Международная группа экспертов представила результаты анализа реформ по противодействию коррупции, проведенных Кыргызстаном за последние три года.
 
В документе отмечается, что Кыргызстаном исполнены рекомендации по разработке государственной стратегии антикоррупционной политики. В этом направлении можно говорить об определенном продвижении. Однако реализация стратегии по борьбе с коррупцией и использование соответствующих законов признается неудовлетворительной.
 
Борьба с коррупцией затянулась
 
В 2012 году Кыргызстан присоединился к Конвенции по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что подразумевает собой необходимость усиления национальных законов и принятия действенных мер. Согласно Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией представительством ОЭСР в Кыргызстане проведен анализ действий в этом направлении за последние три года. Анализ проводился по трем основным аспектам - антикоррупционная политика, уголовная ответственность за коррупцию и преследование коррупционеров, профилактика.
 
В обзоре отмечается, что Кыргызстан достаточно хорошо исследовал и изучил причины коррупции, представляет себе ее масштабы и последствия. Однако реализация Государственной стратегии антикоррупционной политики осталась только на бумаге.
 
Бывший генеральный прокурор Байтемир Ибраев считает, что применение принятых законов по борьбе с коррупцией никем не контролируется:
 
– В этом направлении никто не работает. Более того, половина служебных машин депутатов, переданная на баланс законодательной власти, ездит по базарам, возит их детей и жен. Продолжается прием на работу близких и дальних родственников, знакомых и земляков. Соответствующие органы должны обращать внимание на подобные факты. Если не предпринимать законные меры по ним, масштабы незаконных действий только будут расти, нанося вред государству. Коррупционные факты зачастую предаются огласке, но все еще нет соответствующих действий. Суть вопроса в этом.
 
4 ноября 2012 года на заседании Совета обороны президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выступил с докладом о необходимости устранения причин политической и системной коррупции в органах власти. На основании этого была разработана и предусмотрена реализация государственной стратегии.
 
Незаконно разбогатевшие не задержаны
 
Согласно стратегии, в Уголовный кодекс КР были внесены изменения, усиливающие ответственность за коррупционный преступления. Один из таких поправок, противодействие «незаконному обогащению». В докладе Международной группы экспертов отмечается, что за это время ни один высокопоставленный чиновник не привлечен к ответственности и не осужден по данной статье. Следственные органы отмечают слабые механизмы при применении данной статьи и сложности предъявить обвинение. 
 
Один из авторов поправок в законодательные акты по антикоррупционной политике Омурбек Текебаев прокомментировал ситуацию следующим образом:
 
– Для применения законодательства в отношении коррупционеров нужна политическая воля. Общественность и СМИ должны оказывать поддержку. Только тогда законные нормы будут работать. К сожалению, злоумышленники еще не почувствовали влияние принятых законов. Кроме того, если при применении закона возникают сложности, почему органы прокуратуры не прорабатывают механизмы? Депутат, обладающий статусом неприкосновенности, не сможет прописать все до мелочей. 
 
Природа статьи против коррупции
 
В обзоре экспертной группы рекомендовано пересмотреть или изменить в Уголовном кодексе КР дублирующие и противоречащие друг другу положения. Это важно при рассмотрении коррупционных преступлений. Также эксперты рекомендуют убрать из УК КР статью 303 («Коррупция»). Потому что обобщенная, расплывчатая формулировка, дублирующая положения других коррупционных преступлений, создает условия для злоупотреблений и избирательного подхода. С 2012 года по данной статье были возбуждены десятки уголовных дел, однако до суда дошли немногие из них. Среди возбужденных - дела против депутатов парламента Ахматбека Келдибекова, Наримана Тюлеева и Урмат Аманбаевой.
 
Бывший председатель Верховного суда, а ныне действующий депутат Курманбек Осмонов заявляет:
 
– Статья 303 давно включена в Уголовный кодекс, но никогда ранее не применялась. Только в последние два-три года стали ее применять. Международные эксперты правильно указывают на неточности в этой статье. Потому что при определении состава преступления, если не будет хоть одного из четырех оговоренных в статье признаков, сложно предъявить обвинение. Несмотря на это, по данной статье возбуждают уголовное дело и предъявляют обвинение. Здесь борьба с коррупцией осуществляется не правовыми методами, а в рамках политической конъюнктуры. Для эффективной борьбы с коррупцией нужно противодействовать возможным ее причинам. 
 
Между тем в Уголовном кодексе существуют более 10 статьей, связанных с коррупционными преступлениями. Однако за злоупотребление должностным положением, вымогательство взятки, посредничество при даче взятки, заключение соглашений, противоречащих интересам государства, и другие коррупционные преступления применяются менее суровые виды наказания.
 
Отчет Международной группы экспертов состоит из 148 страниц. Документ содержит анализ достижений Кыргызстана в проведении антикоррупционных реформ посредством исполнения ранее представленных рекомендаций. В отчете Кыргызстану дан ряд новых рекомендаций. 
 
Кубанычбек Жолдошев
Журналист радио "Азаттык" в Бишкеке