Коалиция «За демократию и гражданское общество» направила письмо-обращение к депутатам Жогорку Кенеша КР с комментарием к законопроекту О.Текебаева по внесению изменений в порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша, предусматривающих введение отдельных партийных региональных списков на основе областей и гг.Бишкек и Ош.
  
Критический комментарий Коалиции, заявившей о категорическом несоответствии предлагаемых О.Текебаевым изменений базовым нормам Конституции и интересам укрепления государственности, был составлен в результате обсуждений предлагаемых изменений с активистами во всех регионах, а также с национальными и международными экспертами по выборным системам. 
  
Помимо обсуждения недостатков законопроекта, Коалиция обратилась к депутатам с требованием настоять на расследовании факта переголосования по законопроекту 25 июня 20014 года, когда депутаты подавляющим перевесом голосов отклонили принятие проекта О.Текебаева.  Так, даже в официальном реестре законопроектов Жогорку Кенеша 5-го созыва под пунктом 217 указано, что данный проект был отклонен депутатами.  Однако, в нарушение Регламента этот проект был вновь вынесен на голосование несколькими часами позже, что позволило автору проекта заявить о его принятии в первом чтении. На сайте ЖК КР Коалиция смогла найти только второй протокол о переголосовании, тогда как первый протокол о голосовании, в результате которого законопроект был отклонен, отсутствует.
  
«Высший законодательный орган страны - Жогорку Кенеш – должен сам уважать верховенство закона и блюсти все процедуры и правила при принятии законов, если хочет признания законности своих решений и принимаемых государственных актов от всех граждан.  Конституционный закон, предусматривающий введение коренных изменений в порядок формирования  Жогорку Кенеша, является судьбоносным для будущего страны и нельзя позволить подорвать легитимность всех основ государства из за столь откровенного нарушения процедур Регламента при его принятии» - заявила лидер Коалиции «За демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова.    
  
Основным пунктом заключения Коалиции подчеркивается, что предложение депутата О.Текебаева разделить избирателей и партийные списки по областям республики не только обострит проблемы межрегиональной розни, но, по сути, направлен на нарушение конституционной формы устройства Кыргызской Республики в качестве унитарного государства, то есть федерализацию единого народа Кыргызстана по областным границам. 
  
“Уважаемый депутат О.Текебаев прав, называя в качестве недостатка действующей избирательной системы отсутствие связи избирателей с конкретными депутатами.  Однако предлагаемые им изменения нисколько не способствуют установлению прямой связи избирателей с депутатами, лишь оформляя де-юре уже существующую практику. 
  
«В мире нет аналогов предлагаемого разделения граждан унитарного государства по неравным по численности избирателей избирательным округам, основанным на административных границах» - говорится в комментарии Коалиции. 
  
«Вместо укрепления государственности и единства народа депутаты необдуманно могут разделить страну на отдельные областные квартиры, которые по мнению авторов проекта, должны голосовать только за своих земляков в узкокорыстных местных интересах.    Голосование, по прежнему, будет носить абстрактный характер, и рядовой избиратель никак не может повлиять на распределение мандатов внутри партии. 
  
“Господин депутат О.Текебаев идет на поводу откровенных провокаторов, утверждающих о якобы несоблюдении неких “региональных квот”.  О каких квотах идет речь?  Неужели ведущему государственному деятелю позволительно рассуждать на такой предмет, имеющий целью разделять единый народ Кыргызстана.  А ведь в своих рассуждениях он идет еще дальше и напрямую внедряет столь антинародные помыслы в конституционное устройство:  оказывается, иссыккульцы должны голосовать только за иссыккульцев, баткенцы за своих, а интересы “народа Таласа” могут представлять только уроженцы Таласа. 
  
“Усиливающийся раскол между гражданами по региональному признаку представляет самую серьезную угрозу для народа, но вместо установления общенациональной повестки и укрепления общегражданской солидарности, предлагаемые О.Текебаевым изменения только цементируют рознь между выходцами из разных регионов.  А ведь господин Текебаев был в числе самых видных лоббистов пропорциональных выборов, утверждая что многопартийная система как раз решит проблему трайбализма и регионализма.
  
Если необходимо укрепить связь с избирателями, то почему бы обратно полностью или частично не вернуться к мажоритарным выборам с одномандатными или многомандатными округами, не ввести открытые списки с преференциальным голосованием, не сформировать избирательные округа по партийным спискам с равномерным распределением числа избирателей? 
  
Почему партийные лидеры во главе с О.Текебаевым не хотят признать провал своих проектов «многопартийной демократии» и «парламентского правления», а продолжают вести народ Кыргызстана дальше к тупику, грозящему окончательным развалом государственности?» - спрашивают местные гражданские активисты по результатам обсуждения выдвинутого законопроекта.
  
Особо сильное возмущение активистов и экспертов Коалиции вызывает тот факт, что депутат О.Текебаев никоим образом не признает полный провал проведенных им ранее изменений в избирательный кодекс, согласно которым весь депутатский корпус, вплоть до аильных и городских кенешей, поголовно избираются по партийным спискам.  К власти по партийным спискам на местах пришли случайные и неподготовленные люди, а зачастую и криминальные элементы.  Уровень компетентности и эффективности органов местного самоуправления по всеобщим отзывам местного населения значительно ухудшился. 
  
«Не пришла ли пора депутатам призадуматься и остановить бездумные и поспешные реформы, инициируемые якобы во имя укрепления демократии?» - задаются вопросом гражданские активисты. 
  
Коалиция также обратила внимание депутатов, что Справка-обоснование, представленная депутатом О.Текебаевым в поддержку своего проекта, содержит целый ряд логически противоречивых заключений и недостоверных сведений, что неудивительно, так как Справка местами скомпилирована целыми параграфами из опубликованных в Интернете документов, не имеющих отношение к обсуждаемой системе выборов. 
  
Так, например, утверждения что «предлагаемая система используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах(???) Южной Африки, а также во всех(!!!) странах Европейского союза не соответствуют истине».  Россия с 2016 года переходит на смешанную систему выборов, когда половина Государственной Думы будет формироваться через мажоритарные выборы в одномандатных округах.  Предусмотренное распределение федерального списка на региональные группы является оправданным в условиях самой крупной по территории страны мира, тем более с федеральной формой устройства.  Однако, эта система региональных списков не имеет ничего общего с теми правилами, которые предлагает депутат О.Текебаев.  Выборы Кнессета в Израиле проводятся в едином избирательном округе, без какого либо деления на региональные списки.  Парламент Южной Африки является двухпалатным, де факто страна распределена на девять провинций, каждая с собственным парламентом, правительством и конституцией, т.е. полностью отличаются по всем характеристикам от областей Кыргызстана.  И уж, конечно же, предлагаемая О.Текебаевым система выборов не практикуется во всех странах Евросоюза. 
  
Наоборот, как хорошо известно О.Текебаеву, в странах Евросоюза партийные списки являются открытыми для избирателей, которые имеют возможность проголосовать конкретно за того или иного кандидата из списка.  Да и он сам признает в Справке-обосновании, что предлагаемая им система является только «переходной к более гибким».  Однако, по его мнению, «в настоящее время наше государство пока еще не готово к резкому переходу к этой системе, так как нет ни правовой, ни технической базы».  А ведь техническое оснащение предстоящих парламентских выборов – как никогда позволяет и, судя по предлагаемым ЦИК новым технологиям, местным участковым комиссиям провести весь подсчет в максимально открытых условиях и сжатые сроки.  Не говоря уже об абсурдности ссылки на отсутствие «правовой базы» в справке-обосновании к законопроекту, меняющему основы избирательного законодательства по капризу и в интересах узкой группы партийных вожаков, которые узурпировали не только внутрипартийную власть, но и стремятся к закреплению у власти даже с риском раскола страны по региональному признаку.
  
«Наше государство не только готово, но жаждет коренных изменений.  Однако в очередной раз народ может быть обманут тонкой прослойкой лиц, сконцентрировавших под маской «многопартийной демократии» и «парламентского правления» все узлы государственной власти, а теперь стремящихся продлить свою неограниченную власть дальнейшим запутыванием избирательной системы даже ценой раскола страны и окончательного подрыва легитимности органов государственной власти. 
  
Древний принцип «Разделяй и властвуй» (divide et impera) – наилучшим образом отражает циничность и лицемерие этого законопроекта.
 
Коалиция призывает все ответственные политические силы, всех патриотически и государственнически настроенных депутатов Жогорку Кенеша, не позволить в очередной раз келейно и поспешно протащить изменения базовых норм конституционного устройства страны, а принять такие нормы, которые были бы направлены на обеспечение подлинных интересов наших граждан, укрепление народовластия и легитимности государства. 
 
Коалиция "За демократию и гражданское общество"