Сколько стандартов в Кыргызстане?
 
Я нигде не писал о том, что нам нужно враждовать с Россией. Наоборот, во всех статьях, на русском и кыргызском языках я призываю найти общий язык с русскими и жить в мире. Чтобы не пустословить, приведу в пример отрывок из статьи "Таможенный союз: новые аргументы на старые вопросы": "Нам ни в коем случае не следует ссориться с Россией. Мы должны научиться тщательно избегать конфликтов с этой страной, если даже их провоцирует сама Россия".
 
Окончил высшее учебное заведение в Кыргызстане, но был в аспирантуре в Москве. Три года пребывания там запомнились для меня как самое незабываемое время. Были аспиранты и из других республик. Было особое отношение ко мне. Руководитель сектора, где я был закреплен в качестве аспиранта, во время защиты моей диссертации заявил: "У Орозбакова нужно учиться не только тому, как нужно работать, а самокритике. На сегодняшний день это редкое явление". В Бишкеке ни разу не слышал таких слов.
 
Наверное, нет человека, который сильнее меня критикует Запад. В 2006 году я написал статью "Развитие от кризиса до кризиса" о том, что Международный валютный фонд и другие международные доноры навязывают нам реформы, которые не дают результатов. После этого к нам приехало одно иранское телевидение, которое на протяжении полутора часов брало у меня интервью. Эта страна тогда чуть ли не враждовала с США. Вы можете понять, насколько я раскритиковал в своей статье Запад только из того, что ради интервью ко мне приехали из такой далекой страны.
 
Я поддерживаю слова Атамбаева о том, что Запад ведет политику двойных стандартов. Они пропагандируют свободную торговлю, экономику, но не пускают на свой рынок сельскохозяйственную продукцию бедных стран, вводят дополнительные пошлины, квоты и ограничения. Выделяют миллиардные субсидии, чтобы искусственно повысить конкурентоспособность отечественных фермеров. Если бы торговый режим был бы справедливым, то бедные страны не оказались бы в драматической ситуации, как сейчас. А их донорскую помощь бедным странам можно воспринимать как насмешку.
 
Они выступают против коррупции, но их же компании едут в бедные страны, дают взятки. В отчетах западных компаний есть статья расходов, касающиеся "подарков и чаепитий". Обычно взятка скрывается за этой статьей. Только с недавних пор развитые страны начали запрещать такие статьи расходов, раньше молчали. В итоге крупные месторождения вроде "Кумтора" отошли к развитым странам, а местное население не получает должной прибыли. Зарабатывают в основном ловчилы двух стран. На эту тему можно говорить очень долго.
 
Но у русских и у берущих с них пример кыргызов вовсе отсутствуют стандарты. Наш президент заявил, что Запад спровоцировал беспорядки в Украине, а спустя некоторое время Министерство иностранных дел расценило события в Украине как революцию. Как только наши правозащитники начали кидать в небо шапки, радуясь объективной оценке событий, как российское Министерство иностранных дел пригласило нашего посла, "вправило мозги". Не прошло и недели, как наше Министерство иностранных дел выступило с противоположной точкой зрения, поддержав присоединение Крыма к России. Разве это можно называть единым стандартом? Если другие и критикуют Запад за двойные стандарты, то нашим следовало бы помолчать.
 
Как только чеченцы решили отделиться, создать независимое государство, Россия их назвала террористами, пролила кровь целого народа. То же самое сделали абхазы и осетины в Грузии, русские в Украине, но почему-то действия этих властей были расценены Россией как нарушение прав человека, ущемление прав нацменьшинств. Открыто захватили Крым. Сами раздают оружие, устраивают провокации. Россия все отрицает, даже когда украинцы называют имена, места жительства, номера паспорта провокаторов. Существует ли стандарт, который разрешает захватывать чужие земли? Если взглянуть на ситуацию с принципа единых стандартов, если будем поддерживать происходящие события, то мы формально позволим соседнему Узбекистану захватить какой-то район нашей страны под предлогом ущемления прав узбекоязычного населения?
 
Как же хорошо лежать, приглядывая за пасущимся скотом...
 
Я не могу понять одного. Мы считаем Запад плохим, но сами отказываемся от традиционных костюмов, предпочитаем западную одежду. На шее галстук, о котором наши предки даже не слышали. Девушки носят брюки, как на Западе. Ездим на западных машинах, смотрим телевизор, носим телефоны. Где бы они ни производились, были изобретены на Западе. Национальные костюмы одевают только артисты. Только во время выступлений. Носим западную одежду только потому, что она красивая и практичная. По кыргызскому телевидению целый год не устают говорить о преимуществах кыргызской юрты, посмотрел бы, как бы они запели, если бы их вынудили жить в юрте в суровую зиму.
 
Правила ведения экономики и управления страной тоже были изобретены на Западе. Наша Конституция - копия их Конституции. Если мы решим созвать курултай как в старые времена, то не избежать нам многочисленных конфликтов. Что говорить о других, если сами организаторы курултая не могут прийти к единому мнению.
 
У нас есть медицина, она бесплатна. Выделяем внушительную сумму денег на содержание армии врачей. Но как только у нас появляется серьезная болезнь, мы сразу хватаем деньги и летим в Германию, Турцию. По числу высших учебных заведений занимаем первое место, но как только появляются деньги, спешим отправить детей в Америку на обучение. У нас полно газет, журналов, телеканалов и радио, но почему-то нам интересны иностранные передачи. Даже кыргызским новостям мы не так доверяем, как российским.
 
Если Запад плох, а мы хороши, то почему их экономика развивается, а наша нет? Почему они живут хорошо, а мы нет? Умолчу об остальном, а лишь приведу в пример основной показатель экономики. Если разделить ВВП на душу населения в США, то получится сумма в 45 тысяч долларов. А у нас эта сумма равняется 2 000 долларов. Вглядываемся на Запад, в надежде получить кредит. Если кыргызы настолько хороши, то почему они выступают в роли попрошаек? Америка плоха, а ее деньги хороши?
 
В 2005 году тогдашний президент Бакиев сформировал государственную комиссию для изучения финансовых поступлений из-за границы. Меня тоже включили в комиссию. Возглавлял группу по технической и гуманитарной помощи. Тогда я выяснил, что с 1990 года Кыргызстан получил техническую и гуманитарную помощь на сумму в 1 млрд долларов. В основном это были гранты, на безвозмездной основе, 95% - из Запада. А мы считаем щедрыми Россию и Казахстан, доля которых не составила даже 5%. Если Запад настолько плох, давайте откажемся от их денег.
 
Мне тоже многое не нравится в Западе. Особенно гомосексуализм. Но мы же можем перенять что-то хорошее. Недавно в интернете прочитал статью японского профессора Акино Кавато: "Подъем и падение японской модели экономики". У меня будто произошло прозрение. Как только говорят про эту страну, сразу утверждают, что японцы изначально были трудолюбивыми. Но автор сразу опроверг этот тезис. Он утверждает, что японцы были еще более ленивыми, чем кыргызы, а в 60-х годах была популярна песня: "Как легко быть служащим компании", которая восхваляла жизнь служащего компании, который ничего не делал, но получал большие деньги. Напомнило нашу фразу: "Как же хорошо лежать, приглядывая за пасущимся скотом".
 
По его словам, именно западная рыночная экономика перевоспитала японцев, сделала их трудолюбивыми. А страх потерять работу породил феномен, который теперь считают национальной особенностью японцев. Акино Кавато не считает, что японцы моментально сделали большой шаг вперед после окончания войны в 1945 году. По его словам, промышленные предприятия строились еще с эпохи Мейдзи, к чему подтолкнуло желание не уступать Западу. По его словам, трагедия в Японии случилась именно в то время, когда она решила захватить колонии, чтобы и в этом не уступить Западу. Попробуй после этого возразить словам о том, что японцы ничего не изобрели, а лишь переняли то, что было изобретено за границей и выпускали в массовом порядке.
 
Каким образом кыргызы станут немцами?
 
Как только говорим о Западе, некоторые считают, что он всегда был таким, как сейчас. Это не так. В средневековье англичане, немцы, французы враждовали между собой, как наши Балбай и Ормон, не могли создать какое-то государство. Только недавно Германия объединилась в единое государство, при Бисмарке. Некогда они тоже были ленивыми и необразованными людьми. В то время впереди был Восток, а не Запад. Китайцы были для них примером. Многое они переняли у Китая, у других азиатских стран. Учились у арабов. Их секрет успеха заключается в том, что они не стеснялись учиться. Только мы не хотим учиться.
 
Кыргызы тоже столкнулись с большими переменами в своей многовековой истории. Как только кто-то начинает хвалить предков, я хочу задать вопрос: "О предках из какого века вы говорите?" Потому что енисейские кыргызы отличаются от кыргызов времен Моголстана, покоренные Россией в 19 веке кыргызы отличаются от кыргызов советских времен. Со сменой эпох менялись традиции, язык, повадки кыргызов. Или нам нужно сжигать усопших только потому, что так поступали наши енисейские предки?
 
Кыргызские племена жили раздельно, поэтому изменения в одном племени не касались других. Покойный Салижан Джигитов сказал, что в 19 веке на вопрос: "Ты из какого народа?" - люди отвечали: "Я саяк" или "Солто", никто не говорил, что он кыргыз. До сих пор это сохранилось. Поэтому мы делимся на север и юг. Ислам сильнее проник на юг. На севере сохранилось тенгрианство. Даже можно найти отличия между жителями Таласа, Чуя, Иссык-Куля, Нарына. В Таласе и в Чуе больше приверженцев ислама, нежели в Иссык-Куле и в Нарыне. Российское влияние больше пережили Чуй и Иссык-Куль. Сейчас еще спорят вокруг цвета нашего флага, кто-то защищает красный цвет, другие предпочитают голубой. Но у каждого племени был свой флаг, свое клеймо, свой язык, свои традиции. Какое племя мы должны считать эталонным?
 
Пускай не переживают те, кто считает, что нас испортит Запад. Даже если мы захотим стать немцами, мы не сможем. Потому что с приходом ислама в прошлые века кыргызы не превратились в арабов. Нелегко внести изменения в национальную культуру, традиции, повадки. Даже если мы станем немцами, то останемся кыргызскими немцами. А если будем говорить: "Не хотим превратиться в немцев", - то мы как раз станем немцами. Превратимся в чистокровных немцев. Мы этого не понимаем. Кыргызов уничтожает не "деструктивный Запад", а те, кто хочет "сохранить кыргызов".
 
Механизм прост. Не будет развиваться народ, который не хочет учиться у других. Экономика будет отставать. А при плохой экономике народ будет искать работу за границей. Говорят, 200 тысяч кыргызстанцев получили гражданство в других странах. Они могут считать себя кыргызами, говорить на кыргызском, чтить традиции. Но их дети будут обучаться и воспитываться в той среде, в которой они родились.
 
Они не могут вернуться в Кыргызстан. Потому что наша среда будет для них чужой. Наши тоже их не примут. Их будут ненавидеть так же, как кыргызов, которые предпочитают говорить на русском. Они будут вынуждены выйти замуж за иностранцев. Если пройдет еще одно поколение, то дети станут чистокровными немцами. Я говорю об ассимиляции. Пускай это касается не всех, но точно большинства. Большие народы могут долгое время противостоять этому. А немногочисленные народы вроде кыргызов быстро ассимилируются.
 
В данное время 20-30% населения западных стран состоят из мигрантов. Все они сомневаются в том, что их страна встанет на ноги. Поэтому они находятся в поисках лучшей жизни. Все они - выходцы из стран, которые отвернулись от Запада. Японцы не отвернулись, поэтому они не мигрируют. Вы когда-нибудь слышали о том, что граждане западных стран рвутся на восток? Таких случаев мало. Хочу сказать, что в данное время западные ценности полезны, они выдержали проверку временем. Нельзя запретить миграцию. Есть только один выход, который поможет ее пресечь. Нужно учиться у Запада, как японцы.
 
Бабура испортил Запад?
 
Бабур родился и вырос в Оше, стал "наполовину кыргызом" для нас. Он был потомком Темира, основателем Великой империи моголов. Жил в 16 веке. Приведу отрывок из книги "Бабур наме":
 
"В то время был один человек, у которого был сын по имени Бабури. Имя похожее на мое. Меня к тему тянуло, лишился рассудка, чувствовал себя беспомощным. У меня никогда не было таких чувств, как к нему, даже не слышал о любви, о ее силе. В то время я иногда писал стихи на фарси. Вот что я написал в то время:
Да не будет никто сокрушен, влюблен и опозорен, как я,
Да не будет любимый безжалостен и небрежен как ты".
 
Эти строчки написал Бабур, который начал книгу со слов: "Ради Аллаха, милостивого и всемогущего", - и не пропускал пятикратные намазы, даже во время войны. Я бы хотел задать вопрос Мавляну Аскарбекову: "Ты тоже думаешь, что Бабура испортил Запад?" Судя по тому, что знаю, в эпоху Бабура на Западе такого человека заживо сожгли бы на костре. Даже сейчас на Западе неоднозначно относятся к гомосексуализму. Я хочу обратиться к нашим муллам. Как вы относитесь к Бабуру, который поклонялся богу, но в своих стихах восхвалял гомосексуализм. Считаете ли вы его мусульманином?
 
Бабур не стал сдерживать себя, открыто написал подобные вещи. Складывается впечатление, если бы он жил сегодня, то выступал бы как Турсунбек Акун на пикетах, отстаивая свободы гомосексуалистов.
 
Говорят, весь "ужас" пришел с Запада. Разве они не читали эпос "Манас"? Восхваляемый нами эпос "Манас" полон "ужаса". Манасчи мастерски описывают то, как пронзают человека копьем, прям представляешь перед глазами. Говорят, эпос "Курманбек" никто не мог поведать как Калык Акиев. У Калыка был ученик - Сарыкунан. По его словам, кто-то отказался его дослушивать, ушел, сказав: "Вы живодер", когда он пересказывал встречу Курманбека с другом Аккан, когда его копьем ранил Долон хан. Когда повествователи эпосов красочно описывают "ужасы", то у некоторых нервы не выдерживают. Чем эти "ужасы" отличаются от западных ужастиков?
 
В зимние вечера я под лампой читал книги для дедушек и бабушек. Им особенно нравился "Курманбек" Касымалы Жантошова, который был написан почти в детективном жанре. Помнится одно место, где я остановился, покраснел и дальше не смог читать. У кыргызов была эротика. Как можно назвать то, что женщина предстает перед народом полностью голой, если не эротикой?
 
Райкан Шукурбеков некогда сказал: "Достали меня те, кто не отважился широко раскрыть глаза в контрастной жизни и учит уму-разуму". Смотришь телевизор, слушаешь радио, читаешь газеты, везде одно и то же. Писатели, акыны, певцы, политики утверждают, что нет лучшего народа, чем кыргызы. Кто в это поверит, когда у нас сзади лопнули штаны? Вместо этого нам нужно взять пример с японцев, взглянуть правде в глаза, перенять от Запада и Востока все самое лучшее.
 
В прошлой статье я хотел это сказать. Я призываю встать на ноги, взяв пример с Запада только потому, что нам есть чему поучиться у них.
 
Сапар Орозбаков,
экономист, публицист
("Азаттык").
 
Источник: газета "Майдан.kg" №15 от 23.04.14 / стр. 10 и 12   
  http://www.gezitter.org/society/29451/