Всей Центральной Азии часто сулят плачевное будущее. Хорошо известны такие прогнозы, как превращение региона в некий «халифат», вооруженное противостояние по водно-энергетическим причинам и тому подобные «страшилки». Однако регион сохраняет определенную устойчивость, говорится в докладе «Центральная Азия 2027: меняющийся стратегический ландшафт. Вероятные сценарии на десять лет вперед», подготовленном Аналитическим центром Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Да и сами жители вовсе не напуганы будущим.
Авторы доклада отмечают, что регион находится на границах трех крупных цивилизаций, обладает непростой историей и пестрым этнорелигиозным составом населения. Поэтому Центральная Азия воспринимается зарубежными исследователями как потенциальная «пороховая бочка».
Нам часто прочили и продолжают предсказывать «критически сложный этап экономического и внутриполитического развития». И ближайшие десять лет действительно могут стать определяющими для всех государств.
Авторы опросили ряд экспертов из каждого государства и составили «прогнозы изнутри». То есть ожидания самих жителей, что их ждет в будущем. Ранее мы уже писали о прогнозах для Казахстана, теперь очередь других государств региона.
Узбекистан: перекресток семи дорог
Большинство экспертов Узбекистана (47,1%) смотрят в ближайшие 10 лет с оптимизмом.
Еще у 29,4% опрошенных неопределенные ожидания. 23,5% экспертов испытывают пессимизм в отношении будущего Узбекистана. На оптимизм и пессимизм влияют экономические факторы (опрошенные просто по-разному оценили нынешнее состояние экономики), а на неопределенность — вопросы преемственности власти.
Положительный заряд несут в себе демографический фактор (население Узбекистана растет) и политическая стабильность.
Позитивными факторами выступают ресурсный потенциал и молодежь. Кроме них, опрошенные упомянули политику «рационального изоляционизма» и равноудаленности от мировых центров сил, безопасность как основную доктрину развития Узбекистана и его ключевую роль в регионе.
Эксперты считают, что в среднесрочной перспективе в развитии Узбекистана будут просматриваться следующие основные тенденции:
- последовательная либерализация экономики и политической системы;
- последовательная либерализация экономики при сохранении текущего статус-кво политической системы;
- максимальная консервация политической системы и национальной экономики.
Безопасность превыше всего
В числе сфер повышенного внимания эксперты отметили региональную безопасность (в т. ч. угроза терроризма b религиозного экстремизма). Кроме них, возможное усиление авторитарных тенденций в политической системе и национальной экономике. И как следствие, нарастание дестабилизирующих процессов в обеих сферах.
При этом большинство все-таки не ожидает в течение десяти лет каких-либо значимых изменений. Хотя не исключаются и следующие варианты развития:
- максимальные демократизация политической системы и экономический рост;
- максимальный экономический рост при минимальной демократизации политической системы;
- минимальный экономический рост при усилении авторитарных тенденций в политической системе;
- умеренные темпы экономического роста при умеренных изменениях политической системы.
В социально-политическом блоке эксперты видят положительное развитие таких факторов, как: уровень политической стабильности, межэлитные отношения, настроения среди населения, межэтнические и межконфессиональные отношения.
Перечисляются и отрицательные векторы развития: политический строй, качество государственного управления, уровень коррупции в госаппарате, уровень развития гражданского общества и политическое участие населения.
В социально-экономическом блоке только уровень ВВП имеет положительный вектор, все остальные параметры демонстрируют спад и другие отрицательные характеристики.
Основная часть экспертов Узбекистана ключевым внешнеполитическим партнером для Узбекистана через десять лет назвала как Россию (35,3%), так и Китай (29,4%). 11,8% опрошенных экспертов считают, что сохранится многовекторность, либо будет несколько партнеров. Еще 5,9% считают, что это может быть и Южная Корея.
Среди стран Центральной Азии, с которыми Узбекистан будет поддерживать тесные партнерские отношения через десять лет, превалирующее большинство экспертов назвали Казахстан (82,4%), а также Кыргызстан (5,9%) и Китай (5,9%).
Кыргызстан: китайцы нам помогут
Среди опрошенных представителей Кыргызстана лагеря оптимистов и пессимистов оказались равны (по 37,5%).
Еще у четверти опрошенных неопределенные ожидания.
12,5% экспертов уверены, что в стабильности заинтересованы все круги элиты. Еще столько же считает, что положительно на жизнь страны повлияет смена властных и управленческих элит.
В числе позитивных факторов, упомянутых оптимистами:
- экономическое развитие (12,5%) плюс дополнительный позитивный фактор — китайская экономика как источник стимулирования деловой среды (6,3%);
- развитие социальной сферы, образования, науки (12,5%), приводящее к росту интеллектуального потенциала нации (6,3%);
- ресурсный потенциал Кыргызстана;
- ужесточение контроля, который в конце концов приведет к переменам (6,3%).
А вот пессимисты считают, что экономическая ситуация ухудшается, да и в целом уровень развития экономики оставляет желать лучшего. Кроме того, в их списке:
- коррупция (12,5%);
- деградация социальной сферы, образования и науки, недостаток внимания и инвестиций в образовательную систему (12,5%);
- высокая доля теневого сектора экономики, неэффективная система перераспределения доходов (6,3%);
- мировой экономический кризис (6,3%);
- рост наркоторговли и преступности (6,3%);
- ухудшение ситуации с обеспечением правам человека
- пассивность общества в целом (по 6,3%).
Неопределенность в ожиданиях связана с большой зависимостью Кыргызстана от влияния внешних игроков, в первую очередь России (18,8%).
Все зависит от элиты?
Мнения экспертов разделились и в отношении дальнейшего развития, начиная от последовательной либерализации экономики и политической системы и заканчивая, наоборот, максимальной консервацией.
Часть опрошенных посчитала, что при сегодняшней ситуации с равным успехом возможен вообще любой из перечисленных вариантов.
Все будет зависеть от степени желания или нежелания элит договариваться друг с другом.
В качестве ключевого внешнеполитического партнера большинство экспертов назвало Китай (50%). После Китая следует Россия (37,5%), еще 6,3% экспертов считают, что это могут быть как США, так и Индия.
Среди стран Центральной Азии, с которыми Кыргызстан будет поддерживать тесные партнерские отношения через десять лет, в приоритете остается Казахстан (87,5%). Еще 6,25% экспертов считают, что это может быть Таджикистан.
Таджикистан: возможно все
Эксперты Таджикистана в исследовании оказались поделены всего на два абсолютно равных лагеря оптимистов и пессимистов. Неопределившихся либо вообще не оказалось, либо было так мало, что их просто решили не упоминать.
Пессимизм вызван в первую очередь фактором власти: персонификацией, отсутствием альтернативы и механизмов преемственности.
Кроме того, указаны укрепление авторитарного режима (в половине случаев), коррупция и нестабильное экономическое положение (по 16,7%).
Оптимизм опирается на наличие ресурсной базы (33,4%). Следующими в списке идут политическая стабильность, масштабные инфраструктурные проекты, рост политической активности общества и молодежь как позитивный фактор развития страны (по 16,7%).
Здесь спрогнозированные варианты развития также оказались кардинально противоположны — в зависимости от принадлежности к какому-либо из двух лагерей.
- максимальный экономический рост при сохранении текущего статус-кво политической системы;
- минимальный экономический рост при усилении авторитарных тенденций в политической системе;
экономический спад при усилении авторитарных тенденций в политической системе.
В социально-политическом блоке эксперты видят положительное развитие таких факторов, как межэтнические и межконфессиональные отношения, уровень политической стабильности, межэлитные отношения, настроения среди населения.
Отрицательные векторы развития у таких факторов, как политический строй и качество государственного управления.
Ключевым внешнеполитическим партнером для Таджикистана через десять лет назван Китай (83,3%). Другим вариантом может стать Иран (16,7%).
Среди стран Центральной Азии, с которыми Таджикистан будет поддерживать тесные партнерские отношения через десять лет, в равной степени отмечены Казахстан и Кыргызстан (по 33,3%), а также Афганистан (16,7%).
Sranradar.com