преступления - для принятия превентивных мер или сбора доказательств. 
 
- Кто должен контролировать использование СОРМ?
 
- Нужно ввести парламентский и прокурорский контроль за использованием СОРМ. 
 
- Вряд ли любой самый продвинутый депутат в состоянии что-либо понять в спецтехнике...
 
- ..Но мы можем нанять квалифицированных специалистов. Главное, что по закону у нас будет круглосуточный доступ к СОРМ. Потому что сегодня ГКНБ все время прикрывается секретностью информации. Преступное не может быть секретным. Если ГКНБ в чем-то нарушает права граждан, это не может быть тайной. Они должны быть подконтрольны не только парламенту, а парламентской оппозиции. 
 
- Небезызвестная всем Раушан Рыкунова (Роза Качиева) поделилась с вами информацией об использовании СОРМ...
 
- Равшан Рыкунова сделала несколько заявлений. Она настаивает на том, что у нее есть доказательства того, что ГКНБ прослушивает Омурбека Текебаева, Кубатбека Байболова, Омурбека Бабанова и других высокопоставленных чиновников. Она обвиняет всю судебную власть в коррупции. Делает заявления в отношении начальника следственного управления ГКНБ. Если ее слова правдивы, то это серьезное обвинение в адрес целой структуры спецслужб. Если руководитель управления берет $200 тысяч и после этого вылезает тайная информация наружу, о какой секретности сегодня можно говорить? Нашей комиссии Раушан Рыкунова не предоставила никаких документов. Но она утверждает, что готова предоставить их суду. Надеюсь, что она отвечает за свои слова.
 
- Некоторые депутаты выступают с инициативой о разработке законопроектов по ограничению деятельности спецслужб...
 
- Я согласен с ними. Несмотря на то, что уже прошло больше года, как ликвидирован бакиевский режим, ГКНБ как часть системы не хочет меняться. Это устраивает уже новые власти.
 
Источник: ИА «24.kg».