Притча нашей современности
Средства массовой информации наравне со светилом создают новые солнечные бури. Об этом напел на ухо главе одной из центральноазиатских стран продвинутый советник, со ссылкой на данные личного исследования ученого-физика, некогда уже правившего этим государством. “Вы умудрились “подогреть” процессы, происходящие при температуре в десятки миллионов градусов”, — в сердцах укорял тот правитель-интеллектуал в свое время многих представителей средств массовой информации. А чтобы не оплошать, ученый тогда не отрицал, что повышенная активность светила негативно отражается на здоровье обывателей. Солнечные вспышки уменьшают время жизни у человека и повышают кровяное давление. Люди с сердечными заболеваниями в этот период болеют в несколько раз чаще. “Тем не менее здоровым бояться нечего”, — подытоживал он свои выводы, не забывая добавить: “Ничего страшного со светилом не происходит. Журналисты напрасно нагнетают тревогу”.
“Солнце никогда не тошнило. Активность, демонстрируемая светилом в последние дни — рядовое явление”, — стал ныне учить народ и очередной правитель, поясняя, что не следует бояться солнечных пятен, а нужно радоваться им, как это делают во всем цивилизованном мире. Никто не отрицает, что солнечная активность за последние 60 лет сильно возросла, хотя во времена Ленина и Сталина магнитных бурь было значительно меньше. Было бы ошибкой считать, что нынешние времена какие-то особенные, поскольку солнечные бури сегодня создают две силы: сама звезда и падкие на сенсацию журналисты”.
Демагог с двойными стандартами
Увы, история так ничему и не научила пришедших на смену Аскару Акаеву президентов. Казалось бы, сменивший его Курманбек Бакиев должен был извлечь уроки из “работы со СМИ” своего предшественника. Ведь он не мог не знать, что существовавшее при Акаеве правовое поле, позволяющее работать независимым СМИ, существовало только теоретически. На практике же полным ходом шло массированное наступление на свободу слова и печати.
Бакиев сам был свидетелем того, как исполнительная власть при первом президенте, объявив о построении демократического общества, подписала множество международных пактов и договоров, которые должна была выполнять. Но вместо этого журналистов обвинили во всех смертных грехах и… последовало закручивание гаек. А в 1994 году на первом Курултае судей Кыргызстана Акаев уже дал установку служителям Фемиды в самом прямом смысле этого слова “мочить” газетчиков. Результат не заставил себя долго ждать — закрыли парламентскую газету “Свободные горы”, которая в острых статьях рискнула критиковать действия президента.
Затем в тюрьму были посажены журналисты и главный редактор газеты Res Publika, закрыта “Политика”, перешла в руки членов семьи президента популярная газета “Вечерний Бишкек”, подвергнута банкротству пользующаяся огромным читательским спросом газета “Асаба”.
А в 2001 году в Кыргызстане и вовсе была осуществлена беспрецедентная акция по отношению к СМИ. Коллегия Минюста 20 июня незаконно отменила свидетельство о регистрации 16 средств массовой информации. И за это никто не понес ответственности.
Мощному давлению вплоть до закрытия подвергались такие издания, как “Ордо — Криминал”, “Ордо”, “Кыргыз ордо”, “Дело № ”, “Моя столица”, “Моя столица — новости” и другие. Причем, когда журналисты говорили о нарастающей коррупции, об ужасном экономическом положении, о безработице в стране, власть лишь только их упрекала: гонитесь за сенсацией, перебарщиваете с “чернухой”, позорите страну в глазах мирового сообщества и т. д. Но стоило только сказать о прибранном нечистыми на руку чиновниками богатстве народа, тогда из “БД” и сыпались указания судьям, фискальным и правоохранительным органам любыми способами задушить то или иное издание.
Инквизитор
Недалеко от Акаева, если не сказать больше, ушел и президент Бакиев. При внешне декларируемой свободе слова, журналистов стали еще наказывать, используя самые изощренные методы — избивали исподтишка, а то и физически уничтожали.
Конечно, не брезговал новый правитель и акаевским опытом — журналистов вновь и вновь привлекали к ответственности по обвинению в клевете и оскорблении чести, достоинства и деловой репутации. Истцы все те же — депутаты, чиновники, их приближенные и родственники.
Доходило и до смешного. Например, газета “Dе-Факто” сообщала, что намерена обжаловать решение Первомайского райсуда во всех вышестоящих судебных инстанциях вплоть до Международного суда. Но тут же не без иронии и горечи констатировала, что, будучи хорошо осведомленной о нравах тогдашней власти, она не питает иллюзий относительно того, что ее дело будет рассмотрено в вышестоящих инстанциях объективно и беспристрастно. В связи с этим “Dе-факто” заявила о начале акции “В помощь Бакиевым”, которая заключается в сборе пожертвований. Главная цель акции — собрав по 1 сому с каждого читателя, доказать родственникам президента, что за газетой стоят как минимум десятки тысяч читателей.
Усиливающееся при Акаеве давление на СМИ приобрело при Бакиеве уже системный характер. Чего стоил только один его секретариат! С тех пор минуло достаточно много лет, но отголоски былых событий не утихают и поныне.
Он обещал не стать Драконом
В нынешние дни история повторяется. Правда, до сих пор много рассуждающий о свободе слова президент Алмазбек Атамбаев в преследовании журналистов лично замечен не был. В первые годы его правления функцию “душить” независимые СМИ взял на себя парламент.
Депутаты, еще вчера аплодировавшие тем, кто разоблачал режим Бакиева, сразу забронзовели и стали сами решать, кого впускать в “Белый дом”, а кого нет, кого миловать, а кого казнить. Хотите примеры? Да та же история с “Пятым каналом”, когда журналистам не давали аккредитацию в Жогорку Кенеше, с сайтом международного информагентства “Фергана”, который по решению депутатов был заблокирован и т. д.
“Отец” ныне действующего Основного закона Омурбек Текебаев после свержения режима Бакиева позаботился о том, чтобы журналистов хотя бы перестали сажать — принятая в 2010 году новая Конституция Кыргызстана упразднила уголовное наказание за клевету и оскорбление. Так нет — все те же забронзовевшие его коллеги по парламентскому цеху вернули все на круги своя, правда под новым соусом. При этом они не перестали повторять, что Кыргызстан идет курсом демократических преобразований, в стране соблюдаются права граждан на свободу мирных собраний, слова и выражения мнений. А президент Атамбаев этот закон, несмотря на поднятый в СМИ правозащитниками, общественностью шум, подписал.
Тогда много говорилось, что принятая новая статья в УК КР должна заставить журналистов-беспредельщиков из кыргызскоязычных СМИ задуматься и остепениться. Но медийщики насторожились. Они хорошо понимали, что это только формальный предлог. Главное, власть вернула себе узду, которая будет использоваться во время грядущих парламентских, а затем и президентских выборов.
А потом прорвало и самого главу государства.
— За негативный имидж Кыргызстана нам надо поблагодарить не только коррупционеров, но и журналистов, — заявил Алмазбек Атамбаев на IV заседании Национального совета по устойчивому развитию. — Коррупция в Кыргызстане, к сожалению, кажется настоящим бедствием по сравнению даже с соседями потому, что на самом деле есть такое понятие, как восприятие коррупции. За это нам надо благодарить наши СМИ. Ни одна страна, даже африканские государства не поливают себя, как наши. Откройте наш любой сайт, любую газету: в Кыргызстане все плохо, все страшно, расцвет коррупции, такого никогда не было. Это элементарное неуважение к своей стране, неуважение к правде…
По словам президента, это, конечно, остатки той журналистской системы, которую заложил некий покойный журналист(?), когда главное — это погоня за сенсацией, поливание грязью всего на свете и в первую очередь своей страны.
— Чем больше ты поливаешь грязью, тем ты лучше, тем ты свободолюбивее и смелее. Но нужно иногда смотреть в зеркало. Восприятие коррупции в Кыргызстане отсюда и исходит. Посмотрите, какие у нас сдвиги идут в стране, и посмотрите на Центрально-Азиатский регион. Я считаю, что за 4 года после апрельской революции в борьбе с коррупцией ушли очень далеко, — продолжил он.
Президент заверил, что впереди более громкие дела. В этом направлении работают Генеральная прокуратура и Антикоррупционная служба.
— За то, что у Кыргызстана такой имидж, нам надо сказать спасибо и нашим журналистам, не только нашим коррупционерам. Они на меня обижаются, что я часто так говорю, но это правда. Я надеюсь, что у большинства проснется совесть и они будут писать объективно, — отметил глава государства. — Гордость должна быть. Нужно сократить ложь. В некоторых странах миллиард своровать — в порядке вещей. А у нас воровать очень опасно…
Конечно, упрекать Алмазбека Атамбаева в том, что он идет по стопам своих предшественников, дело неблагодарное. Ведь подобная журноболезнь присуща практическим всем президентам на постсоветском пространстве. Например, летом 2011 года в Минске тот же президент Беларуси Александр Лукашенко дал пресс-конференцию — первую за время кризиса, разразившегося в этой стране. Козлами отпущения в создавшейся ситуации батька объявил журналистов. Из первых реплик президента стало ясно, что именно представители СМИ являются главными виновниками экономического кризиса в стране. По его мнению, ажиотаж на потребительском рынке создавался при участии ряда СМИ, что и привело к сложностям в экономике. Особенно в этом, по его мнению, отличились электронные СМИ, которые Александр Лукашенко назвал “мусоркой”. Президент Беларуси заявил тогда о возможности прекращения работы в своей стране ряда зарубежных СМИ, в том числе российских, обвинив их в нагнетании ситуации на валютном и потребительском рынках.
Что касается Кыргызстана, то сгладить столь неординарные высказывания президента, по всей видимости, должен был подписанный им же указ о награждении медалью “Эрдик” за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного и гражданского долга, журналиста Сыргака Абдылдаева. В отделе информационной политики Аппарата президента по этому поводу разъяснили, что в 2009 году на политического обозревателя газеты “Репортер Бишкек” было организовано покушение со стороны прежнего антинародного режима, в результате которого он получил многочисленные ножевые ранения, переломы ног и рук. После покушения Абдылдаев был вынужден просить политическое убежище в Швеции, где проходит лечение и проживает по настоящее время. В переводе с чиновничьего языка это означает, что медаль “патриоту”, покинувшему родину, дали за то, что он не побоялся очернять имидж страны при режиме Бакиева.
А вообще не очернять имидж — это как? Как при Акаеве, когда не отражалось реальное положение дел, а выражались исключительно интересы первых лиц и других высокопоставленных чиновников. Новости государственного телеканала, например, в одном эфире помимо прогноза погоды тогда давали 15 сюжетов про президента и 13 — про первую леди!
А чтобы не вякали другие издания, те же акаевские высокопоставленные чиновники заблаговременно дали вольную на акционирование правительственных убыточных изданий с тем, чтобы внедрить в них своих учредителей, способных влиять на информационную политику. Это в лучшем случае. А в худшем — независимые издания просто нагло отбирали, как в истории с “Вечерним Бишкеком”, которая один в один повторяется и теперь.
Гарант не гарантирует?
Кстати, на прошлой неделе адвокаты учредителей ОсОО “Рубикон” (финансовый центр ЗАО “Издательский дом “Вечерний Бишкек”) подали апелляцию в Бишкекский городской суд.
“МСН” уже сообщала об очередной попытке рейдерского захвата этого медиахолдинга. Подробно информировала своих читателей о том, как судья Первомайского районного суда Бишкека Эмиль Аксамаев принял не укладывающееся в правовое поле решение о передаче 50-процентной доли фирмы “Рубикон” бывшим соучредителям ОсОО Александру Рябушкину и его жене, которые еще в 2000 году продали свою долю зятю Аскара Акаева Адилю Тойгонбаеву.
Это беспрецедентный судебный вердикт редакция “ВБ” расценила как начавшийся рейдерский захват с помощью давления на судебную систему, ведь находящийся в здравом уме и трезвой памяти служитель Фемиды не мог вынести его без указки из “Белого дома”.
Планировала редакция “МСН” подробно освещать лишь судебные заседания, чтобы газету, как саму “Вечерку”, не обвинили в разжигании политических страстей. Но повод дали не столько гневное обращение к вечеркинцам советника президента Фарида Ниязова, сколько эмоциональные высказывания самого главы государства в адрес СМИ, за которые Алмазбек Атамбаев даже угодил в герои курьезной рубрики российской газеты “Аргументы и факты”, рискнувшей посягнуть на имидж самого президента. И, конечно, еще невозмутимое молчание гаранта Конституции по поводу правового беспредела в отношении “ВБ”.
Между тем политическую оценку происходящему на своем внеочередном заседании в парламенте дала фракция “Ата-Мекен”. Мнением о попытке рейдерского захвата “Вечерки”, назвав вещи своими именами, поделились с журналистами лидеры и рядовые члены практически всех партий, бывшие судьи, известные общественные деятели и юристы. Судя по высказываниям главы государства в адрес СМИ, он внимательно следит за всеми дискуссиями на страницах газет и в Интернете. А почему молчит? Ведь скандальную тему “ВБ” не заметить просто нельзя.
Мотивы подобного гробового молчания могут быть какими угодно. Но на поверхности лежит то, что журналисты в Кыргызстане должны не писать правду, а браво рапортовать, вторя, например, банкиру Абдыгулову, что валютные интервенции Нацбанка предотвратили панический ажиотаж вокруг курса доллара в Кыргызстане. НБ КР, мол, каждую неделю, каждый день выходит на рынок, что дает гарантии коммерческим банкам, что валюта в необходимом размере будет продана. Все хорошо, прекрасная маркиза! Но ведь доллар уже перешагнул рекордный рубеж в 58 сомов, и кто же в этом виноват, как не СМИ!
Конечно, журналисты виноваты еще и в том, что в стране продолжается резкий рост цен на ГСМ, необоснованно увеличиваются тарифы на коммунальные услуги и электричество. В падении нравов, в проблеме детской преступности тоже виноваты телевизионщики с газетчиками, как, увы, и в появлении черных пятен на Солнце.
Но тем не менее именно в редакции, как в последнюю инстанцию, приходят рядовые кыргызстанцы после того, как получают изрядные порции плевков на свои проблемы со стороны чиновничье-депутатской рати. И уж тут точно не вина журналистов, что в стране отдельным СМИ они доверяют больше, чем всем вместе взятым ветвям власти.
Мир меняется, меняются и СМИ, но они были, есть и будут — нравится это правителям с неменяющимися взглядами или нет.
Кстати, в 2005 году президент Акаев являлся фигурантом нескольких уголовных дел. Но речь сейчас не об инкриминировавшемся ему расстреле мирного населения в Аксы, передаче земель Кыргызстана соседям, а об узурпации государственной власти, а еще — об узурпации Интернета и СМИ. А чем лучше его нынешние отдельные депутаты и высокопоставленные чиновники?
Юрий ГРУЗДОВ.
Адрес материала: http://msn.kg/ru/news/43039/