То, что президент поддержал развешанные на прошлой неделе на улицах Бишкека спорные баннеры «Бедный мой народ, куда мы идем?», с одной стороны, еще сильней удивило общественность, а во-вторых, были явно заметны раздраженные люди.

 

Говорили о необходимости в таком случае адресовать предупреждения  и тем, кто следует за Европой, носит короткие и открытые одежды. Сообщили обоснованные аргументы: «Пусть в демократическом государстве сохранится равноправие». По этой причине мы попробовали исследовать, почему одетые по требованиям шариата женщины не носят одежды в национальном колорите.

Хотя Айдай сама носит хиджаб, но не отказывается от национальных одежд. Она говорит, что из-за дороговизны указанной одежды она носит ее только на тои-праздники. «У нашего кармана нет возможностей носить кыргызские национальные одежды в повседневной жизни, потому что эти одежды стоят очень дорого. Точней, не ошибусь, сказав, что стоят минимум выше 3 тысяч сомов. По-моему, почему бы нам не надевать, если на рынке адаптируют кыргызские национальные одежды к каждодневной жизни, да и цену сделают подходящей? Мы все должны носить ее».

И действительно, хотя сейчас на рынках много национальных платьев с узорами, но трудно найти подходящие по шариату. Мы зашли в крупный магазин по продаже национальных одежд на Ошском рынке, смогли увидеть там только одно платье, соответствующее требованиям ислама. Но и цена его составляет 8 тысяч сомов. «Вместе с платком стоит 8 тысяч сомов. Я не шью много хиджабов. Есть только платья, подогнанные для посещения тоев»,- говорит продавец.

Вышли оттуда, пошли в престижные торговые центры города, исследовали. Количество таких центров много, но подсчитаешь торгующих одеждой национального колорита, хватит пальцев на одной руке. Вошли в один из таких магазинов, расспросили. Оказалось, самое дешевое платье, отвечающее требованиям ислама,стоит 8-9 тысяч сомов. Мы поинтересовались, насколько экономичней пошить такое платье, рассмотрели и такой путь. Работающая швеей Анара айым помогла нам подсчитать. «Одно платье шью за 1200 сомов. Для него требуется 2,5 метра ткани на платье, 60 см на жилетку. Посчитаем в целом: работа швеи – 1200 сомов,  средняя цена 2,5 метров ткани – 2000-2500 сомов. На жилетку в целом уходит 1000 сомов, на платок 500 сомов. Тогда для одежды на один раз по условиям шариата должно быть 4700-5200 сомов». Большинство одетых женщин по требованиям шариата составляет молодежь. Для молодежи деньги в таком размере невероятно большая сумма. На эти деньги вполне можно одеться в европейском стиле в два раза больше.

Мы обратились к жителям с вопросом: «Лучше, если хиджаб будет в национальном колорите, или  в принципе лишь бы отвечал требованиям шариата?». Получили следующие ответы.

- Наверное, лучше наши свои национальные одежды. Увидел двух девушек, идущих по улице. Надели как национальную одежду. Оказывается, это очень приятно для глаза. Возле них шли одетые и в арабские одежды. По сравнению с ними одежда наших девушек прекрасна.

- Хиджаб с арабского языка переводится как «покров». Если девушки наденут его, то не считается выполнением традиций арабов. Он надевается просто для закрытия тела. Думаю, здесь не нарушается никакой обычай.

Подытоживая, скажем с учетом, что мы демократическая страна: представляется правильным найти путь  ношения кыргызской одежды гражданами, следующими дорогой религии, чтоб им было удобно.

 

Источник: газета «Майдан.kg» №24 от 20.07.2016/стр.9
http://www.gezitter.org/society/52027/