Требования, предъявляемые российскими властями Таджикистану по прояснению ситуации вокруг летчиков компании Rolkan investmens Ltd, которые были осуждены к восьми с половиной годам лишения свободы судом города Курган-Тюбе 8 октября, приобрели ультимативный тон.

 

Суд признал виновными летчиков - россиянина Владимира Садовничего и эстонца Алексея Руденко - в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов.
В минувшую среду президент России Дмитрий Медведев заявил, что после получения официального ответа из Душанбе будут предприняты ответные шаги.
«Мы дождёмся официального ответа от властей страны, с которой у нас союзнические отношения, по сути, а после этого будем уже принимать решения. А уже эти решения в зависимости от ответа могут быть разными: могут быть симметричными, могут быть асимметричными – посмотрим, как пойдёт дело», - сказал он на встрече со своими сторонниками-представителями сетевых сообществ.
Он не уточнил, что имел в виду под «симметричными» и «асимметричными» мерами.
«Я дал поручение … всем государственным структурам заниматься этим предельно тщательно: и МИДу, и правоохранительным органам, Министерству юстиции. Они должны вступить в контакт со своими коллегами в Таджикистане, но уже сейчас – я бы не хотел, конечно, вторгаться в компетенцию правоохранительных органов и судебной системы иностранного государства, но я скажу одну вещь – решение по этому делу вызывает большое количество вопросов как с точки зрения самого состава преступления, которое вменяется нашему гражданину и его товарищу из Эстонии, так и с точки зрения того, как этот процесс проходил», - добавил глава российского государства.
Более жесткими были заявления спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая не исключает санкций со стороны России в отношении Таджикистана, если не будет урегулирована ситуация с российским летчиком, но надеется, что до этого дело не дойдет.
«Если наш голос не будет услышан, Россия оставляет за собой право применить соответствующие меры», - заявила в среду Матвиенко журналистам в Петербурге. Она считает, что Россия должна жестко стоять на защите своих граждан.
При этом Матвиенко выразила надежду, что до применения санкций дело не дойдет. «Надеюсь, что власти Таджикистана услышат не только руководство нашей страны, депутатов, но и то, какой огромный негативный резонанс вызвало это решение у жителей нашей страны», - сказала Матвиенко.
По ее словам, Россия не может вмешиваться в судебные дела, но имеет право дать оценку сложившейся ситуации.
Спикер Совфеда, избранная в среду председателем совета Межпарламентской ассамблеи СНГ, также отметила, что надеется на парламентские механизмы в урегулировании этой ситуации. Она подчеркнула, что даже если речь идет об одном гражданине, страна должна защищать его. 
В среду также состоялся телефонный разговор глав внешнеполитических ведомств двух стран.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил возмущение «необоснованным приговором курган-тюбинского суда в отношении пилотов двух АН-72».
«Предъявленные им обвинения в нарушении правил международных полетов, незаконном пересечении границы Республики Таджикистан и контрабанде не были подкреплены сколь-либо убедительными доказательствами. Грубейшим пренебрежением международными обязательствами Таджикистана является тот факт, что таджикистанская сторона в нарушение двусторонней Консульской конвенции не уведомила нас об аресте российского гражданина в течение предусмотренных конвенцией четырех суток. Посольство России в Таджикистане узнало о случившемся лишь 16 мая, причем не от таджикистанских властей, а от гендиректора «Авиакомпании Ролкан»…, после чего сразу же направило официальные запросы в Госкомитет национальной безопасности и МИД Таджикистана. В ответ лишь 31 мая было получено формальное уведомление о предъявленных… обвинениях», - говорится в сообщении внешнеполитического ведомства.
По утверждению российского МИД, посольство России в Таджикистане «держало данный вопрос на постоянном контроле», а «дипломаты присутствовали на всех заседаниях суда». «Проводились встречи с руководством компетентных ведомств Таджикистана. Однако все доводы российской стороны были проигнорированы, и «дело» было доведено до суда», - заявляет российское внешнеполитического ведомства.
Лавров заявил, что поддерживает подачу адвокатами апелляции и настоял «на пересмотре приговора и возвращении российского гражданина на Родину».
«Зарифи ссылался на сложности, связанные с многочисленными «пробелами» в статусе «Авиакомпании Ролкан» и претензиями к ней со стороны властей Афганистана. Российский министр на это подчеркнул, что вопрос о судьбе гражданина России должен быть решен без каких-либо искусственных увязок», - добавляют в российском МИДе.
Источник: CA-NEWS (TJ).