Международный институт стратегических исследований «Vector» в течение последних лет изучает процессы, связанные с современной государственной идентификацией молодых государств на постсоветском пространстве и в ряде других регионов. Особый интерес вызывают такие процессы в Южной Осетии, которая после грузинской агрессии августа 2008 года ищет свой собственный алгоритм современного демократического развития. На этом пути возникает много важных социально-политических и экономических проблем и коллизий, которые представляются необычайно интересными не только с научной точки зрения. Примером могут служить взаимоотношения между основными ветвями власти и перспективы их взаимодействия.

 

Исходя из анализа социально-экономических, политических и гуманитарных трансформаций в Южной Осетии специалисты МИСИ «Vector» пришли к выводу о том, что Республика успешно проходит процесс идентификации как независимое государство. Каждая из ветвей власти работает по-своему, в традиционных формах взаимоотношений. Президент определяет стратегию и обеспечивает работу всей системы внутренней и внешней политики. Парламент Республики издает соответствующие законы, а Правительство, являясь основным исполнительным государственным органом, реализует их в жизнь.

 

Известно, что именно Правительству РЮО принадлежит решающая роль в операционном менеджменте в послевоенном восстановлении страны. В сложнейших условиях мирового финансового кризиса, системных разрушений внутри страны Правительству все же удалось восстановить достаточно эффективно работающую систему исполнительной власти, обеспечить реальный рост экономических показателей по основным направлениям развития страны. В то же время именно это Правительство подвергается критике со стороны парламентариев, о чем свидетельствует «Доклад Комиссии Парламентского расследования по итогам работы Правительства Республики Южная Осетия за 2009 год – первое полугодие 2011 года, а также целевого расходования бюджетных средств». Содержание доклада, время и форма его подачи свидетельствуют о том, что это, вероятно, обусловлено, прежде всего, следующим.

 

Первое. Обращает внимание временной период парламентского расследования – почти полтора года. Парламентская комиссия маленькой Республики, на наш взгляд, стала европейским лидером такого рода расследований. В частности, история парламентаризма свидетельствует, что средне-временной термин такого рода крупномасштабных расследований составляет не более трех-шести месяцев. И это в огромных странах, в сотни раз превышающих молодое югоосетинское государство.

 

Обращает на себя внимание и тот факт, что югоосетинская парламентская Комиссия представляет свое заключение за несколько месяцев до президентских выборов, что также является редким случаем во взаимоотношениях Правительство – Парламент, поскольку создает прецедент возможности дезорганизации управления страной в случае отставки действующего Правительства. Это с одной стороны. А с другой, учитывая, что вновь назначенное новым Президентом Правительство также первые два-три месяца, как правило, разворачивает свою работу, что также не способствует эффективной работе исполнительного органа власти на относительно продолжительное время. Кому выгодно в Южной Осетии такое состояние дел?

 

Второе. Известно, что любое демократическое государство состоит из трех важнейших ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Парламент пишет законы, на основе которых исполнительная власть реализует стратегическую линию развития государства на практике. Судебная власть является важнейшим институтом, обеспечивающим в обществе правопорядок, в том числе и во взаимоотношениях во всех ветвях власти.

 

Анализ «Доклада Комиссии Парламентского расследования по итогам работы Правительства Республики Южная Осетия за 2009 год – первое полугодие 2011 года, а также целевого расходования бюджетных средств» показывает, что указанная Комиссия явно превышает свои полномочия с точки зрения норм права, относящихся к Парламентской деятельности. Компетенция Парламента – издавать законы, а не подменять работу других организаций. Для этого существуют соответствующие органы государственной безопасности, прокуратуры и ряд других. Вполне понятно, что в молодой Республике только начался процесс демократического оформления важнейших институтов власти, но такие грубейшие ошибки правового содержания, которые допускает Парламент Республики, необычайно опасны с точки зрения всего комплекса мер, связанных с государственным строительством.

 

Третье. Очевидно, это самое главное. Южная Осетия вступила в предвыборную президентскую кампанию. Выборы Президента Южной Осетии состоятся 13 ноября текущего года. В данной связи нам представляется, что работа Парламентской Комиссии РЮО связана не с намерениями улучшить систему работы исполнительной власти в стране, а именно с выборами Президента и попытками отдельных политических сил найти дополнительные возможности использования административного ресурса. Вполне вероятно, что отдельные политические силы в РЮО стремятся как можно скорее получить прямой доступ к финансовым средствам, которыми располагает Правительство, и направить их в русло решения собственных политических задач.

 

В целом, специалисты МИСИ «Vector» считают, что метаморфозы, связанные с взаимоотношениями Парламента и Правительства РЮО, отражают проблемы идентификации молодого независимого государства и попытки отдельных политических сил обеспечить допуск к власти именно своих представителей.

 

 

Источник:  Научно-методический Совет МИСИ «Vector».