Бишкек, Саясат.kg – Мадина Тобокелова. Председатель Комитета в поддержку лидера фракции «Ата –Журт» Камчыбека Ташиева Жениш Токторбаев считает, что адвокаты Бахадыра Сулейманова устраивают политическое шоу. Свое мнение Ж.Токторбаев озвучил агентству "Саясат.kg".
«Сегодня адвокаты Б.Сулейманова дали пресс-конференцию в Бишкеке, на которой рассказали якобы о подробностях «избиения» Ташиевым Сулейманова. Однако, как всем известно, следствие по этому делу еще не завершено, и поэтому, в соответствии с Конституцией нельзя разглашать тайну следствия. Тем не менее, адвокаты Сулейманова дают даже не интервью, а целую пресс-конференцию, на которой высказывают свои домыслы и предположения по данному делу. Но ведь, если следствие не закончено, нельзя заранее заявлять, что Ташиев избивал Сулейманова. Складывается впечатление, что просто-напросто адвокаты Сулейманова получили команду – раздуть большое политическое шоу из этой ситуации», - считает Ж.Токторбаев.
Напомним, что сегодня, на пресс-конференции в Бишкеке было завлено, что лидеру фракции «Ата-Журт» Камчыбеку Ташиеву, когда он в кабинете спикера 31 марта 2011 года избивал своего коллегу, депутата Бахадыра Сулейманова, помогали другие депутаты.
Об этом заявили на пресс-конференции в агентстве АКИpress 23 июня адвокаты пострадавшего Джумабек Арстанов и Ирина Синельникова.
По словам адвокатов, фамилии парламентариев, удерживающих во время избиения своего коллегу, в данный момент по причине тайны следствия они не могут назвать.
Как пояснила И.Синельникова, несмотря на заявление Сулейманова, уголовное дело возбуждено лишь в отношении одного лица - К.Ташиева.
По версии стороны пострадавших Бахадыр Сулейманов был приглашен однопартийцами в кабинет спикера для обсуждения партийных организационных вопросов, однако после диалога, по словам пострадавшего, К.Ташиев с требованием сдать мандат избил его.
Депутат Мыктыбек Абдылдаев интересуется, что имел в виду лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков, говоря о том, что фракция «Ата-Журт» создает проблемы для всего общества.
Как сказал Абдылдаев 23 июня на заседании Жогорку Кенеша, Ч.Турсунбеков сказал об этом на очередном заседании фракции. «Если у него есть факты, тогда нужно положить на стол подтверждающие документы», - отметил он.
На это лидер СДПК ответил, что когда члены фракции обсуждали общественную ситуацию в стране, говорили о том, что из-за споров двух депутатов «Ата-Журта» (Ж.Жолдошева и Д.Жумабеков) относительно июньских событий были организованы митинги. Еще двое депутатов вступили в конфликт, когда один из них избил другого. По этому факту также проводились митинги. К тому же в течение 4 месяцев нерешенным является вопрос о выдаче мандата Хаджимурату Коркмазову, который для решения этого вопроса обращается к другим фракциям.
«Эти вопросы, споры — внутренние дела фракции, но почему-то они начинают влиять на все общество. Если бы все эти вопросы решились внутри фракции и не выносились бы, то мы об этом не говорили бы», - подчеркнул он.
Лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев 23 июня на заседании парламента предложил завтра, 24 июня, рассмотреть законопроекты о выборах.
По его словам, Жогорку Кенеш взял на себя ответственность, работал днем и ночью, чтобы подготовить законопроекты вовремя. По плану в апреле-мае парламент должен был избрать членов ЦИК, которые к этому времени были бы уже подготовлены. «Но президент сделала интригу и два месяца держала закон, два месяца мы руки мыли и ждали подписания», - сказал он.
В результате, как сказал О.Текебаев, было потеряно 3 месяца и выборы пришлось передвинуть на 20 ноября, тогда как выборы должны были пройти 30 октября. Он отметил, что парламент в этом не виноват.
Депутат от фракции «Ар-Намыс» Акылбек Жапаров и депутат СДПК Исмаил Исаков готовят новый законопроект, целью которого будет создание парламентского телевидения, передает пресс-служба парламента.
Ранее И.Исаков внес на рассмотрение депутатов законопроект о национализации «Пятого канала». В ходе обсуждений принято решение сделать из него парламентский канал.
«Если депутаты поддержат этот законопроект, то канал «Пирамида» станет культурно-спортивным, а «Пятый канал» — парламентским телевидением», - приводит слова А.Жапарова пресс-служба парламента.
Депутат парламента Кыргызстана просит спикера объяснить, почему выборы президента состоятся 20 ноября. С таким вопросом к Ахматбеку Келдибекову обратился депутат от «Ата-Журта» Мыктыбек Абдылдаев.
По его словам, полпред правительства республики Данияр Нарымбаев ранее заявил, что выборы состоятся 20 ноября 2011 года. «Почему наши полномочия не учитываются? Когда все изменилось? Прошу высказать мнение по этому факту», - обратился Мыктыбек Абдылдаев к спикеру.
Ахматбек Келдибеков ответил, что комитеты должны рассмотреть вопрос определения даты выборов. «Выборы должны пройти, несмотря на то, что кто-то вообще не хочет их проводить», - заключил он.
Депутат парламента Кыргызстана предлагает принять постановление о национализации объектов, которые 100-процентно принадлежали режиму Бакиевых. С такой инициативой выступил сегодня на заседании Жогорку Кенеша Садыр Жапаров.
По его словам, перечень национализированных временным правительством объектов до сих пор не конкретизирован. «Надо принять окончательное решение по тем объектам, которые точно принадлежат Бакиевым. Если мы сегодня не поднимем этот вопрос, то к осени от них может ничего не остаться. Чтобы не утерять их, надо принять постановление об их национализации. А по спорным объектам, которые находятся на рассмотрении судов, надо дождаться решения и пока не трогать их», - сказал Садыр Жапаров.
Напомним, что решением временного правительства КР было национализировано 47 объектов.
В Узбекистане впервые по независимому телеканалу NTT (Негосударственная сеть телеканалов) показали фильм о прошлогодних событиях на юге Киргизии, передает корреспондент ИА REGNUM.
В течение одного часа авторы фильма обсуждали последствия трагедии годичной давности. «Сейчас в Киргизии нет той силы, которая обеспечила бы спокойствие в стране, ею руководят неспособные и неопытные лица», — отметил один из представителей киргизской диаспоры в Узбекистане, переводчик Кадыр Маматов.
Ведущий фильма Абдукарим Мирзаев сообщил, что в прошлом году на юге Киргизии более 100 тысяч узбеков были вынуждены покинуть свои родные места. Из них более 500 человек стали жертвами геноцида: девушки были изнасилованы, а младенцы были вырезаны и сожжены, но виновники всего этого до сих пор не найдены и не привлечены к ответственности.
В фильме прозвучала информация, что в настоящее время в Узбекистане проживают более 300 тысяч этнических киргизов, действует 62 средних киргизоязычных школ и 2 академических лицея.
Фильм подготовлен Институтом Алишера Навои, который базируется в Брюсселе.
Два месяца назад лидер парламентской оппозиционной фракции "Ар-Намыс" Феликс Кулов заявил, что партия готова войти в правящий альянс. Он неоднократно встречался с давним оппонентом - премьер-министром КР Алмазбеком Атамбаевым. Последний, по заверению депутата, ознакомился с условиями, при которых "Ар-Намыс" готов слиться с большинством. Но до сих пор ни "да", ни однозначного "нет" не последовало.
Много шуму. И ничего
Участники переговоров держат поистине театральную паузу. Информация о возможном присоединении парламентского "Достоинства" к треугольнику "Республика" - СДПК - "Ата-Журт" добывается по крупицам. Стороны прячутся за ширмой общих фраз: "переговоры продолжаются", "точки соприкосновения найдены", "положительная динамика наблюдается". Но ничего конкретного о вступлении "Ар-Намыса" в коалицию не говорится.
1 июля депутаты уходят на каникулы. Маловероятно, что до конца месяца участники переговоров объявят о воссоединении. Так что интрига сохраняется и может продлиться до осени. А там и президентские выборы. Список кандидатов на главный политический пост страны еще не сформирован. Никто из основных претендентов пока не объявил о притязаниях официально. Однако мало кто сомневается, что Алмазбек Атамбаев попытает счастья. Тем более на этот раз у главы правительства, как уверяют эксперты, есть все шансы стать фаворитом гонки.
Отметим, что парламент исключил из законопроекта о выборах предложенную депутатской оппозицией поправку, что высокопоставленный чиновник, баллотируясь на пост главы государства, должен уйти в отставку. По задумке автора - лидера фракции "Ата Мекен" Омурбека Текебаева, эта норма препятствовала бы использованию административного ресурса. Но в итоге премьер-министр в случае участия в президентской гонке складывает полномочия лишь временно. К слову, требование "оставить кресло" в случае участия в президентской гонке было и в перечне условий вхождения в коалицию "Ар-Намыса". Но когда парламент дружно сказал "нет", генерал не стал настаивать.
Кто на "старенького"?
Еще одним требованием, которое, по мнению экспертов, возможно, и остановило присоединение "Достоинства" к коалиции, стало обязательное присутствие арнамысовцев в правительстве. Ничего удивительного, что оппозиционерам не терпится дорваться до власти: идя на выборы, руководство "Ар-Намыса" пообещало избирателем реализовать свою экономическую программу. А сделать это можно только "у руля". Казалось бы, благовиднее предлога нет. К тому же Феликс Кулов неоднократно заявлял, что за президентское кресло бороться не намерен. Его вполне устроил бы "портфель" председателя правительства.
"Никто ему пост премьер-министра не отдаст. Это очевидно. Алмазбека Атамбаева устраивает именно Омурбек Бабанов. Почему? Да потому что он сможет привлечь деньги на предвыборную кампанию Атамбаева и обеспечить информационную поддержку. Вспомните агитационную кампанию партии "Республика", - говорит эксперт по вопросам национальной безопасности Токтогул Какчекеев. - По мельканию в СМИ и вложенным в раскрутку деньгам партия обошла всех конкурентов. Если Атамбаев будет участвовать в президентской гонке, ресурсы Бабанова и его команды поступят в его распоряжение. И если он станет президентом, то в благодарность Бабанову отдадут премьерство. Что же касается Кулова, то его фракцию перетягивают в коалицию исходя из интересов межрегионального противостояния. На стороне одного кандидата в президенты должны сосредоточиться ведущие силы севера, и претенденты с юга останутся в проигрыше. Хотя бы в количественном соотношении. Северяне, увы, никогда не умели договариваться. А так у них появится стимул. Будут дружить не за, а против кого-то. На этот раз против южанина - претендента на кресло президента".
Ни ответа, ни привета
Вероятно, что в представленном Алмазбеку Атамбаеву на рассмотрение проекте коалиционного соглашения от "Ар-Намыса" участники альянса и не захотят вливания в их ряды "Достоинства". Тогда становится понятым молчание еще одной оппозиционной фракции - "Ата Мекена". Помнится, ее лидер Омурбек Текебаев нещадно критиковал десятерых арнамысовцев, которые сделали "ход конем" и самостоятельно перебежали в коалицию.
Зато заявления о переговорах Атамбаева и Кулова по коалиции лидер "Ата Мекена" предпочел не комментировать. Однако эксперты считают, что молчание, которое хранит Омурбек Текебаев, вызвано желанием видеть в кресле первого вице-премьер-министра любую фигуру из "Ар-Намыса" (даже Акылбека Жапарова), но только не Омурбека Бабанова. К нему, похоже, у нардепа неприязнь, выходящая за рамки идеологических противоречий.
"Если и будут кадровые перестановки, то осенью. Перед выборами. Сейчас никаких рокировок не предвидится. Так что в любом случае окончательное решение по вхождению "Ар-Намыса" в коалицию примут не раньше сентября", - предположил политолог Марат Казакпаев.
Он считает, что "Ар-Намыс" могут принять в альянс в случае, если фракции СДПК и "Республика" решатся на "развод" с "Ата-Журтом". Вариант неджентльменского расставания - не плод фантазии. Недавно некий Фонд прогресса под председательством активиста-"революционера" Адиля Турдукулова распространил в СМИ письмо премьер-министру Алмазбеку Атамбаеву с требованием изгнать из "союза" "Ата-Журт", поскольку партия состоит сплошь из "реваншистов" и прочих приспешников бывшего президента Курманбека Бакиева. А флагман "цветных революций" - СДПК и ее "вождя" - никак не красит "дружба" с идейными противниками радикальных реформ.
Как только, так сразу
"Не думаю, что "Ата-Журт" запросто согласится выйти из альянса. Все упирается в спикера Ахматбека Келдибекова. Он ни за что не захочет расстаться с креслом спикера, за которое так удачно зацепился. И возможный разрыв с этой фракцией однозначно приведет к жесткому политическому противостоянию, которое, вполне вероятно, выльется на улицы", - предупредил Марат Казакпаев.
Что касается "Ар-Намыса" и его вхождения в коалицию, то ответ на этот вопрос логично ожидать после объявления даты президентских выборов и объявления основных (дежурные статисты не в счет) участников гонки.
Это — депутат Омурбек Абдрахманов. Закончив сбрасывать компромат на своих политических оппонентов, он перекинулся обвинять в коррупции депутата своей фракции.
Ему никак не дают проверить законность трансформации земель площадью 264 гектара в селе Байтик Аламединского района. По его данным, частью этих земель владеет депутат Карганбек Самаков и сейчас землю пытаются продать за 52 млн сомов. Сам депутат уже заявил, что землю он приобрел у жителей, то есть не бесплатно.
Для критики внутрифракционных дел депутат выбрал подходящее время — лидер фракции Омурбек Текебаев как раз сейчас ищет, кого бы выгодно поддержать на выборах. Политик-реалист понимает, что результаты прошлогодних выборов в парламент плюс беспардонная конфискация у фракции финансовых потоков О.Бабановым делает его шансы на выборах призрачными. Поэтому тут можно потерять выгоду, если в партии начнется разлад, еще хуже кто-то самостоятельно решится подшабашить в виде выдвижения своей кандидатуры на президентских выборах.
Очень странно, другое агентство 24 кг. передало, что Абдрахманов обвинил экс-премьера Игоря Чудинова в том, о чем пишет АКИпресс. Или Абдрахманов уже путает Самакова с Чудиновым. Одно ясно, в Киргизии начинается бескомпромиссная "политическая рубиловка". Главное, угадать победителя на президентских выборах.
И если "отец парламентаризма" ищет на кого поставить, то парламентаризм в Киргизии будет благополучно похоронен. Впрочем, Киргизия уже проходила это. Да и внешние игроки в лице США поняли, что эксперимент потерпел неудачу, лучше иметь подконтрольного сильного президента, чем кучу амбициозных и непредсказуемых депутатов.
Президент КР Роза Отунбаева заявляет о твердом намерении мирной передачи власти. Об этом сообщает пресс-служба главы государства в распространенном в среду заявлении.
«Президент Роза Отунбаева неоднократно в СМИ и в своих официальных выступлениях заявляла о необходимости проведения президентских выборов в установленные сроки и о своем твердом намерении заложить традиции мирного и законного перехода властных полномочий в стране»,- говорится в заявлении.
Пресс-служба также отмечает, что высказывания торага Жогорку Кенеша Ахматбека Келдибекова о непонимании им сути возражений президента по выборному законодательству, вызывает недоумение.
Напомним, в среду фракция «Ата-Журт» на своем заседании предложила продлить срок полномочий президента Розы Отунбаевой и перенести президентские выборы на следующий год. Предложение внесено спикером парламента Ахматбеком Келдибековым
«Сейчас идут разные политические игры. Я не понял, с чем не согласна президент в законе «О выборах и составе ЦИК», принципиальных противоречий нет, а вопросы финансирования организации президентских выборов должны решаться в рабочем порядке. Сегодня уже стоит вопрос, стоит ли проводить президентские выборы в этом году или можно перенести на следующий год», - заявил торага.
Президент Кыргызстана переходного периода Роза Отунбаева вернула в парламент принятые им законы о выборах, посчитав их не соответствующими Конституции. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.
Законы «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» и «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР», как посчитала глава государства, также содержали «противоречивые нормы».
«При рассмотрении проектов законов нарушен порядок согласования, поскольку по Конституции законопроекты, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет госбюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем после определения правительством источника финансирования, - отмечает пресс-служба. - По расчетам ЦИК, для проведения в 2011 году на основе новых законов выборов президента потребовалось бы, по самым минимальным расчетам, дополнительно 250-300 миллионов сомов, источники покрытия которых не определены. В возражениях президента предложено Жогорку Кенешу выработать согласованный с правительством и ЦИК вариант законопроектов».
«Вызывает недоумение высказывание торага Жогорку Кенеша Ахматбека Келдибекова о непонимании им сути возражений президента к данным законам, - подчеркивают в пресс-службе. - Возможно, это является следствием представления аппаратом Жогорку Кенеша неполной информации о сути возражений».
С начала июня 2011 года узбекские пограничники в Ферганской области на границе с Кыргызстаном застрелили 13 человек. Об этом сообщает российский сайт Лента.ру со ссылкой на радио «Озодлик» (узбекскую службу Радио «Свобода»).
Как отмечает интернет-издание, журналистам эту информацию подтвердил заместитель хокима (главы администрации) Ферганского района Хуршидбек Турсунов.
По некоторым данным, погибшие на кыргызско-узбекской границе были в основном контрабандистами. Представитель районной администрации, комментируя гибель людей, сослался на необходимость борьбы с нарушителями правительственного постановления о порядке таможенного оформления товаров. Напомним, что правила, о которых идет речь, были введены еще в 2002 году и больно ударили по местным челнокам: единый таможенный платеж был установлен на уровне 70 процентов от таможенной стоимости товара, позднее власти также ввели ряд ограничений на ввоз и продажу импортных товаров.
Реакцией на ужесточение правил, как сообщается, стал рост контрабанды.
Житель Ферганского района Шарофджон Шодмонов, сын которого был застрелен пограничниками, утверждает, что они без предупреждения стреляют в граждан, которых считают подозрительными. При этом, по его словам, такие случаи происходят не только на границе, но и на приграничных территориях. Сын Шодмонова, как заявляет его отец, был убит в 15 километрах от границы.
Данных о том, есть ли среди погибших граждане КР, не сообщается.
«В Кыргызстане новое руководство ОАО «Сулюктакомур» не намерено использовать в своей работе митинги и акции протеста», - заявил сегодня на пресс-конференции в ИА «24.kg» председатель правления ОАО Эргеш Мадаминов.
По его словам, когда-то город Сулюкта Баткенской области был образцовым, поскольку население занималось добычей угля в ОАО «Сулюктакомур». «До 2005 года добывалось 60 тысяч тонн в год. После того как в 2005-м пришло новое руководство, объемы производства сократились до 30 тысяч тонн. Это связано с продажей техники по открытой добыче угля. Кроме того, права простых рабочих ущемлялись. Не соблюдались правила техники безопасности, травмы и гибель среди шахтеров возросли. После апрельских событий нас назначили кризисными менеджерами, что подразумевает максимальное сокращение многомиллионных долгов компании в течение трех лет. В январе 2011 года мы провели общее собрание акционеров, на котором решили сменить руководство. Но мы встретили сопротивление не только со стороны бывшего руководства, но и местных властей. Последние замешаны в коррупционных схемах. В связи с этим президент переходного периода Роза Отунбаева сняла прокурора города Сулюкты Жуманазара Асатова, а премьер-министр Алмазбек Атамбаев - мэра Жамалдина Калакулова», - сказал Эргеш Мадаминов.
Он сообщил, что бывшее руководство обратилось в межрайонный и городской суды Бишкека. «Обе инстанции решили вопрос в нашу пользу. Несмотря на это, нам не дают работать. Но мы продолжаем вести переговоры с инвесторами. Революционная эйфория и время рейдерства прошли. Настало время работать в рамках закона», - подчеркнул Эргеш Мадаминов.
Юрист Дильшат Расулов пояснил, что по закону об акционерных обществах его руководство можно сменить собранием акционеров. «Не исключено, что, несмотря на решение суда, по прибытии в Баткен нового руководства ему будут мешать. В этом случае есть уголовная ответственность, подразумевающая лишение свободы сроком до 10 лет. Также старое руководство может подать апелляцию в Верховный суд, который может поставить точку в этом вопросе», - добавил он.
«Народ не политизирует язык», - заявила сегодня на круглом столе «Культурная интеграция Россия - Кыргызстан» заслуженный работник образования Ишенгуль Болджурова.
По ее словам, русский язык в последнее время становится экономической категорией, поскольку около 80 процентов отечественной экономики связано с российской. «Кроме того, русский язык выполняет функцию политической интеграции. На каком языке мы выступаем на различных международных форумах? На русском. Более чем из 1 миллиона школьников в республике лишь 280 тысяч обучаются в школах с русским языком. Около 100 тысяч - в школах двуязычных. Когда я была на юге страны после июньских событий 2010 года, многие жители обращались с просьбой открыть школы с русским языком обучения», - сказала Ишенгуль Болджурова.
Она отметила, что в настоящее время сужается поле русского языка. «Нужно думать, что делать для его развития. В этот процесс должна более активно включиться и сама Россия», - заключила Ишенгуль Болджурова.
Совет по отбору судей должен быть сформирован до ухода парламента на каникулы, то есть в ближайшие две недели. Об этом сказала эксперт по судебным вопросам Ирина Летова, презентуя закон «О совете по отбору судей» в ходе круглого стола в среду.
«Юридически на создание совета выделяется месяц, но совет должен быть создан до ухода на каникулы парламентариев Кыргызстана. То есть получается за две недели. А затем в течение двух месяцев будет разрабатываться план работы совета», - сказала Ирина Летова.
Эксперт напомнила, что совет представляет собой Конституционный коллегиальный орган, занимающийся отбором кандидатов в судьи, их назначением и ротацией. В составе совета 24 члена сроком избрания на три года. 1/3 формируется советом судей, 1/3 избираются парламентским большинством, 1/3 парламентской оппозицией.
Членами совета могут быть представители гражданского общества, кроме государственных и муниципальных служащих. Кандидат должен иметь гражданство Кыргызстана и не состоять в какой-либо партии. Представители совета должны обладать безупречной репутацией.
Формирование состава и рассмотрение кандидатур будет проводиться открыто. Все кандидаты будут внесены в единый список для подписания парламентом. Во время заседаний совета могут присутствовать представители СМИ и любые гражданские лица.
Все судьи будут проходить конкурсный отбор. И совет будет принимать решение по итогам конкурса методом голосования. Вопрос об оплате деятельности членов совета пока не решен.
Закон «О совете по отбору судей КР» принят в рамках проекта реформирования судебной системы в Кыргызстане, который осуществлялся совместно с Европейским союзом и ПРООН.
Депутат Жогорку Кенеша Жыргалбек Саматов готов судиться с редакцией газеты «Жаны Агым», которая, как он считает, опубликовала недостоверную информацию о его гражданстве.
Об этом сегодня заявил представитель депутата на заседании Центральной избирательной комиссии, на котором обсуждался вопрос о его гражданстве.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что депутат Саматов является гражданином России. Однако, официально этот факт еще не подтвержден. Российская сторона воздержалась от предоставления информации о его гражданстве, ссылаясь на международные нормы, согласно которым за исключением форс-мажорных обстоятельств информация о личности не будет предоставлена без запроса самого гражданина. МИД Кыргызстана не может подтвердить копию российского паспорта Саматова, которая была опубликована в газете «Жаны Агым».
Жыргалбек Саматов представляет в парламенте партию «Ата Журт».
«Я прочитал Возражение президента, но не понимаю его сути», - заявил 22 июня на заседании фракции «Ата-Журт» спикер парламента Кыргызстана Ахматбек Келдибеков.
По его словам, возможно, по вопросу проведения выборов президента идет некая политическая игра. Он как торага парламента направил соответствующим сторонам предложение по представлению кандидатур для формирования нового состава ЦИК.
Келдибеков спросил у главы комитета ЖК по конституционному законодательству, госустройству и местному самоуправлению Галины Скрипкиной, можно ли провести президентские выборы по действующему законодательству.
Она ответила, что проведение предстоящих выборов по действующему законодательству - это наступление на те же грабли, так как выборы 2009 и 2010 года показали недостатки в законодательстве.
Отвечая на вопросы А.Келдибекова, глава комитета отметила, что в Конституции написано, что выборы президента должны проходить по новому законодательству.
Спикер поблагодарил главу Центризбиркома Акылбека Сариева за то, что он провел честные и прозрачные выборы в Жогорку Кенеш. Он подчеркнул, что, может быть, часть нынешнего состава ЦИК останется, может, и нет. Но это не должно быть предметом споров и игр. «Мы должны точку поставить. Нам нужны выборы в этом году или нет. Я прочитал возражение президента, но ни черта ничего не понимаю», - заявил Келдибеков.
На заседании рассматриваются согласованные варианты законов «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР».
В начале июня 2011 года парламент Кыргызстана одобрил законопроект о создании нового наблюдательного совета при Общественной телерадиовещательной корпорации. Предыдущий совет, напомним, был сформирован на основании декрета временного правительства от 30 апреля 2010 года, подписанного его председателем Розой Отунбаевой.
Тогда 15 членов самого первого ОНС с помпой приглашались в гости к Розе Отунбавой, обсуждали проблемы нового Кыргызстана и публиковали в Интернете совместные с главой временного правительства фотографии, где все выглядели вполне счастливыми и нацеленными на кардинальные реформы Общественной телерадиокорпорации.
Но не прошло и года, как любимчиков Розы Отунбаевой стали критиковать за плохую работу, а сама президент переходного периода визиты членов ОНС в свой кабинет значительно ограничила.
ОНС - не ОБС...
Кандидатов в состав Общественного наблюдательного совета при ОТРК отобрали, напомним, члены временного правительства путем рейтингового голосования сроком на три года.
Новоиспеченные наблюдатели с энтузиазмом принялись за работу. Во-первых, им предстояло участвовать в разработке законопроекта об общественном телевидении, цифровом вещании, формировать редакционную политику и следить за финансово-хозяйственной деятельностью ОТРК. Во-вторых, в 2010 году надо было выбрать генерального директора корпорации, который бы отвечал всем требованиям постреволюционного Кыргызстана, то есть не воровал бы, не врал, был объективным, профессиональным и патриотичным.
Чем все это закончилось, прекрасно известно: ОНС некрасиво оскандалился, когда не пропустил кандидатуру фактически победившего на голосовании бывшего сотрудника бакиевского секретариата, несмотря на заверения о своей независимости и беспристрастности. В итоге в кресло гендиректора посадили и так уже там находившегося бывшего оппозиционного радийщика, симпатизировавшего временному правительству, Кубата Оторбаева.
Скандал с избранием главы ОТРК быстро замяли, тем более, что в Кыргызстане летом 2010-го было много забот поважнее. Когда на юге республики случились июньские события, в стране с удвоенной силой начали говорить об информационной безопасности. Очевидно было, что даже новые люди во главе государственных телекомпаний и СМИ не смогли исправить ситуацию, а иногда даже усугубили ее.
В новом парламенте Кубату Оторбаеву припомнили все: и трансляцию футбола и развлекательных программ во время резни на юге, и необъективную информацию, и даже $20 тысяч из безымянных банковских ячеек, выделенных временным правительством телеканалу и потраченных, как оказалось, на выплату гонораров журналистам.
В ответ глава ОТРК жаловался на давление со стороны некоторых депутатов, которые диктовали ему как, что и кого показывать.
В эти распри Общественный наблюдательный совет, который, кстати, несколько раз чуть не распался сам, уже не вмешивался. Пока ставленник независимых наблюдателей отбивался от обвинений и пытался управлять очевидно неуправляемым ОТРК, ОНС готовил законопроект об общественном телевидении и устраивал слушания. Казалось, так и будет продолжаться последующие три года...
ОТРК = ОНС?
В начале 2011 года парламентский комитет по образованию, науке, культуре информационной и религиозной политике рекомендует безотлагательно принять закон «Об общественном телевидении», регулирующий порядок формирования состава Наблюдательного совета ОТРК. Согласно документу, в совет войдут 5 представителей от президента, 5 - от гражданского общества и 5 - от парламента.
Кстати, законопроект, обрекающий первый состав ОНС на роспуск, разработал депутат от фракции «Ар-Намыс» Каныбек Иманалиев, бывший пресс-секретарь экс-президента КР Аскара Акаева. Коллеги по депутатскому корпусу поддержали инициативу экс-журналиста и одобрили документ в первом чтении.
Надо сказать, что сам по себе законопроект не так уж плох - его концепция исходит из того, что в современных условиях общемировой тенденцией является «трансформация государственного телерадиовещания в общественное или публично-правовое». Кроме того, в документе закрепляются позиции государственного языка.
Но члены Общественного наблюдательного совета все равно не согласны, ведь их с принятием закона должны распустить. «Спешная попытка принять закон и переизбрать совет является не более чем стремлением большинства депутатов, фракций получить контроль над ОТРК в преддверии президентских выборов», - заявила в ответ на инициативу Иманалиева и его сторонников глава ОНС Эльвира Сариева.
Наблюдатели стали настаивать, что именно совет и именно нынешний его состав является «ключевым критерием» общественного телевидения. Так ли это на самом деле - тема для отдельной статьи, ведь многие не замечают кардинальных изменений на ОТРК, о которых твердит ОНС.
Политический след
Говорят, что часть депутатского корпуса, а именно фракция «Ата-Мекен», активно выступает против расформирования ОНС, так как Кубат Оторбаев якобы ставленник Омурбека Текебаева и может покинуть пост гендиректора ОТРК вслед за членами ОНС, так как избирался ими же. В предположениях этих, действительно, есть доля правды, учитывая, что Оторбаев и члены ОНС после иманалиевского предложения стали биться друг за друга чуть ли не в кровь.
Вот и официальное заявление ОНС это опосредованно подтверждает: «Впервые в истории Кыргызстана коллектив Общественной телерадиокорпорации в тесном взаимодействии с наблюдательным советом и менеджментом начал активно проводить политику превращения государственного монополиста в Общественное ТРВ. Принятие нового законопроекта на данном этапе может остановить активную фазу этих инициатив и взбудоражить многочисленный коллектив Общественной телерадиокорпорации КР в преддверии президентских выборов».
А еще официальная позиция ОНС заключается в том, что предлагаемый Иманалиевым закон никакой не прогрессивный, и на разработку чего-то стоящего нужен «длительный срок общественных обсуждений и независимой экспертизы».
Но самое главное оправдание ОНС ОТРК звучит гораздо убедительнее.
Последний аргумент
Члены ОНС ОТРК подчеркивают, что новый законопроект «Об общественной телерадиокорпорации» применяет выборочное отношение к декретам временного правительства КР и подвергает сомнению «другие общественно-значимые революционные декреты и завоевания апрельской революции».
То есть поступки парламента Кыргызстана идут вразрез с позицией президента переходного периода Розы Отунбавой, и, более того, предают всех членов временного правительства.
Действительно, почему парламент Кыргызстана решил взяться именно за декрет ВП о создании Наблюдательного совета Общественной телерадиовещательной корпорации, вместо того, чтобы отменить другие, еще более сомнительные декреты? Почему до сих пор в Жогорку Кенеше не узаконили или хотя бы не провели правовую экспертизу распоряжений временного правительства о национализации ряда объектов, но зато спешно берутся за декрет об ОНС и не видят для себя никаких законных и моральных препятствий?
С чем связано настойчивое упрямство народных избранников, которые явно уничижают инициативы Розы Отунбаевой. А ведь президент переходного периода неоднократно ставила в заслугу новой власти создание института независимых наблюдателей, и всегда сильно обижается на критику этой затеи в СМИ...
Добро или вето?
9 июня 2011 года на пленарном заседании парламента депутаты все же одобрили законопроект о создании нового наблюдательного совета при ОТРК, несмотря на все намеки и заявления действующего ОНС и его сторонников из гражданского общества. Общественная палата по вопросам СМИ попросила Отунбаеву наложить вето на указанный закон и призвала власти «не повторять ошибок прежних руководителей, у которых не хватило политической воли реформировать телеканал».
Президент переходного периода никак не комментировала ситуацию аж до 18 июня, а потом туманно заявила, что озабочена «сообщениями Наблюдательного совета и руководства Общественной телерадиокорпорации об оказываемом давлении на руководство ОТРК со стороны некоторых депутатов парламента». Ни слова о судьбе ОНС Роза Исаковна так и не сказала.
Ну а пока ОНС ОТРК продолжает работать, несмотря на решение парламента, и даже накануне презентовал отчет о деятельности Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызстана за 2010 год. Стоит отметить, что документ получился очень оптимистичным...
В итоге власти Кыргызстана опять оказались заложниками своих же поступков. Сейчас очевидно, что если Роза Отунбаева подпишет иманалиевский законопроект, то одновременно признает несостоятельность всех декретов временного правительства. С другой стороны вето президента переходного периода послужит стартом конфронтации с парламентом Кыргызстана. И тогда дело будет даже не в ОТРК, а в разделе сфер влияния.
Джакупова права на все 100, хоть мы ее и критикуем из-за Кильюнена. Но здесь она права.
Это ж надо такое придумать, выдвигать только партийцев от парламентских фракций в такой важный орган, как Совет по отбору судей. А как же потом обеспечить независимость судей, все они же снова будут карманными. Ну вы даете, господа? Как можно к отбору судей подходить с партийных позиций.
Руководитель правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова отказалась выдвигаться в Совет по отбору судей от фракции «Ата Мекен». Ее кандидатура была выдвинута 22 июня на заседании фракции в числе других троих кандидатов — Зарылбек Борбашев, Урматбек Момбеков и Алишер Юсупов.
Как сказал лидер фракции Омурбек Текебаев, кандидатуры Борбаева и Момбекова выдвинуло общество милиционеров, они являются юристами, членами партии и внесли большой вклад в дело революции. Юсупов был включен по квоте для других национальностей и Джакупова по гендерной квоте.
Чолпон Джакупова заявила, что снимает свою кандидатуру. По ее словам, Совет по отбору судей будет крайне бесполезным, если все партии будут двигать своих. Она отметила, что неоднократно выступала против такого подхода, потому что это до конца добьет реформы. В Кыргызстане судьи и так крайне политизированы, а прокуратура все делает по указке Белого дома, считает глава правовой клиники.
«Я надеялась, что увидите к чему вы пришли, и, поняв это, поменяете подходы в решении. Я не смогу при таком подходе войти в состав Совета по отбору судей, - сказала она. - Вы теряете очки электората, потому что идете на поводу у прошлой власти. Вы говорите, что они сделали большой вклад в дело революции, но мы видели революционеров, которых уже поставили и они не могут управлять 5 людьми».
О.Текебаев отметил, что фракция должна была выбрать достойных, которые были бы ответственны за свои решения. «Да, знание процессуального закона важно, поэтому присутствие Ч.Джакуповой было важно, но мы никого не можем заставить», - сказал он.
Некоторые депутаты выступили против. По их словам, они не должны выбирать тех, кого предложили Болот Шер и Дуйшенкул Чотонов и только потому, что они внесли большой вклад в революцию.
Но по итогам обсуждений кандидатуры Зарылбека Борбашева, Урматбека Момбекова и Алишера Юсупова были одобрены, одно место осталось вакантным.