Печать
Политика
Просмотров: 1270
Мы коротко побеседовали о проблемах в пограничном вопросе с генерал-майором Мирославом Ниязовым, трудившимся на нескольких должностях в правоохранительной сфере Кыргызстана, в частности, работавшего 3 года в посольской должности в Таджикистане.
 
- Вы полагаете, какая сторона виновна в недавно произошедшей перестрелке на кыргызско-таджикской границе?
 
- Пограничный вопрос крайне сложный, превратился в крайне тяжелую проблему, мы можем ожидать еще большего осложнения. Получив независимость, мы переполнились политическим романтизмом. Простой народ во главе с президентом думал, что с получением независимости всего будет в изобилии. Если б при получении независимости мы сразу уточнили свою границу, то такой головной боли не возникло бы. У людей в тогдашней государственной власти во главе с Акаевым не было даже понятия, как надо строить государство. Ну а президенты Узбекистана и Казахстана воспользовались своим богатым опытом, уточнили свои пограничные вопросы. Хотя в течение 20 лет наши межправительственные комиссии объявляли, что рассматривают дело, но итогов нет, временами работа останавливалась. В результате это привело к угрозе возникновения войны.
 
Ферганская долина требует много воды для освоения земель. Нам следует переходить к водопользованию интенсивным способом. Водная проблема считается проблемой не только Кыргызстана, но Таджикистана и Узбекистана. Ферганская долина с высокой плотностью населения считается детонатором социального взрыва в регионе Средней Азии. Президентам трех государств следовало бы вместе постараться решить, кто-то должен был пойти на решительные действия. Но вместо этого они не верят друг другу, теряют время. Если мы не хотим кровопролития, президент должен взять ответственность на себя, завершить дело политической волей. Охраняющие границу офицеры должны уметь не только носить автоматы, но должны быть также дипломатами. На границе ситуация может обостриться в любой момент, и в такое время на офицеров, стоящих на границе, взваливается тяжелая ноша. Они должны усмирять ситуацию путем временных переговоров.
 
- Юридическим документом какого года будет правильней решать уточнение границы?
 
- В реальности есть споры о том, к чьей стороне эта земля относилась раньше. Обе стороны ведь не уступают друг другу при уточнении, какой из пограничных линий 1924-1932 годов надо руководствоваться. Этот спор завершится, если обе стороны пойдут на компромисс при разрешении данного спора. Необходимо постараться улучшить социальную жизнь жителей Ферганы. Если для этого объединятся 3 государства по вопросам воды, энергетики и будут решать совместно, то и споры бы уменьшились.
 
- В то время как означенный вопрос стал болезненным для Средней Азии, не пользуются ли этим внешние экстремистские силы?
 
- Если власти не смогут решить вопрос, то вскоре народ начнет дела в меру своих сил, постарается решить вопрос. Тогда власть станет не нужна народу. В кыргызской ли власти, в таджикской ли власти полным-полно религиозных, политических противников. Этим делом может воспользоваться и оппозиция. В то время как внутри страны сильно недовольство народа властью, и если власть не урегулирует границу, порождающую теперь очень большую проблему, тогда отношение народа к власти превратится в системный протест. Тогда результат приведет к социальному взрыву. Если же в переговорах по границе Таджикистан или Кыргызстан будут стремиться «выиграем мы», в конце концов, это не приведет к добру. По вине руководителей с высокими амбициями вполне может пострадать простой народ государства. Глубоко ошибается и тот, кто хочет одолеть за счет счастья народа, и тот другой, кто хочет одолеть за счет слез народа.
 
- Почему президенты могут не доверять друг другу?
 
- У нас каждый во главе с парламентом, главой правительства растащил полномочия президента. Ну а в Таджикистане и Узбекистане всю ответственность взяли на себя их президенты. Произойдет что-то – отвечает сам президент. Они не знают, с какой ветвью власти Кыргызстана надо говорить.
 
- Вы работали в посольской должности в Таджикистане, каково их социальное положение сравнительно с нами?
 
- Я был назначен на посольскую должность в 2001 году. Проработал примерно 3 года, вернулся во время  революции 2005 года. В то время их государственный бюджет по сравнению с нашим был намного меньше. Начиная с тех лет, они усиленно работали, ввели в строй десятки фабрик, обеспечили народ работой. Сейчас их бюджет выше, чем наш, да и положение народа улучшилось.
 
- Почему вы выступаете категорически против парламентаризма?
 
- Скажу четко и резко – парламентаризм не приведет Кыргызстан к добру. Сейчас в Кыргызстане нет ни одной серьезной партии, знающей, как надо развивать будущее Кыргызстана, которой верил бы народ. В то время как у нас имеется бюджет меньше 90 млрд сомов, парламент сидит и проедает миллиарды сомов денег, как мы будем развиваться? Сейчас в отборе кадров не придают значения качеству. Назначаемому на должность человеку дают оценку: «Хороший человек, умеет говорить», - и назначают.
 
Кто-то говорил Ленину: «Владимир Ильич, возьмите этого человека на работу, очень хороший человек». В ответ Ленин спросил: «Скажите, что такое хороший человек, что он умеет делать?» Сейчас кадры решают не глава правительства с президентом, а решают сидящие в парламенте партии. Министры подчиняются руководителям своих фракций. Как мы будем развиваться с такой системой? С системой хаоса никто еще не ступил на хороший путь.
 
- Какую оппозицию вы поддерживаете, которая может предложить другую систему и новую программу?
 
- Сейчас нет оппозиции, за которой пойдет народ. Все они скопировали друг у друга программы, выходят с криками. Их называют популистами, сейчас мы отбираем кадры, исходя только из симпатий. 
 
Источник: газета «De факто» № 2 от 17.01.2014 / стр. 4   
  http://www.gezitter.org/interviews/26977/