Печать
Мнение эксперта
Просмотров: 1072
А.Мадумаров: Это ощущения человека, который считает, что страна, народ находятся в его собственности Но страна – это не акционерное общество
 
- Президент А.Атамбаев заявил, что Конституцию нужно менять, так как в ней заложены мины, и чтобы обезопасить страну от прихода к власти дракона. А как Вы считаете, что за подводные камни кроются за официальными заявлениями властей?
 
- Президенту Атамбаеву надо увеличивать свое пребывание у власти в любой форме. Он же говорил, что далеко не уедет, что строит дом и, если что-то не так пойдет, спустится за 15 минут, наведет порядок и снова поднимется к себе домой. То есть это ощущения человека, который считает, что страна, народ находятся в его собственности Но страна – это не акционерное общество. И как бы он не говорил, что после него может прийти кто -то другой, это говорит о том, что этот человек очень высокого мнения о себе. это опасное, нездоровое состояние, потому что каким бы человек не был, тем более руководитель страны, он должен быть чуть-чуть скромнее. Тем самым он не допускает, что есть люди лучше него. Он считает, что кто бы ни пришел, он будет хуже него, и говорит, что после себя «хочу обезопасить судьбу Кыргызстана”. Я считаю, что и после Манаса кыргызы не исчезли, и после выдающихся кыргызских руководителей народ на исчез, страна не исчезнет и после Атамбаева, — народ останется.
 
Нынешняя Конституция изначально была принята неправильно. В 2010 г., когда Мадумаров заговорил о незаконности Конституции, о не легитимности референдума, кем только не обзывали меня, кто только не ругался со мной. Говорили, что именно эта Конституция спасает Кыргызстан. А я говорил, что эта Конституция приведет к тупиковому варианту развития нашей республики, что и произошло. Эту Конституцию надо менять, но не таким воровским способом, не так келейно. И меня унижают, оскорбляют заявления некоторых людей, которые говорят, что общественное обсуждение завершилось. Кто обсуждал ее, где обсуждал,.каковы итоги обсуждения, какие предложения поступили, какие трудовые коллективы обсуждали?  Я не зря задал этот вопрос. Ладно, народ оставим в покое, но хотя бы студенты юридических факультетов и высшие учебные заведения ее обсуждали? Есть ответы на эти вопросы? Нет!  Кого подразумевают они под обществом? Я имею ввиду Фарида Ниязова и Ису Омуркулова. Где эти обсуждения происходили? Я не раз говорил, если обсуждение — это президент плюс 4 человека, которые ее обсуждают, то это не общество, это не общественное обсуждение.
 
Сейчас некоторые депутаты, которые подписались под референдумом говорят уже, что не делали этого, отзывают свои подписи, говорят, что не были инициаторами, что не писали проект закона, потому что почуяли, что завтра-послезавтра последует ответственность. В любом случае будет ответственность. И то, что было буквально 3-4 года назад запретной темой, сегодня обсуждается на самом верху – это вопросы о мародерстве, кто отпустил Батукаева, кто воровал банковские ячейки, насколько легитимно проводили референдум в 2010 году. Очень много вопросов появляется, слишком много. И трагедия сегодняшней власти заключается в том, что они не в целях выявления истины, не вокруг этой истины спорят. Борьба разворачивается по принципу: “ Ах, ты напал на меня? А я могу напасть на тебя по-другому! Значит ты раскрыл перед народом какую-то тайну, а я раскрою твою!”
 
Если они все об этом знали, то почему 6 лет молчали? Глава государства говорит же: “Я знаю какие люди грабили банковские ячейки”.  Он это во всеуслышанье заявил! А почему тогда ты скрываешь? Есть ведь статья за укрывательство преступления. Спрашивают, кто разжигал межнациональную рознь? Это страшное преступление – разжигание межнациональной розни. А если инициаторов этих межнациональных конфликтов в июне 2010 года ты скрываешь, то есть же статья за укрывательство.
 
Атамбаев также заявил, что никто не выбирал Отунбаеву. А кто дал ей статус экс-президента? Кто поселил в госрезиденцию? Кто назначил ей такую большую пенсию? И кто теперь заплатит? Если она незаконно была избрана, то от незаконно избранного президента кто получил мандат в правительстве? Большой серьезный вопрос!
 
Теперь другая сторона. Обвиняют в том, что среди активных партийцев СДПК, как минимум 15 человек состоят из мародеров. Почему ты это скрывал? Почему раньше не говорили об этом? И то что он взял несколько гектаров земли и построил себе дворец, то почему ты только сегодня заявляешь об этом? Поэтому борьба идет не для установления истины, а идет борьба кто сильнее. И поэтому народ устает, у людей голова кругом идет кто из них прав, какая группа? Какая партия может сегодня вести народ дальше? Какой партии можно верить, а какой нет?..
 
И удивительно, что сегодня в парламенте такое состояние, что и оппозиционных партий там нет. Нонсенс, когда партия в составе коалиции выступает против правительства, а партия, которая себя позиционировала как оппозиционная, руками, ногами, когтями, зубами защищает власть. Такое может быть только в Кыргызстане! Это парадокс, это еще раз показывает, что наше общество еще не готово к партийной форме правления. Для нас непонятно, что такое партия вообще. Они под партией называют группу людей, которые разделяют твою точку зрения Это не так! Они по интересам сегодня собрались. В классическом понимании партий нет у нас пока. Общество еще не созрело, включая политическую элиту. Поэтому мы всегда неизменно выступали против парламентской формы правления, против диктата политических партий, против коллективной ответственности. Там, где коллективная ответственность, там персональная безответственность Кто сегодня несет ответственность? Никто! Почему? Потому что все ответственны. У кого полномочия? У всех! Надо наводить порядок.
 
— Каким образом?
 
— Наше движение «Нет референдуму!» предлагает ответы.  По моему личному мнению, надо немедленно прекращать вносить изменения и дополнения в Конституцию. Надо вернуть доверие народа к государству и к власти, иначе, не дай Бог, конечно, в ближайшее время может начаться полный хаос. Потому что нет никакого авторитета ни у судебной, ни у законодательной, ни у исполнительной ветви власти. К ним нет доверия. Это очень опасно для общества. Сегодня надо формировать правительство народного доверия. Практически, оно должно выступить в качестве правительства спасения нашей страны. И также надо немедленно созвать Конституционное совещание. И не торопясь, очень обдуманно надо готовить новый проект Конституции нашей страны.
 
— Это единственный выход, на Ваш взгляд?
 
— Есть второй вариант, более безболезненный. Если у Акаева и Бакиева все референдумы были незаконными, надо все их итоги аннулировать и вернуться к Конституции, принятой 5 мая 1993 года. И на базе этой Конституции, с учетом сегодняшних реалий внести некоторые поправки. А другого пути не дано. Пусть они будут проводить этот референдум, безусловно насильно, но это приведет к очередному расколу страны, очередному напряжению и до добра не доведет. После референдума, хотят они того или не хотят, появится вопрос о не легитимности государственных институтов власти, включая не легитимность самого парламента. Надо будет распускать парламент. Я думаю Атамбаев не зря заявил на Иссык-Куле, что 5–6 партий для Жогорку Кенеша это слишком много и что достаточно 3 партий для развития. Какие партии он имеет в виду? Это СДПК, Кыргызстан и Республика. Заранее уже назначенные партии. И я вам скажу – это приведет к катастрофе в нашей стране.
 
Я общаюсь с интеллигенцией, зрелыми политическими деятелями страны. Даже вчерашние более-менее нейтральные люди сегодня озлоблены. Когда спрашиваю, почему меня они не поддерживали вчера-позавчера, отвечают, думали, что Атамбаев остановится. Но видя, что президент идет дальше, люди говорят, что, сложа руки не могут больше сидеть. Я спрашиваю, неужели проснулись сегодня?
 
— Но вы сами сказали, что 80% населения все равно поддержит референдум.
 
– Да, более 80 % поддержит, так как завезли к нам корейские черные ящики – избирательные урны, которые уже апробированы на последних парламентских выборах. Оказывается, неважно, как будут голосовать избиратели, а важно, как можно запрограммировать итоги всенародного голосования. Получив нужные тогда итоги, власть посмотрела – будет ли народ возмущаться. Но люди промолчали, проглотили. И власть решила таким же способом проводить этот референдум. Не зря же президент заявлял, что, если бы он хотел продлить свое пребывание во власти, то провел бы другой референдум. Откуда у него такая уверенность? Значит он уверен, что, если поставит вопрос на референдум, то обязательно получит 99% голосов избирателей. Значит черный ящик все сделает как надо и поэтому мы, три партии, создавая коалицию политических партий – Бутун Кыргызстан, Ар-Намыс и Аалам, буквально со следующей недели начинаем сбор подписей, пользуясь конституционной возможностью, о том, что 10 тысяч граждан имеют право законодательной инициативы. Мы соберем подписи за законопроект «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о выборах президента и парламента», где будут расписаны все моменты, которые сегодня архиважны для Кыргызстана, для сохранения стабильности. Если мы не вернем доверие к избирательной системе, то на следующие выборы и 20% избирателей могут не прийти на участки голосовать. Чем ниже явка, тем больше недоверия народа к власти Поэтому я предупреждаю – ситуация сегодня достаточно опасна. Надо остановиться. Тупо с закрытыми глазами идти вперед не всегда есть героизм. Порой настоящим героизмом считается вовремя остановиться.
 
Я предлагаю остановиться, осмыслить, осмотреться и принимать взвешенное, нужное, полезное, правильно решение. Пока еще не поздно.
 
– Президент заявил, что соседние лидеры и общественность просят его остаться на второй срок.
 
– Я не слышал ни одного президента, который бы уговаривал другого остаться еще на срок. Был единственный случай, когда Н.Назарбаев публично призывал В.Путина остаться еще на один срок. Других случаев подобных не было. И если общественность его умоляет, то пусть опубликует эти их письма. Во времена Акаева писали, что якобы одна область в его поддержку собрала миллион подписей избирателей. Мы через это уже проходили. Хватит уже.
 
– Некоторые наблюдатели считают, что на изменение Конституции президента вынудило его окружение ради самосохранения.
 
– Ну, если на главу государства может повлиять окружение, то это слабый лидер. Тогда не надо было браться управлять страной, а отдать бразды управления ближнему кругу. Я понимаю, уровень тех людей, которые его окружают. У них нет никакого опыта государственного управления. Есть у нас чиновники, которые ни одного дня не работали на госслужбе. Это позор. Это же чудовищная маргинализация и деградация государственной власти! И после таких шагов не за горами день, когда вообще можно потерять страну. Такой безграмотной элиты в истории Кыргызстана еще не было.
 
 – Ряд экспертов заверяют, что у нас устанавливается авторитаризм.
 
– Авторитаризм у нас установился давно в лице партийного правления, в виде правящей партии. А партия в лице одного человека. Это идет в стране с 2011 года. Если ты не член нужной партии, то ты вообще не человек и не гражданин.
 
– А что касается свободы слова?
 
– Зажим свободной прессы, знаете, каким методом идет? Да, некоторые СМИ засудили, запугали, а некоторые просто насильно отобрали и передали своим людям. И не надо оказывать давления, а оказывается просто надо забрать издание или канал. И через отобранные СМИ просто проводить свою политику. А потом говорить, что у нас свобода слова и каждый говорит, что хочет. Это все равно, что создавать партии-клоны. Например, партия Кыргызстан, которой было без году неделя, но которая оказалась вдруг на 2 месте на выборах в ЖК. И ничего. Нормально.
 
– А если говорить о преследовании оппозиции?
 
– Любая власть начинает преследовать своих оппонентов, когда чувствует свое бессилие. Сильная власть никогда не преследует. Возьмем, к примеру, Россию. Какими только словами не критикует власть Г.Зюганов, но на его 70-летие какую высокую честь ему оказывает российское руководство. Или В.Жириновского взять. После нещадной критики на выборах его в кремлевском зале награждают орденом за заслуги перед отечеством. Потому что в их критике есть доля правды и сильная власть с этим считается. Значит эти лидеры заинтересованы в развитии своей страны. А в нашем случае кем только не обзывают и не оскорбляют своих оппонентов. Сильная власть всегда считается с оппонентами. Всегда прислушивается к критике. И Путин верно сказал: «Мы не только должны слушать, но мы должны еще и слышать».
 
– Возможны ли у нас досрочные президентские выборы?
 
– Да, такое возможно. Если проблемы со здоровьем Атамбаева – это очередной трюк. В этом случае народ его, конечно, пожалеет, и будет неважно кому он передаст власть. А после, ПРЕЗИДЕНТ, СИДЯ НАВЕРХУ, БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ УПРАВЛЯТЬ страной. Это очень выгодный для него вариант. Потому что оппоненты не успеют подготовиться к выборам. Сработает фактор неожиданности. А если Атамбаев досидит до конца срока, то его преемник может проиграть на выборах. Потому что доверие к нему будет падать.
 
– Значит, операция ПРЕЕМНИК все же состоится?
 
– Судя по тому, как он провел свой юбилей и какие люди там участвовали, скорее всего есть вариант подготовки преемника. Такой вариант не исключен.
 
– Скоро состоится съезд партии Бутун Кыргызстан. Вы лично собираетесь баллотироваться в президенты?
 
– Надо серьезно думать. Во всяком случае мы будем всегда принимать активное участие в политической жизни страны. Нашей партии 10 лет. За это время мы дважды принимали участие в парламентских и президентских выборах. Набрали колоссальный политический опыт. За 19 лет мы не растеряли свой электорат, даже наоборот.
 
– Если выборы будут честными, Вы сможете в них победить?
 
– Если нет веры в победу, то незачем идти на выборы. Мы верим. У нас шансов в разы больше, чем в 2011 году. Знаете почему? Потому что ругавшие Мадумарова в 2011 году люди сегодня говорят: «А ведь Мадумаров был прав!»  Я каждый день слышу эти слова. К сожалению, мы иногда поздно понимаем кто прав, но иногда лучше поздно,чем никогда.
 
Беседовала Солто ТЕМИР
Источник - http://respub.kg