Печать
Мнение эксперта
Просмотров: 1581

К.Сооронкулова: 1 декабря 2017 года – это ключевая и конституционно значимая дата, это день, в который истекает 6-летний срок полномочий действующего президента. Это очень важно.


Согласно конституционному закону о выборах президента, принятому 30 июня 2011 года, "очередные выборы президента проводятся в третье воскресенье ноября". В текущем году они еще не назначены Жогорку Кенешем, однако 15 февраля на встрече президента с председателем ЦИК было объявлено, что президентские выборы нынешнего года состоятся 19 ноября – в день, на который выпадает третье воскресенье месяца.

Однако партия "Ата Мекен" подсчитала, что за 12 дней между 19 ноября и 1 декабря ЦИК может не успеть подвести итоги, если, например, будут судебные разбирательства, а если придется проводить второй тур выборов, – то и подавно. Алмазбек Атамбаев же постоянно скрупулезно подсчитывает, сколько дней ему остается быть на посту президента, так что после 1 декабря 2017 года он президентом уже быть не должен.

Президентская администрация, депутаты ЖК и ЦИК сейчас в своих объяснениях старательно обходят дату 1 декабря, по умолчанию подразумевая, что, если выборные процедуры не завершатся в срок, нынешний президент может и оставаться в должности после 1 декабря. Рассказать о возникшей правовой коллизии Zanoza.kg попросила известного юриста, экс-судью Конституционной палаты Клару Сооронкулову.


– Сегодня советник президента Фарид Ниязов попытался объяснить, почему выборы хотели провести 19 ноября, и даже попутно обвинить в этом оппонентов президента. Как вы к этому отнеслись?

 

– Действительно, агентство "АКИpress" опубликовало сегодня мнение Фарида Ниязова о том, что, согласно статье 48 закона о выборах президента, дата выборов жестко привязана к третьему воскресенью ноября того года, в котором истекает срок полномочий президента. Мнение Ниязова стало для меня очень неожиданным.

 

Из опубликованной информации следует, что и президент Алмазбек Атамбаев, и лидер фракции СДПК Иса Омуркулов знали, что статья 48 закона юридически несостоятельна, ошибочна, и последствия ее применения могут привести к грубейшим нарушениям норм Конституции, так как ведут к продлению сроков полномочий действующего президента.


Более того, оказалось, что Омуркулов поднимал этот вопрос перед парламентом. Поэтому очень странной выглядит позиция президента, который, опережая законное решение Жогорку Кенеша, первым объявил, что выборы состоятся 19 ноября, и даже имел по этому поводу встречу с председателем ЦИК.


Не означает ли это, что президент осознанно шел на нарушение Конституции? Если исходить из слов Ниязова, то глава государства осознавал неправомерность проведения выборов 19 ноября, однако, видимо, как говорят юристы, предвидел и желал наступления благоприятных для него, но опасных для государственного устройства последствий. И Омуркулов знал об этом, но умышленно молчал, тем самым способствуя нарушению Конституции.


Это не просто странно, но и непростительно. Как известно, окружение президента видит в нем гаранта Конституции, и именно они, а не оппозиционная фракция, должны были быть обеспокоены по поводу даты выборов.

 

Желая показать, что они давно знали, что нельзя проводить выборы 19 ноября, они тем самым убедительно продемонстрировали, что в их предыдущих по этому вопросу действиях и решениях содержится прямой умысел. Ну, как говорится, чистосердечное признание облегчает вину. Самое главное, есть констатация факта, что президент согласен с тем, что выборы никак не могут состояться 19 ноября.


– Ниязов также назвал оптимальной датой третье воскресенье октября…


– Отрадно, что советник президента не только кичится мудростью своего шефа, но и предлагает путь решения проблемы через внесение изменений в закон о выборах и перенос даты выборов на третье воскресенье октября, то есть на месяц раньше установленного статьей 48 срока. Но эта дата может считаться оптимальной только в том случае, если выборы пройдут без сучка и задоринки и будут вовремя подведены итоги.


В случае судебных разбирательств (а их, я думаю, не избежать), а также проведения повторного голосования во втором туре, которое должно быть проведено не ранее 2-недельного срока со дня определения результатов выборов и последующих процедур, вновь избранный президент не сможет принести присягу и вступить в должность 1 декабря.


– Обязательно ли новому президенту присягать 1 декабря?


– 1 декабря 2017 года – это ключевая и конституционно значимая дата, это день, в который истекает 6-летний срок полномочий действующего президента. Это очень важно. Согласно статье 61 Конституции, нормативный срок полномочий президента ограничен шестью годами. И этот срок должен рассматриваться именно как максимальный предел, произвольное или непроизвольное продление которого является грубейшим нарушением основополагающих принципов государственного устройства.


Принцип ограниченности во времени президентской власти определенным конституционным сроком является важнейшим условием предотвращения или, применимо к нашей действительности, прекращения процессов узурпации и монополизации власти. Ограниченная во времени власть должна быть ограниченной во всех своих проявлениях.

 

Следовательно, любые попытки или усилия задержаться во власти более установленного срока должны расцениваться как неуемная патологическая жажда власти и стойкое нежелание расставаться с привилегиями своего высокого положения. И это ненормально как с правовой, так и с этической, моральной стороны.


И в этом аспекте президент должен проявить верность своему слову, элементарную порядочность, не говоря уже о соблюдении и уважении к народу и Конституции, то есть передать свои полномочия вновь избранному президенту в день принесения присяги – 1 декабря.


– Но власти уже как-то стараются не упоминать дату 1 декабря и говорят просто о "годе, в котором истекает срок полномочий президента"…


– Любое осуществление полномочий президента свыше установленного срока автоматически сводит на нет легитимность всех его действий и решений, не говоря уже об их уголовно-правовой составляющей. С точки зрения Конституции и Уголовного кодекса, такие деяния должны рассматриваться как особо тяжкое преступление – узурпация власти.

 

В такой тупиковой ситуации единственным способом решения проблемы, со слов Ниязова, является внесение изменений в закон. В случае, если датой проведения выборов должно быть третье воскресенье октября, выборы должны быть назначены в июне. Однако просто немыслимо внесение изменений в конституционный закон за один месяц.


– И что же делать?


– В такой ситуации единственным выходом, как предлагает фракция "Ата Мекен", является применение непосредственного, прямого действия Конституции для регламентации оптимальной даты проведения выборов с учетом всех необходимых процедур и возможных правовых последствий.


– Но почему власти вдруг сами объявили датой выборов 19 ноября?


– Любые мнения и высказывания главы государства и высокопоставленных чиновников его администрации воспринимаются как сигнал к действию. Вместо проявления исключительной нейтральности в вопросах, не относящихся к его компетенции, президент и его администрация проявляют открытую, ничем не прикрытую заинтересованность.

 

С этого ракурса не могут не тревожить слова Ниязова о возможном признании результатов выборов недействительными. Такие правовые последствия теоретически и законодательно возможны, однако в реальной жизни это может привести к социальным потрясениям, протестам и беспорядкам. При таких обстоятельствах те кандидаты, действия которых стали причиной признания выборов недействительными, теряют право участия в повторных выборах.


Не хочу домысливать за советника президента, но, видимо, такой сценарий ими тоже принимается во внимание. Иначе как оценивать его мнение о том, что в таком случае действующий президент, независимо от истечения сроков своих полномочий, должен оставаться во власти?


Здесь очень важно отметить, что, поддерживая такие опасные инициативы, опасные как для государства и общества, так и для самого президента Атамбаева, депутаты должны подумать и о своей ответственности перед народом, законом и историей.


– Что должен делать в такой ситуации президент?


– Легитимная и своевременная передача власти должна стать не просто строго соблюдаемой конституционной нормой, но и свято чтимой традицией. В этом смысле у президента есть хорошая возможность поддержать такой почин.


Тем более в условиях, когда в общественном сознании доминирует мысль, что клан управляющих лиц и близкие к президенту корпоративные группы будут стремиться к сохранению и удержанию власти, президент Атамбаев должен создать все условия и показать свою готовность открыть возможность прихода к власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения.


Источник: http://zanoza.kg/356072

Темы: