Печать
В мире
Просмотров: 1623

В Туркменистане идет набор детей в первые классы средних школ. По-прежнему, как и в прошлые годы, сохраняется ажиотаж вокруг так называемых русских классов, в которых обучение проводится на языке Пушкина и Достоевского.
 
Чтобы записать своего ребенка в такой класс, родителям приходится раскошеливаться, неся администрации школ и в управления образования на местах немалые взятки.
 
Ажиотаж объясняется тем, что желающих отдать сына иди дочь в русский класс много, а количество мест ограничено. Классы с обучением на русском языке имеются в 2-3 школах в каждом из пяти велаятских центров. Всего их на страну насчитывается не больше тридцати, а желающих записать туда 7-летнего ребенка исчисляется тысячами. По мнению родителей, власти не должны препятствовать людям, желающим дать своим детям начальное образование на русском языке.
 
Изначально подобные классы туркменские власти оставили в качестве альтернативы ликвидированным в стране русским школам. Записывали в них детей из тех семей, которые получили статус переселенца в Российскую Федерацию и планировали рано или поздно уехать из Туркменистана. Именно статус переселенца служил и служит основанием для зачисления в русский класс. В числе критериев также принадлежность к нетитульной нации и проживание в районе нахождения школы. Хотя, по данным наших источников, эти требования негласные, официального указания на сей счет нет.
 
Год от года детей, отвечающих всем необходимым требованиям, становится все меньше. Часто в классе на 35-40 учеников детей из русскоязычных семей, имеющих статус переселенца, оказывается не более десяти, а то и меньше. Остальные учащиеся, как правило, из обычных туркменских или узбекских семей, которые никуда не собираются переезжать.
 
Учительница из Дашогузского велаята, выпустившая в этом году третий класс на русском языке, признается, что у нее было всего трое детей, попавших в класс со статусом переселенца. Все остальные 38 учеников – это дети сотрудников правоохранительных органов, банковских работников и других госслужащих, способных за деньги или дорогостоящие предметы домашнего обихода пристроить ребенка в нужный класс.
 
«За все три года обучения, – говорит учительница, – только один ребенок уехал с семьей из Туркменистана, все остальные дети продолжат обучение в четвертом классе».
 
По словам завуча одной из школ, родители, желающие записать ребенка в русский класс их школы, приезжают даже из этрапов, увеличивая тем самым количество учеников и в без того переполненных классах, а в это время в классы с туркменским языком обучения набираются всего по 23-25 учеников.
 
«Желание родителей обучать своего ребенка на русском языке понятно, – размышляет отец семилетнего мальчика, туркмен по национальности. – Я вот тоже хочу, чтобы мой сын знал русский язык и в будущем смог поступить в любой вуз в странах СНГ, но мне не позволяют осуществить это желание».
 
По его мнению, власти в лице региональных управлений образования через администрации школ, находящихся в их подчинении, специально создают препоны, чтобы содрать с людей деньги.
 
Источник: Хроника Туркменистана.