Э. Осмонбетов:  В этой ситуации – это уже не политическое противостояние, а уголовное преследование, то есть вопрос стал совершенно другим.

– Эдиль Кубатович, что теперь предпримет Атамбаев чтобы выпутаться из той ситуации, в которой он оказался?

 

– Я думаю, что события 7-8 августа в Кой-Таше ознаменовали завершение двухгодичной фазы противостояния Жээнбекова и Атамбаева. Теперь все: это полное политическое банкротство экс-президента. До гибели спецназовца еще можно было говорить о том, что возможны какие-то массовые выступления, но теперь конфликт будет решаться в правовом поле. Ему предъявлены тяжкие обвинения, которых уже больше десятка, если не ошибаюсь. В этой ситуации – это уже не политическое противостояние, а уголовное преследование, то есть вопрос стал совершенно другим.

 

К тому же, надо понимать, что после этих событий завершился один политический цикл и начался другой, который никак не будет связан с фигурой Атамбаева. Потому что на пороге есть более важные события – такие, как парламентские выборы осенью 2020 г. И тут самое главное – чтобы заранее были определены правила игры, решили, что делать с важными поправки в законодательство.

 

Все основные политические силы не поддержали Атамбаева и не взаимодействовали с ним. Поэтому невозможно говорить о том, что он может проявить какую-то активность в этом направлении.

 

Конечно, его сторонники будут проявлять активность в информационном поле, но их возможности сильно ограничены. События в Кой-Таше показали, что в Кыргызстане сформировалась политическая нация. Большинство населения устало от революций, устало от страхов за свое имущество. Простым людям нужна политическая стабильность.

 

– В такой ситуации есть ли у атамбаевской партии СДПК шанс попасть в Жогорку Кенеш по итогам парламентских выборов?

 

– В нынешнем составе думаю, что нет. После августовских событий, плюс раскол партии на две части, идущие судебные тяжбы… в общем, у этой политсилы туманное будущее. Чтобы исправить ситуацию, нужно сделать ребрендинг и много других шагов. И вообще, многим политсилам необходимо сделать полное переформатирование.

 

Сейчас на политической арене появилось много молодых ребят, которые хотят попасть в законодательные органы страны всех уровней. У них совершенно другие цели, и, мне кажется, что события августа этого года говорят о том, что мы сменили политический курс. В каком плане? В том, что сейчас в парламенте должны быть представлены молодые лица, процентов на 80. Или, по крайней мере, те, кто раньше никогда не был в Жогорку Кенеше. Это очень важно, так как представление всех региональных элит в парламенте позволит стабилизировать ситуацию и начать реформы.

 

Сейчас в Кыргызстане большой тренд на то, что в Жогорку Кенеше будут новые политические силы, но при одном условии: если за год до выборов будут установлены ясные правила.

 

Сейчас же по правилам нельзя создавать партии меньше чем за шесть месяцев до выборов. Есть и другие ограничения. Главный вопрос еще в том, каким будет избирательный порог – 7% или 9%? Потому что 9% – это слишком большой порог. Нужно сделать примерно 5%.

 

Если осенью будут утверждены четкие и ясные правила, то в следующем году мы сможем увидеть совершенно новый парламент. Если же изменений не будет, то, к сожалению, мы увидим ту же ситуацию, что и раньше. Потому что те люди, которые уже представлены во власти, имеют средства, опыт, они смогут снова переизбраться и не дать дорогу молодым.

 

– Что вы думаете о сыне Алмазбека Атамбаева, Кадырбеке Атамбаеве? Он неожиданно пошел в политику, выступает с громкими заявлениями. Сможет ли он заменить отца?

 

– Это невозможно. Сейчас задействованы совершенно другие политические силы, да и времени мало, чтобы как-то раскрутиться. К тому же, кыргызская политика очень динамична и каким-то одним наскоком ее не взять.

 

– А Омурбек Бабанов? Он теперь будет считаться главным оппозиционером в стране или уйдет в тень?

 

– Думаю, не будет: об этом говорят и его высказывания после возвращения на родину. И сейчас он больше занят урегулированием претензий со стороны правоохранительных органов, доказывая свою невиновность. Пока на повестке у него стоят совсем другие вопросы.

 

А вот уже следующий этап – это может быть работа над его партией, которая, возможно, будет представлена в новом парламенте.

(«Евразия. Эксперт»)

Источник: газета «Азия news» №39 от 10.10.2019 / стр. 11gezitter.org/