Печать
Мнение эксперта
Просмотров: 1736

 

Д.Сарыгулов: Президент дала понять что ВП не намерено нести даже политическую ответственность

 

 

 Корреспондент: Вся страна имела возможность видеть по каналу ОТРК обсуждение этого вопроса в Жогорку Кенеше республики ... но к ясному, конкретному ответу депутаты так и не пришли? На Ваш взгляд, почему так произошло?
 
Ответ: За последние 20 лет среди политиков стало неписанным правилом не говорить правду, «обходить острые углы» (иначе можно нарваться на большие проблемы), уходить от истины и в словах быть обтекаемым... Одним словом, думать только о своих собственных интересах и интересах своих покровителей из высших эшелонов власти...
 
Кроме того, нынешние депутаты (которые в июне 2010 г. депутатами не были, часть находилась в не ладах с законом, и все - в составе той или иной политической группировки)  при обсуждении вопроса в Жогорку Кенеше выступали с позиций власти или той и иной политической партии.
 
Поэтому, как и ожидалось, персонально виноватых в кровавых событиях июня 2010 г. определить не удалось... (кроме лидеров узбекских сепаратистов).
 
Корреспондент: Но ведь говорилось о вине бывших президентов, особенно - Бакиева?
 
Ответ: Да, действительно, события июня 2010 г. корнями уходят в годы правления Акаева, когда взращивалась коррупция, первые миллионеры узбекской диаспоры становились любимчиками президента (конечно, не за красивые глаза), им прощались их политические «проделки и шалости», удовлетворялись их амбициозные требования в обмен на поддержку узбекским электоратом очередного референдума или президентских выборов.
Что касается правления Бакиева, то о государственных (в т.ч. межнациональных вопросах) власть уже не думала...
 Все решалось за наличные и в «зеленых» банкнотах...
В эти годы сепаратизм отдельных депутатов и лидеров узбекской диаспоры достигла апогея (их требования шли в разрез с Конституцией страны, но и на это власть закрывала глаза).
Корреспондент: Но члены временного правительства, многие годы находясь в гуще политической жизни страны, не могли не знать об активных сепаратистских (а порой и противозаконных) действиях Батырова, Салахутдинова и др?
 
Ответ: Разумеется, знала и была осведомлена очень хорошо.
 
Корреспондент: Так почему Временное правительство не стало действовать адекватно все обостряющейся межэтнической ситуации на юге республики?
 
Ответ: Возглавляя политические партии (СДПК, Ата-Мекен, Ак-Шумкар и др.), члены Временного Правительства с середины апреля 2010 г. начали активно готовиться к предстоящим парламентским выборам по партийным спискам. Началась борьба за электорат, в т.ч. вторую по численности после кыргызов -узбекский электорат.
 
      Политика сговора и торга с лидерами сепаратизма (по сути, политика государственной измены) вновь продолжилась... В мае люди (на ипподроме г.Жалал-Абада) открыто требовали власть привлечь к законной ответственности К.Батырова.
 
Но членам Временного Правительства нужны были голоса избирателей. А лидеры сепаратизма, увидев отсутствие единства и согласия среди членов Временного Правительства, их слабость, некомпетентность, отсутствие опыта управления государством, решили в начале июня от слов перейти к делу (вооружилась люди, открыто призывалось отметить 20 летний юбилей Ошских событий 1990 г. и т.п.).
 
Корреспондент: Насколько известно, между кыргызским и узбекским народами нет непримиримых противоречий на религиозной почве (оба являются мусульманами), нет вековых распрей этнического характера (оба входят в группу тюркских народов).
 
Ответ: Это абсолютно верно. В состав узбекского народа входят представители 24х крупных кыргызских родов. В конфликте между Израилем и Палестиной, например, участвуют народы разных религиозных убеждений, между курдами и тюрками - народы разных этнических корней...
 
В данном случае нет ни того, ни другого. Поэтому вина за кровавые события июня 2010 г. всецело ложится на политиков: депутатов, министров, губернаторов, акимов и т.д.
 
Корреспондент: Но члены Временного Правительства извинились же за июньские (2010г.) события перед народом, признав за них свою моральную ответственность..?
 
Ответ: В данном случае, это напоминает «крокодиловые слезы».
 
      В пункте 2 Декрета Временного правительства от 7-апреля 2010г. говорится:
 
«Полномочия и функции, закрепленные в Конституции за Президентом, Жогорку Кенешем и Правительством возлагаются на Временное Правительство».
 
      Таким образом, указанным Декретом Временное Правительство взяло на себя политическую, юридическую и государственную ответственность за положение в стране, но по истечении года хочет ограничиться только моральной ответственностью!
 
В ходе заслушивания отчетов комиссий по событиям июня (2010г.) в Жогорку Кенеше Президент одернула депутатов с требованием не политизировать ситуацию, тем самым дав понять, что Временное Правительство не намерено нести даже политическую ответственность.
 
      Люди, ставшие во главе государственной власти в стране, а тем более наделившие себя полномочиями Президента, Жогорку Кенеша и Правительства, должны нести перед народом государственную, т.е. уголовную, административную и политическую ответственность (прочитайте любой учебник по теории Государства и Права).
 
Корреспондент: Но ведь ни одна комиссия по событиям июня 2010г. не указала конкретную вину того или иного члена Временного Правительства!
 
Ответ: Это говорит о беспринципности, не честности и не порядочности их членов, придерживающихся принципа: «когда виноваты все, то не виноват никто».
 
Корреспондент: А есть ли факты, показывающие вину того или иного члена Временного Правительства?
 
Ответ: Их десятки и сотни...
 
Достаточно перелистать подшивки газет мая, июня, июля месяцев (2010г.).
 
Корреспондент: И тем не менее, не могли бы вы привести пару примеров?
 
Ответ: Вспомните, как на юге более 1200 сотрудников милиции сдали свои удостоверения... Одной из причин этого было недовольство министром МВД, в руководстве которого несколько месяцев длилась чехарда (Болот Шера освобождали, вновь назначали, менялись замы министра).
 
      Назначение Б.Шера было протекцией г-на Текебаева О. Но как можно было в столь сложное время руководителем одного из ключевых силовых министерств назначить человека, не работавшего в системе МВД, не знакомого с его внутренней спецификой, вспыльчивого, резкого, грубого... .
 
      Сотрудники МВД, как правило, не принимают человека со стороны... Даже когда министром ставили кадрового, опытного генерала, но не из системы МВД - это ни к чему хорошему не приводило (из опыта советских и постсоветских лет).
 
      Когда более тысячи милиционеров бросают служебные удостоверения - большего разложения системы МВД быть не может (что было сигналом для лидеров сепаратистов переходить к решительным действиям).
 
     Раздача министерских портфелей только за заслуги в политической борьбе без учета профессиональных и деловых качеств, привело к развалу не одного министерства...
 
      Возмущает факт, когда уже после кровавых событий их организаторы (Батыров, Салахутдинов и др.) спокойно выехали из республики, да ещё с дипломатическими паспортами!!! (что свидетельствует о том, что коррупция крепко обосновалась на седьмом этаже Белого Дома, иначе все виновные в выдаче диппаспортов, и выпустившие явных преступников за границы Кыргызстана, давно уже были бы привлечены к ответственности).
 
Корреспондент: Время и ситуация в стране тогда были очень сложными... Временное Правительство могло и ошибаться...
 
Ответ: Да, могло ошибаться... Но действия ряда членов Временного Правительства носили преднамеренный, заведомо продуманный характер, т.е. делались с умыслом...
 
Корреспондент: Среди множества упущений и ошибок Временного Правительства в то время, что было наиболее не простительным и главным, на Ваш взгляд?
 
Ответ: Временное Правительство вместо проведения государственной политики Консолидации народа Кыргызстана и всего общества, с 10-апреля 2010 г. стало проводить политику его разделения и разобщения, назначая на должности людей только по принципу принадлежности к той или иной партии. В основном, назначались только члены СДПК и Ата-Мекен (губернаторами, акимами и т.п.).
 
     Вместо опоры на весь народ Кыргызстана, Временное Правительство решило опираться только на членов двух-трех партий...
 
Такая политика продолжается и сегодня: депутатами, министрами, губернаторами могут только члены партий. Временное Правительство и новая Конституция разделили народ на «белую кость» (члены партий, общее число которых составляет - 7-8% народа) и «черную кость» - не являющихся членами каких-либо партий, число которых составляет почти 90% народа Кыргызстана, которые лишены реальной возможности быть избранным депутатом или назначенным, даже на самую малую должность...
 
Корреспондент: Но, такую Новую Конституцию народ поддержал на референдуме 27-июня 2010г.?
 
Ответ: Даже в этой Конституции (от 27-июня 2010г.) п.4 статьи 4 гласит: «В Кыргызской Республике запрещается слияние государственных и партийных институтов»; п.2 статьи 5 говорит: «Никакая часть народа, никакое объединение... не вправе присваивать власть в государстве».
 
      Сегодня три партии, создавшие коалицию в парламенте, разделили между собой все государственные должности, включая и районные уровни, фактически узурпировав госвласть, что является антиконституционным.
 
Корреспондент: Но ведь парламентская форма правления является надежной гарантией против установления семейно-клановой власти президента?
 
Ответ: Да, это частично верно. Семейное правление акаевых разрушило экономику страны и культуру. Семейное правление бакиевых уже стало разрушать саму государственность кыргызов.
 
      Но, аморфная и размытая власть президента, премьера и коллективная безответственность 120 депутатов - это не меньшее зло для народа и страны.
 
Корреспондент: При всех издержках демократии, люди не смогли придумать альтернативы ей ...
 
Ответ: Почему же? Веками кыргызы жили при прямой форме демократии в лице Народного Курултая, но давайте вернемся к теме нашего разговора.
 
Корреспондент: Правда ли что вам предлагали стать советником Президента, а вы отказались?
 
Ответ: Да, это правда.
 
Корреспондент: А почему вы отказались?
 
Ответ: Не хотел быть причастным ко многим ошибкам Временного Правительства, которые народ никогда им не простит...
 
 
Корреспондент: Скажите, в заключение, так и не будет найден ответ на вопрос «Кто виноват в кровавых событиях июня 2010г?»
 
Ответ: Объективный и справедливый ответ на этот вопрос будет найден после ухода с власти нынешнего Правительства. А пока, к сожалению «болезнь» только загнана «вглубь».
 
Корреспондент: Спасибо за беседу.
 
Беседу вел c общественным деятелем Дастаном Сарыгуловым собственный корреспондент газеты «Экспресс - K» Шамиль Уметбаев, г.Алматы. Республика Казахстан. 10 июня 2011г.