Печать
В мире
Просмотров: 1941

В Комитете технического регулирования и метрологии (Госстандарт) Министерства индустрии и новых технологий РК утверждают: на казахстанских АЗС сплошь и рядом продается разбавленный бензин.
 
Сегодня начальник управления мониторинга и анализа государственного контроля этого комитета Асхат Хасенов сообщил журналистам, что в первом полугодии в ходе 175 проверок предприятий, реализующих нефтепродукты, у 109 из них были выявлены нарушения. Причем большинство, по словам чиновника, связано с «несоответствием по октановому числу». Проще говоря, с тем деянием, за которое отправился за решетку незабвенный Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи», разводивший бензин ослиной мочой.
 
Разбавляют, без сомнений
 
Чем именно бодяжат бензин на казахских АЗС, Госстандарт умалчивает (видимо, чтобы не тиражировать применение заменителя ослиной мочи), однако же, когда больше 60% проверенных участников рынка попадаются на разбодяживании, возникает невольный вопрос: а что было бы, проверь Госстандарт все без исключения АЗС в стране?
К счастью, деликатности по отношению к хозсубъектам в наших чиновниках с каждым днем остается все меньше, а потому они все чаще озвучивают имена «героев» своих проверок, которых должна знать страна, чтобы мотор не застучал.
 
- Департаментом по городу Алматы выявлены факты реализации бензина с заниженным октановым числом марки АИ-96, АИ-98 в ТОО Royal Petrol, бензина марки АИ-92, АИ -95 на АЗС «Нурмад» ТОО «Марк», АЗС Servis Petrol ИП «Сидоренко», бензина марки АИ-96 в ТОО «Эльдорадо 2005», марки АИ-92 в ТОО «Айтелко», ТОО «VR Мунай», — огласил далеко не весь список попавшихся Хасенов.
 
А как следовало из материалов, распространенных Госстандартом после пресс-конференции, несоответствия по октановому числу были также установлены департаментами комитета по Кызылординской области на АЗС «Болашак» при реализации бензина марки АИ-92, департаментом по Северо-Казахстанской области на АЗС крестьянского хозяйства «Балтис» и департаментом по Алматинской области на АЗС «Sid-нефть» ТОО «VR Мунай» при реализации бензина премиум Евро-95 и АИ-93.
 
Попала в список озвученных и Карагандинская область, правда, уже из-за махинаций не с бензином, а с дизтопливом.
- Департаментом по Карагандинской области в ТОО «Азамат-Ай» установлена реализация дизельного топлива, не соответствующего нормам по показателю «температура помутнения»: при норме минус 5 она фактически составила минус 4, — сообщил Хасенов.
 
- В СКО на АЗС крестьянского хозяйства «Балтис» топливо дизельное не соответствует по температуре застывания, в Западно-Казахстанской области в ТОО «Азов» выявлена реализация дизельного топлива, не соответствующего по температуре вспышки, определяемой в закрытом тигле, — добавил он.
 
В итоге в первом полугодии Госстандарт запретил реализовывать 266 партий нефтепродуктов в разных уголках страны на сумму 390 с лишним миллионов тенге. При этом на виновников были наложены штрафы в размере 4,5 миллиона тенге. Только интересно, какую часть незаконной прибыли от разбодяживания покрывают эти штрафы?
 
АЗС как заложники?
 
Правда, бензиновый суррогат не единственная головная боль для автолюбителей. Не менее серьезные проблемы создают периодические скачки цен на ГСМ в богатом нефтью Казахстане. Именно вопрос цены вынудил автозаправочные станции, работающие в Астане, выйти «на публику».
 
Руководители столичных АЗС пожаловались журналистам на тяготы бензинового бизнеса. Лейтмотив встречи с прессой — донести до людей, что в росте цен на бензин виноваты вовсе не розничные торговцы в лице АЗС. На самом деле они — заложники ситуации, а главную ответственность несут оптовые поставщики ГСМ: именно они, мол, «музыку заказывают».
 
Нынешняя «музыка» АЗС категорически не нравится. Они уверяют — государство, устанавливая предельную цену на социальные виды товаров (в том числе и АИ-92), вынуждает заправки работать себе в убыток. Ну а поскольку работать «в минус» не будет ни одно предприятие, выход только один — закрываться.
 
«Сегодня утром мне пришлось снять дизтопливо и 92‑й (бензин), все — запасов нет», — признался директор АЗС «Шесс Норс» Сергей Ерохин. С ним полностью солидарен и директор АЗС «Аурика» Николай Серебряков. Правда, он пока продажи не останавливает, но признается — убытки предприятие уже несет. Только в июне убыток АЗС «Аурика» составил почти 10 миллионов тенге.
 
Причина, по словам владельцев АЗС, одна: оптовые поставщики ГСМ поднимают цены настолько, что удерживать установленную правительством границу в 102 тенге за литр АИ-92 заправки попросту не могут. Они утверждают, что уже неоднократно обращались в Миннефти и Агентство по защите конкуренции с просьбой пересмотреть предельную цену в сторону увеличения, однако ответа не дождались. И тогда пошли на единственно возможный шаг — самовольно подняли цены до 112 тенге за литр.
 
- Это позволит нам еще продержаться месяц. Но и все, — заявил г-н Серебряков. — На следующий месяц, если сейчас мер правительство никаких не примет по сдерживанию оптовой цены или, как премьер-министр сказал, по нахождению баланса в этой отрасли... Мы, как владельцы АЗС, за снижение цены, мы за то, чтобы бензин в Казахстане стоил дешевле, потому что сейчас уровень жизни населения не позволяет так дорого заправляться. И мы это видим. Объем реализации ГСМ падает, и нам невыгодно продавать его дороже, потому что мы в результате тоже прибыль никакую не имеем. Я сейчас поднял цену — и у меня упала реализация... Еще один такой убыток — и мы будем вынуждены объявить себя банкротом.
 
- Мы полностью зависим от опта. Как опт захочет: захочет — 100 тенге поставит, захочет — 105, — уверяет и директор по маркетингу и продажам АЗС «Гелиос» Денис Трандафилов. — Мы должны либо закрыть АЗС, либо торговать себе в убыток.
 
Правда, в том, какова сегодня оптовая цена на АИ-92, представители АЗС расходятся. Так, в пресс-релизе «Гелиос» указано, что стоимость бензина марки АИ-92 в России составляет сегодня 135—145 тенге. Представители других АЗС сообщили, что оптовая стоимость бензина этой марки сегодня колеблется от 100 до 105 тенге за литр. К этой сумме необходимо, по их словам, прибавлять порядка 7 тенге на литр бензина — это расходы АЗС на реализацию. В результате установленный предел в 102 тенге никак не получается. Закупать же ГСМ напрямую с нефтеперерабатывающих заводов АЗС не могут — им отказываются продавать бензин.
 
Владельцы АЗС просят правительство вмешаться в ситуацию и начать регулирование всех сторон бензинового рынка. В первую очередь — урегулировать вопрос оптовой цены. Поскольку розничная торговля напрямую зависит именно от опта. Впрочем, они признаются — закон, позволяющий правительству устанавливать предельную стоимость социально значимых видов ГСМ, в функционировании рынка не слишком помогает.
 
- Мы считаем, что закон этот антирыночный, — заявил г-н Серебряков. — Потому что, в принципе, спрос определяет предложение на любом рынке. И от спроса зависит предложение. У нас всякие моменты были. Были моменты, когда мы торговали в убыток, потому что «КазМунайГаз» держал демпинговые цены, и «Гелиос» тоже по отношению к мелким АЗС поступал не всегда корректно. У нас на рынке ГСМ и так достаточная конкуренция, которая не позволяет нам — одному в лес, другому по дрова, — заверил он и подчеркнул: — Если регулируется рынок, если принят закон, то одновременно должны регулироваться обе цены, хотя бы оптовая. А нам, к примеру, разрешили бы наценку от 10 до 15%.
За владельцев АЗС готова вступиться и национальная экономическая палата «Союз «Атамекен». Негодование бизнесменов в палате разделяют, соглашаются, что права предпринимателей тут нарушены. Правда, о том, какие конкретно могут быть предложены меры по улучшению ситуации, управляющий директор по правовым вопросам «Атамекена» Тимур Нугманов говорить не стал, отметив, что руководство палаты будет обращаться в Миннефти, а может, и «куда-то выше».
 
Пожалуй, нелишне напомнить, что Агентство по защите конкуренции, проводя проверки по ситуации на рынке ГСМ, не устает заявлять: объективных экономических предпосылок для роста цен нет. Но пока бизнесмены и чиновники ведут активную переписку и выясняют, кто же все-таки виноват и что делать, автовладельцам не остается ничего другого, кроме как заправлять машины бензином уже по 112 тенге за литр. И даже если выяснится, что цена была повышена необоснованно, для них это уже роли никакой не сыграет — ведь деньги им никто не вернет.
 
...Когда верстался номер, стало известно, что в среду для стабилизации ситуации на рынке Министерство нефти и газа подняло предельные розничные цены на ГСМ для бензина АИ-92/93 — до 106 тенге за литр, для АИ-80 — до 86,0 тенге, для дизельного топлива — до 90 тенге. Буквально сразу же после этой новости на АЗС в спешном порядке стали меняться ценники. Тем самым Миннефти вновь расписалось в своем бессилии сдерживать розничные цены на нефтепродукты и в очередной раз переложило все издержки на потребителей.
 
Источник: Cacompro.com со ссылкой на газету "Голос Республики" №28 (204) от 29 июля 2011 года