Немцы возмущены, из их карманов идут деньги на содержание одного из самых одиозных диктаторов
 
Правительство ФРГ засекретило информацию о стоимости транзита грузов и персонала, а также о содержании базы в узбекском Термезе. Такой шаг - следствие давления Ташкента на Берлин, считает оппозиция в бундестаге.
 
 Руководству Германии, с одной стороны, и Европейской комиссии, с другой, приходится в эти дни переживать неприятные моменты из-за сотрудничества с режимом Ислама Каримова в Узбекистане. Так, правительство ФРГ предприняло попытку скрыть ранее общедоступную информацию о стоимости аренды базы бундесвера в узбекском Термезе, а Еврокомиссия вынуждена корректировать свои данные о том, в какой форме она оказывает поддержку центру помощи детям, который курирует дочь президента Узбекистана Лола Каримова-Тилляева.
 
Сведения о размере платежей за Термез содержались, в частности, в ответе на запрос депутата бундестага от партии "Союз-90"/Зеленые" Виолы фон Крамон (Viola von Cramon). В интервью Deutsche Welle она назвала желание властей Германии скрыть ранее предоставленную информацию "неуклюжей реакцией" и свидетельством того, что "что-то в этом деле нечисто".
 
Исходя из засекреченных теперь данных правительства ФРГ следует, что с 2010 года Германия, помимо ежегодной арендной платы в размере в среднем 13 миллионов евро, стала платить Узбекистану дополнительную "компенсацию" на сумму в 16 миллионов евро. Как объясняет правительство необходимость этого платежа?
 
Виола фон Крамон: Вот в том-то и дело, что никак. До сих пор за использование авиабазы в Термезе мы совершали один ежегодный платеж - за использование персонала, за инфраструктуру и так далее. Теперь появился дополнительный платеж в размере 16 миллионов евро, о сути которого нам никто ничего вразумительного не сказал. Впервые эти деньги были выплачены в январе 2011 года.
 
- Вы сделали несколько депутатских запросов, ответы на них были доступны. Как вы объясняете себе то, что спустя 8 недель после публикации эти данные вдруг изымаются из интернета и получают гриф секретности?
 
- Знаете, мы несколько раз запрашивали, на что идут эти 16 миллионов, на что тратит Узбекистан деньги немецких налогоплательщиков. Никакого ответа ни со стороны парламентского статс-секретаря при министре обороны ФРГ, ни откуда-нибудь еще не получили. Я подозреваю, что ответ неприятен, и правительство не хочет его озвучивать, по крайней мере, публично. Поэтому они задним числом и засекретили данные о платежах за Термез.
 
- В чем же, на ваш взгляд, причина такого поведения?
 
- Я думаю, что это форма выкупа. Я предполагаю, что из Ташкента последовала такая реакция: либо мы будем получать больше за базу, либо мы вас выкинем из страны. Учитывая все то, что мы узнали об Узбекистане за последние годы, правительству ФРГ стоило бы не платить этот выкуп, а поискать альтернативы авиабазе в Термезе - то ли лететь напрямую в Афганистан, то ли, как американцы, использовать базу в Киргизии.
 
- Вы как-то сказали, что ФРГ много платит за Термез - если посчитать, то получится где-то от 28 до 30 миллионов евро в год. Но США платят за центр транзитных перевозок в Манасе в пересчете порядка 40 миллионов евро...
 
- Да, конечно, в абсолютном денежном выражении можно сказать, что нам еще удалось договориться о неплохой цене. Но те же американцы куда более активно используют свою базу для транзита персонала, товаров и горючего. Наконец, у Киргизии были хорошие исходные позиции для переговоров по цене, когда США пришлось покинуть базу в Ханабаде. Но дело даже не в этом. Просто, если мы учтем, что даже минимальные права человека в Узбекистане не соблюдаются, то не стоит сводить все только к финансам.
 
- Теперь, когда информация о плате за базу бундесвера в Узбекистане засекречена, удастся ли вам как-то получить ответ на вопрос о том, кто же все-таки является получателем этих денег и на что они тратятся?
 
- Скорее всего, нет. Хотя мы постараемся выяснить, какие у нас остались возможности.
 
- Получается, что правительство Германии не хочет публичной дискуссии о базе в Термезе?
 
- Конечно, это очень неприятная тема для Берлина, особенно после того, как узбекская сторона стала проявлять недовольство тем, что здесь в Германии обсуждают размер платежей за Термез и вопрос о конечных получателях.
 
- На днях возник и другой вопрос о конечном получателе денег в Узбекистане - но уже не из ФРГ, а из Европейской комиссии. В Еврокомиссии Deutsche Welle подтвердили, что в качестве партнера одной из программ с бюджетом в 3,7 миллиона евро выбран Республиканский центр социальной адаптации детей, который курирует дочь президента Узбекистана Лола Каримова-Тилляева. Как вы это прокомментируете?
 
- Я считаю, что это скандал, что именно в вопросе защиты детей мы поддерживаем представительницу ужасного режима. Потому что дочери Каримова - очевидно, одни из ведущих фигур в нем. Мы знаем об их богатстве и об их влиянии. Так что я не могу принять, что на деньги европейских налогоплательщиков будет поддерживаться центр Лолы Каримовой. Если она хочет действительно помочь защите прав детей, то она это может сделать без единого цента со стороны ЕС, наконец, прекратив унизительную практику использования детского труда в Узбекистане. Центр дочери узбекского лидера - лишь декорации для ее шоу. Надо ли ЕС его поддерживать? Я думаю, что нет.
 
- В интервью Deutsche Welle представитель Еврокомиссии заявила, что помощь будет выражаться не в деньгах, а лишь в "технической поддержке", так как именно центр Каримовой обладает соответствующей инфраструктурой…
 
- Ну, ведь это же неправда! Любое другое НПО, независимое от правительства, могло бы создать аналогичные условия. Было бы только желание у Ташкента допустить такую работу. Но проблема в том, что после закрытия офиса Human Rights Watch у Запада вообще не осталось ни одного независимого источника информации о происходящем в Узбекистане. Европейский Союз очень заинтересован в том, чтобы открыть в Ташкенте свое представительство и поэтому готов на такие компромиссы, как в случае с центром Каримовой. Но я думаю, что это ошибка. Я не считаю, что мы должны поддерживать Ислама Каримова, а сюда относится и поддержка центра его дочери.
 
 
Источник: Немецкая волна.