А. Жапаров: Когда в Кыргызстане хлеб кушают 200 тысяч чиновников, а 2 миллиона граждан голодают, это неправильно
- Акылбек Усенбекович, давайте начнем с исполнения бюджета республики за первый квартал 2011 года. Правительство дает одну оценку (оптимистичную), а многие - совсем другую.
- Отчет министра финансов был рассмотрен на заседании нашего профильного комитета. В отчете черным по белому написано, что доходная часть бюджета выполнена на 92,6 процента и при этом налоговые и таможенные службы перевыполнили свои задания, но другие источники пополнения бюджета не выполнены. Это цифры Минфина. Расходная же часть исполнена на 82,8 процента. Плохо это или хорошо? Наверное, не очень хорошо, потому что первый квартал - самый щадящий из всех кварталов с точки зрения выполнения Закона «О бюджете». Это сильно настораживает. На заседании комитета мы со всеми представителями фракций признали работу правительства и Минфина КР недостаточной и при этом еще раз обратили внимание ведомства на то, что есть угроза стабильности нашей экономики, так как более 70 процентов бюджета - надежда на внешние источники и только 30 процентов - на внутренние (и то за счет плана по выпуску ценных бумаг, который тоже не выполнен). Впереди три квартала, и обычно в них расходы самые большие. В этом году ожидается увеличение заработной платы работникам образования, здравоохранения и культуры. Именно сброс большого количества денег на рынок - если правительство, конечно, выплатит учителям отпускные, увеличенные уже с 1 мая, - может спровоцировать инфляцию. Здесь нужна согласованная политика, но из правительства, к сожалению, ее описание я не могу получить уже 3 месяца.
- Как следует действовать правительству в таких условиях?
- Есть инструментарий налогово-бюджетной политики. Правительство должно равномерно выдавать эти деньги, и к этому надо подойти серьезно. Может быть, выплатить их не сразу в мае, а попросить, чтобы бюджетники получали деньги до августа. Если так не получится, то Нацбанк должен излишек денег стерилизовать на рынке. Минфин, Минэкономрегулирования и Нацбанк должны вести согласованную политику, иначе выброс денег даст сильный толчок к разгону инфляции, росту цен. Именно поэтому депутаты предлагают разработать антикризисный план мероприятий, так как мировой финансовый кризис уже заканчивается с постепенным переходом в продовольственный. Сегодня Россия и Китай ограничили вывоз своего зерна. В Казахстане только закончились выборы, и я уверен, что с 1 мая Казахстан тоже закроет свои границы. В этой ситуации, к сожалению, правительство лишь разбронирует госматрезерв и бесплатно раздаст по мешку малоимущим людям. Это неправильно в том плане, что госматрезерв должен постоянно пополняться, и в соответствии с Законом «О продовольственной безопасности» правительство должно в течение трех месяцев гарантировать населению возможность покупки 8-9 видов продуктов питания по доступным ценам.
- Вы сказали, что многое в экономической политике правительства настораживает. А что именно?
- Достаточно большой дефицит, угрозы в доходной части бюджета, реализация компании ОАО «Кыргызтелеком». Ее оценка еще не закончена. Если правительство хочет нормальные тендеры, а не варианты из черных схем, то только в течение полугода мы будем искать институциональных инвесторов, которые могли бы не приобретать акции, чтобы перепродать их, а прийти и сделать этот вид бизнеса удобным и комфортным для населения и прибыльным для себя, снижая цены. Но тогда в этом году «Кыргызтелеком», возможно, не будет реализован. А это $100 миллионов, которые уже заложили в бюджет. Еще ожидается $106 миллионов от антикризисного фонда ЕврАзЭС. Но надо учесть, что экс-министрам финансов Калимбетовой и Султанову до сегодняшнего дня не удалось получить эти деньги. И сегодня мы не знаем, чем закончились переговоры на уровне межправкомиссии КР и РФ. Официальных результатов я не видел, но буквально на днях Минфин вынужден был заплатить России $14,5 миллиона для того, чтобы получить от нее $30 миллионов кредита. Я многое повидал на своем веку, но таких подходов к переговорам со странами-партнерами не видел! И это не есть окончательное условие получения денег из антикризисного фонда. Сначала должно пройти заседание экспертного совета, потом министров, а затем - глав правительств, и при этом должно быть политическое добро со стороны глав государств, то есть это четко прописано, и должны быть поквартальные заседания. Сегодня же все рассматривается только на уровне экспертного совета. Кыргызстан, наверное, во втором квартале не получит этих денег. Не знаю, случится ли это в третьем квартале, потому что начинается президентская гонка, а в российских и местных СМИ уже предполагают, что многие серьезные вопросы для КР будут решаться после президентских выборов, то есть угроза неполучения этих денег велика, а ведь это 5 миллиардов сомов в доходной части бюджета! Неизвестно, откуда мы найдем еще 10 миллиардов. Эти угрозы могут быть локализованы самим правительством: оно должно резко уменьшить неэффективные расходы, уменьшить бюджет и признаться перед народом, что не может выполнить какие-то непервоочередные обязательства в этом году, чтобы оставить только зарплаты, пенсии, пособия, некоторые проекты в энергетике. То есть правительство должно обозначить приоритеты, но, к сожалению, их нет, как нет и самой программы правительства.
- Но правительство заявляет, что есть внутренние ресурсы для покрытия дефицита: реформа в алкогольной отрасли, доходы от приватизации...
- По алкопромышленности весь пакет законопроектов прошел через наш комитет. Во втором чтении он пока не выставлен на обсуждение из-за несогласия коалиции большинства. «Республика» - за законопроект, а СДПК против, из-за этого идет спор.
- Говорят, здесь лоббируются чьи-то интересы.
- Поэтому правительству, которое сформировала коалиция, необходимо находить понимание внутри, а они не находят и начинают аппелировать к оппозиции. Это не очень корректно и не очень правильно. Было бы хорошо, если бы коалиция обсуждала эти вопросы у себя и выносила на заседание парламента. Несмотря на то, что несколько лет назад нами была поддержана норма о демонополизации спиртового производства, в обсуждении прежнего парламента фракция «Ак Жол» внесла норму о том, что спиртовые заводы должны производить не менее 400 тысяч декалитров, и таким образом пролоббировали интересы алкогольно-финансовых групп. Теперь то же самое: правительство под благовидными предлогами хочет сделать так, чтобы заводов осталось раз-два и обчелся, и выставляют требования в 200 тысяч декалитров. Мы искусственно создаем для кого-то монопольный рынок. У оппозиционных партий есть намерение поддержать конкуренцию ради качества выпускаемой продукции. По подсчетам лидера фракции СДПК Чыныбая Турсунбекова, только на севере алкоотрасль приносит доход тем, кто ее контролирует, в $30-50 миллионов в год. Если добавить юг, так как оттуда алкоголь транзитом уходит в Таджикистан и Узбекистан, получается, что объем теневого сектора превышает $100 миллионов. А что мы видим в бюджете? 1-1,2 миллиарда сомов. Разница ощутима, и я вижу, что от алкогольной отрасли резкого увеличения доходов не будет.
- А как обстоят дела с дивидендами государства?
- Сохраняется та же ситуация: надо сравнить апрель 2010-го и апрель 2011-го. К апрелю этого года у нас рост цен на пшеницу оказался самым большим в СНГ - 350 процентов.
- А почему об этом открыто не говорят населению?
- Инфляционные ожидания населения, конечно, нельзя подогревать. Я говорил властям: если в соседних странах инфляция составляет 25-100 процентов, то у нас - 350. Половина этого роста цен - вина правительства, которое не смогло осуществить антиинфляционные мероприятия. Оно не производит продовольственных интервенций. Оно должно было закупать муку где угодно, доставлять ее в Кыргызстан и реализовывать по умеренным ценам. Именно поэтому мы предложили выделить Агропродкорпорации 500 миллионов сомов, чтобы она делала то, что должна делать. Но, к сожалению, правительство сегодня лишь вспоминает прошлое, но не решает сегодняшних проблем и не думает о будущем.
- А как вы оцениваете работу Мингосимущества?
- Оно пытается что-либо исправить. На примере двух компаний можно увидеть разные подходы государства к управлению. ОАО «Кыргызтелеком» за 2010 год собирается заплатить 40 миллионов сомов налога на прибыль, а MegaCom по декларации - $30 миллионов, то есть в 30 раз больше, чем «Кыргызтелеком», куда мы вкачиваем сумасшедшие деньги. По моим данным, «Кыргызтелекомом» получено $120-160 миллионов только кредитов. Там зарабатывают где-то 2,8 миллиарда сомов, а на себя тратят 2,6 миллиарда, но в виде дивидендов вообще ничего платят государству или платят мизер. Такое же состояние в энергетике, у аэропорта «Манас», то есть государство рассматривает эти компании только с точки зрения получения налогов. При этом все, кто руководит этими компаниями, раньше служили семье, и при этом семья богатела. Тогда кому они служат сегодня? Почему не приносят доход казне?
Практически ничего не поменялось, а может быть, даже ухудшилось. Например, на вопрос, сколько налогов заплатит ОАО «Электрические станции», глава компании заявил, что они не собираются ничего платить, а наоборот, государство им должно еще 550 миллионов сомов. Они говорят, что бухгалтерию Камбараты-2 и ОАО «Электрические станции» объединили, и получается сумма возврата НДС больше, чем они должны заплатить налогов. До этого даже виртуозный в этом плане господин Ширшов не догадывался - вообще не платить налогов государству. Я попросил министров отдельно рассмотреть этот вопрос. Сегодня, к огромному сожалению, констатирую, что все те серые схемы и денежные потоки работают так же, как и раньше, и не приносят доходов казне.
- А что с MegaCom?
- С точки зрения интересов государства MegaCom в 2009-2010 годах стопроцентно принадлежал аффилированным компаниям, где был юристом Елисеев. Мы знаем, кто стоял за ним. Эти господа разными мошенническими путями кидали своих партнеров и запрещали ОАО «Кыргызтелеком» развивать свою сотовую компанию, а ведь у него была лицензия на GSM, но она не работала. У MegaCom 2,2 миллиона абонентов, простых граждан. Это мы принесли доход этой компании: в 2009 году 643 миллиона сомов, в 2010-м - 1,4 миллиарда. Я предложил премьер-министру из-за разных слухов о выводе денег открыть спецсчет в Казначействе и перечислить туда все доходы, а это где-то 2,04 миллиарда сомов. Они сначала перечисляют только 850 миллионов. Я спрашиваю: «Почему? Остальные деньги вы в Лондон хотите отправить?». Тогда они 1,6 миллиарда перечисляют. А где остальные 400 миллионов сомов? Но если сказали «а», надо говорить «б». Тут, конечно же, у любого человека начинают возникать смутные подозрения, что там что-то нечисто. Я лично считаю, что надо конфисковать все 100 процентов акций, не национализируя их, так как при этом придется компенсировать их цену с учетом будущих доходов.
MegaCom сейчас с одной трубки получает $200 долларов в год. Таким образом оценивается стоимость компании - $440 миллионов. Но вы можете посмотреть на офис MegaCom и на то, в каких зданиях сидит ОАО «Кыргызтелеком». При этом «Кыргызтелеком» имеет частоту GSM, и при правильном управлении можно было бы выработать такую модель управления, что через 5 лет ОАО стоило бы $5 миллиардов. Поэтому мы погорячились, когда установили для «Кыргызтелкома» стоимость всего в $100 миллионов.
- Почему погорячились?
- Из-за того, что не прописаны процедуры и многие просто не разбирались в специфике такой отрасли, как связь. До сегодняшнего дня кабмин не вносит в парламент законопроект «О правительстве». Кабмин работает в усеченном варианте, когда у него были отобраны функции.
- То есть закон не переписан под новую Конституцию?
- Да, хотя по сегодняшней Конституции самыми большими полномочиями обладает парламент. По закону, который, кстати, в свое время были вынуждены подписывать господин Атамбаев и я, не правительство оценивало и продавало объекты, а Фонд госимущества внутри Мингосимущества. Правительство лишь определяло модель приватизации, а цену выставляла вообще какая-то межведомственная комиссия, которая ни за что не отвечала. Так случилось и с ОАО «Кыргызтелеком».
- В своем недавнем интервью премьер-министр намекал на то, что в парламенте много политиканства, и не раз в этой связи упоминал вас.
- Я не преследую цели мешать правительству работать. У Алмазбека Атамбаева много плюсов, но есть и минусы: он достаточно эмоционален и всегда переходит на личности. Об этом знают многие. Но плюсов у него больше, чем минусов. Единственное, чего бы я хотел, - чтобы премьер-министр просто начал работать, а то необходимые вещи, которые он должен делать, не делаются.
- Но это так просто: встретиться и конструктивно все обговорить?
- Я встречусь с премьером и отправлю ему готовую программу правительства. За 20 лет оно назначалось с подачи президента, и каждый раз премьером был тот, кто слепо выполнял поручения президента, так как невыполнение грозило отставкой. Теперь любой кандидат в премьер-министры должен предложить программу правительства, исходя из нее - структуру, а потом предложить его членов. К сожалению, в этот раз такого не удалось сделать. Я надеюсь, что другие премьеры будут заранее писать свои программы и заранее формировать команду, будут знать опыт прошлых лет, решать проблемы сегодняшние и без эмоций оценивать будущее. Сегодня по Конституции именно премьер определяет как внешнюю, так и внутреннюю политику. Он должен перерасти в лидера нации, но сегодня этого нет. Есть какие-то мелкие обиды на какие-то фракции или личности, на прошлое, но есть и большие надежды на будущее.
- Относительно фракционных дел. Поговаривают, что скоро «Ар-Намыс» войдет в коалицию большинства полным составом.
- Буквально накануне состоялся разговор на эту тему. На заседании мы делегировали полномочия лидеру Феликсу Кулову. Это сделали в том числе и те 10 депутатов, которые решили присоединиться к коалиции. Первые переговоры состоялись, и, насколько мне известно, в них участвовали Чыныбай Турсунбеков и Алмазбек Атамбаев, а со стороны «Ар-Намыса» - Феликс Кулов и Эмиль Алиев. Соглашение передано, и, с точки зрения стабильности и устойчивости, хотелось бы, чтобы коалиция состояла из четырех фракций.
- Как вы относитесь к перспективам Таможенного союза?
- Тут позиция «торопиться не спеша» очень подходит. Мы говорим «да» Таможенному союзу, но не говорим «нет» ВТО. Безусловно, вхождение дает свои плюсы. Мы можем на особых условиях войти в ТС, не выходя из ВТО.
- Эта формула жизнеспособна?
- Да, она гарантирована уставом ВТО. Ее правила говорят о том, что, будучи членом ВТО, страна может быть и членом одной из региональных торговых организаций.
- А как на счет компенсаций, которые Кыргызстан должен будет выплатить ВТО?
- Бесплатного сыра не бывает, и цена в $1,5 миллиарда для России, которая бы компенсировала всем странам, которые с нами торгуют, тарифную разницу, - предмет переговоров. Эта цена может стать критической с точки зрения сохранения суверенитета. Тогда этот вопрос надо выносить на референдум. Итоги от присоединения КР к ТС могут быть и хороши, и не очень, но мы должны научиться слушать народ. Ведь мы живем в государстве, где только чиновничья должность позволяет накопить капитал и бизнес и где чаще всего не уважают простого гражданина.
- Но вы же сами долгое время работали чиновником...
- Я и работаю чиновником. Я государственник. Хлеб хлебу рознь. Когда его кушают 200 тысяч чиновников, а 2 миллиона граждан голодают, это неправильно. Давайте кушать вместе. Чиновников должно быть меньше. Если бы в КР их можно было в пять раз сократить, то народ от этого только выиграл бы. Я надеялся, что, получив власть и имея достойные и устойчивые принципы, Алмазбек Атамбаев начнет продвигать кардинальные реформы. Пока я только надеюсь.
- Накануне в парламенте совершили жертвоприношение, зарезали баранов и пытались изгнать злых духов. Как вы отнеслись к такой затее?
- Честно сказать, когда меня пригласили на обед и там я увидел муфтия, я был немного шокирован. Но раз пригласили, то, наверное, так надо. Единственное, я сказал коллегам, что жалко барашков - я не успел выдать им паспорта (смеется). А если серьезно, я думаю, и парламент, и президент, и премьер все-таки должны показывать приверженность Конституции, где мы признали себя светским государством. Я думаю, надо не с помощью жертвоприношения изгонять духов, а в самих законах.
Источник:24.kg