В ЖК КР обсуждают законопроект, который мало того, что может пополнять казну ежегодно на десятки миллионов долларов, так еще и поставить точку в дорожной коррупции
Буквально на днях парламентский комитет по экономической и фискальной политике во втором чтении рассматривал инициированное правительством в лице министерства экономики внесение поправок в ряд законов Кыргызской Республики. Все инициированные нововведения сводятся к тому, чтобы в будущем республика перешла на принцип автоматического взимания дорожных сборов. 
 
Платные дороги, или дорожные сборы? 
 
Вопрос оказался, видимо, не таким простым, что изначально сами депутаты и эксперты, комментирующие инициативу правительства, путались в понятиях и принципах работы предлагаемой системы. Поэтому внесем ясность, что такое дорожные сборы, почему решили их вводить, и как это отразится на бюджете и дорогах республики. 
 
Первое и главное – инициатива правительства не подразумевает внедрение платных дорог – когда со всех видов транспорта в обязательном порядке взимается оплата за проезд. Это в Кыргызстане пока что, по крайней мере, сделать невозможно. Речь идет лишь о дорожных сборах за проезд по дорогам общего пользования – основным транспортным коридорам страны. Взимать их правительство предлагает с отечественного грузового транспорта и коммерческих пассажирских автобусов. Также облагаться сбором будет весь иностранный транспорт. Отечественные легковые авто платить дорожный сбор не будут. Это главное. 
 
Кто разрушает, тот и платит
 
А с чего вдруг, собственно, возникла такая инициатива? Как пояснили в правительстве, всему виной ужасающее состояние дорожного полотна в республике. И, вместе с тем, запредельное количество кредитов, которые страна уже взяла на ремонт и строительство дорог. 
 
Для ясности картины обратимся к цифрам: 52% (или 9600км) дорожной сети Кыргызстана находится в пределах плохого и очень плохого, при этом 1500 км международных дорог нуждаются в срочной реабилитации или реконструкции. Большая часть дорожной сети из года в год становится непригодной.  При этом нужно понимать, что все дороги в стране – государственные. Только если на другие статьи расходов отечественные финансисты деньги с горем пополам находят, то на ремонт и строительство дорог в бюджете средств, как правило, нет.  
 
Из-за постоянного недофинансирования, наша страна ежегодно безвозвратно теряет около 200 км дорог с твердым покрытием, которые приходят в полную негодность. Таким образом, за последние 5 лет было утрачено 1000 км автодорог.
 
Естественно, страна берет кредиты. Причем, колоссальное количество именно на эту статью расходов. Так, государственный долг нашей страны подобрался вплотную к 3,5 миллиардам долларов США, из которых примерно 1,6  миллиарда долларов - почти половина!!! - это дорожные кредиты! Это даже для более процветающих стран огромные деньги, а уж для Кыргызстана – тем более. Только вот выплачивать эти кредиты будут не те, кто дороги разрушает, а все мы - простые налогоплательщики. Потому что от первых  - а это грузовой транспорт и автобусы, в бюджет практически ничего не поступает. 
 
Собственно, на этом и построена инициатива правительства  - взимать сборы с тех, кто дороги эксплуатирует, зарабатывает на них и разрушает. Все честно. Ну а взимание сборов с легкового зарубежного транспорта – обычная мировая практика. На этом «сидят» практически все европейские страны, да и наши соседи – Казахстан, Таджикистан, Россия, страны Балтии, также взимают с «чужаков» дорожные сборы.  
 
А, может, не надо?
 
В рамках обсуждения в парламенте этой законодательной инициативы вопросов по сути дорожных сборов не было. Депутаты согласны – дороги в ужасном состоянии, денег на их ремонт нет, дороги должны зарабатывать. Разногласия только по незначительным техническим нюансам. Как, например, будет ли дорожный сбор единственным, либо автомобилисты будут выплачивать еще какие-то сборы. 
 
Конкретная тарификация, как известно, пока не разработана, но вероятнее всего она вберет в себя все бывшие до этого «дорожные» сборы. Кроме того, в соответствии с общепринятой мировой практикой, при определении тарифов, вероятно, будут учитываться необходимые расходы на обслуживание дорог (круглосуточного и круглогодичного), на предоставление всех необходимых услуг для пользователей дорог (включая милицию, медицинскую помощь и т. д.), а также экологическую нагрузку от сжигания топлива и загрязнения окружающей среды. Более того, тарифы должны учитывать финансирование строительства новых дорог и дорожных сооружений.
 
При этом, считают в правительстве, и это следует из справки-обоснования к законодательной инициативе, в случае неприятия новшества будет иметь место дальнейшее недостаточное финансирование проектов по обновлению и полное отсутствие средств на развитие дорожной инфраструктуры. Вместе с тем продолжится практика заимствования на дорожные проекты у международных финансовых институтов с последующим погашением долга и процентов.
 
Важно заметить, что при дальнейшем наращивании задолженности государства перед международными финансовыми институтами и другими странами, может наступить критический уровень соотношения внешнего долга к ВВП республики, при котором кредиторы будут ужесточать условия выдачи займов или вовсе будут отказывать в  заимствованиях. При таком развитии событий может наступить ситуация, когда всё ухудшающееся состояние дорожной инфраструктуры на фоне невозможности нахождения источников финансирования может привести к полной непригодности дорожной инфраструктуры.
 
Конец дорожной коррупции? 
 
Об этом неоднократно говорилось и с трибуны парламента, говорят об этом в правительстве, на круглых столах и в комментариях СМИ – в стране гуляет «дорожная коррупция». Во время следования тех же грузовиков они «отстегивают» сотрудникам правоохранительных органов, представителям минтранса на Пунктах весогабаритного контроля и т.д. и т.п. В итоге выходит, как заявил на одном из слушаний в парламенте депутат Замир Бекбоев, более 30 млн долларов в год. Которые в казну, понятное дело, не попадают. При этом новая система – автоматизированная, сведет на нет это явление. Человеческий фактор будет исключен. Как и возможность для грузовиков проезжать по дорогам с перегрузом. Превысил норму – автоматическая система это зафиксировала, дальше не пустила. Будь добр выполнять законы и нормы. При этом неважно, кто ты – иностранный гражданин, или кыргызстанец. Собственно, сами депутаты призывают не бояться негативной реакции водителей грузовиков – как те нарушают установленные правила перевоза грузов и что дают взятки государственным служащим – давно известно. И их также надо заставить работать в рамках закона, в противном случае страна просто лишится дорог – т.е. пострадают все без исключения! 
 
Кстати, в случае установления автоматической системы, она будет отслеживать номера транспортных средств, что, конечно же, должно быть воспринято с восторгом ДПС МВД КР и другими правоохранительными и следственными органами. 
 
Всеми руками за! 
 
Эксперты, съевшие собаку на этой теме, уже неоднократно высказывали в СМИ свою поддержку законопроекту. Так, по словам заместителя директора консалтинговой компании SmartBusinessSolutionsCentralAsia Марата Мусуралиева, экономиста, на республиканских транспортных артериях, как инфраструктуре, огромное количество людей зарабатывает немаленькие деньги- это  чрезвычайно прибыльный, огромный многомиллионный бизнес. К сожалению, бизнес  этот теневой, государством не контролируемый. Все доходы уходят в карманы только тех, кто пользуется дорогами, и коррумпированных чиновников. При этом именно те, кто пользуются дорогами, их и разрушают. 
 
«Не так давно на одном из правительственных совещаний вполне себе официально звучали потрясающие цифры: оказывается, в нашей стране каждый большегруз платит за проезд в карман различным чиновникам на пунктах весогабаритного контроля, гаишникам, от  350 до 500 долларов США за рейс! Зная цифры о движении грузового транспорта в стране не сложно посчитать, что ежегодно теневые дорожные поборы составляют 50-60 миллионов долларов! Это значительно больше, чем наш бюджет в год тратит на ремонт и содержание всех дорог страны», - заявил он журналистам. 
 
Не против сбора и председатель Ассоциации грузоперевозчиков Темирбек Шабданалиев.
 
Подобные сборы после своего введения в некоторых странах мира создали новые формы работы с водителями, а они необходимы нашей стране в борьбе с коррупцией. Многие транспортные компании путем различных уловок и вовсе уходят от налогообложения. Из-за этого поступления в бюджет сильно сокращаются. Гаишники сейчас за небольшую мзду даже не проверяют патент у перевозчиков. Мы давно предлагали налоговым службам новые варианты, но реакции не было, - сообщает глава ассоциации.
 
То, что парламентарии, эксперты и представители грузоперевозчиков находят инициативу правительства нужной, хороший знак. Собственно, в случае принятия оной можно надеяться, что Кыргызстан наконец-то перестанет брать миллионные кредиты на строительство и ремонт дорог, а сами транспортные артерии, наконец-то, будут работать на благо страны. 
 
При этом не стоит ожидать, что перевозчики, нарушающие закон и допускающие перегруз, коррумпированные чиновники и их покровители, кормящиеся на существующих «серых» схемах, будут молча смотреть, как предлагаемое новшество ставит крест на их незаконном источнике доходов. Очевидно, мы еще станем свидетелями их протестных выступлений. И, однозначно, будет очень интересно посмотреть, кто же эти деятели.
 
Источник: «Комсомольская Правда – Киргизия»