Лондонская компания «Ауурум майнинг», начиная с 2007 года,  по частям продавала привлекательные активы кыргызского месторождения  «Андаш» на Лондонской фондовой бирже по листингу (компания специально    создана в 2004 году для приобретения золотых месторождений Кыргызстана).
 
Листинг (от английского List — список) — внесение в список котирующихся акций,  выставляемых на продажу. Листинг допускает к биржевым торгам только те активы, которые прошли экспертную оценку у специализирующихся на этом   компаний.  Госагенство по геологии и минеральным ресурсам, наделив в 2003 году ее дочернюю  компанию в Бишкеке «Андаш Майнинг Компани»  лицензией на геологическое исследование, а в 2005 году уже на разработку месторождения, за это  время даже не поинтересовалось, как она выполняет условия лицензионного соглашения. А ОАО «Кыргызалтын», обладая тогда функциями правительства в вопросах привлечения инвестиций в золотодобывающую отрасль, не позаботилось, чтобы эта  компания подписала с нами соглашение относительно  раздела продукции или другой, устраивающий нас, документ. Страна  выбрала эту  компанию среди других, несмотря на то, что она никогда ничего за душой не имела и готовила только мошеннические схемы действий,  чтобы надуть страну.
 
Система отношений страны с иностранной компанией по золотым проектам предельно проста, – она давно определена мировой практикой. Страна ставит на кон свое месторождение, а иностранная компания привлекает инвестиции для его освоения. Когда по такому принципу организовывается хозяйство, стороны по справедливому делят  общую выгоду. Ничего другого здесь придумывать не надо.  Известно, что у иностранной компании не всегда бывают  свободные деньги. Поэтому, используя совместную с правительством страны деятельность, она получает в крупных банках нужные кредиты и начиняет строить горнорудное предприятие. На создание  такого производства уходит примерно 2 -3 года. Первые годы работы предприятия вся выручка от продажи золота (в течение 3 — 4 лет) направляется на погашение кредита, и участники   совместного проекта в это время  никаких прямых доходов не получают. Вот,  весь цикл разработки месторождения.
 
Вместо этого,  иностранная компания с первых дней пребывания на «Андаше» только имитировала работу по созданию горнорудного предприятия, и отвлекала внимание местного населения,  оказывая  разовую социальную помощь малообеспеченным семьям, и муссировала нерешенные вопросы с местными органами власти. Со стороны  казалось,  что по данному месторождению иностранная компания уже подписала с Кыргызстаном нужные соглашения, которые позволяют стране получать положенную собственнику месторождения выгоду.
 
В 2007 году, рассказывая  ситуацию по золоторудным месторождениям страны  для всемирной службы ВВС,  я   изложил истинные намерения лондонской компании, — средь бела дня   надуть страну, устраивая различные махинации с лицензиями, и, ничего не вкладывая,  в освоение этого  месторождения. Руководитель компании  «Ауурум майнинг…» Марк Джонс, в ответ на мое выступление  из туманного Альбиона тогда заявил  так (привожу дословно): «Предложение отдельных людей в Кыргызстане о разделе продукции похоже на то, что  фермер, взявший у правительства землю в аренду и вложивший деньги для выращивания сельхозпродукции, должен делиться с ним урожаем.
 
Вот как он  понимал  приход своей компании на наше  месторождение золота!  Он сравнивает золоторудное месторождение Кыргызстана с обычным полем сельскохозяйственного назначения, и упрекает нас  в том, что мы еще претендуем на определенную часть добываемого на «Андаше» золота. Он  настолько уверен в своем умозаключении, что строительство автомобильной дороги и линии электропередачи до рудника, а также других объектов,  считает достаточной инвестицией для республики, и поэтому Кыргызстану   ничего не должно полагаться  из   добываемого там золота.  Какая потрясающая логика! А по поводу того,  что собственником месторождения все же является Кыргызстан, который  должен получать основную часть  извлекаемого из недр драгоценного металла, а также ему принадлежит часть денежного дохода, образуемого совместным  предприятием, — он ничего не говорит.
 
Конечно же,  такое    сумасбродство  у  иностранной компании возникло не на пустом месте, — оно как  результат  продажности кыргызских чиновников, подписавших с ней  мошеннических документов.  Как не сказать здесь о причастности к этому делу многих тогдашних депутатов Жогорку Кенеша, которые  хотели все взять в свои руки и, на свое усмотрение,  распределять  все месторождения полезных ископаемых в стране. Перепродажа «Андашского» месторождения продолжается до сих пор. В начале 2012 года один из членов так называемого революционного комитета Таласского района, Эсен Малабеков, на Интернет – страницах   с возмущением сообщал, что 80 процентов «Андаша» уже принадлежат австралийской компании, и только 20 процентов остались за Кыргызстаном. Как   могло так случиться, если страна это месторождение никому не продавала,  и    никто ни сома не вложил в освоение этого месторождения? Если мы  государство, то можем же  разобраться с таким,  из ряда вон выходящим, случаем отчуждения от страны его золоторудное  месторождение!
 
Если дальше расширить наши познания по месторождениям полезных ископаемых, то  за годы нашего суверенитета мы успели продать практически все свои  месторождения золота, а остающиеся  продаются сейчас без учета интересов нашего государства, и без  заключения с иностранными компаниями  нужного  государственного документа. Подписываемые документы, согласно нашим законам,   должны были составляться по решению правительства и  после проведения среди компаний — претендентов тендера. Проведение тендера на разработку месторождения  золота была специально придумано для того, чтобы наши чиновники могли отхватить свой лакомый кусочек от данного пирога, и такое по большому счету обернулось для страны невероятным злом. А вообще, все тендеры и аукционы  потом загубили многие жизнеутверждающие цели в  стране.
 
Оказалось, что в мировой практике золотодобычи в большинстве случаях проводятся не конкурса или тендера на месторождения, а прямые  переговоры с надежными профильными компаниями, с которыми никогда у страны не возникают проблемы.  Сейчас в республике иностранцы разрабатывают и готовятся к разработке в общей сложности более 30 месторождений, и    подписание коррупционных, а значит  не выгодных для страны документов,  приводит к неадекватному, парой наглому,  поведению иностранных компаний.  Республиканская пресса,   однобоко освещая выступления местного населения против иностранных компаний, полностью не раскрывает главные причины неутихающего протеста людей там, где началась разработка месторождений золота. Пресса не пишет,   какая  часть добываемого благородного металла будет принадлежать республике? Какие налоговые отчисления ждет страна от иностранных компаний? —  поскольку  они здесь осуществляют полную хозяйственную деятельность. В этом и заключается вся  беда  страны и  причины повсеместного негодования местного населения, которого не устраивает варварское  отношение иностранных компаний к местным природным ресурсам.  Она изначально  возникала в недрах государственного органа по геологии и минеральным ресурсам, проявившего в течение 23 лет независимости страны незаурядные способности в оформлении лицензий только на  не профильные, в основном, мошеннические компании.
 
Если бы ни такие деяния, страна, спокойно запустив 3 — 4 стоящих золоторудных месторождений, сейчас имела бы стабильный республиканский бюджет и ежегодно не занимала бы денег у тех, у кого  мы еще не брали.  Можно ли согласиться с тем, что   все материалы геологических исследований советского времени оказались в руках людей, ранее работавших  в ОАО «Кыргызалтын» и в Госагентстве по геологии и минеральным ресурсам,  и к тому времени уже выехавших за границу?  Они уже работали в офисах Лондонских компаний, специализирующихся на наших месторождениях золота. Государственные тайны о разведанных запасах и геологических участках с богатыми рудопроявлениями на золото полностью раскрывались перед иностранными компаниями по мере того, как они показывали нашим чиновникам американские доллары. В любой другой стране такое считается  тяжелым преступлением, равноценным государственной измене,  и строго карается законом. Данное ведомство не  только не обеспечивало  сохранность государственной тайны по месторождениям, но было кровно заинтересовано в том, чтобы их с потрохами продать иностранцам. Поэтому было не удивительно,  что  иностранные компании через некоторое время пришли  в Кыргызстане с требованиями выдать лицензии только на определенные месторождения золота, и наши по отработанной схеме коррупции обеспечивали их такими правами. Мы выше сказали, что наши лицензии свободно продавались где угодно, а акции компаний, основанных на наших месторождениях, оборачивались на фондовых биржах Лондона, принеся хозяевам таких компаний многомиллионные доходы. В таких торгах  ОАО «Кыргызалтын» и Госагентство по геологии и минеральным ресурсам не принимали никакого участия, поэтому от продажи золотых активов страны ничего в казну республики не поступало. Например, хозяин компании  «Ауурум майнинг» это место рождение купил у Олега Кима,  основателя компании «Андаш майнинг компани», гражданина Кыргызстана, работавшего ранее в «Кыргызалтыне». Он ныне проживает в Лондоне  и имеет там несколько компаний по золотым месторождениям Кыргызстана.
 
Много раз перепродавалось  месторождение «Джеруй»,  - там после «Оксуса» был «Глобалд Голд», который продал его другой, седьмой по счету компании, — австралийскому «Визору». От «Визора»  тоже уже ничего не осталось,  – она тоже продала свою долю другим. Когда акции  компаний, основанных на наших месторождениях золота,   все время растут, то их лучше сразу продать, чем вкладывать деньги в  их освоение. Вот почему,  запуск  двух таласских месторождений «Джеруй» и «Андаш» тянется уже более 20 лет — со времен акаевско-сарыгуловского сумбурного правления страной. Страна, таким образом, в течение стольких лет  не может разобраться с указанными двумя месторождениями золота, запуская туда все больше иностранных компаний.  И они создали для страны неразрешимые проблемы с арестом наших активов за границей. И некому в стране  за такое преступление спросить с виновных лиц!  И никто  не сбирается разобраться с такими компаниями, поскольку  чиновники, имеющие отношения к  месторождениям полезных ископаемых,  привязаны к ним,  и не могут поднять на них даже глаза. Им уже не хватают всех месторождений золота, и они готовы отдать любые участки, которые в советское время были обозначения для  геологического изучения.
 
Когда 31 августа 2007 года в канадском Торонто подписывалось очередное соглашение по «Кумтору», я говорил, что канадцы здесь «поймали»  что – то  серьезное, может быть даже уникальное.  Когда в конце 2011 года в Лондоне, в России и Казахстане вышли  фундаментальные исследования крупнейших ученых и специалистов по геологии и горному делу мира, то мы  узнали, что «Кумторское» месторождение золота принадлежит к числу гигантских месторождений на  планете.
 
Если вдаваться дальше, то компания «Ауурум майнинг компани» постоянно размещала информацию о своей деятельности в Кыргызстане на Лондонской фондовой бирже драгоценных металлов. Вот одна  из них. «После детального геологического изучения первой зоны «Андашского» месторождения, компания подтвердила в ней  запасы золота и меди, эквивалентные к 1,1 млн. унциям». Поскольку запасы данной зоны по стоимости составили 1,0 млрд. долларов США,  компания часть активов  «Андаша» вывела на Лондонскую фондовую биржу по листингу, где сходу заработала  30 млн. английских фунтов — стерлингов. Компания дальше  сообщала, что завершила изыскательские бурения второй и третьей зоны, результаты которых также  тестировались тогда  в Лондоне. Такие сообщения по «Андашу» долго висели на мониторах Лондонской фондовой биржы драгоценных металлов.  Об этом знал весь просвещенный мир, но только ни ОАО «Кыргызалтын»,  и ни Госагентство по геологии страны. В это время они толковали нам совсем другие вещи: о якобы 20 тонных, ничего не стоящих, запасах «Андашского» золота. С какой целью? Запасы – то золота там  оказались  в разы  больше, — только первая зона подтвердила  34 тонный  эквивалент, и следующие две зоны тоже были наиболее перспективными. Согласно ТЭО, разработанному  для «Ауурум майнинг…» лондонской компанией «Верделл Армстронг Интернейшнл», производственный потенциал первой зоны «Андаша» составлял 120 тыс. унций в год, и объекты должны были строиться, начиная с 2007 года, а добыча золота и других сопутствующих металлов – со второго полугодия 2008 года. Но мы знаем, как указанная компания собиралась строить горнорудное предприятие и начать добычу золота!
 
В Таласской долине имеются другие богатые месторождения золота. В 2005 году Госагентство по геологии и минеральным ресурсам выдало другой  Лондонской компании, «Леро голд»,  лицензию сразу на 4 месторождения золота, изъяв у местного населения все горные пастбища от перевала Чонор до Суусамыра. Они такие: «Коргонташ» — лицензионная территория 67 квадратных километра, «Кенташ» — 46, «Талдыбулак» — 43  и «Баркол» — 223 квадратных километра. По заявлению тогдашнего руководителя «Леро…» Ника Кларка, заработанные на фондовой бирже деньги позволяют компании вести успешные геологоразведочные работы на всех указанных лицензионных территориях. Эта же компания имела лицензию на месторождение «Токтоян», расположенное   рядом с Курпсайской ГЭС  с аномально высокими содержаниями золота в руде. Гряда Таласских месторождений плавно переходит в Суусамырскую долину, где нас ждет известный Олег Ким со своей компанией «Булакашуу» на тоже  богатом месторождении «Карабулак». На слуху у лондонских компаний и другие  месторождения золота в Таласской долине.
 
Я считаю, что таласцы поступили совершенно правильно, не разрешая иностранным компаниям начать разработку «Андашского» и «Джеруйского» месторождения золото на условиях разорения всей Талаской долины. Таласцы   убедились,  какая бы комиссия не приезжала в Талас по поводу золотых месторождений,  она не может разобраться   ни с одним из них, поскольку не хочет влезать в запредельные преступления  государственных мужей по всем указанным  месторождениям.  Они  знают, что «Андашское»  и «Джеруйское» золото, а также другие известные месторождения  этой долины,   могут быть  разработаны только при условии, если они будут приносить стране нужную прямую выгоду. Но только весь вопрос в том, кто эти  условия разработает,   и предложит их состоятельным иностранным компаниям?
 
Любая иностранная компания, желающая прийти на золоторудные  месторождения Кыргызстана, может быстро приступить к  раскапыванию наших гор без согласования с соответствующими контролирующими государственными органами технических, экологических, строительных   и других вопросов. Ярким примером тому может служит   месторождение «Талдыбулак Левобережный», которое рядом с поселком  Орловка в Кеминском районе.  Сейчас у нас многие лоббируют интересы  китайской компании, которая купила долю казахской компании в данном проекте за 73 млн.  долларов. А Кыргызстану почему – то в этом проекте оставили только 40 процентов доли. Все  вместе с  китайской компанией сейчас торопятся запустить данную золотодобычу. Но никто не знает, как обернется их дело, когда возросший разум кыргызских граждан поймет, что   страна опять ничего не получила от продажи 60 процентов  доли в проекте «Талдыбулак Левобережный» китайцам за указанную выше сумму. Более того, страна до сих пор не определила для себя, какую  часть добываемого  золота она будет получать,  если вскоре там начнется золотодобыча. Вот так мы в положении ничего не помнящего  манкурта, о котором пророчески проговорил в своих произведениях великий Чингиз Айтматов!
 
Имея неплохой закон о соглашениях о разделе продукции при недропользовании, мы ни разу его на деле не использовали. Потому что применение этого закона не позволяет нашим чиновникам вести себя безответственно и  как им вздумается. Работая на условиях соглашения о разделе продукции,  в Казахстане и в Узбекистане иностранные компании правительству этих стран оставляют  от 60 до 70 процентов добываемого золота. На месторождении «Мурунтау», – оно тоже является грандиозным месторождением в мире, — американская компания «Ньюмонд» Узбекистану отдает 70 процентов золота, а казахи разрабатывают нефтяные месторождения на условиях раздела нефти в пропорциях 80 на 20. Государственная малазийская нефтегазовая компания  «Петронас», чтобы получить половину добываемого газа и нефти на Туркменском шельфе  Каспийского моря, в  это дело вложила чистыми   4,5 млрд. долларов США. «Почему Кыргызстан не может так поступить?», — спрашивают меня международные эксперты.
 
По «Джеруйскому» месторождению Кыргызстан вроде бы должен был иметь   40 процентов доли в совместном предприятии, а потом про нее  просто забыли, и это месторождение сейчас продолжает переходить из одной компании другой, и нет конца его перепродаже. А по «Андашу», как мы уже знаем, иностранные компании даже не собирались с нами вести разговоры относительно раздела добываемой продукции.   Иностранные  компании уже ни во что не ставят кыргызские законы о недрах, о лицензиях, о соглашениях по разделу продукции и другие законодательные акты. Создавая такие отношения с иностранными  компаниями,  страна создает удручающее мнение о себе,  о возможностях  государственных органов управления, с которыми ни одна нормальная иностранная компания в настоящее время  не хочет иметь дело.
 
Сложившаяся ситуация на золоторудных месторождениях страны, и, в первую очередь,  возня вокруг Таласского «Андаша» и «Джеруя», приводит нас к пониманию того, что без создания национального комитета по защите золоторудных месторождений от коррупционной их продажи, —  страна не обойдется. Общественность должна осознать, что пришло время, когда нужно остановить произвол не только иностранных компаний, но и своих чиновников. Страна должна с умом разрабатывать свои  золоторудные месторождения, тогда она  не  будет  жить в долг, ежегодно  занимая до 300 млн. долларов США для бюджета.  Комитет должен разобраться с каждым месторождением на предмет правильности их освоения, и по – большому счету оценить, какую выгоду имеет страна от их разработки.
 
Госагенство по геологии и минеральным ресурсам после апреля 2010 года    должно было  приостановить выдачу лицензий, — будь это на геологическую разведку  или на добычу золота, пока  мы не разберемся с теми, которые незаконно используются иностранными компаниями, но оно этого не сделало.   Мы можем передавать   месторождения полезных ископаемых только профильным,  имеющим положительный опыт работы компаниям,  и, самое главное, чтобы они  взяли  четкие обязательства по срокам освоения месторождений, основанных  на наших условиях.  Что касается раздела продукции, в частности,  добываемого  золота,  то в нынешних условиях иностранные компании должны оставлять стране не менее 50 процентов стоимости добываемого золота,  и 10 процентов направляется на цели развития  социально – экономического потенциала местного населения. Это не благие наши намерения, а установившаяся в мире практика освоения месторождений с участием иностранного капитала.
 
Мы уделили достаточное внимание некоторым месторождениям золота в стране. Нам предстоит следующий раз рассказать  и о Талдыбулаке Левебережном, которое представляет большой интерес в плане  коррупционной изощренности, и о Таласском Талдыбулаке, который       скоро   займет   свое   достойное   место   в   ряду   перспективных месторождений золота и меди. Мы не успели рассказать о Чаткало – Ала -Букинских месторождениях золота. Там на «Терек-Сае», «Сумсаре», «Бозымчаке» и «Иштамберды» полным ходом идет добыча, и еще на многих месторождениях там обосновались китайские и другие компании. Видимо, Чаткал еще долго  будет удивлять нас своими месторождениями. Некое ОсОО «Чаткал — 17» на территории Чаткальского и Ала — Букинского районов до недавнего времени имело лицензии на  5 месторождений золота, и, ни с одним органом не согласовав, приступило к горной выработке. Там тоже все «крыто — шито», и потому никто не знает, что полагается Кыргызстану в добываемом золоте. И вообще, эти две долины издревле славились золотодобычей, — там до сих пор сохранились древние отвалы горных выработок, и, может быть, поэтому многие компании из Поднебесной стремятся попасть туда.
 
Известные в  республике геологи в свое время поговаривали о том, что о чаткальских запасах золота, видимо,   имеются записи в китайских летописях, которые  пишутся со времен первого императора Китая. Представьте, что сведения  о существовании  за 200 лет до нашей эры государства кыргызов,  были найдены именно там. Значит, можно предположить, что китайцы могут знать о Чаткале больше, чем мы сами. Еще известно, что в Чаткальскую долину в конце 20-х годов прошлого столетия  стекались все остатки басмаческих движений из Кыргызстана и Узбекистана. Они, оказывается, перекрывали два перевала, ведущие  в долину, — Чапчыму со стороны Ала — Буки и Кара — Бууру — со стороны Таласа. Как потом описывали участники боев с басмаческими отрядами, в селе Жаны — Базаре тогда бойко работало более   10 чайхан и столько же парикмахерских. В годы коллективизации и раскулачивания страны кыргызские скотоводы считали за честью пригонять отары овец в Чаткал, чтобы сдавать их басмаческим управляющим, которые рассчитывались с ними наличными деньгами — золотом, чем отдавать бесплатно создаваемым тогда колхозам. А сейчас, когда многие зарубежные компании обосновались на известных чаткальских месторождениях золота, мы их не используем для развития этого края.
 
Местные власти должны были  подумать об обустройстве автомобильных дорог и других инфраструктурных объектах района. Например, можно было бы договориться с ними, чтобы они скинулись на строительство перевальных участков автомобильных дорог, и они бы не отказали району в этом деле. Для них эти деньги ничего не стоят, но для региона они имеют исключительное  значение. Все  упирается в нас самих, не желающих утруждать себя практической работой, и не выросших до таких общегосударственных задач. В любом случае,  с чаткальскими месторождениями золота тоже надо разобраться, и   до конца выяснить,  какую выгоду имеет страна от каждого разрабатываемого там месторождения. Что интересно, при  руководителе Зубкове,  Госагентство по геологии и минеральным ресурсам, чтобы иметь хорошие отношения с депутатами и высшими правительственными кругами, что обеспечивали ему неподсудность за преступления перед страной, оказывается, имело привычку  наделять их  лицензиями на разработку именно Чаткальских месторождений золота, и этим высшие должностные лица  страны   не брезгали.
 
Из – за полной   бесконтрольности  страны за разработкой    месторождения «Иштамберды» в Ала — Букинском районе,  возмущенное население села Терек — Сай Чаткальского района два года тому назад перекрыло дорогу и заставило остановить работу рудника. СМИ тогда сообщали, что вместе того, чтобы   принимать на работу местное население, китайская компания «Фулл Голд Майнинг» привезла туда более 400 китайских рабочих. Вся техническая документация велась на китайском языке, по этой причине невозможно установить, какая технология извлечения золота там применяется. Там  нет контроля над использованием химикатов, которых китайцы завозят без соответствующих документов и разрешений. С началом работы рудника у местных жителей увеличились кожные и кишечные заболевания, у людей появились симптомы повышенного артериального  давления. Местная речка давно вошла в контакт с рудником, работающим с химикатами.
 
Представитель ОАО «Кыргызалтына» Ашим Кимсанов, отвечающий за Чаткальскую зону, не знал, по какой технологии здесь ведется добыча золота. А глава Джалал — Абадского управления охраны окружающей среды Рысбек Акеншаев сообщал, что у китайской компании нет никакого проекта горной выработки, заключения экологической и другой экспертизы. Китайцы  полностью разрушили там верхний слой почвы,  на большой площади уничтожили реликтовые арчовые насаждения. Госагентство по геологии  и «Кыргызалтын» умудрились не заключать с китайской компанией документ, который четко регулировал бы наши отношения с ней.  Как стало известно из республиканской печати, китайские компании, разрабатывающие Чаткало — Ала — Букинские месторождения золота, вывозят продукцию в виде золотого концентрата, что равносильно крупномасштабному ограблению страны. Такая форма  вывоза золота применялась только в начале прошлого  столетия транснациональными компаниями из неуправляемых стран третьего мира. Что можно добавить к этому? Терексайцы тогда выступили против только нарушения экологии и своих трудовых прав, но когда они узнают, что китайцы, чтобы не отдавать положенную часть золота Кыргызстану, вывозят его в виде золотого концентрата, ситуация там будет самая взрывоопасная. Просвещенность местного населения  по каждому месторождению полезных ископаемых, сейчас высокая. И думать, что можно будет обойти их мнение,  - это глупо. Население Нарынской области выступает уже против разработки месторождения «Бучук», «Солтон – Сары», «Жетим – Too», «Сандык» и многих других. Недавно выступили жители Манасского района против такой же китайской компании. При нынешних коррупционных отношениях государственных органов с иностранными компаниями по поводу разработки месторождений полезных ископаемых, такие выступления никогда не прекратятся.  Правительство страны, адекватно не реагируя на такую ситуацию,  и, не принимая  решительные меры по наведению порядка, еще больше усложняет обстановку. Оно, видимо, не понимает, что только исключительные меры наведения порядка могут спасти сегодняшнее взрывоопасное положение в данной отрасли.
 
Мне и раньше приходилось выступать по поводу полного развала государственной системы контроля над недропользованием.    Пока не будет отрегулирован государственный порядок в данной сфере, люди в стране не перестанут выступать против бесчинства иностранных компаний, которые разоряют все наши природные богатства.  Людей, выходящих сейчас на митинги,  двигает чувство обиды по поводу присутствия иностранных рабочих на рудниках, где должны были работать они, а также нарушения природной среды обитания людей. Когда они доберутся до договорных документов, подписанных нашими чиновниками,  в ущерб своему государству,  - тогда развернется совсем другая ситуация. Они поймут, что полагающаяся стране выгода давно перекочевала в карманы чиновников – коррупционеров. Самым критическим моментом является то, что тогдашнее Министерство природных ресурсов и после апреля 2010 года не захотело ломать старые коррумпированные порядки, угробившие все богатые месторождения страны, и продолжало поддерживать коррумпированные схемы продажи самых перспективных месторождений  иностранным компаниям.
 
Конечно же, оставлять в таком состоянии полезные ископаемые  нельзя. Чрезмерное насилие иностранных компаний над  природными ресурсами страны дальше не допустимо.  Какие бы плохие ни были наши законы и нормативные акты, надо их беспрекословно выполнять. У нас нет сейчас других законодательных актов. Просто их надо привести в один ясный государственный документ, который будет называться государственными правилами предоставления права на недропользования. Когда такого регулирующего документа нет, под влиянием силы коррупции, чиновники начиняют выдумывать любые формы сотрудничества с иностранными компаниями, а в соглашениях появляются не устраивающие нас записи. Мне было стыдно  показывать зарубежным специалистам лицензионные соглашения между Министерством природных ресурсов и компаниями — лицензиатами на разработку ряда месторождений золота. Они состояли в основном из двух, ничего не обязывающих, пунктов. А документ — то назывался лицензионным  соглашением. Без этого документа лицензия считается не действительной. Вот так, наши работники  вели эту важнейшую работу государства!
 
И все это пошло со дня приобретения страной государственной самостоятельности, которого тогдашние руководители Госагентства по геологии и минеральным ресурсам восприняли как начало вседозволенности и анархии в отрасли. И это была самая главная беда страны, которую до сих пор мы не можем осознать. Поэтому считается критически важной в принципиальном плане  изменить     работу     главного     государственного     органа,     который    и в будущем будет распоряжаться лицензиями на недропользование. Если надо, мы должны освободиться от всех тех людей, которые  создали там антигосударственную ситуацию в отрасли. Мы должны оставить там только таких людей, которые имеют  искренние желания — изменить ситуацию в отрасли.    Госагентство по геологии и минеральным ресурсам и после апреля 2010 года не сумело освободиться от груза прошлого, и продолжает сейчас вести поспешную выдачу лицензий опять же посредством тендера и аукциона, и среди участников таких сборищ нет ни одной профильной организации. Нам не следует удивляться к тому, что, имея все права,  -  инициировать любой нужный нам  нормативно — правовой акт, указанный орган не смог разработать и ввести в действие даже простые правила предоставления права на разработку месторождений.
 
Необходимо разобраться с дутыми цифрами об инвестициях в горную промышленность. Ангажированные кыргызские чиновники называют здесь любые цифры, чтобы создать видимость работы иностранных компаний, которые годами в руках держат лицензии, ничего не делая. В 2011году  они все  разом заговорили о развале горнопромышленной отрасли, — тогда   после заключения правительственной комиссии по вопросам лицензирования недропользования была приостановлена выдача новых лицензий. Они рассчитывали на то, что люди не разберутся в манипуляциях с цифрами, а также с вопросом: зависит ли эффективность работы отрасли от количества выдаваемых лицензий? Работающих инвестиций в стране ни так уж много. Если они работают, их в любом месте видно. Но иностранным компаниям наши лицензии оказались нужными еще и для того, чтобы, прикрывшись ими,  и фиктивными отчетами об освоении инвестиций, прогонять через свои счета отмываемые зарубежные деньги. Кыргызстан же проповедует  либеральный денежно – валютные отношения со всеми странами мира.
 
В ноябре 2011 года тогдашнее Министерство природных ресурсов представило в Комитет Жогорку Кенеша по топливно – энергетическому комплексу и недропользованию справку относительно налоговых поступлений от горнодобывающей отрасли страны за 10 месяцев 2011 года. Председатель комитета решил ознакомить меня с данной справкой. В ней значилось, что за 10 месяцев вся горнодобывающая отрасль страны перечислила в республиканский бюджет в виде налогов 6 489 256,6 тыс. сомов. Казалось бы,  цифра не плохая. Но 2 декабря того же года компания «Кумтор Оперейтинг Компани» разместила на АКИпрессе свои финансовые показатели: «за 9 месяцев проект «Кумтор» в бюджет страны перечислил налогов и обязательных платежей на сумму 5 377 996 тыс. сомов».   А с учетом 10 месяцев доля «Кумтора» должна была приближаться  к 6 миллиардам сомов. Если отнять их  из общей суммы 6 489 256,6 тыс. сомов, то получается, что вся оставшаяся горнодобывающая отрасль за 10 месяцев в бюджет принесла только 489 млн. сомов.
 
Вот вам, выгода страны от эксплуатации всех подземных и надземных полезных ископаемых! Можно ли согласиться  с таким положением? Министерство природных ресурсов, желая показать свою «целенаправленную работу», тогда представило в Комитет Жогорку Кенеша цифры о налоговых поступлениях, не задумываясь, что в них заключены средства, перечисляемые «Кумтором». Госагентсво по геологии вместе налоговой службой страны и другими фискальными органами должно же дойти  до каждого, кто имеет лицензии на пользование месторождениями полезных ископаемых, и   выяснить, сколько они должны перечислять денег в бюджет страны? Государственная жизнь заставить нас заниматься такими делами! Госорган по геологии  не должен по – прежнему считать, что ему только выдавать  лицензии на право пользования недрами? А государственная налоговая служба просто не знает, где какая компания ведет свою горнодобывающую деятельность, и, руководствуясь какими документами, необходимо изымать налоговые и другие    платежи в бюджет. А теперь,   нам  посмотреть на 4 Таласские месторождения золота Талдыбулакской зоны, переданные в одни руки, компании «Леро голд», по наиболее коррумпированной схеме.
 
Данная карта расположения Таласских месторождений  долго висела на мониторах Лондонской  биржи драгоценных металлов, благодаря чему кыргызские ребята, проживающие там,  прислали ее мне.  О продаже указанных  месторождений  на фондовой бирже Лондона, местное население до последнего времени  не знало. Когда оно узнало, что власти  опять держат их в неведении, они за год дважды полностью подожгли геологический лагерь иностранной компании. Люди в Таласе   до конца  будут защищать данные природные богатства от полного ограбления,  и очень правильно сделают!
 
Базарбай Мамбетов,
эксперт
Источник - "Парус"