Недавно было озвучено экспертное мнение, что мусульмане скоро могут прийти в политику. Но при этом отмечается, что условий для политического ислама в Кыргызстане нет, хотя в целом тенденция существует. О проблеме политизации ислама в редакции беседовали заведующий отделом аналитики Госкомиссии по делам религий Закир ЧОТАЕВ и директор исследовательского центра «Религия, право и политика» Кадыр МАЛИКОВ.


Предвыборная активизация
   

“ВБ”: — Насколько реально, что к ближайшим выборам мы увидим активизацию происламских сил?
   

МАЛИКОВ: — Даже в условиях светского государства при большинстве мусульманского населения всегда есть возможность политической активизации верующих. Мы видим, что во всех мусульманских странах идет рост ислама, и этот процесс невозможно остановить. Кыргызстан не исключение, но в 2015 году, думаю, мы не увидим целенаправленного создания мусульманских партий и их участия в выборах. Скорее всего, светские политики будут предпринимать попытки использовать мусульманский электорат из различных партий и привлекать его на свою сторону.
   

Сегодня верующие присутствуют во всех органах власти, в том числе и в высших кругах. Это нормальное явление. Но по Конституции у нас запрещается создание партий по религиозному признаку. К примеру, в Турции также действует подобный запрет. В КР существуют политические партии, члены которых активные мусульмане. Но это никак не отражается на программных целях этих партий. Если они получили регистрацию в Минюсте, то не являются опасными и деструктивными. Они полностью подчиняются законам и Конституции страны.
   

ЧОТАЕВ: — Соглашусь: на предстоящих выборах не предвидится участие исламских партий. Но никто не вправе запретить гражданам–мусульманам поддерживать то или иное политическое движение. Сегодня мы видим, что некоторые политики, депутаты ЖК пытаются активно использовать именно исламский фактор.
   

Помимо депутатов, есть и другие политические силы, которые пытаются использовать религиозную риторику для привлечения мусульман. Если посмотреть на последнее выступление Камчыбека Ташиева перед Орозо айтом, то, возможно, он умеривает свой агрессивный пыл, начинает переориентацию своего политического движения на использование риторики умеренного ислама. В последнее время мы видим, что некоторые известные политики, например Турсунбай Бакир уулу, начинают использовать ислам для получения политической поддержки: инцидент с оскорблением флага Израиля.

“ВБ”: — Чем это чревато?
   

ЧОТАЕВ: — Никто не может запретить деятельность религиозных граждан по поддержке каких–либо политических сил. И государство должно четко законодательно оформить границы — до каких пределов это законно, а когда следует нарушение закона. Если послушать выступления некоторых наших политиков, то поддержка Палестины в рамках общественных и гражданских движений — это нормально. Но когда вопрос начинают политизировать, то это можно рассматривать как вмешательство религиозных организаций в политический процесс, а попытки переориентировать политику государственных органов могут привести к дипломатическому скандалу.
   

МАЛИКОВ: — Некоторые журналисты по–своему интерпретировали заявления Комитета мусульман Кыргызстана по поддержке палестинского народа, показав действия только одного из членов. Хочу подчеркнуть: мы, антинационалистические и антифашистские движения, находимся по одну сторону баррикад. Как член комитета приложу усилия, чтобы не давать поводов для скандалов, обвинений, оскорблений, проявления любых форм национализма, расизма, фашизма.
   

В следующий раз мы постараемся привлекать к нашим акциям верующих иудеев, православных, католиков. Инцидент с флагом говорит о необходимости просвещения населения, разъяснения терминологии и политической ситуации на Ближнем Востоке. Необходима выработка гражданской позиции в условиях демократии по осуждению политики двойных стандартов, нарушений общечеловеческих принципов гуманности.

Радикалы и умеренные
   

“ВБ”: — Мы знаем, что у нас много лет действует запрещенная партия “Хизб ут– Тахрир”. Правоохранительные органы периодически информируют о том, что задерживают ее членов с листовками. Насколько серьезно влияние этой подпольной организации, действительно ли она имеет целью приход к власти?
   

МАЛИКОВ: — Цель у них не менялась. Они хотят построения халифата. Но на сегодняшний день мы видим, что “Хизб ут–Тахрир” переживает кризис, растратив людской и идейный потенциал. Мы видим, что почти за 20 лет работы в Кыргызстане эта партия ничего не сделала для улучшения социально–экономического положения народа, не были проведены общественные акции или благотворительные мероприятия. Вся деятельность держится на пропаганде и распространении листовок — ходят по замкнутому кругу, никакого роста не наблюдается.
   

ЧОТАЕВ: — К каким–либо активным насильственным действиям хизбутовцы пока не призывали, обходятся только пропагандой. Но благодаря действиям правоохранительных органов деятельность хизбутовцев ограниченна, они не могут свободно привлекать людей в свои ряды, поэтому партия перестала развиваться, ведь любое развитие зависит от публичной мобилизации народных масс. Сегодня возникают другие течения, которые привлекают больше сторонников.

“ВБ”: — Какие организации могут представлять угрозу стабильности?
   

МАЛИКОВ: — Большую угрозу могут представлять организации такфиристского направления. Также джихадисты, которые выступают против светского государства, объявляют ему джихад — священную войну, ратуют за распространение устоев на основе шариата без учета современных реалий. Мы видим, что происходит в Ираке, Сирии, Ливии. Данные группировки в будущем могут нести хаос. Западные спецслужбы используют их как инструмент влияния.
   

Но самое опасное для государства — нехватка среди мусульман лидеров и интеллектуалов, понимающих, что есть политический ислам, а что политика ислама. Это две разные вещи. Из–за отсутствия сильных лидеров имеется угроза использования религиозных чувств верующих нечистоплотными политиками для достижения личных целей и получения власти. Таким образом, идет дискредитация ислама. Есть ряд течений в исламе, которые вырывают из контекста определенные постулаты шариата и пытаются их реализовать. Мы это видим на примере Ирака и Сирии, где группировки джихадистов захватили территории, провозглашают халифат, вводится шариатский суд, а несогласных казнят, расстреливают.
   

ЧОТАЕВ: — Группировка “Исламское государство Ирака и Леванта” активно распространяет свою идеологию. Идет мобилизация и среди наших граждан. Существует прослойка уязвимых людей, которые легко поддаются на пропаганду радикальных идей. Это не массово, но имеется тенденция привлекать внимание. Действуют изощренные технологии промывания мозгов, имеющие эффективное действие. В результате этот процесс может легко распространиться дальше — и в Центральной Азии, и в других регионах мира.
   

МАЛИКОВ: — Что касается опасных радикальных течений, то они пришли к нам с территории Среднего и Ближнего Востока, все они экспортированы. Если у нас в Кыргызстане делят салафитов на умеренных, на радикальных и ультрарадикальных, это правильно. Но нельзя забывать, что все течения, за исключением нашего официального духовенства, имеют центры внешнего управления.

“ВБ”: — Кто должен быть ответственным в определении политики ислама?
   

МАЛИКОВ: — Это тонкая сфера, где светские политики не имеют легитимного права для использования исламского потенциала или выступления от имени ислама. В этом плане могут выступать только ученые, улемы, имеющие специальное юридическое или теологическое образование, и издавать фетвы. А по Конституции, как и по шариату, любой мусульманин как гражданин может участвовать в политике.
   

Сейчас мы подходим к тому моменту, когда нужно определиться в путях развития ислама на нашей территории. Либо нам грозит афганизация, либо мы пойдем по пути, которым идут такие страны, как Индонезия, Малайзия, Турция. В первую очередь нам не хватает интеллектуальных сил в исламе. Если потенциал мусульман будет направлен не на политическую борьбу за власть, а на укрепление государственности, службу обществу, укрепление его моральных устоев, улучшение качества жизни людей, то это будет неплохо для всеобщего развития.
   

ЧОТАЕВ: — Ислам надо использовать для социально–культурного развития. В Кыргызстане при содействии президента создан фонд духовного наследия “Ыйман”. Начато активное продвижение умеренного ислама в рамках государственной политики как реализации решений Совета обороны от 3 февраля. Эти мероприятия направлены на предупреждение радикализации и создание альтернативы экстремистским течениям. Совет аалымов (улемов) должен чаще выступать и делать комментарии по различным вопросам, чтобы защищать традиционные ценности, которые необходимы для стабильного развития государства и общества.
   

МАЛИКОВ: — Да, позитивные результаты есть. Хоть и медленно, но идет работа по реформированию ДУМК. В то же время имеется глобальная тенденция по целенаправленной дискредитации ислама руками самих мусульман из радикальных течений, которыми умело манипулируют заинтересованные силы. Растет исламофобия. Весь Ближний Восток сейчас в огне. Имеются риски, что искры от этого пожара могут перекинуться и в Центральную Азию, допустим, через Афганистан.

“ВБ”:— Не дай Бог!
   

Сохраняя ценности демократии
   

МАЛИКОВ: — Мы думаем о предупреждении радикализма в Кыргызстане, но не путем закручивания гаек, а сохраняя наши демократические ценности. Нужен собственный контроль для профилактики и пресечения особо опасных течений. Готовятся мероприятия по просвещению молодежи, публикации по популяризации ханафитского мазхаба, теологической школы матуридизма, имевшей распространение в Средней Азии с X века на основе трудов средневекового теософа имама Абу Мансура аль–Матуриди из Самарканда. Возврат к корням может стать серьезным идейным противовесом радикальным течениям. Это важно с учетом того, что общество в Кыргызстане многонационально и поликонфессионально.
   

Нам необходимо укреплять канонический ислам, где в основе лежат принципы толерантности, взаимоуважения и веротерпимости. Это нужно, чтобы сохранить страну.
   

ЧОТАЕВ: — Госкомрелигии ведет мониторинг ситуации по всей стране. Мы говорим, что государство должно вмешиваться в вопросы религии для регулирования, чтобы уберечь общество от радикализации. Это должно происходить с учетом обеспечения свободы вероисповедания, а также предупреждения политизации религии и предотвращения религиозного экстремизма.

“ВБ”: — Внешние информационные источники представляют КР как рассадник исламизма, говорят, что тут зреют радикальные течения. На самом же деле этого нет в рисуемых масштабах. Нет ли целенаправленного информационного воздействия со стороны с целью провокаций?
   

МАЛИКОВ: — Угрозы преувеличены. Некоторые зарубежные сайты преподносят Кыргызстан как рассадник неких террористических организаций. Это неправильно. Надо понимать, что в Центральной Азии мы — единственная страна, где присутствует определенная свобода слова, свобода выбора и свобода вероисповедания. Среди чиновников есть как исповедующие ислам, так и христиане. Это не мешает им исполнять государственные обязанности. Кыргызстан может вызывать у кого–то раздражение своим пониманием свободы и ценностей, мы не вписываемся в систему, которая сложилась в регионе. Например, движение “Таблиги джаамат” у нас разрешено, а в соседних странах эта организация считается запрещенной и экстремистской. Также и салафизм у соседей полностью находится под запретом, а у нас салафиты есть, но запрещаются ультрарадикальные проявления — такфиризм и джихадизм.
   

ЧОТАЕВ: — Согласен, внешние угрозы в некоторой степени преувеличены. Да, есть критика со стороны наших партнеров, дескать, мы многое позволяем. Надо считаться с тем, что мы пытаемся создать либеральное и демократическое общество. Главное, чтобы вычерченные законодательством рамки и ограничения не нарушались. Следует внимательно следить, чтобы религиозная риторика не использовалась для политизации и другой деструктивной деятельности.
 

Бермет МАЛИКОВА
Источник - Вечерний Бишкек