Омбудсмен Кыргызской Республики Бактыбек Аманбаев о ситуации с правами человека 
 
- Каких успехов вы добились с тех пор, как стали омбудсменом Кыргызской Республики, какие изменения произошли внутри аппарата?
 
- На сегодняшний день подошел к концу первый этап реформирования аппарата омбудсмена. Это дало хорошие результаты. В отличие от предыдущих лет, мы выявили систематические ущемления прав человека, связанные с судьбами сотен людей, вывезли на суд общественности 7 злободневных проблем. Тщательно изучили эти проблемы, как местное и международное право, судебные и следственные прецеденты, подготовили специальный доклад омбудсмена. В этом докладе содержится целая система предложений для решения проблем. В общей сложности было подготовлено 7 докладов, три из них были направлены в Жогорку Кенеш на рассмотрение. Такого не было в истории Института омбудсмена. Предыдущий омбудсмен увлекся личным пиаром, выступал в качестве шестого митингующего, если пять человек выходили на пикет. Он не занимался такой системной работой.
 
- Вы заявили, что подошел к концу первый этап реформирования аппарата. Можете подробнее рассказать об этом читателям.
 
- Перед реформированием института или учреждения, необходимо провести функциональный, структурный анализ. Это мировая практика. Поэтому при содействии международных экспертов мы провели структурный и функциональный анализ Института омбудсмена. Мы рассмотрели структуру, отделы, выявили, какую работу они выполняют. Выяснили, как работают передовые, образцовые институты в мире, какова их структура, как они ведут работу с реактивными и проактивными компонентами. Изучили, какие вопросы оставались без внимания нашего института. Кроме того, проделали немало работы, чтобы определить задачи, которые должен был выполнить наш институт. Затем мы выясняли - какая нам нужна структура, чтобы выполнить новые поставленные задачи.
 
Были некоторые функциональные изменения. Были определены приоритетные задачи перед институтом, была усилена ответственность каждого заведующего отделом и каждого сотрудника. Такие перемены в институте дали свои плоды. Институт работал более продуктивно, чем раньше.
 
На втором этапе реформ мы внедрим ранее разработанную новую структуру института. Затем сразу проведем аттестацию. Аттестацию будут проводить независимые эксперты, представители НПО. Сотрудников будем переобучать, чтобы они соответствовали новым требованиям. Короче говоря, основная цель реформ - улучшение работы аппарата института, систематизация, чтобы соответствовать мировым стандартам. На последнем этапе будет техническая модернизация. После этого реформы в институте подойдут к концу.
 
- Вы говорите, что поднимали 7 злободневных проблем. О чем именно идет речь?
 
- Самая главная проблема связана с изоляторами временного содержания Кыргызстана. В данное время сотни простых людей находятся в изоляторах месяцами и годами, ждут, когда начнутся или закончатся судебные разбирательства по их делу, некоторые лишаются здоровья, даже становятся инвалидами. Но только в таком случае их мера пресечения свободы изменяется, они выходят на свободу. К сожалению, никто не берет на себя ответственность за такую ситуацию.
 
Мы поднимали эту проблему, тщательно изучили вопрос, предложили парламенту пути их решения. Если парламент своевременно рассмотрит вопрос, примет соответствующее решение, нам удастся защитить права сотен граждан.
 
К примеру, если человека задержали по подозрению в преступлении, то его дело нужно передать в суд на протяжении 48 часов. Суд же принимает решение о мере пресечения свободы. Есть семь видов меры пресечения свободы. Можно отпустить под залог или под подписку о невыезде. К сожалению, у нас сразу же сажают. На основе токийских принципов ООН, при определении меры пресечения свободы, судьи должны принимать решение, которое минимально ограничивает свободу человека. К сожалению, эти принципы не выполняются. Подытоживая, у нас сотни человек находятся в изоляторах временного содержания из-за того, что у нас нет определенных сроков, в течение которых должны быть рассмотрены судебные дела. Поэтому мы предлагаем на основе закона поставить точку в этой актуальной проблеме.
 
- Как известно, вы выступили перед Жогорку Кенешем с докладом о защите прав граждан с ограниченными возможностями. Можете рассказать об этом подробнее?
 
- Вы правы, один из семи упомянутых докладов был посвящен гражданам с ограниченными возможностями. В данное время в нашей стране зарегистрировано 160 тысяч человек с ограниченными возможностями. Это воля Божья, но в то же время они были вытеснены из общества. Потому что в нашей стране нет условий для людей с ограниченными возможностями. Нет автобусов, которые для них подходят. Они не смогут самостоятельно добраться до торговых точек и других учреждений. Даже не могут попасть в министерства или в Жогорку Кенеш, чтобы рассказать о своих проблемах. В СМИ для них не предусмотрены титры.
 
Кроме того, они не могут устроиться на работу. В 2013 году Министерство труда выделило 766 рабочих мест, но трудоустроились всего 12 человек. Поэтому я провел расследование, касающееся условий жизни граждан с ограниченными возможностями, снял фильм, показал его соответствующим представителям власти. Некоторые в зале даже расплакались. Думаю, что нам удалось донести до них актуальность проблемы. Скоро этот вопрос будет рассматриваться на общем заседании парламента. Нам удастся оказать помощь десяткам граждан с ограниченными возможностями, если Жогорку Кенеш примет постановление и проследит за ходом его выполнения.
 
- Какую работу вы выполняете для защиты прав детей?
 
- Правами детей занимается целый отдел и мой заместитель. Мы ведем плановую работу в этом направлении. Судя по нашим исследованиям, права детей ущемляются в двух местах. Во-первых, в учреждениях, где воспитываются дети - в интернатах, в школах. Во-вторых, в семье. Особенно часто права детей ущемляются в сельских семьях. Потому что по различным причинам родители вынуждены выехать в другую страну, на заработки, оставив детей у родственников. В таких обстоятельствах дети подвергаются насилию со стороны родственников.
 
Поэтому мы разработали два проекта, касающихся детских учреждений. В 38 школах будет реализовываться специальный проект, при содействии местных властей, представителей министерств и учителей. Были проведены встречи, где обсуждались вопросы, касающиеся защиты прав детей, а в самих школах были установлены ящики. Если на детей оказывается давление со стороны кого-либо, они пишут его имя и оставляют в ящике. Металлический ящик вскрывается только в присутствии представителей власти, учителей и учеников, после чего принимаются согласованные меры. Кроме того, провели специальные мероприятия и разъяснительные работы среди детей и учителей. Были учения, тренинги, касающиеся того, как ущемляются права детей. Учителя и ученики 38 школ хорошо усвоили, что они могут оставить в ящике соответствующую информацию, если на них будет оказываться давление. В этих школах заметно упали показатели преступности. Поэтому мы начинаем думать, что этот проект пора реализовывать в республиканском масштабе. Чтобы проект работал во всех школах.
 
- В каких случаях ущемляются права детей?
 
- В большинстве случаев права детей ущемляются из-за нехватки информации. Мы уже готовы запустить телефонные линии прямой связи для детей, чьи права были ущемлены. Открываем специальный кабинет с современным оборудованием, которое было приобретено при содействии международных организаций. В этом кабинете наши сотрудники будут принимать телефонные звонки со всех регионов республики, касающиеся прав детей. Кроме того, устанавливается специальное оборудование, позволяющее записывать телефонные разговоры. Если кто-то будет ущемлять права ребенка, который впоследствии позвонит по номеру 115, то мы изучим вопрос на месте, после чего будут приняты меры. Это правильный и эффективный способ. Кроме того, в Бишкеке прошло специальное собрание, касающееся детей, подвергавшихся насилию. На собрании обсуждался специальный доклад, подготовленный институтом омбудсмена. Теперь этот вопрос будет рассмотрен парламентом.
 
- СМИ пишут, что дети у нас ходят в развлекательные центры, в ночные интернет-клубы. Что вы об этом думаете?
 
- Ночные клубы, казино есть во многих странах. А в восточных, мусульманских странах таких мест почти нет. Мы должны быть внимательными. Соответствующие органы должны следить за подобными местами. Потому что у нас нет определенной идеологии, и молодые люди быстро увлекаются азартными играми.
 
- Бывают случаи, когда во время следствия оказывается давление на подозреваемого. Какую работу вы проделали в этом направлении?
 
- Я создавал оперативную группу по этому вопросу, когда был омбудсменом. Если задержанный подвергался давлению в любой форме во время допроса, то об этом можно сообщить нам. Мы оперативно реагируем на такие сообщения, сотрудники аппарата едут на место происшествия, делают снимки, видеозапись, проводят экспертизу. Затем мы изучаем данные и обращаемся в соответствующие ветви власти, чтобы были приняты меры. Наши сотрудники быстро реагируют на подобные сообщения.
 
- Как вы относитесь к тому, что в последнее время женщины начали занимать ключевые должности в государственных органах?
 
- По-моему, это позитивное явление. Потому что в Европейских странах, к примеру, в Дании 60 чиновников - женщины. Даже начальница тюрьмы. Если взглянуть в историю, у нас тоже есть подобные яркие примеры: Каныкей, Курманжан датка, Жаныл мырза. Кроме того, в Кыргызстане первой в Центральной Азии была женщина-президент. Думаю, что сейчас ключевые должности занимают исключительно женщины-профессионалы, которые знают свою работу. Поэтому я поддерживаю подобные явления.
 
Источник: газета "Майдан.kg" №12 от 01.04.15 / стр. 7
  http://gezitter.org/interviews/38664/