Акции Centerra Gold Inc. были выставлены на Фондовой бирже в Торонто с 22 июня по 30 июня 2004 года посредством выпуска первичного публичного предложения (IPO) и вторичного предложения общим количеством 16.3 млн. акций. Из них, 7.5 млн. акций были проданы “Кыргызалтыном”, тем самым снизив процентное содержание долевого владения Кыргызалтын в Центерре с 28.8% до 16%. IPO включало безотзывной опцион на покупку акций Cameco Gold Inc. в Центерре в пользу Кыргызалтын на сумму 11 млн. долл. США сроком на 30 дней. Однако, этот опцион не был использован.
В свою очередь, Центерра перевела 11 млн. долл. США на счет Blake, Cassels & Graydon LLP – канадской юридической фирмы, ранее представлявшей интересы Кыргызалтын в оценочном процессе вариантов соглашения о реструктуризации Кумтора 2003 года. В письме от 22 июня 2004 года президент Кыргызалтына Камчибек Кудайбергенов проинструктировал г-на Дэвида Г. Гленни из Blake, Cassels & Graydon LLP перевести 11 млн. долл. США на банковский счет в Barclays Bank plc в Нью-Йорке на имя финансовой конторы Standard Bank London Limited, также проходящей в качестве консалтинговой компании на стороне Кыргызалтын в рассмотрении соглашения о реструктуризации Кумтора 2003 года.
Обвинение во взяточничестве 11 млн. долл. США
Мушкат (Muszkat Consultants) сообщает об этом как об аномалии, поскольку в Соглашении 2003 года и в Соглашении Акционеров Центерры не указывается положение о финансовых операциях через Blake, Cassels & Graydon LLP. Мушкат добавляет: «Соглашение Акционеров Центерры содержит положения по использованию указанного опциона, но не содержит никаких положений относительно возврата этих 11 млн. долл. США в случае если Кыргызалтын решит не использовать данный опцион».
28 июня 2004 года по указанию государственного концерна Кыргызалтын, Standard Bank перевел 11 млн. долл. США на счет Eckerd Ltd. в Латвийском банке Aizkraukles в Риге. Ранее Кыргызалтын и Eckerd Ltd. заключили соглашение, по которому Eckerd Ltd. приобретает долг Кыргызалтына перед Камеко в размере 4 млн. долл. США в обмен на две трети страховых платежей за обвал бортового карьера на руднике Кумтор в 2002 году (см. подробнее о соглашении с Eckerd Ltd. в части 1). Aizkraukles банк как выяснилось проходил по делу списка Магнитского в операциях по отмыванию денег наряду с другими латвийскими банковскими учреждениями. Более того, этот же банк обнаружен в отчете по отмыванию крупных денежных средств с участием АзияУниверсалБанка в Кыргызстане.
Вслед за денежным переводом, в письме от 15 июля 2004 года на имя Standard Bank, Кыргызалтын утверждает, что трансфер в 11 млн. долл. США компании Blake, Cassels & Graydon LLP предназначался как возмещение по страховому полису, но не как средства на покупку фондового опциона. Далее в письме говорится, что Кыргызалтын перевел сумму на счет Eckerd Ltd. согласно соглашению. На самом деле, указывается в отчете Мушката, долговое соглашение с Eckerd Ltd. было не чем иным, как «фальсификацией для получения взятки на сумму 11 млн. долл. США», добавляя, что эти деньги «могут быть удержаны как деньги, предназначенные для отмывания».
В действительности страховая сумма поступила на банковский счет Кыргызалтына только в 2006 году, а не в 2004-м, как заведомо ложно утверждалось в письме. В финансовом отчете Кумтор за 2006 год, как выяснила аудиторская компания Барлев (Barlev Investigative Auditing), ясно обозначается, что «в 2006 году произведен расчет со страховщиками по заключенному ранее договору относительно обвала бортового карьера. Кумтор в течение года получил согласно отчету о прибылях и убытках страховых поступлений на сумму 13.6 млн. долл. США». Точная сумма указывается в балансе компании как 13,579,994 долл. США, две трети которой составляет 9,053,329 долл. США, а не 11 млн. долл. США. Это, по мнению Мушката, является «еще одной фальсификацией».
В соответствии с соглашением о реструктуризации 2003 года, в случае неисполнения фондового опциона, Кыргызалтын имел право на компенсацию в сумме 1.25 млн. долл. США от Cameco Gold Inc. Это подтверждается письмом от 27 июля 2004 года, в котором Кыргызалтын просит Камеко перевести 1.25 млн. долл. США на банковский счет гос-концерна в Кыргызэнергобанк в Бишкеке. Барлеву не удалось установить конечный результат (подтверждение этого перевода), что вызывает вопрос: удерживает ли Камеко или Центерра долг в размере 1.25 долл. США Кыргызалтыну?
И в заключение, сумма в размере 11 млн. долл. США была обозначена в качестве оплаты за опцион, но опцион не был использован. Эта же сумма позднее преподносилась как страховая компенсация, но, согласно Мушкату, Кумтор получил ту же компенсацию «только в 2006 г., так что компания Eckerd получила взятку как страховое возмещение за два года до того, как оно было фактически выплачено страховой компанией». Следовательно, Барлев приходит к заключению, что эти сделки были «частью сложной коррупционной схемы, включая Камеко и Центерру».
Однообразный вопрос возникает относительно платежа в размере 4 млн. долл. США: были ли эти сделки частью коррупционной схемы, направленной на изменение соотношения долей собственности, согласно которой Кыргызалтын и правительства КР являлись владельцами контрольного пакета акций в проекте Кумтор? Весьма эффективно к июнь месяцу 2004 года соотношение доли Кыргызалтына в проекте упала с 67% до 16,1%, тогда как доля Камеко возросла с 33% до 54.1%.
По мнению Мушката, существуют подозрения что «суммы в 4 млн. долл. США и 11 млн. долл. США были ‘оформлены’ так, чтобы обосновать платежи компании Eckerd – оффшорной компании, чьи реальные владельцы предположительно были связаны с бывшим президентом Акаевым. Эти суммы денег были в действительности взятками и отмыванием денег». Согласно закона Канады «О подкупе иностранных должностных лиц» от 1998 года, подкуп должностных лиц иностранного государства является уголовным преступлением, влекущим за собой наказание в виде лишения свободы до 14 лет. Muszcat Consultants рекомендует, направить это дело компетентным органам власти Канады, а именно Комиссии Онтарио по ценным бумагам и Канадской полиции.
На просьбу прокомментировать результаты расследования Израильских фирм, вице-президент компании Центерра Голд Инк по связям с инвесторами, г-н Джон У. Пирсон, предоставил следующий ответ по электронной почте 7 августа 2014:
«Центерра и Кумтор никогда не были вовлечены в коррупционную деятельность. Наши сотрудники поддерживают строгую антикоррупционную политику, и следуют нормам применимых законов и международных стандартов по борьбе с коррупцией. Мы неоднократно обращались к властям КР с требованием приведения доказательств такого рода поведения но сведений мы так и не получили. Насколько я осведомлен, ни одно расследование инициированное КР или советниками правительства КР привело к предоставлению убедительных доказательств каких либо неправомерных действий со стороны Кумтора или Центерры. Если имеются доказательства, то эти сведения должны быть предъявлены нам.
Что касается переговоров по реструктуризации 2003-04 и 2009 годов, они были открытыми и прозрачными, и все соглашения доступны для публики. В вышеуказанных сделках КР во время переговоров была представлена группой независимых международных юридических и финансовых консультантов. Опять же, я повторюсь, что доказательства или сведения, подтверждающие действия недостойного поведения Центерры или Кумтора не были предъявлены, и мы призвали власти КР к прекращению распространения необоснованных обвинений».
Комментарий руководителя отдела корпорации Камеко по связям со СМИ, г-на Роба Герети, полученный по электронной почте 8 августа 2014:
«Мы ожидаем от всех сотрудников и представителей Камеко достойную этику и соблюдение соответствующих законов иностранными должностными лицами и не считаем, что Камеко или ее представители совершили неправомерную или преступную деятельность в ходе реструктуризации 2003 года. Сделка привела к созданию совместной компании Центерры и была полностью прозрачной, заручившей поддержку и разрешение правительства КР после привлечения профессиональных консультантов правительством КР в течение всего процесса».
На момент публикации, г-н Джесси Грант Хэстер не предоставил ответ на просьбу прокомментировать открывшиеся обстоятельства.
Для справки:
Франко Галдини- независимый аналитик и журналист, базирующийся в Центральной Азии, куда переехал после около десяти лет работы на Ближнем Востоке и Северной Африке. В 2013 году он был избран политическим и медийным аналитиком в специальной комиссии ООН по расследованиям в Сирии.
Рыскелди Сатке- независимый корреспондент, сотрудничающий с рядом исследовательских институтов и новостных агенств в Центральной Азии, на Кавказе, в Турции и США.