В мире

 

Соединенным Штатам Америки пока необходимости открывать военные базы в Центральной Азии и Азербайджане. Американцам пока достаточно баз в Афганистане и Саудовской Аравии, заявил военный аналитик из США, директор Центра военно-политического анализа Института Хадсона Ричард Вейц.

В посольстве США в Ташкенте прошла пресс-конференция с участием видных американских дипломатов Джеймса Коллинза и Джозефа Пресела.

"Водная война" не выгодна ни Узбекистану, ни США накануне вывода американских войск из Афганистана в 2014 году. Однако потом война вполне может состояться, полагают эксперты.

Российский эксперт Дубнов предполагает - у России есть опасения, что договора о строительстве ГЭС будут расторгнуты.

Ставка арендной платы за использование мест дислокации российских объектов в Кыргызстане составляет около $4 миллионов 502,5 тысяч в год. Об этом сообщает пресс-служба Министерства обороны Российской Федерации, передает корреспондент ИА REGNUM.

Нападение Израиля на Ирану может в конечном счете привести к Третьей мировой войне, заявил командующий аэрокосмическими силами Корпуса стражей исламской революции генерал Амир Али Хаджизаде. В интервью телеканалу "Аль-Алам" военачальник подчеркнул, что Иран не намерен нападать первым, одно нанесет упреждающий удар, если будет уверен, что "враги проводят последние приготовления к агрессии против нас".

Эксперты ожидают мощные вспышки на Солнце, которые могут вызвать планетарную катастрофу.

"Реализация неконфликтных проектов и не только в проекте строительства ж/д с севера к Ферганской долине реально способна сделать центральноазиатские республики более лояльными, а отдельные из них, в первую очередь Кыргызстан и Таджикистан, и вовсе пророссийски настроенными", - заявил кыргызский эксперт Руслан Шарапов.

 

Нестабильная обстановка на Кавказе и в Центральной Азии вынуждает страны ОДКБ объединять войска.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев накануне, 14 сентября, подписал 2 постановления правительства РФ о Соглашении между правительствами России и Кыргызстана о строительстве и эксплуатации Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций. Об этом сообщается на официальном сайте правительства России.

Российско-кыргызское соглашение о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Кыргызстана и протокол о сотрудничестве двух стран в военной области  закрепляют долгосрочное российское военное присутствие в Центрально-Азиатском регионе,- передает "Росбалт".

Распоряжением министра внутренних дел с 1 октября сотрудникам центрального аппарата МВД и административных аппаратов  запрещено входить в социальную сеть Facebook в течение рабочего дня.

Группа боевиков "Аль-Каиды" численностью более 70 человек замечена возле афгано-таджикской границы. Афганская полиция призывает силы НАТО и стран Средней Азии оказать содействие Афганистану в борьбе с боевиками, сообщает "Афганистан. ру" со ссылкой на афганские правоохранительные ведомства.

Мультфильм "Ну, погоди!" с 1 сентября будут показывать только ночью.

Прошло больше 60-ти лет с незаконного установления сионистского режима и захвата земель Палестины. На протяжении этого времени, несмотря на многочисленную и многостороннюю региональную и международную поддержку, режим  потерпел многочисленные кризисы; планы и программы по его установлению и распространению не достигли успеха; и по мнению самих сионистов, сейчас режим находится в серьезной опасности.
 
В одной из конференций, проходящей ежегодно с участием лидеров и мыслителей сионизма и, в которой рассматриваются проблемы сионизма, главным и важнейшим вопросом повестки дня был вопрос об опасном положении сионистского режима. Также на конференции обсуждались такие вопросы как: политическая, социальная и экономическая кризисы; внутренние и внешние национальные угрозы; процесс примирения с палестинцами и с арабскими государствами; обеспокоенность в связи с развитием мощи Ирана и увеличения ненависти к сионизму на мировом уровне. Далее хотим указать на некоторые политико-социальные кризисы и важные вопросы с точки зрения самих лидеров сионизма.
 
1. Кризис лидерства
 
Любая политическая система на сегодняшний день состоит из различных структур, которые отличаются между собой по степени приоритетности. Опыт последних десятилетий показывает, что в стабильных государствах лидер в лице одного человека не имеет высокой значимости. В таких странах в случае слабости и несостоятельности лидера, остальные составляющие политической системы восполняют образовавшийся вакуум.
 
Но в государствах, где царит кризис, и, которые находятся на грани развала, роль и значение лидера очень высоки. Со времени установления сионистского режима до конца 20-го века, лидеры сионистов, такие как Бен-Гурион, Фельдмайер, Бегин и Робин в целом обладали основными качествами лидера. Но Шарон привел к кризису лидерства, когда режим нуждается в лидере, который сможет вывести его из острого политического, социального и экономического кризисов.
 
Для более ясного предоставления темы укажем на некоторые важные качества лидера, которых не хватает сионистским лидерам.
 
  • – Вера в идеи сионизма. Независимо от того правильны или неправильны ли сионистские идеи, первые лидеры сионизма действительно верили в идеи сионизма и прилагали много усилий для их осуществления, и следование за личными интересами среди них наблюдается редко. Однако сегодня на политической арене сионистского режима присутствуют такие фигуры, для которых личные интересы являются более приоритетными. Эта проблема касается не только политических лидеров, но и военных.
  • – Дальновидность и реальный анализ окружающей ситуации. В первые годы установления сионистского режима, по причине отсутствия народного сопротивления и вмешательства со стороны сильных арабских стран, было оккупировано много палестинских земель и нанесен значительный материальный и гуманитарный ущерб арабам со стороны сионистов. Однако, такие лидеры как Бен-Гурион хорошо понимали, что если подобные действия будут продолжаться, это станет причиной быстрого пробуждения самосознания мусульман и арабов, вследствие чего сионистский режим подвергнется серьезной опасности. Поэтому для предотвращения такой угрозы и для косвенной защиты сионистского режима необходимо было использовать арабские режимы. Такая политика оказалась эффективной и если бы не победа Исламской революции в Иране.
 
Другим примером является попытки некоторых сионистов уничтожить мечеть Аль-Акса. Когда в 1967 году была захвачена восточная часть Иерусалима и мечеть Аль-Акса, некоторая экстремистская часть сионистов попыталась сжечь мечеть и сровнять ее с землей. Однако руководство сионистов немедленно арестовало их, помешав осуществлению этого плана, напомнив им: «Мы намерены остаться здесь навсегда и возвести храм Сулеймана на месте мечети Аль-Акса … . Для этого нам нужно набраться терпения и подождать пока мусульмане сами преподнесут нам ключ от мечети на золотом блюдце.»
 
Несмотря на такую дальновидность прошлых лидеров, сегодняшние лидеры заявляют о необходимости уничтожить арабские страны и выгнать палестинцев с их земель.
Несомненно, такие заявления и действия выявляют истинные цели сионизма и только укрепляют конфронтацию между враждующими сторонами.
 
  • – Увеличение коррупции в правительстве. Согласно официальным данным международных исследовательских организаций, в Израиле довольно высокий уровень коррупции. Возбужденные дела в судах показывают моральную опущенность и высокую степень коррумпированности политических и военных чиновников. В подобных делах замешаны такие члены руководства как Шарон, Ольмерт, Мордехай и многие другие. Также участились случаи семейных конфликтов и разводов среди сионистских чиновников; Барак Эхуд, лидер лейбористской партии и нынешний министр обороны, относится к числу таковых чиновников.
Также имеют место многочисленные нарушения в армии. СМИ регулярно сообщают о хищении оружия, распространении наркотиков и других видах преступлений.
Другой пример, уклонение офицеров от ежегодной службы в армии. Офицеры обязаны ежегодно проходить службу в армии; по возбужденным делам в военном суде следует, что некоторые офицеры в целях уклона от службы платили рядовым солдатам и отправляли их на службу вместо себя.
 
2. Кризис безопасности
 
До 1980-х годов главной угрозой безопасности сионистского режима были арабские армии и палестинские организации. Однако на то время они не представляли серьезной угрозы. После нападения сионистского режима в 1982 году на Ливан и изгнание с его территории вооруженных сил ООП ослабла угроза со стороны вооруженных палестинцев. Но вскоре ситуация меняется, когда происходят три важных события, которые становятся серьезными угрозами для сионистского режима. И этими важными событиями являются: Исламская революция Ирана, Хезболла и появление исламских группировок на территории Палестины.
 
- Угроза со стороны Исламской революции Ирана.
 
Для сионистского режима Исламская революция Ирана представляет собой стратегическую угрозу. Международные и региональные усилия предпринимаемые сионистами до сих пор не смогли ограничить или устранить эту угрозу. С военной точки зрения в краткосрочном периоде времени она не представляет прямую угрозу существованию режима, но со стратегической точки зрения и в долгосрочном периоде будет являться самой важной угрозой. Появление Исламской республики поменяло региональную расстановку сил во вред сионистскому режиму. Но более важным является политический курс Ирана, направленный на использование исламских движений против режима, в результате чего планы сионистов и сам режим подвергся опасности. 
 
Исламская республика на региональной и мировой арене выступает как независимая ось, центр притяжения и вдохновения всех исламских процессов, придавая мусульманам силы для противостояния против сионистских планов.
 
Таким образом, любое достижение Исламской республики в области политики, экономики, военной обороны и технологий считается шагом вперед на пути ослабления и уничтожения сионистского режима.
 
Не зря лидеры сионистского режима, несмотря на заявления Ирана о мирном характере своей ядерной программы, чувствуют большую угрозу своему существованию. Сионисты осознали угрозу со стороны Ирана и свою неспособность предпринять реальные действия против этого, и при нормальном течении обстоятельств, вряд ли, они смогут стать препятствием на пути растущей мощи Ирана.
 
Военные угрозы сионистского режима не только не будут препятствием для Исламской республики, но, возможно, даже станут причиной укрепления и усиления роста ее мощи. Именно поэтому некоторые лидеры сионистов, к примеру, такие как Шимон Перес признают безрезультатность прямых угроз в отношении Ирана и заявляют о необходимости применять политические и экономические меры.
 
- Угроза со стороны Хезболлы.
 
С нападением в 1982 году сионистского режима на Ливан и изгнания с его территории ООП, сионистские лидеры не предполагали, что вследствие этого появится новая и более серьезная угроза.
 
Надо сказать, что интересами сионистского режима в Ливане были не только изгнание палестинцев, также сионисты намеривались воспользоваться слабым правительством страны, чтобы овладеть его землями и водными ресурсами. Но эти планы рухнули, когда появилось новое исламское сопротивление в лице Хезболлы. Два десятилетия сионистский режим пытался уничтожить Хезболлу, но результатом оказалось только невероятное увеличение ее политической и военной мощи, и на сегодняшний день Хезболла представляет серьезную угрозу для существования сионистского режима. Связь Хезболлы с палестинскими силами сопротивления и обладание различными видами ракет предает угрозе еще большую серьезность.
 
Военное решение проблемы Хезболлы для сионистского режима не есть выход. Но, в то же время, политическое решение дает лишь временные результаты, поэтому сионистскому режиму ничего не остается, кроме как всегда быть готовым противостоять ракетной угрозе со стороны Хезболлы. 
 
Сионисты опасаются того, что во время войны 2006 года Хезболла не полностью использовал свою ракетную силу и, что она обладает ракетами с большей дальностью и с большей разрушительной силой, которые могут достигать такие важные города как Тель-Авив и Иерусалим. 
 
Также лидеров сионистов тревожит усиление влияния Хехболлы на политической арене Ливана и уменьшение количества сторонников Америки. Израиль тщательно наблюдает за выборами в Ливане и прилагает много усилий над тем, чтобы влиять на события в свою пользу.
 
Примечательным является и повышенная активность сионистского режима в шпионаже против Хезболлы. Только за первые четыре месяца 2009 года в Ливане были пойманы и арестованы десятки сионистских шпионов. Одной из причин разоблачения шпионов и шпионских сетей стало увеличение запросов сионистского режима на сбор информации о деятельности Хезболлы.
 
Вероятность террористических актов против лидеров и центров Хезболлы в Ливане, и за ее пределами в том числе, в последние месяцы возросла.
 
- Угроза со стороны палестинских группировок.
 
Палестинское сопротивление, в особенности исламистские группировки являются постоянной озабоченностью сионистского режима. Фактически все палестинцы являются противниками сионистского режима и представляют собой угрозу, однако среди них есть такие, которые выбрали политический путь решения проблемы и через которые сионисты могут легко осуществлять свои интересы. Но победа движения ХАМАС на выборах 2006 года явилось как угрозой безопасности, так и политической угрозой для сионистского режима. Всесторонние региональные и международные усилия на принуждение ХАМАСа следовать определенному политическому курсу и отложить оружие оказались безрезультатными.
 
При атаке на ХАМАС в Газе зимой 2008 года, приложив всевозможные военные усилия, нанеся многочисленные ущербы региону, в течение 22 дней сионистский режим не сумел достигнуть своих целей. Предполагается, что сионистский режим при поддержке арабских стран региона и западных союзников готовит новые военные операции против Газы.
 
Западный берег, несмотря на преобладание на местности сионистских сил безопасности и поддержку США, также представляет собой потенциальную угрозу. Кроме палестинских группировок угрозу представляют и отдельные неорганизованные операции. По причине неорганизованности и индивидуальности, трудно защищаться от подобных операций.
 
В целом, угроза со стороны палестинцев по причине географического положения относится к приоритетным угрозам сионистского режима.
 
3. Кризис примирения. Кризис отношений с США
 
С самого начала своего установления сионистский режим пытался достигнуть признания арабских и исламских стран Среднего Востока. Несмотря на тайные взаимоотношения с некоторыми арабскими лидерами и установление официальных отношений с несколькими странами региона, отношения остаются натянутыми.
 
В процессе установления и нормализации отношений между сионистским режимом и остальными странами есть другой влиятельный фактор в лице США. Другими словами, сионистский режим должен балансировать свои политические и религиозные интересы, интересы арабских стран и интересы США в регионе.
 
Несмотря на желание сионистского режима окончательно разрешить конфликт между палестинцами и арабскими странами и установить полноценные отношения с ними, он не может принять некоторые их условия. Эти условия включают в себя отступление от Западного берега, возврат беженцев и статуса Иерусалима и мечети Аль-Акса, и это только минимальные требования арабов и палестинцев, принятие которых сионистами кажется невозможным.
 
Другим элементом этого кризиса является ближневосточная политика США. США для осуществления своих интересов на Ближнем Востоке и сохранения особых отношений с правительствами стран региона нужна особая атмосфера с минимальным количеством противников.
 
После Войны на Персидском заливе 1991 года, США сделали первый серьезный шаг на пути установления своей позиции на Ближнем Востоке. США понимали, что полное осуществление их цели невозможно без прекращения конфликта между арабами и сионистским режимом. Поэтому США и выступили с инициативой проведения мирной конференции в Мадриде.
 
В то время правительство сионистского режима возглавляла партия правых Ликуд, лидером которой был Ицхак Шамир.  Для участия в конференции необходимым было выполнение определенных требований США, чего сионистское правительство не хотело. Но в итоге режим вынужденно согласился на эти условия.
 
Сионистский режим крайне нуждается в стратегическом сотрудничестве с США, поэтому ему необходимо сохранить отношения с США, в то же время они не намерены принимать условия примирения палестинцев и арабов. На конференции в Мадриде Ицхак Шамир заявил: «Мы готовы вести переговоры с арабскими странами сколько угодно».
 
Со сменой власти и с приходом к власти левых во главе с Ицхаком Рабином и с накалом ситуации вокруг первой интифады новая политика сионистского режима совпала с политикой США на Ближнем Востоке, следствием чего стало подписание Соглашения в Осло в 1993 году. Но в 2001 году США приняли новую политику в отношении Ближнего Востока, игнорировать арабо-израильский конфликт. Однако в последние годы своего правления президент Джордж Буш-младший понял ошибочность своей политики и попытался исправить ситуацию, но единственным его успехом стала бессодержательная конференция в Аннаполисе.
 
Результатом выборов в США стал приход к власти демократов. Это обстоятельство требовало серьезной смены политики в отношении Ближнего Востока. Две основные цели новой политики: Иран и процесс примирения стали причиной серьезного разногласия между правительствами США и сионистского режима.
 
О степени серьезности конфликта бытуют различные мнения. Некоторые полагают, что конфликт искусственный, другие верят в действительность и серьезность конфликта.
Опыт и политические реалии показывают, что конфликт действительно существует. Однако нельзя предугадать насколько сильной будет конфронтация; учитывая позиции сторон можно предположить, что разногласие не приведет к серьезному противостоянию. 
Не согласившись с принятыми положениями на Конференции в Аннаполисе, Нетаньяху, вероятно, принял политику, при которой внешне осуществляются интересы США и арабских стран, а в действительности – интересы самих сионистов.
 
Самый простой путь для сионистов, продолжать вести переговоры, не принимая серьезных обязательств, не приходя к конкретному соглашению, требуя от палестинцев и арабских стран гарантий безопасности, не давая при этом гарантий им.
 
Такой выход из ситуации обеспечивает лишь временное решение проблемы, отрицательные последствия которого будут оставаться на политической арене Ближнего Востока длительное время.
 
Другим выходом из тупика является отказ от переговоров и создание арабского фронта против стран-противников, в особенности Ирана. Такой выход предусматривает создание конфликта вокруг Ирана и Движения сопротивления с целью отвлечь внимание от сионистского режима как главной региональной угрозы.
 
Однако и это решение проблемы, возможно, временное, следствием которого будет разоблачение планов сионистов и укрепление сил  Движения сопротивления. Пока вопрос будет оставаться нерешенным, будут возникать все новые проблемы, вследствие чего режим будет вынужден кардинально изменить свою политику. Конечно, смена политики не значит отказ от своих главных целей, это значит всего лишь смену методов их достижений. Но все же, сионистам придется отказаться от некоторых своих целей.
 
4. Экономический кризис.
 
Сионисты были одними из первых, кто осознал серьезность нынешнего экономического кризиса. В начале 2008 года некоторые руководители сионистских компаний, инвестирующие в Америке, закрыли свои компании, не оплатив сотрудникам и работникам их заработную плату.
 
Проведем анализ некоторых экономических явлений. Сегодня западный мир, в особенности Европа, терпит экономический кризис. Все страны и рынки, имеющие связь с экономикой и рынками Америки и Европы, почувствовали кризис на себе. Уровень социального и экономического развития сионистского общества соответствует уровню жителей Европы и Америки, поэтому нельзя ожидать, что они будут терпеливо относиться к экономическим кризисам.
 
По причине финансовых и инвестиционных отношений режима с европейскими и американскими экономическими институтами, отрицательные последствия экономического кризиса будут непосредственно касаться его.
 
Укажем на некоторые признаки экономического кризиса сионистского режима:
- небывалое увеличение уровня безработицы; главные сионистские компании четвертого месяца текущего года (2009) объявили о намерении уволить как минимум 20 тысяч человек до конца года из-за финансовых проблем. Железнодорожная компания также заявила о том, что уволит своих сотрудников-арабов, не прошедших военную службу. Такие действия, показывающие расовую дискриминацию в стране, направлены на то, чтобы ослабить давление со стороны иудеев.
- государственный бюджет не утвержден в срок. Вероятно, причиной тому были политические преобразования, но все же, главными факторами являются экономические проблемы. Нетаньяху пообещал, что бюджет на 2009 год будет утвержден вместе с бюджетом на 2010 год.
- В ходе еженедельного совещания правительства 10 мая 2009 года Нетаньяху заявил: «Необходимо найти баланс между экономическим кризисом и обеспечением безопасности». Причиной его заявления стало то, что бюджетные запросы военного аппарата и служб безопасности не совместимы с экономической ситуацией в стране и правительство сталкивается с серьезными проблемами, пытаясь осуществлять эти запросы.
 
5. Утрата доверия к армии
 
С самого начала своего образования сионистское общество по причине незаконного установления режима и чувства опасности со стороны хозяев оккупированных земель опиралось на армию как на средство обеспечения своей безопасности.
 
Но после провала армии на войне в Ливане 2006 года, сионисты утратили доверие к ней.
Для возврата доверия к армии было спланировано нападение на Газу в начале 2009 года. Но, несмотря на то, что в результате этой войны армия снова не смогла достигнуть своих целей, руководство режима, используя психологические меры, предотвратило распространение информации о негативных последствиях войны. Таким образом, после поражения на войне в Ливане, армия различными маневрами пытается убедить общество в том, что теперь она преобразовалась и может защитить их от опасностей, в особенности от ракетной угрозы.
 
6. Социальный и демографический кризис.
 
Сионистское общество являются иммигрантами; руководители сионистов, используя различные методы, главным образом идеологию иудаизма, попытались превратить его в единый народ. На первый взгляд, в особенности, в первые десятилетия установления режима, план превращения в единый народ, казалось, успешно осуществляется. Однако с течением времени стала очевидной несостоятельность этой идеи.
 
С самого начала установления режима в обществе выделялись две категории людей: западные иудеи и восточные иудеи. Западные иудеи явно преобладали над восточными более высоким уровнем социального и экономического развития. До 1980 года проблем на почве социального деления не было. Но с 1990 года, с приходом нового потока российских и эфиопских иммигрантов классовые различия стали очевидными, что начало вызывать некоторые недовольства в обществе. 
 
Классовые различия не только ослабили верность правительству и идеям сионизма, но и стали причиной возникновения преступных группировок, незаконной торговли и т.д. Таким образом, сегодня в Тель-Авиве существуют особые территории преступников, где акты убийства стали обыденным явлением.
 
К этому же кризису относится и проблема иммиграции. Сионистское общество в оккупированной Палестине образовалось в результате объединения иудеев со всех уголков мира. Для того, чтобы убедить иудеев иммигрировать в Палестину использовались различные методы и уловки. В последние годы по причине кризиса безопасности и экономического кризиса количество иммигрантов не оправдало их ожидаемое количество. В 2008 году количество иммигрантов составляло примерно 19 тысяч человек. Но эти цифры теряют значение в сравнении с количеством иудеев покинувших страну в результате обратной эмиграции.
 
Уровень естественного прироста населения в сионистском обществе низкий, поэтому превысить численность арабов естественным путем является невозможным. Уменьшение числа иммигрантов и низкий естественный прирост в течение ближайших десятилетий приведет к заметному увеличению числа арабов (из нынешних 20% к 40% населения). В этом случае арабы смогут претендовать на важные посты в правительстве, став тем самым угрозой существованию сионистского режима. Именно поэтому руководители режима всегда поднимают два вопроса: особое внимание арабов и арабских стран на еврейский характер Израиля и выселение арабов, имеющих израильское гражданство из территории оккупированной Палестины.
 
Группа по изучению Среднего Востока
Исследовательского центра «Нур»
Деньги в переговорном процессе по вопросу дальнейшего пребывания 201-ой российской военной базы в Таджикистане для Душанбе не главное, заявил заместитель директора Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте республики Сайфулло Сафаров на пресс-конференции в четверг.
 
«Деньги здесь не главное, для нас главное, чтобы Россия уважала наши интересы», — сказал он журналистам.
 
В четверг издание КоммерсантЪ сообщило, что Душанбе хочет получить с Москвы за военную базу «не меньше 250 млн. долларов в год». При этом, издание отмечет, что России возможно придется выполнить эти требования.
 
Сафаров считает, что данная цифра «придумана», так как уже не первый год называются разные суммы, которые якобы требует официальный Душанбе у Кремля за дальнейшее пребывание базы на территории Таджикистана. По его мнению, власти Таджикистана добиваются, чтобы Москва учла национальные интересы республики, прежде всего в миграционных вопросах, отмены экспортных пошлин на нефтепродукты и другие.
 
«В последние годы эти вопросы беспокоят не только Россию, но и нас. Под этим вопросом [пребывание военной базы] кроются десятки других вопросов, которые касаются наших национальных интересов», — пояснил замдиректора ЦСИ.
 
В сентябре прошлого года руководство России заявило, что с Душанбе ведутся переговоры по вопросу дальнейшего пребывания 201-ой военной базы сроком на 49 лет.
 
«С учетом того, что Россия намерена продлить пребывание базы на 49 лет, правительство Таджикистана настаивает на том, чтобы в Москве учли наши интересы в своей внешней политике», — подчеркнул Сафаров.
Истерию, поднятую российским генералитетом в последние две недели, замдиректора ЦСИ назвал «двойными-тройными стандартами, в зависимости от того, какие цели преследуются». «Не решаемых проблем нет, они будут решаться в рабочем порядке», — добавил он.
 
Владимир Путин провел первое заседание Комиссии при президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Обсуждались приоритетные направления работы Комиссии.
 
Комиссия образована в соответствии с Указом Президента для координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней и организаций по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности, рационального использования и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы страны.
 
* * *
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
 
У нас так всё торжественно обставлено, но, собственно говоря, и вопросы, которые мы будем с вами рассматривать в рамках созданной вновь Комиссии, они, наверное, того стоят, имея в виду важность энергетического комплекса для экономики страны, для сегодняшнего дня и для будущего.
 
Мы сегодня проводим первое заседание Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. Она образована для стратегической настройки всех составляющих российской энергетики, создания условий для повышения эффективности.
 
Я сразу же хочу оговориться, уважаемые коллеги: Комиссия ни в коем случае не должна и не будет подменять собой оперативную работу Правительства. У Правительства есть свои прерогативы, предусмотренные законом, и, безусловно, это должно соблюдаться, и будет соблюдаться.
 
Комиссия создана для того, чтобы в этой важнейшей отрасли российской экономики скоординировать наши общие усилия, привлекая к этой работе и непосредственных участников энергетического рынка, и представителей науки, представителей общественных организаций, правоохранительных органов для того, чтобы прорабатывать стратегические вопросы развития, разумеется, при прямом участии Правительства, за которым в конечном итоге будут оставаться окончательные решения по целому ряду вопросов. И прошу это иметь в виду с самого начала.
 
15 июня были утверждены положение о Комиссии и её состав. В рамках подготовки первого заседания от членов Комиссии поступило много предложений. Считаю, что они должны быть проанализированы и учтены при выработке актуальной и долгосрочной повестки деятельности Комиссии. Сегодня же необходимо обсудить приоритетные направления предстоящей работы.
 
Мы с вами хорошо знаем и гордимся тем, что Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. Мы располагаем значительными запасами энергоресурсов, серьёзными мощностями для их переработки и транспортировки. И наша задача – с умом использовать это богатство на благо граждан России, для развития экономики, социальной сферы, укрепления экспортного потенциала нашей страны.
 
Отмечу, что за последние годы ТЭК не только преодолел последствия глобального кризиса, но и вышел на траекторию роста. Стабилизировались объёмы нефтедобычи: это порядка (вы все это хорошо знаете, здесь все специалисты собрались) 510 миллионов тонн, а объёмы добычи природного газа в 2011 году достигли исторического максимума, превысив 670 миллиардов кубических метров.
 
Заложена долгосрочная основа развития ТЭК, действует энергетическая стратегия на период до 2020 года, приняты генеральные схемы развития газовой и нефтяной промышленности, размещения объектов электроэнергетики, программа развития угольной промышленности.
 
Вместе с тем, по оценкам экспертов, в ближайшие десятилетия спрос на энергоносители, а также их производные, будет стабилен, причём как внутри России, так и на мировых рынках. Наша задача – обеспечить чёткое и бесперебойное функционирование всех механизмов работы ТЭК, задать систему координат его развития. В этой связи обращаю внимание на следующие принципиальные моменты.
 
Первое. Уже в ближайшие годы предстоит расширить географию добычи углеводородов. Мы не раз говорили, что темпы восполнения сырьевой базы недостаточны. Надо активнее выходить на шельфовые месторождения, одновременно максимально повышать отдачу от действующих проектов.
 
Нужно организовать эффективную реализацию геологоразведочных работ. Это позволит укрепить ресурсную базу страны, привлечь в эту сферу дополнительные инвестиции, технологии и самые последние научные разработки. Эту тему следует рассмотреть на одном из предстоящих заседаний Комиссии.
 
Добавлю, что мы уже приняли ряд правительственных решений, направленных на стимулирование добычи углеводородного сырья на шельфе. Рассчитываем, что это даст серьёзный импульс к появлению новых нефтегазовых провинций, развитию отрасли в целом.
 
Второе. ТЭК завтрашнего дня – это, прежде всего, высокотехнологичная отрасль. Когда говорят, что мы все сидим на нефтегазовой игле (и отчасти это, безусловно, справедливо) и нужно развивать высокие технологии (и это тоже справедливо), но нельзя забывать, что современная нефтегазовая отрасль – это как раз и есть одна из высокотехнологичных отраслей. И добычу, и переработку необходимо вести на современном оборудовании, опираясь на новейшие технологии, в том числе – энергоэффективные и ресурсосберегающие.
 
Третья важная задача – это расширение международного сотрудничества в области энергетики. Очевидно, что её экономическая привлекательность очень высока. Мы с вами это хорошо знаем. При этом мы рассчитываем, что после вступления России во Всемирную торговую организацию она вырастет ещё больше. Поэтому нужно шире применять различные формы кооперации, активнее привлекать в проекты иностранный капитал, современные технологии, идти по пути обмена активами в ТЭКе и его смежных отраслях.
 
Такие примеры у нас есть, они носят масштабный характер, даже на фоне мировой экономики смотрятся очень привлекательно и масштабно. Я уже говорил, и вы знаете об этих примерах в сфере электроэнергетики, идут обмены активами в газовой отрасли, в нефтяной промышленности. Необходимо обеспечить стабильность правил игры на наших энергетических рынках. Это позволит предпринимателям из-за рубежа строить долгосрочные планы, разворачивать масштабные инвестиционные программы.
 
В свою очередь российские компании должны смелее предлагать свои услуги на международных энергетических рынках, искать там новые ниши. В целом работа и в этом направлении идёт достаточно активно, и многие присутствующие здесь коллеги добиваются хороших результатов в работе на рынках третьих стран. Но ещё больше можно сделать, уверен в этом.
 
И конечно, особое внимание предстоит уделить развитию энергетического сотрудничества со странами СНГ. И в этом плане хочу отметить, что как в целом у нас во внешней политике, так и в наших экономических делах – безусловно, это для нас особый приоритет. Я очень рассчитываю на то, что энергетики скажут своё весомое слово, для того чтобы обеспечить продвижение наших интересов и учёт интересов наших партнёров, для того чтобы ускорить интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
 
Я прошу сегодня доложить о перспективных проектах с партнёрами по Содружеству, в том числе о возможностях выхода на новый, взаимовыгодный уровень партнёрства в страновом измерении, скажем, с Кыргызской Республикой. Речь идёт о таких масштабных проектах, как строительство Камбаратинской ГЭС-1, гидроэлектростанций Верхне-Нарынского каскада ГЭС, а также возведение угольной ТЭЦ для гарантированного прохождения осенне-зимнего периода при рисках маловодности в этой стране. Совсем недавно мы с Президентом [Алмазбеком Атамбаевым] обсуждали все эти проекты, и знаю, сейчас идёт очень активная проработка всех этих направлений.
 
Считаю, что в будущем на рассмотрение Комиссии следует выносить конкретные проекты, имеющие стратегическое значение и серьёзный инвестиционный потенциал.
 
Далее. Российские нефтегазовые компании работают на глобальных энергетических рынках и часто являются лидерами по привлечению иностранных инвестиций. Так, сегодня около 25 процентов всей отрасли находятся у зарубежных инвесторов.
 
Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги: далеко не во всех странах, где энергетика играет такую важную, можно сказать важнейшую роль в экономике, складывается такая ситуация. Мы в этом смысле в значительной степени либерализовали свою политику в области ТЭК: 25 процентов принадлежит иностранцам. Посмотрите на основные нефтедобывающие страны, где ещё такая ситуация?
 
Вместе с тем государство и дальше будет продолжать курс на приватизацию госактивов в рамках ранее принятых решений (хочу это подчеркнуть), безусловно, с учётом особой значимости вклада в бюджетный процесс ТЭКа, в вопросы энергобезопасности. На это мы тоже должны обратить особое внимание. Конечно, при решении вопросов подобного рода на первый план сегодня должны выходить вопросы экологии.
 
Я просил бы сегодня в ходе нашей дискуссии высказаться и по вопросу участия "Роснефтегаза" в приватизационных проектах. Я знаю эту дискуссию на экспертном уровне. Конечно, в прямом смысле этого слова участие "Роснефтегаза" в приобретении пакета акций госкомпаний, наверное, приватизацией назвать нельзя. Но мы должны исходить из того, что будем действовать в рамках существующего законодательства, имея в виду такие пакеты, которые "Роснефтегаз" мог бы приобретать, их объём. Первое.
 
Второе. Мы должны иметь в виду, что некоторым нашим компаниям мы ограничили доходы рядом ранее принятых правительственных решений, и они нуждаются в докапитализации. Можно и нужно помочь им в получении достаточно "дешёвых" денег для развития своей производственной деятельности.
 
Наконец, в-третьих: это не значит, что только "Роснефтегазом", его участием в приватизации, мы должны ограничиваться. Конечно, нет. Давайте сегодня на эту тему тоже поговорим.
 
Есть ещё один аспект, на который мы должны обратить внимание. Конечно, мы должны и будем стремиться к чистой приватизации, но она должна быть абсолютно прозрачной и честной по отношению к гражданам страны и государству.
 
Например, сегодня запускаются масштабные проекты в сфере электроэнергетики. По оценкам специалистов, скажем, "РусГидро", её сегодняшняя капитализация составляет 7,5 миллиарда долларов США и, безусловно, является заниженной. Мы знаем, какие проекты там в ближайшее время будут введены. Мы же это знаем с вами: Богучанская ГЭС, Саяно-Шушенская [ГЭС] будет завершена, консолидированы будут дальневосточные активы, и в ближайшие годы капитализация компании вырастет до 40 миллиардов долларов США. Но нельзя же сегодня просто продать то, что завтра будет стоить, совершенно очевидно , 40 миллиардов, сегодня продать из расчёта 7,5 миллиарда.
 
Всё это нам нужно обязательно учитывать, и мы будем это учитывать. Считаю, что подход в этих вопросах должен быть принципиальный, безусловно, рыночный, но абсолютно взвешенный, и должен исходить из реалий экономической ситуации и в мире, и у нас.
 
Подчеркну, реализация госпакетов акций должна быть целесообразна для страны, приводить к экономической и системной выгоде. Даже трудно сказать, что важнее: и системные последствия важны, но и экономическая, в том числе фискальная выгода должна быть очевидной. И мы должны исходить, повторяю ещё раз, из реальной ситуации на рынке.
 
Ещё один вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, это необходимость повышения эффективности управления компаниями с госучастием. Хотел бы предложить в этой связи таким компаниям дополнительно проработать вопрос увеличения выплаты дивидендов, как это "Роснефть" сделала. Я не настаиваю на этом, но прошу обратить ваше внимание и проанализировать свои возможности.
 
Далее. Нам нужно сформировать условия для прозрачного функционирования всей хозяйственной цепочки в электроэнергетике, в частности навести порядок с платежами в электроэнергетике. Прошу сегодня дать конкретные предложения по улучшению системы расчётов на всех этапах ценообразования. Напомню, этот вопрос мы уже давно и неоднократно обсуждали, решение этой проблемы востребовано потребителями до сих пор.
И, наконец, развивая ТЭК, нужно заботиться и об окружающей среде, об этом я уже говорил. Все новые проекты должны учитывать современные экологические требования и нормы, проходить соответствующую экспертизу. Такая логика должна быть заложена и в программах развития территорий.
 
Рассчитываю, что Комиссия будет активно содействовать решению этих задач, и её работа будет наполнена конкретным содержанием стратегического и системного характера, а по некоторым вопросам, например, связанным с недропользованием, уже нужно переходить от дискуссий к законодательному закреплению и к окончательному решению.
 
Что я имею в виду? Участки недр федерального значения (а это, вы знаете, свыше 70 миллионов тонн нефти и по газу – свыше 50 миллиардов кубических метров) должны распределяться через аукционы, без конкурсов. Конкурсы показывают свою малую, низкую эффективность и непрозрачность, что самое главное. Есть и другая сторона, чисто фискальная. Как мы с вами хорошо знаем, на конкурсах бюджет просто больше зарабатывает, но всё-таки самое главное – это прозрачность этих процедур.
 
В завершение я ещё раз повторю: наша задача сформировать высокотехнологический топливно-энергетический комплекс. Он должен быть одним из факторов роста российской экономики, стимулировать создание новых и высококвалифицированных рабочих мест, в целом работать на развитие нашей страны. И мы, если будем работать консолидированно, обязательно этого добьёмся.
 
vb.kg

Соглашение достигнуто накануне, 9 июля, на заседании кыргызско-иранской межправительственной комиссии в Тегеране. Об этом сообщают иранские СМИ.
 
Глава иранской стороны, министр промышленности, горной отрасли и торговли Мехди Газанфари отметил, что бизнес-сообщества двух стран должны развивать сотрудничество во многих отраслях.
 
Чиновник сообщил, что Иран экспортирует в Кыргызстан ткани, орехи, краски, строительные материалы, а импортирует мясо, пшеницу и металлолом.
 
Мехди Газанфари подчеркнул, что соглашение о торговле с преференциями должно быть пересмотрено и доведено до уровня соглашения о свободной торговле.
 
Посол Кыргызстана в Иране Медеткан Шеримкулов призвал иранские компании работать в сферах экономики, сельского хозяйства, промышленности и культуры.
 
После переговоров между Мехди Газанфари и руководителем кыргызстанской делегации, министром финансовАкылбеком Жапаровым, достигнуто соглашение увеличить объем товарооборота между странами до 5 миллиардов долларов в год.
 
K-News 

Владимир Путин заявил, что вернет облегченный порядок предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР и прямым потомкам, родившихся в Советском Союзе и Российской империи. Это объявил президент России на совещании послов и постоянных представителей, которое прошло в МИД на Смоленской площади, сообщают российские СМИ.
 
"Считаю необходимым вновь вернуться и к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР и прямым потомкам, родившихся в Советском Союзе и Российской империи", - подчеркнул Путин.
 
Он добавил, что "роль соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, требует основательного переосмысления, поскольку многие хотят быть полезными своей исторической Родине, хотят поддержать ее, а наши загранучреждения все-таки недооценивают такой настрой и не в должной мере соориентировали свою работу на этом важном участке".
 
CA-NEWS

США рассматривают Таджикистан как альтернативу Кыргызстану, где с 2001 года в аэропорту «Манас» дислоцируется военная база НАТО, или, как её называют сейчас - Центр транзитных перевозок. Об этом в пятницу, 6 июля заявил журналистам в Душанбе глава делегации Конгресса США Дэн Бэртон, пишет портал медиа-группы Таджикистана "Азия-плюс".
 
По его словам, это связано с тем, что после вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 году американская база «Манас» в Кыргызстане будет закрыта, однако встанет вопрос о своевременном создании нового центра обеспечения безопасности для противодействия экстремистским и террористическим группам, особенно «Аль-Каиды» и Талибан.
 
Он напомнил, что США продолжат оказывать Таджикистану необходимую техническую помощь в охране протяженной и слабо укрепленной границы с Афганистаном. Речь идет об увеличении в разы такой помощи после 2014 года.
 
Дэн Бэртон отметил, что Таджикистан играет важную роль в обеспечении региональной безопасности.
«Таджикистан находится в сердце Центральной Азии и поэтому считается ключевым в региональных процессах. Мы подчеркнули, что Таджикистан обязательно должен участвовать в проекте «Шелковый путь», так как обеспечение войск НАТО осуществляется через его территорию», - сказал конгрессмен.
Делегация двух палат Конгресса США, возглавляемая членом палаты представителей Дэном Бэртоном (республиканец из штата Индиана) и членом палаты представителей Грегори Миксом (демократ из штата Нью Йорк), прибыла в Душанбе 5 июля. Делегация также побывала в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане для изучения вопросов региональной торговли, демократии, верховенства закона, безопасности и развития.
 
Дэн Бэртон представляет пятый избирательный округ штата Индиана и является старшим членом Комитета палаты представителей по иностранным делам и председателем Подкомитета по Европе и Евразии. Этот Подкомитет осуществляет контроль над ключевыми аспектами внешней политики Соединенных Штатов в Центральной Азии. Представитель Микс является одним из главных членов данного подкомитета от Демократической партии.
 
CA-NEWS (TJ)