Международная организация Freedom House выпустила ежегодный отчет о ситуации в "странах переходного периода". Таких всего 29, причем больше половины из них - это бывшие республики СССР. В Узбекистане, по мнению исследователей организации Freedom House, в 2010 году "не произошло демократических обновлений".
 
Как отмечают авторы доклада, опубликованного на сайте организации 28 июня, в Узбекистане "исполнительная ветвь власти доминирует над законодательной и судебной властью, единственной целью которых является выполнение воли президента. Почти все критики воспринимаются оппонентами режима, в том числе независимые журналисты, правозащитники и политические оппоненты...Правительство Узбекистана реализует эту политику почти безнаказанно. Президент Каримов не сталкивается со значительным противодействием внутри страны, и при этом он вынужден подчиниться давлению со стороны международных организаций", отмечается в докладе.
 
В докладе упоминается об этнических столкновениях на юге Кыргызстана летом прошлого года.
 
"Свержение президента Курманбека Бакиева в Кыргызстане в начале апреля 2010 года и этническое насилие и резня на юге Кыргызстана в середине июня сыграли непосредственно на руку президенту Каримову. Он получил международное одобрение, когда он решил не отправлять войска в южный Кыргызстане во время июньских событий...", отмечают авторы.
 
По мнению Freedom House, в стране в 2010 году не было заметных усилий по реформированию политической системы Узбекистана. "Президент Каримов и его ближайшее окружение продолжают править страной, как хотят, а силы безопасности государства сохраняют режим. Рядовые граждане не имеют никаких юридических средств для выражения недовольства или осуществления изменения в стране". Рейтинг национального демократического управления в Узбекистане остается неизменным на уровне 7 баллов. Аналогичным остаётся и рейтинг электорального процесса - 7 баллов.
 
Что касается гражданского общества, то по мнению авторов, "большинство так называемых неправительственных организаций были созданы правительством, и как таковые, они работают в границах, установленных властью".
 
"Преследование оставшихся независимых журналистов и правозащитников в Узбекистане продолжается, так же как и рейды, штрафы и тюремное заключение нетрадиционных религиозных групп". Рейтинг гражданского общества в Узбекистане также остается неизменным - на уровне 7 баллов.
 
В докладе отмечается, что "узбекские власти очистили страну от независимых СМИ". "Государство продолжает преследования и тюремное заключение лиц, чья версия событий в Узбекистане, различна с информацией, распространяемой узбекскими должностными лицами и государственными СМИ. В 2010 году государство особое внимание уделяло пресечению освещения таких тем, как бедность или безнравственность, которые, по его мнению, наносят вред международной репутации Узбекистана. Поскольку государство сохраняет свою монополию на информацию, а потенциальные независимые голоса систематически подавляются и часто с тяжелыми последствиями, в Узбекистане рейтинг независимых СМИ остается неизменной на уровне 7 балло, говорится в докладе.
 
Говоря о местном демократическом управлении, авторы отмечают, что "сотрудники региональных, муниципальных и других местных уровней власти выбираются центральным правительством, без участия граждан Узбекистана... Местная администрация не в силах действовать практически на любой вопрос, без разрешения из Ташкента".
 
Рейтинг местного демократического управления в Узбекистане также остается неизменным на уровне 6,75 баллов.
 
Говоря о судебной власти в Узбекистане, авторы отмечают, что она "полностью подчинена исполнительной власти" и существует "исключительно для легитимизации решений центрального правительства".
 
По мнению авторов, "не было никаких попыток по проведению судебной реформы в Узбекистане в 2010 году, а суды по-прежнему обеспечивают правовую основу для подавления мнимых врагов государства". Таким образом, судебная власть Узбекистана остается неизменной на уровне 7 баллов.
 
Говоря о коррупция, авторы отмечают, что "непрозрачный характер системы управления и бизнеса Узбекистана делает невозможным узнать, насколько далеко коррупция проникла в общество".
 
"Неподтвержденная информация иллюстрирует распространенность проблемы коррупции в Узбекистане и её рейтинг остается неизменным на уровне 6,75 баллов".
 
Напомним, что Freedom House готовит доклады о состоянии политических и гражданских свобод в мире и сопровождающие их рейтинги, начиная с 1973 года. Новый доклад был представлен 28 июня и посвящен современному состоянию политических свобод и прав человека в 29 европейских и азиатских государствах бывшего социалистического блока, которые организация определяет как "страны переходного периода".
 
В подготовке доклада участвовали эксперты ведущих американских аналитических центров при участии партнерских организаций в Восточной Европе, России и Средней Азии. В своих оценках политических систем этих государств аналитики Freedom House руководствуются методологией экспертных оценок, основанной на состоянии ключевых показателей "демократичности". Все страны располагаются по шкале от единицы, означающей полную свободу, до семерки, приравненной к тирании. Если национальный показатель больше шести баллов, то страна признается "авторитарной". Итоговая оценка является средним числом из показателей по семи отдельным категориям: чистоте избирательного процесса, развитости гражданского общества, независимости СМИ, эффективности и независимости судебной системы, демократичности как национального правительства, так и местных властей, а также положению с коррупцией.
 
Источник: Агентство национальных новостей.