7 сентября Федеральный суд Нью-Йорка приговорил российского летчика Константина Ярошенко к 20 годам лишения свободы. Российские власти, как только стало известно о незаконном, по их мнению, аресте нашего соотечественника американскими спецслужбами, проявили максимум усилий по его защите. Здесь и ноты протеста, и обсуждение в Госдуме РФ, и даже личная встреча главы МИД России Сергея Лаврова с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Но есть и другие истории, когда Россия почему-то защищает своих граждан, попавших в беду за рубежом, вовсе не так активно. Ситуация вокруг военного пенсионера Юрия Корепанова - одна из таких.
 
30 октября 2010 года российский гражданин Юрий Корепанов после очередной поездки в Ташкент возвращался домой поездом и на узбекско-казахстанской границе был задержан узбекскими спецслужбами. Газета "МК" об этом писала неоднократно.
 
Краткая справка: уроженец Свердловской области Юрий Корепанов проходил военную службу в Узбекистане, где и встретил распад Советского Союза. В независимом государстве продолжил работу на военной кафедре Института ирригации и механизации сельского хозяйства Узбекистана. В 2003 году, после увольнения из вооруженных сил Узбекистана, переехал в Россию, где вскоре получил российское гражданство. В том же году отказался от узбекского гражданства, сдав узбекский паспорт в паспортный стол. В Узбекистане у него остались брат и младший больной сын. Ежегодно с 2004 года беспрепятственно навещал их по российскому загранпаспорту.
 
Причины задержания жене Корепанова, ехавшей с ним, не объяснили. Лишь через несколько дней поисков оставшиеся в Узбекистане родственники узнали, что Юрий Корепанов помещен в следственный изолятор Службы национальной безопасности (СНБ) Узбекистана и обвиняется в незаконном пересечении государственной границы и измене родине.
 
Старший сын Корепанова, Дмитрий, живущий на Урале, обратился в местное представительство МИД РФ, к депутату Госдумы от Екатеринбурга Александру Буркову, открыл интернет-страничку о своем отце. Поднятый сыном шум привел к тому, что, как следовало из российских СМИ, "МИД РФ направило несколько нот в МИД Узбекистана, которые были оставлены без ответа".
 
На самом же деле эти ноты ограничились просьбой российского посольства в Узбекистане в тамошний МИД посодействовать в розыске пропавшего гражданина РФ. Мол, по информации родственников пропавшего, он "якобы был задержан и помещен в следственный изолятор СНБ", и не затруднит ли вас "в случае, если он был задержан, сообщить причину, место и условия его содержания". А заканчивалось это обращение тем, что "посольство пользуется случаем, чтобы возобновить свои уверения в весьма высоком уважении". "Нота протеста" больше смахивала на челобитную посольства княжества Российского хану Золотой Орды. Но и такое нижайшее послание осталось без ответа.
 
Родственники Корепанова обратились к президенту и премьер-министру РФ, написали в МИД РФ, уполномоченному по правам человека В.Лукину, в партии "Справедливая Россия" и ЛДПР.
 
Родня надеялась, что государство Российское вмешается и, если не флот пошлет к берегам сухопутного Узбекистана, то хотя бы просто строго спросит: куда пропал гражданин России?
 
Но в итоге в январе 2011 года узбекский суд приговаривает Юрия Корепанова к 16 годам тюрьмы: 15 лет за измену родине и 1 год за незаконное пересечение государственной границы.
 
И только после этого в историю вмешались... нет, не властные структуры. А интернет-сообщества. Обсуждение ситуации в Сети с призывами от ковровых бомбардировок до выдворения всех узбекских гастарбайтеров, публикации в СМИ, интервью с уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным на "Эхе Москвы" - все это, на мой взгляд, привело к тому, что, пребывая в Ташкенте, наш президент вспомнил о Корепанове. Так или иначе, но на следующий день после визита Медведева Юрия Корепанова внезапно освободили.
 
Вот что рассказал тогда его старший сын, Дмитрий:
 
- 29 июня брату моего отца, живущему в Ташкенте, позвонили сотрудники спецслужб и предложили подъехать в тюрьму с вещами. Через 10–15 минут после этого отец оказался на свободе. Никаких объяснений о причинах и основаниях освобождения при этом не последовало.
 
Казалось бы, можно праздновать победу. Но... Юрий Корепанов до сих пор не может вернуться в Россию.
 
- У него нет никаких документов, подтверждающих законность освобождения. Нет также никаких документов личности - российские заграничный и общероссийский паспорта были изъяты при задержании и приобщены к делу, - продолжает сын Дмитрий.
 
А посольство России в Узбекистане "срочно" готовит ему новые документы, необходимые для возвращения на родину, уже два месяца.
 
Следует заметить: до сих пор остается неизвестным, в чем именно состояло обвинение Корепанова по статье "Измена Родине". Не своей, замечу, родине. Суд проходил в закрытом режиме, и даже в российском посольстве, по словам депутата Госдумы РФ Буркова, никто не видел решения Военного трибунала Узбекистана по этому делу. Ну а с самим Юрием Корепановым контакта нет. По словам Дмитрия, при выходе из тюрьмы отцу настоятельно посоветовали держать рот на замке, иначе мало ли что может статься как с ним самим, пока он не покинул Узбекистан, так и с живущими здесь его близкими.
 
Я позвонил в Ташкент: секретарь посла РФ была не в курсе про дело Корепанова, а при повторном звонке прозвучало вполне ожидаемое "Без комментариев!".
 
Почему же российские чиновники так рьяно защищают наших граждан, обвиняемых в контрабанде оружия и наркотиков, мигом вызволяют провалившихся никчемных разведчиков? А что российскому пенсионеру надо как-то выбираться из дружественной нам страны, чиновникам, видимо, наплевать.
 
Сергей Уткин
№ 25749 от 19 сентября 2011 г.
Источник - Московский Комсомолец.