Бишкек, ИА «Саясат.kg». В Кыргызстане тяжело идёт процесс реформирования судебной системы. Есть влиятельные властные и политические силы, которым выгодно, чтобы этот процесс затянулся.  С июля 2010 года, с момента опубликования новой Конституции Кыргызской Республики, начался процесс легитимизации власти в республике.

 

Созданы и действуют избранные народом Президент и Жогорку Кеңеш, сформировано и осуществляют свою деятельность Правительство республики. С учётом мнения Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианская Комиссия), а также ЕС, ООН и других общественных и неправительственных организаций, Жогорку Кеңешем приняты новые законы «О Совете по отбору судей КР», «О Конституционной палате Верховного суда КР».

 

Кроме того, внесены изменения в законодательство, касающиеся судебного самоуправления, Верховного и местных судов, а также статуса судей. В соответствии с требованиями новой Конституции Жогорку Кеңеш утвердил список Совета по отбору судей, одну треть которого представляют судьи, треть  - представители парламентского большинства и еще одну треть  - представители парламентской оппозиции.

 

 В состав Совета вошли   также представители неправительственного сектора, адвокаты, частные предприниматели, безработные, спортсмены и пенсионеры. В начале деятельности Совета по отбору судей не было особых претензий к его работе. Однако,  как только Совет не избрал в состав судей Верховного суда его настоящего руководителя Ф.Джамашеву и других действующих судей ВС, а в Конституционную палату не прошёл А.Бекназаров началось массированное шельмование Совета по отбору судей. При этом нельзя не отметить действия уважаемого Президента, которая сразу выступила с нападками на работу Совета по отбору судей.

 

С привлечением сотрудников правоохранительных органов Роза Исаковна учинила проверки, а вместе с Аппаратом Президента организовала новый конкурс по знанию претендентами законов и возвратила кандидатуры 8 претендентов в Конституционную палату и 15 претендентов в Верховный суд в Совет по отбору судей со своими возражениями. А ведь в новой Конституции таких полномочий у Президента не имеется. Если обратиться к ст. 64 Конституции, где прописаны полномочия Президента КР, то становится очевидным, что глава государства имеет право внести представление в Жогорку Кеңеш кандидатур для избрания на должности судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей.

 

Однако полномочий на проверку работы Совета по отбору, проведение конкурса, возвращение материалов в Совет по отбору судей в отношении   претендентов у Президента не имеется. Более того, 15 сентября 2011 года Р. Отунбаева направила письмо об отзыве внесённого ранее представления об избрании 14 судей Верховного суда, уже прошедших конкурсный отбор. Однако чем руководствовалась Президент при направлении такого письма  - не понятно. Ведь в ст.64 Конституции таких полномочий у нее нет, более того, в пункте 11 этой же статьи записано: «Президент обладает только теми полномочиями, которые установлены в новой Конституции». Если мы обратимся к конституционному Закону КР «О статусе судей Кыргызской Республики», то и в нем не найдем этих полномочий. Никакие законы не могут расширить полномочия Президента, установленные Основным законом страны.

 

 

Здесь хочется отметить  беззубость Жогорку Кеңеша, который идёт на поводу у Президента, и они совместно   грубо нарушают закон, топчут   конституционные нормы. Понятно, правительственную коалицию возглавляют правящая партия СДПК - именно она организовывает различные акции. Об этом открыто говорилось на сессии 15 августа  2011 года, когда в результате подобной акции была чуть не сорвана работа сессии Жогорку Кеңеша, именно представители этой партии были инициаторами не избрания судей Верховного суда.
 
Возникает вопрос: почему?
 
Ответ, на мой взгляд, простой: впереди выборы Президента. Я согласен   с мнением   представителей Общественного объединения «Аялзатүнү», опубликованным 13 сентября этого года в ИА «24 kg», которые говорят следующее: «Совет по отбору судей представил Президенту переходного периода 29 кандидатур для избрания их судьями Верховного суда. После собеседования, за которым соблюдала вся страна, Роза Отунбаева одобрила 14 кандидатур. Все законные процедуры были соблюдены. Однако депутаты парламента сорвали процесс формирования нового состава Верховного суда КР. Мы не можем понять, почему все фракции одобрили кандидатуры судей, а СДПК - нет? Какие политические цели они преследуют, грубо и бесцеремонно нарушая законы, за которые сами же голосовали? По логике получается, что социал-демократы больше доверяют старому составу Верховного суда, где сидят в основном судьи, назначенные сбежавшим президентом Бакиевым».
 
В п.51 заключения 87-ого пленарного заседания Венецианской Комиссии, проходившего 17-18 июня 2011 года, отмечается, что Венецианская комиссия неоднократно рекомендовала сократить полномочия Президента (Кыргызстана), ограничив их правом проверки соблюдения процедуры отбора. Другими словами, Президент в данном случае исполняет функции «нотариуса», отмечается в заключении. В п.53 указывается, что в соответствии с Конституцией, «у Президента нет полномочий влиять на процедуру назначения судей Верховного суда, за исключением права представить в Парламент имена кандидатов, отобранных Советом. В данном случае назначающим органом является Парламент и в силу этого целесообразно предусмотреть положение, в соответствии с которым именно этот орган должен проверять соблюдение Советом процедур, предусмотренных законом». Как говорится,  комментарии излишни.
 
Согласно ст.3 Конституции Кыргызской Республики, государственная власть в стране основывается на принципах разделения государственной власти, разграничения функций и полномочий. Однако на практике в Кыргызстане президентская и законодательная власть диктуют, шельмуют третью судебную власть, грубо нарушая нормы конституции и законы. Так жить нельзя.

Такая информация появилась на сайте радио «Азаттык» со ссылкой на «Биринчи Радио» сегодня, 20 сентября.
 
Как сообщается, в интервью «Биринчи Радио» президент заявила, что одним из важных вопросов для Кыргызстана является продвижение в непостоянные члены Совета безопасности ООН.
 
«Мы активно работаем над этим. На данное место претендуют две страны – мы и Пакистан. Для нас было бы большой честью стать непостоянным членом Совета ООН», - сообщила Роза Отунбаева.
 
Напомним, в данный момент глава Кыргызстана находится с рабочим визитом в Нью-Йорке для участия в 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
 
Источник: knews.kg.

Сегодня, 20 сентября, у здания Жогорку Кенеша проходит митинг Общественного Объединения «Народный фронт», в котором принимают участие около 50 человек.
 
Основными требованиями митингующих являются отставка правительства, президента и самороспуск парламента. Также митингующие хотят вернуть Конституцию 1993 года.
 
«Мы считаем, что Роза Отунбаева и Временное правительство должны сполна ответить за апрельские и июньские события», - заявил K-News председатель «Народного фронта» Абдымалик Мырзаев.
 
По его словам, на сегодняшний день не только судебная, но и банковская система Кыргызстана довела народ до нищеты.
 
«Сегодня мы собрались выразить протест ворам, которые на протяжении 20-ти лет под видом банков обкрадывали честных людей», - добавил активист.
 
Источник: knews.kg.

 

Бишкек, ИА «Саясат.kg». Интервью с лидером фракции «Ата-Журт», председателем комитета по судебно-правовым вопросам парламента Садыром Жапаровым.
 
- Сразу после революции, граждане выдвинули ряд требований о реформировании силовых органов, а также  ставился вопрос о  немедленной замене всех судей другими, новыми,- начал разговор Садыр Нургожоевич. - Конечно, сразу заменить судей было невозможно, так как это бы парализовало  жизнь общества. Поэтому,  во время  принятия новой Конституции Кыргызской Республики, в пункте 8 ст.1 Закона КР « О введении в действие Конституции Кыргызской Республики» записали, что « Судьи Верховного суда и местных судов Кыргызской Республики сохраняют свои полномочия до избрания и назначения новых судей в соответствии с новой Конституцией Кыргызской  Республики».
 
- Сегодня на различных форумах, на телевидении, прессе и других общественных мероприятиях  муссируется вопрос почему Совет по отбору судей проводил отбор претендентов на должности судей, если места не были вакантными? А со стороны судейского корпуса звучит- почему  их переизбирают, если они  избраны до достижения предельного возраста?
 
- Согласно статьи 15 ч.4  Закона о статусе судей, Совет по отбору судей объявляет конкурс не только на вакантную должность, но и объявляет конкурс на замещение освобождаемой ( на место действующего)  должности судьи Верховного суда не позднее 60 дней до достижение предельного возраста судьи Верховного суда, либо не позднее двадцати дней со дня досрочного прекращения полномочий судьи Верховного суда, или досрочного освобождения его от должности. Таким образом, согласно этому закону, действия Совета по отбору судей осуществляющие отбор судей в соответствии с требованием новой Конституции строго соответствуют  действующему законодательству. А что  касается избрания судей до достижения ими предельного возраста, то политическую составляющую я уже сказал. А что касается юридической стороны, то  судьям не надо  наверное разъяснять, что если меняется Конституция – основной закон республики, а также принимаются законы  регулирующие судебную деятельность, в которых в корне  меняются правила отбора, назначения  и  освобождения от должности судей, безусловно все судьи должны  пройти этот отбор, требования Конституции и законов для всех обязательно.
 
- Много разговоров о том, что в составе Совета по отбору судей отсутствуют представители гражданского общества…
 
- Согласно ст.95 п.7 Конституции Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества. Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава  Совета по отбору судей соответственно. Такой же порядок  установлен и в законе о Совете по отбору судей. Мне доподлинно известно, что были жаркие споры во всех пяти фракциях парламента и на заседании Жогорку Кеңеша при  выдвижении  и  утверждении списка претендентов на должности членов Совета по отбору судей и на мой взгляд  парламент сделал  должный выбор, при этом соблюдены  требования Конституции и действующего законодательства. Из 24 членов – 9 представителей прекрасного женского пола. В числе членов Совета – журналисты, работники  неправительственных организаций, преподаватели, спортсмены, работники ОсОО,  3 члена - безработные,  частные адвокаты. Разве они  не являются представителями гражданского общества?  Я понимаю тех, которые  хотели бы стать членами Совета по отбору судей, но согласно Конституции и законов  решение  принимают фракции парламента и Жогорку Кенеш утверждает единый список. Никто, не вправе им указывать, кого  следует избрать, главное требование, чтобы не нарушался закон. При  избрании членов Совета по отбору судей строго соблюдены требования Конституции, требования вышеуказанных законов и Закон КР «О Регламенте Жогорку Кенеше Кыргызской Республики», и никаких нарушений  закона не допущено.
 
Теперь о прозрачности  отборов претендентов на должности совершаемые Советом по отбору судей. Уважаемые участники  круглого стола. Назовите одну страну в странах бывшего Советского пространства, где бы отбор судей  проходил так открыто  как у нас в Кыргызстане. На заседании  Совета присутствовали все желающие: проон, журналисты, телевидение, общественные движения и просто граждане, которым не безразлична судебная реформа. Были и  оппоненты претендентов. Весь процесс отбора был  открытым и прозрачным. Да были претензии в начале стадии отбора и голосовании членов Совета, когда они попросили перед голосованием  претендентов на должности судей Конституционной палаты, всех  выйти на 5-10 минут, как они пояснили, для обсуждения вопросов  порядка голосования. При этом в первом этаже  гостиницы Достук, где проходило голосование в широком формате освещалось  всё, что внутри происходило. В этом нет какого-либо злого умысла, ведь затем голосование  осуществлялось в присутствии  всех желающих, и они лишь после того, как все  зашли на заседание, стали  отмечать в бюллетени кто за, кто против. В этом не усматривается какого – либо нарушения , ведь голосование было открытым, как того требует закон.
 
- Говорят и об отсутствии инструментов  отбора.
 
-  Статьёй 21  Закона  о  статусе судей установлено, что  Собеседование проводится в порядке, определяемом  Советом по отбору судей. И задаются вопросы, определенные в Положении  о  проведении  собеседования, позволяющие определить:  интеллектуальные способности; личные качества; способность правильно понимать и объективно рассматривать дело; коммуникативные навыки  и эффективность их применения; декларацию доходов и иную информацию. Соблюдал ли эти требования закона Совет по отбору судей? При этом оппоненты говорят о том, что не выявлялись   профессиональные способности!  Да этого требования по Верховному суду и Конституционной палате нет! Почему? Объясняется просто, чтобы  быть претендентом, согласно ст. 15 Закона о статусе судей необходимо иметь  стаж работы по юридической специальности  не  менее 15 лет, а в отношении судей Верховного суда,  в том числе - пятилетний стаж судейской работы. Таким образом,  все  претенденты имеют  необходимые профессиональные навыки и достаточную юридическую компетенцию. Что касается инструментов отбора!  С помощью доноров, члены Совета  прошли курс обучения по критериям отбора.  Возможно некоторые не знают, что  все претенденты  заполняли специальные  бланки с вопросами, по которым  психологи определяли личностные данные претендентов. В ходе собеседования, члены Совета выставляли балы. И на основании всех этих данных, членам Совета  определили из 139 претендентов  - 70, которые были включены в бюллетень для голосования.
           
- А что скажете по вопросу о результатах голосования в Совете? Ведь данные бюллетеней, кто за кого голосовал, осталось для всех тайной
 
- Согласно ст.17,18 Закона О Совете по отбору судей – Совет проводит открытое голосование и принимает решение по кандидатам.  Решение  Совета  подлежит обязательному опубликованию в СМИ и на сайте Совета. Совет опубликовал  решение Совета в средствах массовой информации и на сайте Совета. Однако закон  не обязывает  публиковать сведения - кто за кого голосовал. Это связано с тем, чтобы члены Совета  были свободны, не боялись преследований,  как со стороны претендентов, так и со стороны фракций парламента их выдвинувшими, Аппарата Президента и других органов власти.  После  того как по требованию Президента эти сведения были опубликованы, многие члены Совета получили угрозы? Давайте подумаем и о безопасности их и членов их семей. А тем более, что это требование противоречит законодательству?
 
- А почему, как требует общественность, повестка дня заседания нельзя было опубликовать за 5 дней?
 
-  Если Совет каждый день заседает и на следующий день утверждает повестку дня, как они могут соблюдать 5 дней. Другое дело,  если будет перерыв на 5 и более дней, тогда это возможно? Поэтому давайте будем объективны. Исходя из изложенного,  нам представляется, что Совет справляется с возложенными обязанностями, за это членам Совета по отбору  судей  хочу выразить благодарность. Означает ли это, что  здесь всё в порядке. Нет! Много проблем и прежде всего это связано с тем, что Совет это Конституционный орган создан лишь недавно, не имеет  практического опыта,  не предусмотрено государством выделение финансовых средств  на её деятельность, техническая  оснащённость  не на должном уровне,  они не смогли  в начале своей деятельности  в достаточной полной мере доводить текущую информацию о своей работе до широкой общественности, не на должном уровне была поставлена  работа сайта Совета. Но это  я думаю устранимые недостатки. И в последнее время многое уже делается, вот сегодняшний круглый стол тому тоже подтверждение.
 
Давайте все вместе  будем помогать Совету по отбору судей, а не делать ему препятствие, создавать ажиотаж и нездоровое общественное мнение. Да, сегодня  отдельные граждане  недовольны тем, что Совет  включил тех или иных  претендентов на должности судей Верховного суда . Возникает вопрос почему?  Ответ простой!  Любой претендент работал в качестве судьи не менее 5 лет. Судья при принятии решения выносит их в интересах истца или ответчика. Безусловно, одна сторона  недовольна. Что делать тогда?
 
Чуть более года как мы приняли новую Конституцию и стали на правовой путь развития! Однако отдельные политики и должностные лица пытаются расшатать  государственные устои, провоцируя людей на беззакония и беспорядки. Да, сегодня любой депутат может организовать митинги, ибо за ним стоит электорат, это  должны  понимать молодые  политики. Важно чтобы законы исполнялись всеми, но прежде всего  представителями высшей власти.  Как можно  понять  позицию Президента республики, когда она, не имея прав, учинила новый конкурс  претендентов  вместе со своим аппаратом, и вернула со своим возражением  в отношении 8 претендентов Конституционной палаты и 15 претендентов  в судьи Верховного суда. Давайте посмотрим  установленные  Конституцией в ст.64 – полномочия Президента. Нет в этой статье  таких прав у Президента.  Более  того, в ч.11  этой статьи прямо записано, что Президент имеет только те полномочия, которые  прямо предусмотрены в Конституции. Поэтому, ни один закон не может расширить полномочия Президента, ибо  согласно ст. 6 Конституции – она  имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
 
Хочу завершить словами великого китайского мудреца  Лао-Цзы : « Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ их боится, а там где ещё меньшие, народ их презирает. Давайте будем служить народу Кыргызстана!
 

 

«Кыргызстан для Таджикистана является единственной нитью, которая связывает его с внешним миром», - заявил сегодня на заседании комитета парламента по обороне и безопасности председатель Государственного комитета национальной безопасности КР Кенешбек Душебаев.

По его словам, когда после апрельской революции 2010 года Кыргызстан оказался в экономической блокаде, «чтобы смягчить ситуацию, мы разрешали провозить все - и горючее, и продукты, и пшеницу».
«Сейчас Таджикистан оказался в такой же ситуации. Единственная железнодорожная артерия, которая шла из Узбекистана в РТ, перекрыта. И Таджикистан, как и мы год назад, использует все возможные средства. Ведь у властей этой страны тоже есть обязательства перед народом, и реакция их пограничников нам понятна. Скоро там цены на ГСМ повысятся в 2 раза, а то и в 4. И если ситуация в РТ дестабилизируется, это отразится и на КР», - сказал Кенешбек Душебаев.
 
Источник: ИА «24.kg».

В Кыргызстане племянника экс-президента Курманбека Бакиева перевели из Джалал-Абадской исправительной колонии № 10 строгого режима в Бишкекское СИЗО-1. Об этом ИА «24.kg» сообщила мать осужденного на 10 лет Санжара Бакиева - Чинара Калбаева.

 
По ее словам, 17 сентября, ничего не объясняя, ее сына вывезли из ИК № 10 в неизвестном направлении. Позже родственники выяснили, что он помещен в Бишкекское СИЗО. «Ни нам, ни нашему адвокату не объяснили, на каком основании он переведен в Бишкек. Для чего это делается?», - задается вопросом мать осужденного. 
За комментариями ИА «24.kg» обратилось в Государственную службу исполнения наказаний при правительстве КР. В ведомстве от пояснений отказались, сказав лишь, что перевод произведен «из оперативных соображений». «К нам поступила некая информация, разглашать ее мы пока не можем. Пока не разберемся, Санжар Бакиев будет содержаться в СИЗО-1. А после переведем в другую колонию без нарушения режима», - отметили в ГСИН. 
Напомним, что Джалал-Абадский городской суд признал Санжара Бакиева, Базарбая Арзыкулова, Замирбека Нуруева, Бектурсуна Кельдибекова и Нурлана Ахмедова виновными в организации массовых беспорядков в апреле и мае 2010 года в городе Джалал-Абаде, участии в незаконном вооруженном формировании, применении насилия в отношении представителя власти, незаконных приобретении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов. И назначил наказание племяннику экс-президента республики в виде 10 лет лишения свободы. Суд второй инстанции изменил приговор горсуда, добавив Санжару Бакиеву еще и штраф на сумму 50 тысяч сомов.
 
Источник: ИА «24.kg».

 

Сегодня, 19 сентября, проходит очередное судебное заседания по событиям 7 апреля 2010 года. Первыми показания давали сотрудники правоохранительных органов, являющиеся участниками данных событий.
 
В ходе показаний одного из свидетелей, рассказавшего суду о том, что со стороны людей, митингующих в тот день возле Белого Дома, слышались выстрелы, из зала раздались выкрики: «Что ты врешь, убийца? Вас всех поубивать нужно!».
 
Показания еще одного силовика, замешкавшегося во время ответа на вопросы адвокатов, родственники пострадавших революционеров прокомментировали замечанием: «Дурак ты, что ли?».
 
Отметим, сегодняшние свидетели - сотрудники Государственного комитета национальной безопасности - рассказали, что 7 апреля прошлого года команду стрелять в митингующих на поражение их руководство не отдавало.
 
«В 10-11 часов утра поступила команда выехать в направлении здания «Форума». По прибытии мы увидели избитых сотрудников милиции. Выстроились в две шеренги по улице Алма-Атинской, митингующие стали приближаться к нам и закидывать камнями, поступила команда выстрелить в воздух. Но это их заставило остановиться лишь на доли секунды. Митингующих было очень много, они были агрессивно настроены. Они наступали, мы отодвигались, перебрались во внутренний двор какого-то завода, затем вышли с другой стороны территории этого завода, и на частной машине уехали в здание центрального аппарата ГКНБ», - рассказал сотрудник разведывательного управления Азиз Нагаев.
 
По его словам, в воздух, а не на поражение, сотрудники правоохранительных органов стреляли и будучи возле Белого Дома, куда их направили несколькими часами позже.
 
Напомним, судебный процесс по апрельским событиям прошлого года проходит в зале Департамента по охране и конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, при Государственной службе исполнения наказаний. Председательствует судья Дамир Онолбеков.
 
Всего по делу проходят 28 обвиняемых, из которых 6 человек, в том числе экс-президент Курманбек Бакиев и его семья, а также ряд министров и других чиновников, находятся в международном розыске. Их судят заочно. Пострадавшими признаны более 300 граждан республики.
 
Для справки: В результате событий 7 апреля 2010 года официально 86 человек погибли на площади Ала-Тоо, несколько сотен были ранены.
 
Источник: knews.kg.

Как сообщает Духовное управление мусульман Кыргызстана, сегодня представители мусульманской общественности намерены провести в Бишкеке митинги протеста против запрета ношения платков в школах.
 
- Этот вопрос искусственно раздувают и политизируют отдельные представители религиозной общественности. Я не думаю, что он настолько актуален для учеников, родителей и, тем более, педагогов, - сообщил в интервью «Вестям» зампредседателя парламентского Комитета по образованию, науке, религиозной и информационной политики Каныбек Осмоналиев.
По его словам, он обсуждал эту тему с министром образования КР Канатом Садыковым.
 
- Насколько я знаю, каких-либо приказов о запрете ношения платков министр не давал. В то же время в школах существуют правила - как должны одеваться ученики, что в этом плохого.
 
Полагаю, что Духовное управление мусульман не должно создавать вокруг этого вопроса ажиотаж, и должно не допускать проведение подобных митингов. Это противоречит Корану.
 
Пусть Духовное управление занимается тем, что открывает специальные лицеи для такого рода учащихся, тогда не будет никаких проблем. А митингами эти вопросы решить невозможно, - считает парламентарий.
 
Источник: Вести.
 
 
 
 

Среди задержанных, как уже известно, генерал Замир Молдошев (ему предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 97). А также Эргешбек Маткайымов, Бакыт Байжанов, Тынычбек Маматов, Абдыкалыч Джапаров, Алтынбек Амракулов, Азисбек Кожошев, Марат Турдукулов, Михаил Усманов и Эрлан Сакиев.
Всем им предъявлены обвинения по соучастию либо пособничестве в убийстве.
Любопытно, что последние четверо были задержаны в один день – 12 сентября, в разных точках Бишкека, практически в одно и тоже время – 9 вечера. Как говорят специалисты, операция по их задержанию готовилась намеренно, подозреваемые длительное время были под наблюдением.
 
Все перечисленные лица находятся под стражей в СИЗО-50 ГСИН КР. Обоснование задержания – подозреваемые в преступлении могут покинуть пределы страны либо препятствовать расследованию. Срок пребывания за решеткой – 2 месяца, на время следствия. В случае, если до того момента следствие не будет завершено и доказательной базы будет недостаточно для передачи дела в суд, срок заключения будет продлен.
 
Собеседник «Вестей» из системы правоохранительных органов, пожелавший остаться неизвестным, выразил уверенность, что дело будет доведено до суда.
 
Источник: Вести.

 

Спецкор «Московских новостей" Аркадий Дубнов  поделился своим мнением о ходе следствия по делу убийства экс-главы администрации президента КР Садыркулова.
 
«Азаттык»: Аркадий, вы подготовили статью по итогам пресс-конференции МВД о гибели Медетбека Садыркулова. Что нового вы теперь можете сказать, учитывая, что вы были последним человеком, кто встречался с Садыркуловым?
 
Дубнов: Результаты предварительного расследования МВД по факту гибели Садыркулова, для меня откровением не стали. Я был абсолютно уверен, что за убийством Медета Садыркулова стоят люди, близкие к Жанышу Бакиеву. Так или иначе, окружение президента и его зловещий брат были заинтересованы в устранении Садыркулова.  
 
Я не считаю возможным комментировать эти результаты, ибо они не окончательные. Их публичное изложение накануне начала предвыборной президентской кампании меня несколько смущает. Как силовые структуры вдруг сразу стали активно рассказывать о своей работе над этим делом и вывалили ком обвинений и даже сообщений об аресте? Это в интересах следствия, чтобы не вспугнуть возможных подозреваемых. И все-таки это, как мне кажется, предвыборное небольшое мероприятие в интересах нынешнего премьер-министра. Власть все-таки раскручивает это дело.
 
«Азаттык»: Кстати, о связи этого громкого дела с предстоящими выборами. Министр внутренних дел сообщил, что у следствия могут быть вопросу к Адахану Мадумарову, который в марте 2009 года был секретарем Совбеза, а сейчас является одним из кандидатов в президенты. Насколько серьезными могут оказаться «эти вопросы»?
 
У следователей могут быть вопросы ко всем членам руководства бакиевского периода. Вопросы могут задаваться и секретарю Совбеза, и министру внутренних дел, и экс-генпрокурору. Я не думаю, что это угроза для Адахана Мадумарова, и не уверен, что к нему могут быть претензии в связи его причастности к делу Садыркулова. Не вижу связи. Должны были быть вопросы к экс-главе МВД.
 
«Азаттык»: Как раз эту версию заместитель министра МВД КР Мелис Турганбаев опроверг сразу же. Не странно ли это?
 
Дубнов: Вот это странно, вообще очень много разговоров по этому делу. Мне кажется, это слишком много для того уровня расследования, на котором сейчас остановилось следствие. Если глава МВД заметил, что им нужно для расследования 2-3 месяца, то его заместитель раздает конкретные намеки на возможные обвинения, или наоборот опровергает - это преждевременно. У меня закрадывается некое ощущение, что эта пресс-конференция с политическим контекстом. Думаю, что Рысалиев как профессионал на правильном пути. Если те показания, которые сейчас у них имеются в деле, будут доведены до суда и будут судом доказаны – это серьезный успех.
 
«Азаттык»: Вы до этого сотрудничали с МВД Кыргызстана по делу Садуркулова? Нынешний глава МВД упомянул, что если у них возникнут к вам вопросы, они могут обратиться к вам.
 
Дубнов: Я не сотрудничал ни с Генпрокуратурой КР, ни с МВД во времена Бакиева. Но спустя несколько дней, после убийства Медетбека Садыркулова, ознакомившись с некоторыми результатами судебно-медицинской экспертизы и исследованиями ДНК, был возмущен и сделал публичное заявление, что результаты следствия фальсифицируются. Я тогда был готов к сотрудничеству, но тогдашний генпрокурор посчитал, что нет необходимости меня привлекать в качестве свидетеля. Это никому не было нужно, ведь все прекрасно знали, что это было сфальсифицировано, нашли несчастного парня, которого обвинили в ДТП. Если меня привлекут в качестве свидетеля, и если буду находиться в то время в Кыргызстане, то я готов принять участие в следственных мероприятиях.
«Азаттык»: За шумихой пока никто не задается вопросом, возможны ли политические убийства с участием силовых структур страны в будущем? Что изменилось, чтобы говорить, что такое не повторится?
 
Дубнов: Никто не может дать гарантии, что больше не повторится столь чудовищное преступление.
 
«Азаттык»: Вас не удивляет, что в деле замешаны очень много людей - 17 человек?
 
Дубнов: Там ведь два дела, одно из них по поводу убийства Осмонова, водителя. К уничтожению следов убийства могли иметь отношение много людей. Представьте: машину нужно было останавливать, под каким-то предлогом людей увозить, нужно было производить насилие над людьми, нужно было быть кому-то исполнителем преступления, кто-то их должен был отвозить на место, называя это ДТП. Кто-то должен был поджигать эти машины, кто-то должен был находить этого Осмонова., придумывать вину для него, в конце концов, кто-то должен был убить Осмонова.
 
«Азаттык»: Самой шокирующей информацией стало то, что Жаныш Бакиев присутствовал, когда душили Садыркулова…
 
Дубнов: То, что Жаныш Бакиев присутствовал во время убийства, должно быть доказано. Если это будет доказано, я не удивлюсь, так как это будет шокирующим свидетельством нравов, бытовавших в окружении бакиевского руководства. Все это невероятно представить. Мы с Медетом дружили, и представить мне это все тяжело. Но я не удивляюсь и хорошо представляю этих людей, с некоторыми из которых я виделся.
 
 
Источник: Азаттык.

Первый замминистра ВД уверен в причастности трех экс-руководителей силовых структур к убийству Медета Садыркулова
 
– Все, кто руководил в то время силовыми структурами страны, были в курсе планировавшегося убийства главы администрации президента Медета Садыркулова,– заявил «Вестям» первый заместитель министра ВД Мелис Турганбаев.
 
– Бывший секретарь Совета безопасности Адахан Мадумаров, Генпрокурор Эльмурза Сатыбалдиев, министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев и др. – несомненно, причастны к резонансному тройному убийству в качестве укрывателей.
 
Каждого из них мы будем приглашать на допросы, по результатам которых сможем установить, по какой статье им предъявлять обвинения.
 
 
Источник: Вести.

 

В Бишкеке сегодня, 19 сентября, состоится митинг представителей мусульманской общественности против запрета ношения платков в школах, сообщают в Духовном управлении мусульман Кыргызстана.

 

Как говорится в сообщении, с началом учебного года по всей стране директора школ начали не впускать учениц на занятия. Родители этих детей обратились в объединение женщин «Мутакалим» с жалобами. Объединение в свою очередь обратилось к министру образования Канату Садыкову, чтобы он решил проблему в скорейшем времени.
АКИpress

Бишкек, «Саясат.kg». Стали известны подробности работы депутатов на пленарном заседании 15 сентября за закрытыми дверями. Как сообщает источник в парламенте, помимо хозяйственных вопросов, парламентарии приняли постановление « О неисполнении постановления Жогорку Кенеша о даче политической, моральной, правовой оценки деятельности руководителя аппарата президента Кыргызской Республики Э.Каптагаева, в связи с злоупотреблением служебным положением в период проведения паломничества в 2010 года в Мекку, и привлечение его к ответственности в соответствии с действующим законодательством, а также совершение им иных нарушений».
 
4 февраля 2011 года Жогорку Кенеш принял постановление об образовании депутатской комиссии для проведения депутатского расследования об организации и осуществления паломничества в 2010 году в Мекку. По результатам депутатского расследования было достоверно установлено, что со стороны Э.Каптагаева допущены злоупотребления служебным положением и иные серьёзные нарушения действующего законодательства, в связи с чем, на заседании Жогорку Кенеша было принято постановление, где пунктом вторым депутаты просили президента Р.Отунбаеву рассмотреть политическую, моральную, правовую ответственности Э.Каптагаева.
 
Данное постановление в отношении Э.Каптагаева осталось не исполненным. А Каптагаев, как говорится в постановлении парламента, пользуясь этим, продолжает превышать свои служебные полномочия и допускать злоупотребления. «Так, по громкому делу связанного с ЗАО «Альфателеком» («Мегаком») руководитель аппарата президента Э.Каптагаев будучи лично заинтересованным, осуществляет давление на судей, чтобы они вернули владельцам 51 процентов акций , о чём судьи неофициально сообщили представителю Комитета по судебно-правовым вопросам Жогорку Кенеша»,- отмечено в постановлении от 15 сентября.
 
В связи с этими обстоятельствами, президенту предложено незамедлительно рассмотреть вопрос об освобождении от должности руководителя аппарата президента Э.Каптагаева. Постановление принято по итогам тайного голосования, за отставку Эмилбека Каптагаева проголосовали 69 депутатов.

В ходе визита в КНР премьер-министра А.Атамбаева решен вопрос с китайским руководством о начале строительства железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан». Насколько на самом деле позитивна эта новость? Стоит ли кыргызстанцам радоваться или противостоять свершению «аферы века» в региональном масштабе?
 
Необходимо начать с того, что в действительности китайской стороне этот железнодорожный маршрут неинтересен. На самом деле еще в далеком 1990 году были соединены железные дороги Казахстана и Китая на переходе «Достык - Алашанькоу». Этот переход сейчас перерабатывает и пропускает порядка 20 процентов транзитных грузов, идущих через РК в страны Европы и Азии и обратно. Налажено регулярное пассажирское сообщение «Астана - Урумчи» и «Алматы - Урумчи». Функционирует сортировочная горка с 12 путями мощностью до 2 тысяч 500 вагонов в сутки. Также функционирует пункт перестановки колесных пар с нашей широкой колеи на узкую китайскую и обратно мощностью 220 вагонов в сутки. Важно отметить тот факт, что по данному маршруту КНР соединяет свои пути дальше с Узбекистаном.
 
Так в чем же тогда выгода от реализации нашего кыргызского проекта? По проектам, подготовленным совместно с китайскими специалистами, маршрут дороги будет пролегать в Кыргызстане аккурат над залежами золота и других редкоземельных металлов, полезных элементов. Понятно, что это будет через Нарын, Иссык-Куль, Талас, Ош, Баткен. Согласно международным нормам, все, что находится под транспортными путями, будет принадлежать стороне, которая будет строить дорогу. Не зря же одним из условий китайцев было введение вооруженной охраны для китайских подрядчиков. Не для того, чтобы их от кыргызов охранять, а чтобы ни один лишний глаз не увидел, сколько добывается и увозится из КР. А мы, наивные, радуемся железке.
 
По экономическим расчетам, существующая железная дорога через равнинные местности Казахстана с ее уже высокотехнологичной инфраструктурой намного выгоднее перевозки грузов по высокогорному маршруту через Кыргызстан. Тем более строительство будет однозначно долгим и дорогим. Что и нужно для полноценного проведения процесса добычи ископаемых.
 
Становится ясно, что для китайцев это самый легкий путь к недрам Кыргызстана. А эти басни, что мы станем транзитной страной, придуманы самими же китайцами для юных и неопытных кыргызов. Самое интересное, что продажу Родины подменяют и отвлекают громкими заявлениями со стороны силовых структур по резонансному преступлению, которое озвучено руководством МВД во время подписания соглашения. Может быть, наш глава правительства не знает это или ему не подсказали его специалисты. С трудом верится.
 
Мария Исанова, председатель исполнительного комитета политической партии «Бутун Кыргызстана».
 
Источник: 24.kg.

 

Сегодня началось второе заседание кыргызко-казахского межправительственного совета, в котором принимает участие премьер -министр Казахстана Карим Масимов и его кыргызстанский коллега Алмазбек Атамбаев.
 
А.Атамбаев приветствуя своего казахстанского коллегу отметил, что «наши отношения развиваются достаточно динамично , но еще есть нереализованный потенциал. Я надеюсь, что эта встреча даст толчок развитию отношений между нашими странами».
 
В свою очередь, Карим Масимов выразил благодарность за теплый прием, оказанный казахстанской делегации.
 
«В плане развития отношений между нашими странами произошли серьезные изменения, есть четкие ориентиры,но остались некоторые нерешенные вопросы. Уверен, что в результате диалога мы найдем решения, направленные на благо обеих стран».
 
Затем, Карим Масимов предложил продолжить обсуждение вопросов повестки встречи без присутствия прессы. В ответ на данное предложение премьер-министр Кыргызстана дал свое согласие
 
Напомним, в ходе сегодняшнего визита ожидалось обсуждение вопросов создания казахско-кыргызского инвестиционного фонда в $ 100 млн, поставок газа в Кыргызстан и энергетические вопросы.
 
Источник: CA-NEWS (KZ).

 

 

«Я сильно надеюсь на то, что все встречи кыргызской и казахской сторон будут заканчиваться конкретными результатами», - заявил сегодня на втором заседании кыргызско-казахского межправительственного совета глава правительства Казахстана Карим Масимов.
 
«С момента последнего заседания нами проделана серьезная работа. По всем направлениям есть четкие ориентиры, но есть и вопросы для обсуждения. Я уверен, что в результате мы найдем решения на благо народов наших стран и процветания экономик», - сказал премьер-министр РК.
 
Премьер-министр КР Алмазбек Атамбаев выразил коллеге благодарность за визит и поддержку президента Назарбаева, которую тот оказывает Кыргызстану. «Наши отношения развиваются динамично, но есть большой нереализованный потенциал. Сегодняшнее заседание даст мощный толчок новому развитию отношений, станет этапной встречей для того, чтобы принятые решения отвечали интересам обеих стран», - сказал он.
 
Отметим, что расширенное заседание кыргызско-казахского совета проходит за закрытыми для прессы дверями.
 
Источник: ИА «24.kg».
 

Еще в 2008 году при покровительстве Ахмата Бакиева в центре столицы рейдерским путем был захвачен большой земельный участок, площадью в 3 га, по ул. Логвиненко, вокруг которого уже 3 года идут судебные споры. Об этом на сегодняшней пресс-конференции сообщили бывшие владельцы участка – представители ОсОО «Блокстрой», ОсОО «Терминал» и вице-президент НАН КР Кудаяров.
 
– Я ничего не слышал о подобных захватах и обвинениях,– поделился своим комментарием с «Вестями» адвокат родного брата экс-президента Анарбек Джакыпов.– В материалах уголовных дел в отношении моего подзащитного - Ахмата Бакиева - данные факты не проходят. Я считаю, что это вполне нормальная ситуация, когда со временем начинает появляться множество обиженных и пострадавших, которые заявляют о новых преступлениях членов семьи бывшего президента.
 
Анарбек Токтогулович выразил сомнение в том, что Ахмату Бакиеву будет допредъявлено новое обвинение.
 
– Вряд ли можно ожидать, что органы следствия станут возбуждать заново очередное уголовное дело в отношении Ахмата Бакиева,– предположил адвокат Джакыпов.
 
Напомним, что Ахмат Бакиев приговорен судом к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима. Его адвокаты уже написали апелляционную жалобу о полном оправдании своего подзащитного.
 
 
Источник: Вести.

Двусторонняя встреча премьер-министра Кыргызстана Алмазбека Атамабаева и премьер-министра Казахстана Карима Масимова проходит в настоящее время в Бишкеке.
 
К.Масимов прибыл в Бишкек с рабочим визитом сегодня, 16 сентября.
 
После встречи состоится второе заседание кыргызско-казахского межправительственного совета. После этого планируется встреча К.Масимова с президентом КР Розой Отунбаевой и спикером Ахматбеком Келдибековым.
 
Источник: АКИpress.

Нардепы могут рассмотреть необходимые поправки уже на следующей неделе, сообщил один из отозванных президентом кандидатов на должность в Верховный суд
 
– Я думаю, что решение главы государства отозвать представление на 14 кандидатов в Верховный суд является абсолютно объективным, и сыграет на пользу в дальнейшей работе всей судебной системы,– сказал «Вестям» один из 14 указанных кандидатов, экс-первый заместитель председателя Верховного суда Айбек Давлетов.– К разговорам о несвоевременности или запоздалости данной инициативы могу сказать, что важную роль сыграли участившиеся в последнее время выступления гражданского сектора и митинги против порядка избрания Совета по отбору судей и судебной системы в целом. Действительно, наличие ряда пробелов и противоречий в законодательстве не позволили бы в дальнейшем спокойно работать Верховному суду и Конституционной палате, т.к. постоянно бы возникали сомнения в их легитимности. 
 
 
По словам к.ю.н. Давлетова, теперь компетентным органам предстоит провести достаточно сложную работу по нормализации законодательной базы и, вполне возможно, что к президентским выборам кандидаты в судьи еще избраны не будут. 
 
 
– Если следовать установленному порядку в законодательстве, то может просто не хватить времени - решить вопрос с формированием судебном системы,– отметил Айбек Давлетов.– Если ориентироваться на минувшую процедуру по утверждению судей и Совета по их отбору, то подобный процесс занимает около трех месяцев.
  
 
Для начала кандидаты в судьи Верховного суда будут рассматриваться на заседаниях Совета по отбору судей, затем они должны пройти собеседования и сдать документы в аппарат президента, далее их кандидатуры будут обсуждаться на заседаниях Жогорку Кенеша и т.д. Кроме того, в ходе внесения поправок в Закон «О Совете по отбору судей», в «Закон о Конституционной палате при Верховном суде КР» и в Закон «О статусе судей» вполне могут быть приняты нормы, совершенно иным образом регламентирующие принципы избрания членов Совета по отбору судей, порядок их работы и т.д. Иными словами, не исключен вариант, при котором законодательно будет переформатирован порядок избрания членов указанного совета и его работа, т.е. может претерпеть изменения и сам Совет по отбору судей.
  
Айбек Давлетов также сообщил, что соответствующие поправки и изменения в законы, нардепы могут рассмотреть уже на следующей неделе. Законопроекты, по его словам, уже готовы. 
 
 
Кандидат юридических наук подчеркнул, что Кыргызстан является одной из первых стран, где практикуется участие представителей гражданского сектора в работе Совета по отбору судей. Данное новшество, по словам Давлетова, делает работу органа более прозрачной и демократичной в силу наличия общественного контроля.
  
– К примеру, в таких развитых странах, как Франция или Италия, аналогичные институты по отбору судей состоят, как правило, из государственных чиновников высшего звена,– поясняет экс-первый зампред Верховного суда.– В этих государствах за отбором судей следят президент, он же - председатель совета, министр юстиции, генпрокурор, генеральный адвокат и судьи.
 
Источник: Вести.

 

13 сентября большинство депутатов - 15 из 25 - попытались переизбрать лидера парламентской фракции «Ар-Намыс» Феликса Кулова, назначив на его место парламентария Камилу Талиеву.
 
В свою очередь, Феликс Кулов назвал этот шаг депутатов недействительным и противоречащим Уставу партии «Ар-Намыс», председателем которой он является.
 
Днем позже, 14 сентября, он организовал чрезвычайный съезд партии, на котором делегаты выразили ему полную поддержку и приняли решение об исключении ряда депутатов-«отщепенцев» из партии.
 
Накануне, 15 сентября, ситуация во фракции «Ар-Намыс» обсуждалась на пленарном заседании Жогорку Кенеша, после чего уже вышедшие из фракции депутаты приняли решение исключить Феликса Кулова и вице-спикера парламента от «Ар-Намыса» Бодош Мамырову из состава политобъединения.
 
Ситуацию во фракции «Ар-Намыс» и одноименной партии K-News прокомментировал политолог Марат Казакпаев.
 
«У партии, как и фракции, нет четкой программы и плана действий в нынешней обстановке. Первой ласточкой нынешней ситуации стал выход 10-ти депутатов фракции «Ар-Намыс» в середине апреля из состава оппозиции и переход в состав парламентской коалиции большинства, хотя Феликс Кулов сам инициировал этот шаг для проведения «разведки». После этого Феликс Кулов проводил переговоры с лидерами коалиционных фракций, но затянул этот процесс и занял неопределенную позицию, не приняв никакого решения.
 
Из-за личных ошибок Феликса Кулова пошел конфликт между партией «Ар-Намыс» и депутатской фракцией, потому что он начал поливать грязью этих десятерых депутатов, что говорило об отсутствии единства во фракции и партии.
 
На парламентских выборах в октябре 2010 года Россия поддержала лидера «Ар-Намыса», но он ничего не сделал после этого. В данный момент «Ар-Намыс» является самой неопределенной фракцией в парламенте, потому что она не вошла ни в коалицию большинства, и не осталась в составе оппозиции. Я считаю, что Феликс Кулов сам запутался в своих хитроумных сетях.
 
Насчет съезда, который прошел накануне, - он пригласил на него только своих сторонников, а должен был собрать всех делегатов со всей страны, среди которых могли быть и противники. Об этом говорит и то, что многие делегаты «Ар-Намыса» избрали кандидатом от партии на президентские выборы не Акылбека Жапарова, которого поддерживал лидер партии, а Анарбека Калматова, который, по-моему, не станет президентом. Я считаю, что Феликс Кулов должен был либо сам выдвигаться на пост президента, либо вообще никого не выставлять, как это сделала партия «Республика».
 
Источник: knews.kg.