Печать
В мире
Просмотров: 918

 
Оппозиционные СМИ рассматривают возможности премьера Казахстана
 
Наш материал в прошлом номере газеты, в котором мы рассказали о «сливе» главой правительства секретов «лидера нации» американцам, спровоцировал разговоры о политическом будущем Карима Масимова. Комментаторы, активно обсуждавшие этот материал на форумах в Интернете, даже высказали предположение, что не потому ли Карим Кажимканович такой смелый, что знает: именно за ним будет место второго «ноль первого».
 
Мы решили прикинуть, сможет ли г-н Масимов стать вторым президентом Республики Казахстан. Что-то нам подсказывает, что этот вопрос волнует значительную часть казахстанской элиты, и особенно личных оппонентов премьера. Попробуем сделать расклад.
 
С разных точек зрения
 
С одной стороны, все говорит о том, что Назарбаев определился с преемником — еще ни один глава правительства в нашей стране не имел столько полномочий и не использовал их столь раскованно. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать, как Масимов свободно дает указания, начиная их с местоимения «Я».
 
Кроме того, рекордное время пребывания Карима Кажимкановича в кресле премьер-министра, а также слухи, что Нурсултана Абишевича несколько раз убеждали расстаться с Масимовым и он соглашался, но после личной встречи с последним передумывал, свидетельствуют, что перед нами незаурядный человек. Если не в экономике и госуправлении, то в умении наладить личный контакт с таким опытным, циничным, грамотным и чутким политиком, как Назарбаев.
 
Плюс в качестве главы правительства и первого помощника президента, который в том числе занимался «разводами» по «Казахгейту», Масимов сегодня один из самых информированных людей в стране. А если к этому добавить разговоры, что он и его союзник, председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев, имеют самый крупный набор негосударственных средств массовой информации, включая телеканалы, плюс собираются забрать остатки медиахолдинга у Дариги Назарбаевой, то волей-неволей сделаешь вывод — все это не просто так.
 
Но значит ли это, что Карим Масимов рвется в преемники? Несомненно. Это единственный разумный способ для него уцелеть в той схватке, которая развернется в постназарбаевский период. Когда вопрос встанет ребром — быть или не быть, вряд ли конкуренты и оппоненты Карима Кажимкановича будут стесняться в средствах поражения, тем более что одно уязвимое место Масимова общеизвестно — его национальность.
 
Варианты для премьера
 
Возможный путь Масимова к вершине власти спрогнозировать несложно. Если будет аварийный вариант развития событий, то после ухода Назарбаева первыми право занять кресло президента получат спикеры Сената и Мажилиса парламента. Однако что-то нам подсказывает, что они откажутся возлагать на себя «шапку Мономаха» — уж больно она тяжела для них. Соответственно, право принять президентские знаки отличия и полномочия получит глава правительства. И не откажется от него.
 
Но это самый простой и короткий путь, который возможен, только если Масимова поддержат Тимур Кулибаев, контролирующий подавляющую часть отечественной экономики, и Аслан Мусин, контролирующий госаппарат.
 
При неаварийном варианте не все так ясно и четко. Хотя возможно, что «Ак орда» придумала некий ход, который позволит одним выстрелом убить сразу нескольких зайцев. Допустим, нынешний Мажилис, уйдя на летние каникулы, с них не вернется, поскольку будет распущен президентом. Соответственно, досрочные парламентские выборы будут назначены на ноябрь этого года. Но правящую партию «Нур Отан» на них поведет в бой не Назарбаев, а Карим Масимов.
 
При таком варианте решаются сразу несколько проблем. Например, исчезает необходимость отдавать «Нур Отану» 95% голосов от числа принявших участие в голосовании, что неизбежно, если эту партию будет продолжать возглавлять сам Назарбаев. Соответственно, в Мажилис попадут еще две-три якобы оппозиционные партии, что давно необходимо для отмывания имиджа президента и страны.
 
Плюс Масимов пройдет партийную проверку и попадет под контроль «Нур Отана», точнее ее верхушки, что даст Назарбаеву возможность окружить второго президента со всех сторон. Сверху будет нависать он сам как «лидер нации», а снизу будут подпирать и ограничивать коллеги Карима Кажимкановича по политсовету, большинство из которых станут его оппонентами. Просто в силу законов политической борьбы.
 
Напомним, что описанный нами вариант — это всего лишь фантазия, но фантазия вполне реализуемая при соответствующем наборе условий.
 
Кто на новенького?
 
Теперь посмотрим, сможет ли кто-то остановить взлет Карима Масимова. Что касается нынешней демократической оппозиции и казахстанской элиты, то их нет смысла принимать в расчет. Первая достаточно слаба и не сможет организовать и повести за собой десятки и сотни тысяч казахстанцев. Вторая разобщена, обескровлена и запугана репрессиями и будет служить любому, кто твердо схватится за скипетр и державу, в надежде, что когда-нибудь придет и ее время.
 
Хотя не исключено, что какие-то кланы и группы влияния, для которых воцарение Масимова при поддержке Кулибаева и Мусина хуже египетской казни, могут попытаться что-то сделать. Но это что-то заведомо лежит за пределами закона. Потому что госаппарат приспособлен исключительно для реализации воли первого лица государства и никак не для выражения части интересов правящей элиты.
 
Единственная сила, которая способна остановить или предотвратить приход Карима Масимова в «Ак орду», это массовый протест казахскоязычных казахов, который будет организован теми, кому терять нечего. Но есть ли вероятность того, что он может состояться? Вопрос, на который у нас нет ответа.
 
С одной стороны, попытки части демсил сомкнуться с националистами оказались бесполезными и не вышли за пределы организации митингов протеста против китайского экономического вторжения в Казахстан. С другой — эти оппозиционные силы чужды массе казахскоязычных казахов, особенно пострадавших после развала СССР и перехода к рынку и рыночным отношениями.
 
Кстати, возможно, это одно из объяснений того, почему демократическая оппозиция так и не смогла получить поддержку масс. Ведь последняя представляет собой либералов и сторонников рынка, как, впрочем, и те, кто сегодня руководит Казахстаном из Астаны. Разногласия между Назарбаевым и, допустим, тем же Мухтаром Аблязовым хотя и носят принципиальный характер, но не распространяются на темы необходимости развиваться по рыночному пути и строить светское государство. Тогда как сегодня основная масса казахскоязычных казахов оказалась неконкурентной в силу незнания языка и неспособности адаптироваться к рынку. Причем не только между собой, но еще и с китайцами, русскими, американцами и так далее.
 
В этих условиях социально-экономический протест, сдерживаемый сегодня благодаря репрессиям и давлению со стороны госаппарата, привычке покоряться власти и опасениям ухудшить ситуацию, может неожиданно прорваться, как это уже случилось в декабре 1986 года в Алматы. Нужен только повод. А что может служить лучшим поводом, чем опасение, что власть в стране получит человек, пытающийся зачем-то выдать себя за казаха, тесно связанный с Китаем, который, как говорят, содействовал в продаже казахстанских недр китайским инвесторам?
 
Понятно, что мы рассмотрели самый плохой сценарий развития событий. Но он возможен, как, впрочем, и другой обсуждаемый вариант — отставка Масимова после парламентских выборов, его отъезд из страны послом в Китай и назначение премьер-министром Тимура Кулибаева. С правом наследовать тестю.
 
Кстати
 
Говорят, что дело таможенников-контрабандистов было инициировано российской стороной, которая благодаря откомандированным в Казахстан 40 офицерам получила исчерпывающую и достоверную информацию об «отцах контрабанды». В Астане ходят слухи, что Аслан Мусин воспользовался этим, чтобы назначить председателем Таможенного комитета   бывшего министра внутренних дел Серика Баймаганбетова. Якобы последний теперь под Мусиным и активно чистит таможенные органы от ставленников других кланов.
 
По слухам
 
Как сообщил наш источник в «Ак орде», решение назначить досрочные парламентские выборы на ноябрь этого года уже практически принято.
 
Источник: Газета "Голос Республики" .