Печать
Аналитика
Просмотров: 3026
Обвинения против руководителя аппарата президента, а затем и его арест всколыхнули общественность, которой не менее интересно то, что думают об этом президент, председатель Верховного суда, руководители других судебных структур, совсем недавно за одно дисциплинарное нарушение уволившие ранее срока судью Конституционной палаты. 
 
Всем также интересно, что теперь будет с теми неправосудными судебными решениями, которые судьи разных инстанций принимали по указке из “Белого дома” в отношении “Вечернего Бишкека”.
 
Свой — не свой
    
“Вечерний Бишкек” писал в своем первом обращении 17 апреля, что, если дать Верховному суду сверху задание задавить “Рубикон” и “Вечерку”, они задавят, несмотря ни на какие законы и приличия. Не прошло и трех месяцев, и те, кто давал такие команды сверху, попались на совсем другом деле и как раз в связке с Верховным судом, что доказывает системность их действий, — для них все равно, какое дело и по какому поводу разруливать, главное — получать за это взятки или другие поощрения.
    
Как раз в это время, сразу после опубликования обращения, когда советник президента Фарид Ниязов публично защищал все окружение президента, а Общественный телеканал выпускал в эфир анонимные спецрепортажи (3 мая), безосновательно обвиняя “Вечерку” во всех возможных грехах, глава аппарата президента Данияр Нарымбаев, как сообщает Генпрокуратура, уже получал (7 мая) первый транш в 50 тысяч долларов и давал указания первому заместителю председателя Верховного суда о смягчении наказания в отношении Наримана Тюлеева.
    
Так же в обращении говорилось, что “сегодня совершается самое ужасное преступление — убийство судебной системы”. События последних трех месяцев — суды против “Вечерки” по искам упомянутых в обращении Эркина Мамбеталиева и Икрамжона Илмиянова, в отношении журналиста Дайырбека Орунбекова или против общественного деятеля Урана Ботобекова вместе с “Вечеркой”, показательное увольнение судьи Конституционной палаты Клары Сооронкуловой — продемонстрировали, что судебная система уже убита вместе с парламентаризмом и независимостью исполнительной ветви власти.
    
В этом обращении мы предупреждали, что ответственность за все происходящее лежит на президенте и что угроза ему исходит изнутри. Что может быть опаснее для государства и его руководителя, чем то, что его правая рука коррумпирована? И сколько других судебных дел этот “смотрящий” за судебной системой успел уже развести, приведя к полному краху всю ее многолетнюю реформу и разбив о камень все усилия как президента, так и всего общества?
    
Примерно в то же время (29 апреля) Генеральная прокуратура не нашла подтверждения обвинениям в отношении лиц из окружения президента, приведенным в обращении “Вечерки”, заявив, что Мамбеталиев в Министерство экономики, Государственную инспекцию по ветеринарной и фитосанитарной безопасности или ассоциацию “Кыргыз–Эт” не обращался (видимо, с просьбой назначить его куратором мясопромышленной отрасли и “крышевальщиком” бизнеса), и добавив к этому, что “каких–либо заявлений от судей в части оказания давления с чьей–либо стороны при рассмотрении иска Рябушкина в правоохранительные органы не поступало”.
    
Как будто какой–либо судья может такое в здравом уме написать или человек, желающий реально рулить процессами в стране теневыми методами, будет направлять об этом официальные письма в официальные органы. В том–то и дело, что все подобные вещи происходят и делаются из–под полы, а дали этому развиваться и цвести сами же высшие руководители, для которых главное — не законы, а принцип: наш — не наш.
    
Кощунственно было в такой ситуации Ниязову говорить об “очередной лжи”, “истерике” и о “ностальгии по временам Бакиева”, а Илмиянову или Мамбеталиеву придираться к шаржам и формулировкам обращения, даже называя его “статьей, преподносимой как обращение”. Но еще интереснее то, что судьи Эмиль Аксамаев, Алмаз Калыбаев, Жылдыз Ибраимова, Ирина Горшковская или Калыбек Садыков идут им во всем навстречу, удовлетворяя все их прихоти. И это до сих пор продолжается, даже после ареста Нарымбаева.
 
Виноват, кто обличает
    
Судьи руководствовались и руководствуются не законами и совестью только, как то от них требуется, а действовали и действуют по указке сверху — прогнивших и позорящих государство коррупционеров. Создававшаяся в течение ста лет судебная система, которая хоть как–то худо–бедно работала некоторое время после распада СССР, за период независимости убивается руками именно таких послушных судей.
    
И примерно в то же время власть координировала действия “правительственных неправительственных организаций”, которые проводили заказные пресс–конференции и встречи с общественностью, называя (как и ОТРК) “Вечерку” прислужницей Бакиевых, угрожая, что газета “кровью заплатит за свои слова”, и требуя, чтобы Александр Ким “убирался в Северную или Южную Корею”.
    
И кто назначал таких руководителей на должности, кто их отбирал среди десятков других претендентов, кто им поручал реформы и борьбу с коррупцией? Примечательно, что Нарымбаев поначалу все отрицал, а потом стал говорить в свое оправдание, что обвинения в его адрес — это попытка дискредитировать и опорочить действующую власть, то есть президента.
    
Это общая черта всех приближенных к телу — бывший водитель Илмиянов тоже говорит в интервью о своей близости к президенту, доходя даже до того, что уже стал как бы членом его семьи, а бывший телохранитель Мамбеталиев в одном из интервью тоже сказал, что обвинения в свой адрес расценивает как нападки на президента.
    
Некоторые же даже хвалят шефа проворовавшегося чиновника: вот, мол, даже своего помощника не пожалел, не осталось неприкасаемых, дескать, непримиримая борьба с коррупцией продолжается и так далее. Но президент сам его выбрал, сам с ним работал до последнего времени, несмотря на все непубличные и публичные предостережения, включая и обращения “Вечерки”.
    
Судьи и вся судебная система опущены ниже плинтуса, их неправосудные решения уже никто даже не обсуждает и не призывает их к совести или закону. Конечно, они могут принимать самостоятельные решения, их за это судить нельзя, даже если они ошибаются, но ни один судья не имеет права нарушать процессуальные нормы. Такой судья не судья, это как заниматься высшей математикой, нарушая правила арифметики.
    
Во втором своем заявлении 22 апреля “Вечерка” писала: “Кыргызстаном правит окружение президента, контролирующее суды, силовые структуры, информационные ресурсы, финансовые потоки, которое заботится не об интересах страны, а только о том, чтобы остаться у власти и нахапать побольше”, и завершала свое обращение словами: “Призываем защищать не “Вечерний Бишкек”, а людей, страну и самих себя от царящего в государстве беспредела, творящегося группой лиц, которая разваливает Кыргызстан вмешательством в те сферы, куда она лезть не должна”.
    
И кто внял этим призывам? Все и вся обвиняли не тех, кто нарушает законы, а тех, кто их обличает. Все сорвавшиеся с цепи, начиная от айыл окмоту и заканчивая депутатами, начали беспредельничать именно потому, что видели и слышали, что творится в “Белом доме”, повторяя на своем уровне их действия. Ни одно ведомство не выполняло и не выполняет полностью своих прямых обязанностей и часть того, что таким образом зарабатывается, откладывается на случай подкупа следователей, прокуроров и судей.
 
Король всегда прав
    
Сто тысяч долларов стали для них дежурной суммой — именно с такими деньгами попался депутат Хаджимурат Коркмазов, столько же нашли в кабинете главы следственного управления Генеральной прокуратуры Кылычбека Арпачиева и за такую же сумму, как говорят знающие люди, был якобы разжалован первый руководитель Антикоррупционной службы ГКНБ. А мы сидим и ломаем голову: почему страна не развивается?
    
Страна давно поделена на неофициальные вотчины, которыми не всегда правят номинальные руководители — главы налоговых или таможенных служб в регионах, особенно на юге, обладают гораздо большими возможностями, чем губернаторы или акимы, и именно они кормят верховную власть своими регулярными взносами, делая ее зависимой от своих подношений. И именно поэтому у власти появляются неучтенные ресурсы, так что можно раздавать по праздникам или по другому случаю то туда миллион, то сюда миллионов пять.
    
И именно нынешняя власть создала эту насквозь коррумпированную систему собственными руками. Чем эта система отличается от семейно–кланового правления Акаева или Бакиева? Там были дети и зятья, тут водители и телохранители, а также вечно выскальзывающие из рук “скользкие рыбы”. При этом некоторые учат общество: Нариману Тюлееву давно надо было возместить нанесенный ущерб, что в переводе означает, что давно надо было дать сумму, которую они требовали. Все ранее слышали, что Тюлеев попал в немилость именно потому, что не хотел идти на сговор.
    
Ближнее и дальнее окружение уже столько дел провернуло как через районные, так и другие суды вплоть до Верховного, что ему просто в голову уже не могло прийти, что что–то может сорваться. Давно был создан прокурорско–судебно–аппаратный мафиозный круг, для которого дело типа как вокруг “Вечерки” — это одно из тысяч дел, 90 процентов которых остаются вне поля зрения общества.
    
И глава аппарата президента наглел именно потому, что сидел рядом с президентом и часто выступал от имени президента, но и он бы не дошел до такого края, если бы не чувствовал и не ожидал, что скоро придется вообще сдавать все дела, поэтому надо было успеть нахапать как можно больше, как об этом и писала “Вечерка” в своем обращении 17 апреля.
    
Но многие в обществе до сих пор рассуждают по советской привычке и, согласно геббельсовской пропаганде: если о проблеме говорит кто–то не из властного стана, это всерьез не воспринимается и даже поднимается на смех, но когда то же самое скажет или даже повторит властитель, все наперебой начинают кричать и перекрикивать друг друга, хваля власть.
    
Казалось бы, властям необходимо сделать выводы, отменить принятые до этого неправосудные решения и покаяться перед народом, чтобы успокоить общество. Ничего такого не происходит и пока не предвидится. А увольнение одного–двух чиновников не оздоровит прогнившую снизу доверху систему, нужна генеральная чистка. Если на это не хватит духу, будем жить в доме с прогнившим фундаментом, разрушающимися стенами и протекающей крышей, радуясь одному замененному кирпичику.
    
И при этом гарант Конституции молчит уже 10 дней, ничего не говоря про главу своего аппарата, опозорившего все государство, хотя успевает открывать реконструированные дороги, вручать боевое знамя в Национальной гвардии или обсуждать итоги спецоперации по ликвидации боевиков. Трудно представить, что главы других государств молчали бы, если их ближайшие помощники попались на большой коррупции. 
 
Нарын АЙЫП
Источник - "Вечерний Бишкек"