Тема этих заметок навеяна моей работой над тремя последними книгами, посвященными жизни и деятельности выдающегося врача кардиолога Мирсаида Миррахимова, братьев Конурбаевых с их уникальной судьбой и Эмильбека Абакирова, установившего на постсоветском пространстве рекорд пребывания в течение 22 лет на посту председателя профсоюзов республики.
 
Созревание, самосознание и становление всех этих людей происходило в годы кыргызского Ренессанса. Здесь нет никакой оговорки и преувеличения - именно Ренессанса.
 
С обретением Кыргызстаном независимости некоторые политики поспешили обвинить Советскую власть в великодержавном шовинизме и диктатуре по отношению к малым республикам и народам. Но едва ли справедливо и благоразумно забывать, что именно Советская власть поставила цель воспитать в отсталых царских окраинах национальную элиту, которая возглавит и поведет за собой народ.
 
Советско-партийные школы, различные курсы, интернаты неуклонно пополнялись наиболее способными, целеустремленными, рвущимися к знаниям молодыми представителями народа. Никогда ранее в истории кыргызского народа не проводилось такого массового и всеохватного всеобуча, направленного на создание национальной элиты, которая станет столпом нации на ближайшие 50-60 лет.
 
Интернат №5, первые школы, Киргизский педагогический институт, ставший в республике первым государственным университетом, другие учебные заведения стали подлинной кузницей национальных кадров - партийных и советских работников, писателей, историков, ученых, художников, режиссеров, артистов, учителей, врачей. За короткий период элита была сформирована.
 
Представители молодой элиты Киргизии второй трети ХХ века выдвигались на посты, о которых их сверстники в других странах не могли в таком возрасте даже мечтать - министры, секретари партийных комитетов, солидных учреждений, учебных заведений и
 
т. д. Это был период буйного расцвета разнообразных талантов нации. многие из того поколения вошли в золотой фонд советской интеллектуальной элиты. Были среди них крупные государственные деятели - Исхак Раззаков, Турабай Кулатов, Болот Мамбетов, Турдакун Усубалиев, Султан Ибраимов, Апас Джумагулов, Карыбек Молдобаев, замечательные писатели и поэты - Джоомарт Боконбаев, Аалы Токомбаев, Касымалы Джантошев, Тугельбай Сыдыкбеков, Касымалы Баялинов, Чингиз Айтматов, Мар Байджиев, видные представители культуры и искусства, композиторы, кинорежиссеры, актеры, художники,танцовщики, оперные певцы - Сайра Киизбаева, Бакен Кыдыкеева, Даркуль Куюкова, Муратбек Рыскулов, Кадырбек Чодронов, Артык Мырзабаев, Салима Бекмуратова, Марьям Махмутова, Абдылас Малдыбаев, Бюбюсара Бейшеналиева, Асанхан Джумахматов, Калый Молдобасанов, Гапар Айтиев, Уран Сарбагишев, Толомуш Океев, Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Суйменкул Чокморов.
 
Заметим, в этом достаточно большом перечислении названы далеко не все персоналии, кем по праву может гордиться народ. А теперь задумаемся. Кем будут гордиться потомки из числа тех кыргызстанцев, чье развитие, созревание и становление пришлось на последние 40-50 лет? Чем запомнятся в десятилетиях лидеры нации, вставшие у штурвала государства в первые четверть века суверенитета Кыргызстана? Какие имена будут золотыми буквами вписаны в его историю?
 
Вряд ли сообщу что-то новое, если замечу, что до сих пор наше общество пребывает в прострации, апатии, разброде и шатании. Универсальных, разделяемых и поддерживаемых широкой общественностью идей, объединяющих ценностей и прочих общественных скрепов как не было, так, к великому огорчению, и нет. Соответственно нет и общепризнанных авторитетов, лидеров нации. Не формальных, не в силу занимаемого положения, а по существу.
 
Едва ли сыщется на земле еще такое государство, где бы на 100 тысяч населения было столько политических партий, общественных объединений, НПО, как у нас. И в то же время крайне мало найдется стран, где все подобные союзы, вместе взятые, так слабо влияют на решение социально-экономических и общественно-политических проблем. Происходит же все это потому, что лидеры и учредители всех этих объединений руководствуются в большинстве своем не общественными интересами, а сугубо личными - получить зарубежный грант, погромче заявить о себе, оказаться поближе к власти, прошмыгнуть в депутаты, или же просто оказаться у какого-нибудь теплого местечка.
 
Казалось бы, наличие в стране такого числа одних только НПО должно свидетельствовать о развитости и влиянии на власть гражданского общества. Однако, как это ни странно, гражданского общества как такового, в глубинном, сущностном понимании, в Кыргызстане нет.
 
Более того, именно непомерно огромное для страны с населением в 5,5 млн. человек число политических партий и НПО ведет к разобщению нации, к обострению конкуренции и соперничества между различными группами граждан, концентрирующихся вокруг этих объединений. В значительной мере именно этим можно объяснить то, что обесчестить политика, махрового коррупционера, воинствующего хулигана с мандатом парламентария в Кыргызстане нельзя. по той простой причине, что никто от них и не ждет честности и благородства. "Право на бесчестие", о котором писал еще Федор Михайлович Достоевский, сегодня является одним из основных прав публичной личности (за редким исключением) в суверенном Кыргызстане. Примеры Камчыбека Ташиева, Жылдызкан Джолдошовой и иже с ними, которым было посвящено столько компромата в печати, показывают, что никому в нашей стране никакие компроматы не страшны.
 
Вячеслав Тимирбаев
URL: http://zanoza.kg/325793