Печать
В мире
Просмотров: 1093

«Газпром» подлизывается к казахскому миллиардеру
 
«Газпром» переходит на личности в своем сражении за Казахстан, который является вторым крупнейшим производителем энергоресурсов в бывшем Советском Союзе и ближайшим союзником России в Центральной Азии. Российский газовый монополист ввел Тимура Кулибаева - миллиардера и зятя казахского президента - в совет директоров. Этот поступок «Газпрома», возможно, и вызвал удивление у некоторых своих западных акционеров, но для региона в целом это назначение не стало сюрпризом.
 
Исполнительный директор «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что кандидатура Кулибаева стала хорошим выбором, поскольку Россия и Казахстана имеют общие интересы по газу и нефти. «Газпром» планировал крупные проекты в Казахстане, сказал он, не представив никаких подробностей.
44-летний Кулибаев является влиятельной фигурой в Казахстане, где он является председателем Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», а также возглавляет несколько государственных компаний. Хотя публично Кулибаев не проявляет интереса к политике, его считают возможным преемником Нурсултана Назарбаева после его ухода.
 
Кулибаев, известный своим роскошным образом жизни, запачкал свою репутацию в Великобритании, когда купил особняк принца Эндрю в Саннингхилле по рыночной цене в 2007 году. Эта сделка вызвала щекотливые вопросы по поводу целостности английской королевской семьи. Также его личная жизнь привлекла внимание общества, и породила слухи о том, что он является отцом сына Гоги Ашкенази - деловой женщины и казахской красавицы, которая вращается в кругах английской аристократии.
 
Вопросы возникают и о поведении Кулибаева в Казахстане, хотя он никогда не был признан виновным в правонарушениях. Обвинения изгнанного казахского банкира в адрес Кулибаева в том, что последний принимал взятки у китайской нефтяной компании, были отклонены алматинским судом в 2007 году на основании того, что иск был подан предполагаемым преступником.
 
Хотя неизвестно, станет ли Кулибаев лидером корпоративного правления в «Газпроме», он может принести другую выгоду, поскольку компания борется за влияние в Центральной Азии. В последние годы приоритетом «Газпрома» в Центральной Азии стал вопрос обеспечения гарантии того, что страны Центральной Азии не будут поставлять свой газ для западного газопровода «Набукко», который может стать конкурентом «Газпрома» на европейских рынках. В то время, как инвесторы «Набукко» изо всех сил стараются обеспечить себе поставки, российская компания, похоже, не столь обеспокоена «экспансией» Китая в Центральной Азии, которая нарушила традиционное равновесие сил в регионе.
 
Китай построил трубопровод протяженностью в 8700 км от Туркменистана в дельту Жемчужной Реки, что позволило этой стране Центральной Азии избавиться от зависимости от российских газовых экспортных маршрутов. Самый протяженный в мире трубопровод будет поставлять 60 млрд. кубометров туркменского газа в Китай, плюс дополнительные поставки газа из Казахстана и Узбекистана.
«Газпром» ежегодно импортирует примерно 60 млрд. кубометров центрально-азиатского газа и не нуждается в дополнительных поставках из региона. Тем не менее, неприятно видеть, как Китай собирает центрально-азиатские газовые контракты, избегая предложений о поставке российского газа.
 
Для того, чтобы восстановить баланс, «Газпром» в этом году приложил большие усилия для завершения контракта по экспорту 68 млрд. кубометров сибирского газа в Китай через два трубопровода, которые обеспечат прямой доступ к мировым, быстро развивающимся газовым рынкам. Однако Китай, хоть и выразил интерес к российскому газу, требует от «Газпрома» низкой цены, зная, что у него есть альтернативные поставки газа из Центральной Азии.
Это слишком много – просить Кулибаева повернуть время вспять и отказаться от экспорта казахского газа в Китай. Однако он мог бы помочь «Газпрому» сохранить за собой уже имеющийся объем поставок. Аналитики предупреждают, что Китай, возможно, зондирует почву для участия в разработке месторождения «Карачаганак» - крупнейшего нефтяного месторождения страны, где иностранная компания под руководством BG и «Eni» вступила в спор с правительством.
 
По условиям сделки, заключенной в 1990 гг., иностранная группа согласилась продавать газ из месторождения «Карачаганак» по минимальным ценам российско-казахскому совместному предприятию, тогда как сама группа сосредоточится на экспорте нефти из этого месторождения. Трудно представить, что имеющееся соглашение останется без изменений, если «на сцену выйдет» Китай.
 
Изабель Горст
«Financial Times», 1 июля 2011 года.
 
Перевод – «Zpress.kg».