Печать
В мире
Просмотров: 1001
2-го августа в Узбекистане прошли вступительные экзамены в вузы. По указу президента, поступающих в этом году должно быть немногим более 60 тысяч человек, число же выпускников лицеев и колледжей приближается к миллиону. Государственное тестирование в связи с искусственным ограничением мест в вузах, выявило тенденцию чуть ли не «узаконивания» взяток"
 
Сколько стоит стать студентом?
 
Государственное тестирование, состоявшееся в этом году 2-го августа, в связи с искусственным ограничением мест в вузах, выявило тенденцию чуть ли не «узаконивания» взяток, сообщает на условии анонимности источник из Минвуза Узбекистана.
 
Цена вопроса в этом году, в зависимости от статуса высшего учебного заведения или его факультета, по его словам, - десятки тысяч долларов США. «Дешевых» вузов, таких как Ташкентский институт физкультуры, где стоимость поступления - 3-5 тысяч долларов США, - в республике единицы.
 
Для сравнения, средние, по свидетельствам очевидцев, размеры взяток в некоторых столичных вузах: в Педагогическом университете им. Низами, Институте текстильной и легкой промышленности – 8-15 тысяч долларов, Университете мировой экономики и дипломатии, Национальном университете им. Улугбека, Госконсерватории и Узбекском государственном университете мировых языков - 15-20 тысяч.
 
В Юридическом институте, Медицинской академии, филиалах Вестминстерского и Туринского университетов в Ташкенте, прочих представительствах иностранных вузов - 30-40 тысяч и даже выше.
 
Как проходило тестирование
 
Так называемые проверки абитуриентов в день тестирования, по свидетельствам очевидцев события, напоминали цирк, но «веселее», чем где-либо допуск
 
Государственное тестирование в связи с искусственным ограничением мест в вузах, выявило тенденцию чуть ли не «узаконивания» взяток"
Анонимный сотрудник Минвуза Узбекистана
 
 Источники утверждают, что из-за «раздеваний до трусов» (через руки силовиков с детекторами, стоявших у трех входов, прошло 4200 претендентов на всего 400 мест) тестирование пришлось начать с сильным запозданием.
 
«Улов» - вшитые в подошвы обуви, спрятанные в нижнее белье (и даже один гипсовый протез) сотовые телефоны, брошюры и конспекты.
 
«Но дотошные проверки миновали тех, у кого уже была предварительная договоренность с руководством вуза, - комментирует один из наблюдателей. – Это так называемая «элитная» группа, которая «сдавала» вообще отдельно от общего потока абитуриентов - в расположенном рядом здании общеобразовательной школы или лицея».
 
Краем уха он слышал, что размеры поборов среди них – 12-15 тысяч долларов, и этой категории будущих медиков были любезно предоставлены уже готовые ответы. А те несколько человек, включая силовиков, которые были поставлены у них в качестве наблюдателей, усердно делали вид, что ничего не замечают, за что им в благодарность в конце госмероприятия выдали по 20 долларов каждому.
 
Вопреки браваде Минвуза
 
Рядовые абитуриенты, не располагающие нужными связями и родительскими миллионами, пребывают отнюдь не в лучшем настроении – они хорошо осведомлены о преимуществах денег перед знаниями и о том, что процедура тестирования не более чем требуемая формальность – квотированные места в вузах уже давно распределены между участниками «аукциона».
 
Знают обо всем, что скрыто от обычного глаза, по утверждениям работника Минвуза, и служащие вузов и проверяющих комиссий, включая сотрудников госбезопасности, усердно создающих видимость благополучной подготовки к гостестированию в рамках закона.
 
«Обеспечение так называемой чистоты тестирования путем привлечения к территории вузов милицейского патрулирования или отключения мобильного интернета на время экзамена - тоже не более чем бумажная формальность, необходимая для последующей отчетности», - говорит собеседник Uznews.net.
 
Предпринимаемые сегодня в стенах вузов меры безопасности не могут исключить фактов подкупа и преступных сделок при поступлении, уверен он, так как заинтересованные в них люди сидят в Гостестовом центре и головных образовательных ведомствах.
 
Прогнозы неутешительны
 
В Узбекистане, по данным статистики, самый низкий (в пересчете на душу населения) среди стран СНГ процент людей, имеющих высшее образование.
 
Связано это, прежде всего, с тем, что получение диплома теперь зависит не столько от «светлой головы», как говаривали раньше, сколько от толщины кошелька родителей.
 
Ветераны педагогики (да и сами функционеры системы) не отрицают, что поступить за деньги можно было и раньше, но уверены больше, чем когда-либо, что перевод вступительных экзаменов на тестовую основу стал мощнейшим катализатором для взяточничества.
 
Авторы тестового проекта, введенного 17 лет назад, пытались убедить, что он поможет избавиться от афер и коррупции при приеме в вузы, аргументируя свои доводы исключением человеческого фактора при оценке знаний абитуриента – дескать, тестовые листы с ответами обрабатываются беспристрастной машиной.
 
Однако, как показывает практика, все оказалось с точностью до наоборот – новоиспеченная система только укрепила коррупцию в системе образования.
 
Если так пойдет и дальше, считают аналитики, то в ближайшие 10-20 лет в вузы будут принимать исключительно за взятки, а страну в скором времени заполонят горе-специалисты, особенно в медицине, от которых следует держаться подальше...
 
Источник: Uznews.net.