Форма новая, содержание старое
    
Многие полагали, что парламентаризм может завести республику в тупик, что такому народу, как наш, нужен сильный президент, сильная личность, способная принимать быстрые решения. Однако печальный опыт президентств беглых Акаева и Бакиева показал: общественность не позволит еще кому–нибудь узурпировать власть в стране. А парламентаризм худо–бедно развивается.
    
Сразу после свержения бакиевской власти и перехода к парламентской республике политики пытались публично, на круглых столах, разобраться в “потенциале и рисках новой политической системы”. Уже во время создания первой коалиции в ЖК многие эксперты понимали, что никто из ее участников не может дать гарантий устойчивости. Первая коалиция, созданная республиканцами, должна была просуществовать два года. В нее, напомним, входили социал–демократы, сами республиканцы и атажуртовцы. Алмазбек Атамбаев на тот момент уже был президентом, Омурбек Бабанов возглавил кабинет министров, а атажуртовец Ахматбек Келдибеков стал спикером ЖК. В пролете оказались основатель новой Конституции Омурбек Текебаев и “железный генерал” — арнамысовец Феликс Кулов.
    
Распределение высших должностей в исполнительной и законодательной ветвях власти не стало залогом стабильности на политическом олимпе. Страсти накалялись день ото дня. Большинство политиков не имело представления, как жить и работать при парламентской форме правления.
    
Из–за незнания и неопытности депутаты стали трактовать нормы Конституции как им вздумается. Скандальная дележка министерских портфелей между фракциями, входящими в парламентский альянс, показала, что теперь партийные бонзы будут укреплять свою власть во всех иерархиях власти, не ограничиваясь только законотворчеством.
    
Текебаев заявлял, что главный риск для парламентской системы в нашей стране — это мы сами, наш старый менталитет, привычки и отсутствие политической культуры. Оказавшись со своей малочисленной фракцией в оппозиционном меньшинстве, главный социалист заявил, что политики работают с теми, кто выбился в депутаты от разных партий, намекая на то, что у большинства нынешних законодателей нет опыта и юридической подготовки.
 
Рисков много, но без них никак
    
К рискам новой политической системы эксперты отнесли номинальное разделение власти, отмечая, что судебная система так и осталась в полной зависимости от исполнительной и законодательной. Кстати, судебная реформа, с помпой представленная общественности, заглохла, депутаты до сих пор не могут сформировать полноценный состав Совета по отбору судей. Еще одним риском глава правовой клиники “Адилет” Чолпон Джакупова четыре года назад назвала опасность роспуска парламента. Она отмечала, что существует большая разница между программами партий, которые объединяются в коалиционное большинство.
    
За четыре года парламентаризма четырежды разваливалась парламентская коалиция большинства, причем трижды мандат на формирование нового альянса президент Атамбаев давал своим соратникам — эсдекам. Те с возложенной на них миссией более–менее справляются, но только потому, что атамекеновцы и арнамысовцы хотят быть при власти и при любом раскладе соглашаются быть членами коалиции большинства.
    
Ну а самым главным риском все же стало то, что основными игроками на политической арене оказались политические партии, некоторые из которых формировались наспех. В ряды их вошли разношерстные люди, которые смогли пробиться в первую десятку списков только благодаря своим капиталам.
    
Да и это не самое главное. Партийные бонзы, вместо того чтобы укреплять единство и развивать ячейки, поленились и не уделили времени для развития партийной культуры и дисциплины в своих рядах. Итог оказался печален: “Республика” и “Ата–Журт” обмельчали, имидж атамекеновцев и арнамысовцев также подпорчен необдуманными действиями или репликами их членов. Бывший член партии “Ата Мекен” депутат Карганбек Самаков, покинувший ее ряды, считает, что парламентаризм в нашей стране не заработал в полную силу. В открытом письме на имя бывшего своего партийного босса Текебаева Самаков отметил, что Кыргызстану пора реально позаботиться об экономике, о культуре и безопасности.
    
— Чтобы парламентаризм заработал, лидеры партий должны лично возглавлять правительство, а не отсиживаться в ЖК. Парламент и кабмин не должны прятаться за спиной президента, если у нас непрезидентская республика, — считает Самаков.
    
Депутат пеняет: убедив страну перейти к парламентскому правлению, атамекеновцы были обязаны показать, как оно работает и приносит результат.
    
— За время политических баталий прошлого десятилетия мы проспали удачный для Кыргызстана период реэкспорта. Миллиарды долларов, заработанные бизнесменами и работниками на оптовых рынках, были вложены в глинобитные новостройки и в импорт подержанных автомобилей. Также бесследно уходят в песок миллиарды долларов, высылаемые трудовыми мигрантами. Где экономика нашего будущего? Чем мы будем зарабатывать завтра? Во что нашим гражданам стоит инвестировать сегодня? Говорят, долг платежом красен. На референдуме в июне 2010 года 1 миллион 777 тысяч избирателей Кыргызстана проголосовали за новую Конституцию и парламентское правление. Вспомним, что тогда обещали взамен их голосов. В комментариях к проекту новой Конституции говорилось, что премьер–министр и правительство станут персонально отвечать за ситуацию в стране, за социально–экономическое развитие и кадровую политику, что правительство будет отчитываться по работе перед ЖК, и если депутаты признают его деятельность неудовлетворительной, то кабинет уйдет в отставку. Президенту отводили роль независимого арбитра.
    
Прошло 4 года. Что избиратели Кыргызстана получили на самом деле? Ни одно из постреволюционных правительств не отправлено в отставку по итогам отчета перед ЖК. Вместо этого стало обычным под любым предлогом разваливать коалицию, — заявляет Самаков.
    
Депутат считает, что на фоне коалиционных игр в парламенте и шатающихся правительств президент Атамбаев вынужден быть не арбитром, а лично заниматься экономическими проектами, привлекать инвестиции, строить отношения с внешнеполитическими партнерами. Самаков отмечает, что не такой парламентаризм был обещан избирателям летом 2010 года, когда они на референдуме голосовали за новый проект Конституции.
    
Самаков подчеркивает, что не писал Конституцию, но голосовал за нее со всеми избирателями. Отмечает, что кыргызстанцы 27 июня 2010 года голосовали не за застой и политическое болото, а за контроль со стороны парламента, за сильное и ответственное правительство.
    
Депутат замечает, что в других странах лидеры ведущих партий стремятся возглавить правительство, дабы лично исполнять те программы, с которыми они шли на выборы.
    
— Реджеп Эрдоган, Ангела Меркель, Синдзо Абэ не отсиживаются в парламенте. Они закатывают рукава и работают, чтобы оправдать оказанное народом доверие. Поэтому у них рост доходов, технологий и культуры, а у нас — вечные поиски крайних и виноватых. Так происходит дискредитация парламентского правления в Кыргызстане. Народ начинает воспринимать его как систему круговой поруки и коллективной безответственности. В настоящем парламентаризме должен быть яркий, сильный партийный лидер, который не боится взять на себя ответственность и лично повести правительство страны, — заявляет Самаков.
    
Сам парламентарий создал новую парию и намерен со своими единомышленниками развивать экономику. Посмотрим, что у него получится.
 
О преимуществах системы
    
А вот вице–спикер ЖК от фракции “Ата Мекен”, из которой убежал Карганбек Самаков, Асия Сасыкбаева считает, что парламентская форма правления в Кыргызстане себя оправдала. По ее словам, сейчас нам, как никогда, важно сохранить парламентаризм как наиболее приемлемую для нашей страны панацею от регионализма, клановости, ксенофобии и непотизма.
    
— Далека от мысли идеализировать работу ЖК. Много нареканий звучит и со стороны граждан, зачастую критика бывает оправданна. Это относится и к вопросам качества принимаемых законов, и к вопросам дисциплинированности депутатов, соблюдения этических норм, качественного состава парламента, что зависит прежде всего от духовных ценностей каждого депутата, их морально–нравственных качеств. Не все партии в свое время позаботились о том, чтобы составить список кандидатов, учитывая все эти стороны, — подчеркнула вице–спикер.
    
По мнению депутата, недостатки со временем уйдут в прошлое, но вряд ли это произойдет в следующем созыве:
    
— Изменения в лучшую сторону будут. Мы верим в то, что благодаря парламентской системе политические партии получили хороший импульс для дальнейшего развития и будут извлекать уроки.
    
Сасыкбаева напомнила, что в 2010 году после долгих дебатов Конституционное совещание, которое состояло из представителей разных политических групп, гражданского общества, правозащитников, журналистов, судей, бывших депутатов, чиновников разного ранга, предложило проект Конституции с парламентской формой правления. Главным отличием от классической формы являлось то, что президента выбирает не парламент, а народ.
    
— Некоторые склонны считать, что мы живем при парламентско–президентской системе. Однако по истечении времени можем констатировать, что многое удалось. Например, то, что каждое решение, каждый законопроект, постановление правительства и парламента подвергаются тщательному разбору депутатами пяти фракций, то есть коалиционным большинством и оппозицией, — говорит атамекеновка.
 
* * *
Президент Алмазбек Атамбаев в своих интервью не устает повторять, что у нас парламентская форма правления, но его роль, как главы государства, при этом немаленькая. Однако замечает, что так будет недолго. Только до тех пор, пока он не создаст все необходимые условия для деятельности будущего президента.
    
Депутат Карганбек Самаков прав, когда отмечает, что в настоящее время глава государства вынужден исполнять роль хозяйственника и заниматься реализацией экономических проектов. Но это потому, что сильным премьер–министром он за эти годы так и не обзавелся. Первый — Омурбек Бабанов — вроде начал внедрять проекты в жизнь, но его быстро отправили в отставку. Второй — технический премьер Жанторо Сатыбалдиев — больше был занят на своем посту решением кумторовского вопроса, нежели хозяйственными, а третий — Джоомарт Оторбаев — себя пока не проявил. Так что приходится Атамбаеву самому принимать решения. А парламент тем временем скучает и критикует всех и вся. Будто бы заняться больше нечем.
 
Эльвира ТЕМИР
Источник - Вечерний Бишкек