Kурс наличного доллара США в Бишкеке относительно стабилизировался. Сегодня с утра в обменных бюро иностранной валюты на Моссовете американская валюта торговалась по 44.05-44.20, по состоянию на 11.40 ч. местного времени курс составил 44.05-44.18, вчера вечером 44.00-44.20. В минувшую пятницу вечером доллар на Моссовете торговался по 44.30-44.45, вечером 28 июля 44.40-44.53, в течение дня 27 июля курс оставался неизменным на уровне 44.62-44.70. В качестве репрезентативных использованы данные обменного бюро «Ачекей – Нур».
 
Курс доллара по итогам понедельника повысился к мировым валютам на фоне коррекции после продолжительного периода снижения, передает РИА-Новости.
 
«Курс доллара к корзине шести валют стран - основных торговых партнеров США вырос до 74,25 пункта против 73,85 пункта днем ранее. Курс евро по итогам торгов сократился до 1,4250 доллара за евро против 1,4397 доллара за евро днем ранее. Доллар подорожал к иене до 77,21 иены за доллар против 76,77 иены за доллар в пятницу. На протяжении прошлой недели доллар дешевел к мировым валютам на фоне нарастания неопределенности относительно повышения потолка госдолга США», - говорится в сообщении.
Источник: Tazabek

Власти Кыргызстана напомнили Азиатскому банку развития об обещанном гранте. По информации пресс-службы правительства КР, речь об этом шла во время встречи первого вице-премьер-министра Омурбека Бабанова с президентом АБР Харухико Куродо.

 

 

Омурбек Бабанов отметил, что помощь, оказываемая Кыргызстану банком, является значительной поддержкой по проведению демократических преобразований и созданию условий для инвестиционной привлекательности страны. В свою очередь Харухико Курода обещал поручить сотрудникам решить вопрос по выделению КР $20 миллионов на поддержку бюджета.
Источник: ИА «24.kg»       

 

 

А значит, прекратится падение курса доллара и в Кыргызстане.
 
Палата представителей Конгресса США поддержала законопроект о поднятии потолка госдолга и сокращении госрасходов. Об этом стало известно после состоявшегося в понедельник вечером голосования.
 За данный законопроект высказались 269 конгрессменов, против - 161.
 
 Теперь документ должен поступить на рассмотрение сената. Как ожидается, это произойдет уже во вторник. В случае успешного голосования законопроект будет представлен на подпись президента США Барака Обамы. Если глава государства успеет подписать документ до наступления среды, Соединенным Штатам удастся избежать технического дефолта.
 
 Законопроект предусматривает повышение потолка госдолга, по крайней мере, на 2,1 трлн. долларов в три этапа. Первый из них предусматривает моментальное повышение потолка на 400 млрд. долларов, второй - на 500 млрд. по запросу администрации США. Наконец, третий - в размере от 1,2 до 1,5 трлн. долларов - станет возможным по достижении дополнительных сокращений госрасходов, которые рекомендует специально создаваемый комитет при Конгрессе с участием представителей обеих партий.
 
 – Случившееся доказывает, что американская экономика продолжает развиваться прежним путем, – заявляет по этому поводу «Вестям» экономический эксперт Жумакадыр Акенеев. – Проще говоря, проблема заливается деньгами. Они уже не первый раз поднимают планку государственного долга, пользуясь тем, что от доллара зависят экономики большинства стран, и большая часть национальной валюты Америки уходит за рубеж. Это будет продолжаться до тех пор, пока мир зависим от доллара, и многие государства, такие как Китай, уже не раз поднимали вопрос об отказе от «зеленых». Теперь же конечно можно быть уверенными, что финансовые рынки стабилизируются. Прекратится падение доллара и в Кыргызстане, где его обесценивание могло быть вызвано, в том числе и тем, что население активно избавлялось от этой валюты все последние дни.
 Источник: "Вести.kg"

 

Курс евро в Бишкеке продолжает снижаться. Сегодня с утра в обменных бюро иностранной валюты на Моссовете евро торгуется по 62.80-63.80, вчера вечером курс единой европейской валюты составлял 63.00-64.00, вечером 29 июля 63.60-64.10, вечером 28 июля 64.00-64.40, в течение дня 27 июля курс единой европейской валюты оставалcя стабильным на уровне 64.50-65.00. В качестве репрезентативных использованы данные по обменному бюро «Ачекей – Нур».
 
Местные валютные дилеры снижение курса евро объясняют понижением кросс-курса евро/доллар на международном валютном рынке.
 
Во вчерашних новостях рынка Форекс сообщается, «Евро/доллар продолжает стремительно падать, чему способствует снижение американских акций после выхода данных по США, а также общая слабость единой валюты. Дилеры отмечают низкую ликвидность. Евро/доллар опустился ниже сорок третьей фигуры и достиг минимума на уровне $1.4264, после чего скорректировался к $1.4275».
Источник: Tazabek

В Кыргызстане валовой сбор зерновых составил 640,8 тысячи тонн, что на 69,9 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период 2010 года. Об этом сообщает пресс-служба Министерства сельского хозяйства.

 

По ее данным, в том числе пшеницы собрано 485,5 тысячи тонн. Средняя урожайность зерновых культур - 25,1 центнера с гектара, что на 0,4 центнера меньше, чем годом ранее.
 
Как сообщается, фактически зерновые убраны с 255 тысяч 700 га, что составляет 40,5 процента от общей уборочной площади.
 
На полях работает 151 комбайн.
ИА «24.kg»

Премьер-министр Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал постановление об утверждении технического регламента «О безопасности сахара». Об этом сегодня, 2 августа 2011 года, сообщила пресс-служба правительства КР.

 

Технический регламент принят в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверности информации о наименовании и потребительских свойствах сахара.
 
В правительстве отмечают, что в техническом регламенте предусматривается использование принятых в международном сообществе форм и методов оценки соответствия, а также установление единых требований для продовольственного сырья и пищевых продуктов отечественного производства и импортируемых.
Tazabek

Российское ОАО «Ангстрем» заинтересовано в покупке завода по производству поликристаллических  материалов «Кристалл». Об этом корреспонденту КирТАГ сообщил спецадминистратор «Кристалл-Банкрот» Кубанычбек Абакиров в понедельник.
 
«Представители компании «Ангстрем» уже побывали на заводе, выкупили пакет заявочных документов и ознакомились с новыми условиями продажи активов «Tash-Kumyr Solar», стоимостью $4,8 млн», - сказал К. Абакиров.
Как напомнил К. Абакиров,  в соответствии с новыми условиями, инвестор, желающий купить завод, обязан инвестировать в модернизацию нижнего каскада Нарынских ГЭС $60 млн. В этом случае министерство энергетики готово предоставить тарифные преференции по электроэнергии на срок до 15 лет.
 
«В настоящее время принимаются заявки для участия в аукционе по продаже активов завода. Заявочная комиссия будет работать до 8 августа включительно, и 10 августа в прямом эфире Общественной телерадиовещательной корпорации пройдут публичные торги»,- отметил К. Абакиров.
 
«Кроме российских инвесторов заявочные документы выкупила немецкая компания «Шмидт»», - добавил он.
Напомним, крупнейший Таш-Кумырский завод полупроводников «Кристалл» был признан банкротом. Активы завода, принадлежащие компании «Tash-Kumyr Silicon Productions», которыми в свое время владел сын экс-президента Курманбека Бакиева Максим, решением суда возвращены «Кристаллу», на его базе создано новое юридическое лицо  «Tash-Kumyr Solar». В настоящее время градообразующий завод, обеспечивающий работой порядка 500 человек, простаивает.
 
Как сообщалось ранее, активы завода оценены в $4,8 млн. Правительством Кыргызстана объявлен второй конкурс по продаже активов завода с 8 июля по 8 августа. Торги пройдут 20 августа. Отметим, что инвесторы, которые проявили интерес к покупке завода во время первого конкурса, обратились к правительству Кыргызстана с просьбой  установить для них льготные тарифы на электроэнергии в 1,5-2 цента за 1 кВт/ч  в обмен на реабилитацию энергетических объектов вблизи завода.
 
Таш-Кумырский завод полупроводниковых материалов «Кристалл» построен в 1991 году и получил статус государственного акционерного общества. Проектная мощность - 660 тонн поликремния и 16 тыс. тонн трихлорсилана в год.  Поликристаллический кремний, производящийся в Кыргызстане, прошел тестовые испытания в ведущих российских лабораториях. Продукция завода признана годной для использования как в микроэлектронном производстве (электронный Si), так и для преобразования солнечной энергии в электрическую. В случае осуществления программ по запуску завода, объемы продаж могут достигнуть $200-$250 млн в год.
 
Группа «Ангстрем» - российская группа компаний, один из крупнейших производителей интегральных схем в Восточной Европе. Основная деятельность компании проектирование и выпуск изделий электронной техники и полупроводников. 
Источник: КирТАГ

Ведущий эксперт регионального филиала Института стран СНГ (Бишкек), доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян рассказала ИА REGNUM об итогах 15 месяцев жизни Кыргызстана  с новой властью.

- Как на данный момент, по прошествии 15 месяцев после смены власти в Киргизии, складывается ситуация в экономике страны?
 
- Уровень и темпы роста ВВП Кыргызстана остаются на достаточно низком уровне, в реальном исчислении не соответствуют прогнозам, не выдержан уровень инфляции, который существенно превышает запланированную величину. Рост валовых показателей ВВП промышленности был достигнут за счет роста золотодобычи "Кумтора" и цен на золото на мировых рынках в прошлом году. Это дало некоторые дивиденды и выровняло ситуацию. Но, в целом, рассматривая реальный сектор экономики Кыргызстана, можно
отметить, что уровень роста минимальный.
 
Поставленные задачи по стабилизации экономической ситуации, приостановке спада процессов экономического развития, восстановление или создание условий для развития сельскохозяйственных отраслей выполнены крайне неудачно. И, в соответствии с этим, в целом, программа по реанимации экономики на сегодняшний день достигла своего  минимального уровня.
 
Если говорить о реальном секторе экономики, то следует отметить, что объем ВВП снизился на 1,4%, что составляет около 275 млн. долларов по году. Без учета "Кумтора" снижение составило 2,1% по сравнению с предыдущим годом. Минусовые показатели показали и некоторые другие отрасли, особенно это касается строительства, торговли и туристической индустрии - в среднем за год падение составило 7-22%. Это означает, что расширения налоговой базы не произошло. Не наблюдалось серьезных инвестиционных вливаний, о которых говорилось изначально в период парламентских выборов. Не произошло и формирования серьезной проектной базы, каких-либо стратегий, концепций, программ и направлений развития в промышленном секторе. В совокупности все это позволило лишь остановиться на уровне тех темпов спада, которые наблюдались до выборов - то есть до сентября 2010 года.
 
- Как обстоят дела в сельском хозяйстве Кыргызстана?

- Ранее была озвучена достаточно разрекламированная программа помощи сельхозпроизводителям. Она, на первый взгляд, включала достаточно льготные условия и должна была пойти на пользу сельскому хозяйству, однако, с точки зрения эффективности, управленческие недостатки практически свели на нет все возможные плюсы. Предоставление кредитов фермерам было осуществлено очень поздно – в марте, что не позволило подготовиться к посевной кампании. В итоге сельхозпроизводители серьезно проиграли по ценовым параметрам, по ГСМ, по семенам, по удобрениям. Поэтому ожидать снижения стоимости на сельхозпродукцию от будущего урожая не приходится. Кроме того, несвоевременное распределение той гуманитарной помощи, которая была предоставлена со стороны Казахстана и России, со стороны международных
кредитных организаций, также приводит к снижению эффекта, а возможно и нивелированию этого эффекта.
Вопрос торгово-посреднической деятельности, сервисно-бытовых и посреднических услуг, которые являются локомотивом насыщения социальных потребностей населения, на сегодняшний день остается крайне острым. В первую очередь, имеются в виду торгово-посреднические услуги - в данной сфере занята большая часть населения северной части
страны, а также немалая часть южного региона.
 
- В республике уже больше года идет оживленное обсуждение о том, следует ли ей вступать в Таможенный Союз. Что может дать Кыргызстану членство в ТС или наоборот отсутствие в нем?
 
- Достаточно широко разрекламированное обсуждение необходимости вступления в Таможенный Союз не дает никаких эффектов до тех пор, пока правительство не предпринимает определенных шагов по созданию условий переориентации деятельности представителей малого и среднего бизнеса, торгово-посреднического бизнеса в реальный сектор. Однозначно, при любом раскладе - при вступлении в Союз, и при отказе от вступления, результатом будет значительное сокращение экспортно-импортных операций. А, следовательно, это приведет к увеличению банкротств среди посреднических структур, и организаций малого и среднего бизнеса. Как следствие, возможны рост социальной напряженности и недовольства данного сектора, который лишится собственных доходов. Все это, на фоне достаточно высоких темпов инфляции (по данным статкома СНГ - 15%),
позволяет сформировать достаточно пессимистические прогнозы по экономической ситуации в Кыргызстане.

- Справились ли новое правительство и парламент с проблемами в энергетике?
 
- Ситуация в электроэнергетике остаётся на уровне стагнации. Никакого прогресса по решению проблем отрасли, связанных с повышением фондооснащенности и обновления основных производственных мощностей этого сектора не наблюдается. Причинами этого по официальной версии является снижение тарифных ставок за пользование электроэнергией, газом и коммунальными услугами, что не дает возможности
аккумулирования финансовых ресурсов для дальнейших капвложений. Соответственно, остается открытым вопрос по выбору стратегии развития данной отрасли. На сегодняшний день есть отдельные проекты и намерения, которые подписаны с китайской стороны (строительство ЛЭП Датка-Кемин, помимо китайцев к проекту проявили интерес представители казахского фонда "Самрук Казына" - ИА REGNUM). Есть вопросы, обсуждаемые с российской стороной, по отдельным аспектам экономического развития электроэнергетики как отрасли (строительства ГЭС), но каких-либо окончательных решений и результатов не имеется. Происходит вялотекущий процесс поддерживания отрасли в действующем состоянии на минимальном уровне развития. При этом в электроэнергетике возникла совершенно другая проблема, отличная от прежнего дефицита.

- Какая?
 
- На сегодняшний день возник избыток производства электроэнергии, и, соответственно, все вопросы, связанные с реализацией этого продукта имеют серьезные барьеры - входные, торговые, коммуникационные, технические и, конечно же, межстрановые по политическим и географическим мотивам. Данные проблемы связаны с неразрешенностью вопросов водопользования в центрально-азиатском регионе. Вопросы не решаются - позиция Кыргызстана осталась достаточно вялой и незаметной на очередном форуме по водопользованию, который прошел в Алма-Ате, где, в общем-то, не было выработано четких концепций по решению этой проблемы. Очевидно, что ни у одной из сторон нет сколь-нибудь эффективных способов решения конфликтных ситуаций, которые имеются между Таджикистаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, а также Узбекистаном и Казахстаном, и так далее.
 
Решение этих вопросов возможно только при комплексном подходе - во-первых, с программами обновления ресурсной базы электроэнергетики республики, и, во-вторых, это формирование замкнутого кольца энергоснабжения в самой стране, с самостоятельными выходами на экспорт электроэнергии. Причем, чем больше времени упущено, тем меньше рынка сбыта у республики остается. Здесь необходимо скооперироваться, искать возможные варианты сотрудничества - с тем, чтобы сохранить свои возможные рынки сбыта.
 
- Как вы считаете, есть ли необходимость в дальнейшем продолжении строительства новых ГЭС в стране?
 
- Вопрос неоднозначный, на фоне избытка выработки энергии возникает вопрос целесообразности дальнейшего наращивания электроэнергетических мощностей, в том числе и строительство ГЭС "Камбарата-1", так как "Камбарата-2" за неполный год дала выработку только на 40-45% от своей мощности. Это также является фактором, сказывающемся отрицательно на инвестиционной привлекательности отдельных проектов республики.
 
- Как можно решить накопившиеся проблемы?
 
- Возможным выходом может являться лишь наличие комплексной программы по разработке и реализации возможностей малого и среднего бизнеса, переориентация малого и среднего бизнеса от торговой деятельности к производственной. Это требует дополнительных инвестиционных ресурсов, дополнительных ресурсов по макроэкономическому стимулированию, в том числе - налоговому и таможенно-тарифному стимулированию. К сожалению, системная коррупции, а также несовершенство механизмов и институтов надзора за выполнением законодательных актов приводит к полной дисфункции макросреды для малого бизнеса, хотя, согласно всем международным рейтингам, страна имеет достаточно неплохие позиции.
 
- Перед парламентскими выборами осенью прошлого года кандидаты обещали, что зарубежные инвесторы и доноры чуть ли не толпой пойдут вкладывать деньги в Кыргызстан. Произошло ли это на самом деле?
 
- Нет, не произошло. На самом деле, обещанные поступления и от международных кредитных учреждений, и от отдельных стран-доноров оказались минимальными. В среднем, обещанная сумма кредитов и донорских средств составляет менее 25% от обещанных средств. Эффект от такой инвестиционной деятельности минимален, так как, во-первых, он не позволяет комплексно решать поставленные задачи и выполнять какие-либо значимые экономические задачи и проекты. Особенно, с учетом того, что большая часть этих средств направляется не в экономику, а на формирование и построение так называемых демократических институтов. По сути, эти средства просто "проедаются", и не приносят добавленной стоимости. Соответственно, эффект от инвестиционных обещаний и программ на сегодняшний день также невелик.
 
- Почему республике выделили лишь четверть от обещанного объема кредитов и грантов?

- Дело в том, что большинство из этих грантов были привязаны к формированию макроэкономических регуляторов и различных институтов. Основными организациями, выдающими гранты, являются МВФ и Всемирный банк, а эти организации предоставляют эти гранты под выполнение определенных условий, которые им кажутся правильными для восстановления экономической ситуации в республике. Представители "Делового совета" озвучили, что из 16 требований были выполнены только 11 - в неполном формате. Отсюда нежелание инвесторов вливать эти денежные ресурсы. Но, я полагаю, что это один из незначительных факторов, которые имеют под собой официальную подоплеку.

На самом деле, причиной задержки и снижения активности в инвестиционной сфере является высокий уровень политической нестабильности и экономических рисков республики. В том числе, рисков связанных с незыблемостью института права собственности. Весь этот год, процессы, которые происходили над различными объектами
предпринимательства, крупного бизнеса, банковского сектора, к сожалению, свидетельствуют о нарушении данного правила рынка. Конечно же, такое состояние не может привлечь инвесторов, и дать им уверенность в будущем как минимум по двум критериям - возвратности и сохранности их средств.
 
- В каком состоянии находится бюджет, какова перспектива?

- Около 30% бюджетных расходов остаются непокрытыми. При этом наблюдается недобор по доходной части бюджета и перерасход – по госрасходам на управленческий аппарат. Интересно, что экономят в Кыргызстане на программах освоения капитальных вложений в реальный сектор экономики. Это является следствием экономического спада, политических и экономических рисков, о которых я говорила ранее. Проблемы достаточно серьезны, и, даже в запланированной бездефицитной части бюджета, включены значительные суммы денежных поступлений, по которым план не может быть выполнен.

- Почему?

- В доходную часть бюджета включены различные гранты от международных организаций, включены доходы по операциям с государственными активами, по национализированным субъектам, которые до сих пор не выполнены. Пока сокращения бюджетного дефицита не предвидится.

- Как обстоят дела с экономикой юга Кыргызстана?

- Есть некий диссонанс между официальными статистическими данными и реальным положением. Данный дисбаланс вызван тем, что в большей степени именно южный регион дотировался весь период с момента трагических событий и до сегодняшнего дня, работала дирекция по восстановлению юга, и большая часть грантовых поступлений направлялись именно туда - для восстановления инфраструктуры, жилого фонда и так
далее. Это позволило существенно улучшить данные по официальной статистике юга. Там есть рост и по показателям роста инвестиций в основной капитал, и по показателям увеличения числа предпринимательских объектов, а также по увеличению показателей налогооблагаемой базы и сбора налогов. Собираемость налогов выше по югу, чем по северу. То есть по югу идет перевыполнение, а по северу - недовыполнение. Южный регион на сегодняшний день пользуется серьезным спектром льгот по бизнесу, что облегчает собираемость налогов. Что же касается роста реального сектора экономики, то на юге картина такая же, как и на севере республики.
- Как изменился уровень жизни населения? Вырос или упал?

- Ситуация в социальной сфере остается очень сложной. Уровень доходов населения, по сравнению с прошлым годом, в номинальном выражении возрос, но в реальном исчислении - по покупательной способности, он упал. Согласно данным неофициальной статистики, от 20% до 40%. Связано это с высоким уровнем темпа роста цен, с ограничением источников дохода населения, а также со спадом темпов роста в среднем и малом бизнесе.

В Кыргызстане в ОАО «ФинансКредитБанк» введен прямой банковский надзор. Об этом ИА «24.kg» сообщили собственные источники. Данную информацию подтвердили в Национальном банке страны.
 
Отметим, что «ФинансКредитБанк» начал полноценную работу в Кыргызстане в 2006 году. По состоянию на 30 июня 2011 года активы банка оцениваются в 1,421 миллиарда сомов, обязательства - в 1,159 миллиарда.
 
15 июля 2011 года состоялось заседание совета директоров ОАО «ФинансКредитБанк КАБ», на котором избран новый председатель правления - бывший глава Министерства государственного имущества КР Нурдин Илебаев. Он сообщил ИА «24.kg», что приступает к работе только 1 августа 2011 года и о происходящем в учреждении не осведомлен.
 
По некоторым данным, НБ КР прибегнул к введению прямого надзора в этом банке из-за вопросов, связанных с новыми акционерами ОАО из Ирана.
 

Напомним, согласно положению НБ КР, «прямой банковский надзор вводится в условиях угрозы стабильной и надежной деятельности банка в целях своевременного принятия необходимых мер по оздоровлению его финансового состояния, раннего выявления, предупреждения усугубления проблем, которые могут привести к ухудшению и неустойчивости положения банка, а также в целях более лучшего изучения финансового состояния, состояния учета и отчетности».

 

Источник: ИА «24.kg»       
 
 

 

Как стало известно изданию Tazabek, российская финансовая группа Finasta и консалтинговая компания «Алмазинтех» обратились в правительство Кыргызстана с предложением принять участие в разработке второго по запасам после Кумтора золоторудного месторождения республики Джеруй.
 
Как сообщает издание «Ведомости», в апреле 2011 года генеральный директор «Алмазинтеха» Валерий Кондратьев написал президенту КР Розе Отунбаевой письмо о том, что компания вместе с Finasta хочет принять участие в конкурсе на право разработки Джеруя. Пресс-секретарь главы государства Султан Каназаров сообщил изданию Tazabek, что лично этого письма не видел, но в любом случае этот вопрос относится к ведению правительства, и письмо было бы перенаправлено из Аппарата президента КР в Аппарат правительства.
 
Источники в правительстве и Министерстве природных ресурсов подтвердили Tazabek, что письмо от Finasta и «Алмазинтеха» на адрес президента было получено и перенаправлено правительству КР.
 
В свою очередь правительство приветствовало решение российских компаний принять участие в конкурсе по отбору инвестора для разработки золоторудного месторождения Джеруй после того как закончатся судебные разбирательства правительства и прежнего владельца лицензии на разработку казахского Visor Holding, у которого лицензия была отозвана в декабре 2010 года.
 
Известно, что помимо Finasta и «Алмазинтеха» на разработку Джеруя претендуют сам Visor Holding и Polyus Gold International Ltd, которая создана в результате обратного поглощения ОАО «Полюс Золото» компанией KazakhGold Group.
«Алмазинтех» создан в 2002 году бывшими сотрудниками «Алросы». В Кыргызстане компания владеет лицензией на разведку золота месторождения Апрельское, находящегося в Лейлекском районе Баткенской области.
Источник: Tazabek

Издание Tazabek публикует данные из отчета ревизионной комиссии ОАО «Кыргызтелеком», предоставленного Министерством государственного имущества на запрос общественного наблюдательного совета при МГИ (копия имеется у Tazabek).
 
При рассмотрении представленных документов (декларации по налогу на прибыль и приложение к годовому балансу №2 Отчет о финансовых результатах) выяснилось, что расходы, связанные с получением дохода, составили за 2007 году 2 млрд. 13,4 млн. сомов, в 2006 году - 1 млрд. 966 млн. сомов. По налоговой декларации расходы в 2007 год составили 1 млрд. 937,5 млн. сомов, за 2006 год - 1 млрд. 831млн. сомов. Разница в 75,9 млн. сомов в 2007 году и 135,3 млн. сомов в 2006 году - это расходы, которые согласно Налогового кодексу КР не подлежат вычету из совокупного годового дохода.
 
Основные статьи расходов, не подлежащих вычету:
 
Статья
2007 год
2006 год
социальные льготы
4 млн 75,8 тыс. сомов
377 тыс. сомов
спонсорская помощь
5 млн сомов
2,7 млн сомов
соц.сфера
4 млн 319,3 тыс. сомов
793,6 тыс. сомов
путевки
6 млн 737 тыс. сомов
3 млн 882,7 тыс. сомов
новогодние подарки
1 млн 123,3 тыс. сомов
680 тыс. сомов
налоги и штрафы
9 млн 479,6 тыс. сомов
5 млн 827 тыс. сомов
поздравления и корпоративные вечера
30 млн 972,4 тыс. сомов
0 сомов
амортизация
5 млн 278,2 тыс. сомов
79 млн 230,8 тыс. сомов
безнадежные долги
---------
39 млн 832,8 тыс. сомов
материальная помощь
---------
1 млн 757,6 тыс. сомов
детский сад
---------
3 млн 475,4 тыс. сомов
В отчете отмечается, что инспекторы Счетной палаты в ходе аудита ОАО «Кыргызтелеком» с 1 июля 2006 года по 1 июля 2010 года зафиксировали занижение расходов социального характера на 130 млн сомов и 81 млн сомов за 2006 и 2007 годы соответственно.
Источник: Tazabek
 

Об этом сегодня, 1 августа, сообщили в пресс-службе Государственной регистрационной службы КР (ГРС). По ее данным, за первое полугодие 2011 года по республике выросло количество купли-продажи недвижимости на 36,2 % по сравнению с 2010 годом.
 
Наиболее активным регионом по сделкам сделки купли-продажи недвижимого имущества  отмечен Бишкек, где рост составил 58,4 % по сравнению с прошлым годом. Также отмечен рост в Ошской области - 57 %, Иссык-кульской области - 39,7 %, Чуйской области - 39 %, Джалал-Абадской области - 36,1 %, Таласской области - 29,2 %, Баткенской области - 28,6 % и Нарынской области - 19,7 %.
 
По данным ГРС, анализ сделок купли-продажи недвижимости сельскохозяйственного назначения за первое полугодие 2011 года показывает, что рост количества сделок наблюдается  в Таласской области - на 30,5 %, Иссык-Кульской – на  24,7 %, Нарынской – на 17,7 %, а также Чуйской области - на 37,6 %. 
 
В то же время, спад активности по данному виду сделок характерен для южной части республики. Уменьшение количества сделок в Джалал-Абадской области составило 25,2 %, Баткенской – 10,6 %, Ошской – 6 %.
В анализируемом периоде заметно активизировалась купля-продажа квартир. Количество этих сделок по Бишкеку за 6 месяцев текущего года выросло на 38 %, по сравнению с 2010 годом. В Джалал-Абадской и Чуйской областях - на 33 % и 29 %.
 
Источник: Кnews.kg

По данным еженедельного мониторинга Государственного агентства антимонопольного регулирования, в Кыргызстане в период с 20 по 27 июля 2011 года цена на сахар увеличилась на 3,1 сома. На сегодняшний день средняя цена на сахар составляет 68,2 сомов/кг.
 
По сравнению с началом 2011 года цена на сахар увеличилась на 6,2 сомов/кг (увеличение с 58,9 до 65,1 сомов/кг).
Ранее в Госантимонополии отмечали, что с августа ожидается снижение стоимости сахара, так как сахарные заводы России, Белоруссии и других государств в целях освобождения своих складов под новый урожай будут снижать цены на сахар.
 
По данным ведомства, повышение стоимости сахара обусловлено высокими ценами на поставляемый импортный сахар. Цены на сахар в Белоруссии, являющейся основным поставщиком сахара для Кыргызстана, с 26 января 2011 года выросли на 10%, а с 27 мая - на 40%.
 
Повышение предпринимается правительством Белоруссии в целях компенсации удорожания стоимости продукта и с учетом складывающихся в сопредельных государствах более высоких цен на сахар. В настоящее время импорт в структуре кыргызского рынка сахара занимает более 80% и соответственно рост биржевых цен вызывает повышение внутренних цен на сахар.
 
Источник: Tazabek
 

Курс евро в Бишкеке продолжает падать. Сегодня с утра единая европейская валюта в обменных бюро иностранной валюты на пересечении улиц Московская и Советская торгуется по 63.20-64.00, в минувшую пятницу 29 июля курс евро в деловом центре столицы составлял 63.60-64.10, вечером 28 июля 64.00-64.40, в течение дня 27 июля курс единой европейской валюты оставалcя стабильным на уровне 64.50-65.00.
 
Стоимость евро падает по отношению к большинству валют мира. Такое падение, сообщает агентство Bloomberg, спровоцировано прогнозами снижения кредитного рейтинга Испании агентством Moody‘s Investors Service.
Источник: Tazabek

Стоимость пакета акций Кыргызстана в «Центерре» на 1 августа составила 1,524 млрд. долларов США при средней стоимости на бирже в Торонто (Канада) 18,730 канадских долларов (CDN) за акцию.
 
По данным на 27 июля, стоимость пакета акций составила 1,616 млрд. долларов США при средней стоимости в 19,170 канадских долларов за акцию.
 
Торги на бирже 1 августа июля закончились снижением стоимости акций «Центерры» на 0,44 канадских доллара по сравнению с 27 июля 2011 года. Общая стоимость пакета акций Кыргызстана за 4 дня была снижена на 95,45 млн. долларов США.
 
По данным биржи, торги 27 июля закончились увеличением стоимости акций «Центерры» на 0,63 канадских доллара по сравнению с 25 июля 2011 года. Общая стоимость пакета акций Кыргызстана за неделю была увеличена на 98,2 млн. долларов США.
 
Курс НБКР на 1 августа
1 CDN — 46,9275 сомов
1 USD — 44,5552 сомов
Курс НБКР на 27 июля
1 CDN — 47,4199 сомов
1 USD — 44,7025 сомов
Курс НБКР на 25 июля
1 CDN — 47,4199 сомов
1 USD — 44,7549 сомов
Источник: Tazabek
 

Курс наличного доллара США продолжил падение. Сегодня с утра американская валюта в обменных бюро иностранной валюты на пересечении улиц Московская и Советская (Моссовете), деловом центре столицы, торгуется по 43.90-44.20. В минувшую пятницу вечером доллар на Моссовете торговался по 44.30-44.45, вечером 28 июля 44.40-44.53, в течение дня 27 июля курс оставался неизменным на уровне 44.62-44.70. В качестве репрезентативных использованы данные обменного бюро «Ачекей – Нур».
 
В пятничных новостях рынка Форекс сообщается, «Американская валюта сдала позиции против большинства своих конкурентов, и аналитики полагают, что он не сможет восстановиться к закрытию нью-йоркской сессии. Директор валютных исследований из GFT, Кэти Лиен, отмечает, что доллар все меньше привлекает инвесторов. Она добавляет, что восстановление экономики США утратило импульс: страна увязла в долгах, а Федрезерв рассматривает возможность очередного этапа проведения количественного ослабления. Лиен полагает, что снижение рейтинга США вобьет последний гвоздь в гроб американской валюты. Тем временем, евро/доллар достиг отметки в $1.4380, чему способствовал тандем из слабых экономических данных и нерешенного вопроса по государственному долгу США».
Источник: Tazabek
 

В Кыргызстан поступило 500 тонн азотных удобрений для хлопкоробов Ошской и Баткенской областей. Об этом сообщает пресс-служба Министерства сельского хозяйства.
 
По ее данным, безвозмездная помощь предоставлена в рамках проекта Турецкого Красного Полумесяца. Всего для проведения вегетационной подкормки посевов хлопчатника закуплена тысяча тонн удобрений. Остальная половина будет доставлена в ближайшие дни и роздана крестьянам.
Источник: ИА «24.kg»     

Соответствующее распоряжение Правительства КР подписал премьер-министр Алмазбек Атамбаев. Данный документ принят в целях оказания государственной поддержки сельским товаропроизводителям, предприятиям-ответхранителям государственного резерва и хозяйствующим субъектам, получившим товарные кредиты согласно распоряжениям Правительства от 2010 года и имеющим просроченную задолженность, а также обеспечения закладки в государственный резерв зерна пшеницы нового урожая.
 
Так, предусматривается продлить срок возврата зерна пшеницы, полученного согласно указанным распоряжениям Правительства,  до 1 декабря 2011 без права дальнейшей пролонгации и принять в государственный резерв от хозяйствующих субъектов зерно продовольственной пшеницы урожая 2011 года, отвечающего требованиям ГОСТ 9353-90 «Пшеница. Требования при заготовках и поставках» не ниже 3-го класса, клейковиной не ниже 23%.
 
Необходимость принятия данного распоряжения обусловлена засухой в России и введением запрета на экспорт зерна, повлекшим за собой стремительный рост цен на зерно продовольственной пшеницы, в связи с чем сельские товаропроизводители и другие хозяйствующие субъекты оказались в тяжелом финансовом положении.
 
Исходя из этого, Правительство поручило Фонду государственных материальных резервов при Правительстве КР:
 
 - продлить срок возврата зерна продовольственной пшеницы по кредитам, полученным согласно указанным распоряжениям Правительства, до 1 декабря 2011 года, без права дальнейшей пролонгации;
 
- принять для закладки в государственный резерв от хозяйствующих субъектов зерно продовольственной пшеницы урожая 2011 года, отвечающее требованиям ГОСТ 9353-90 «Пшеница. Требования при заготовках и поставках», не ниже 3-го класса, клейковиной нениже 23 %.
 
Источник: vesti.kg

Со вчерашнего дня единая европейская валюта взяла тенденцию на понижение. Сегодня с утра единая европейская валюта в обменных бюро на пересечении улиц Московская и Советская торговалась по 63.40-64.40, к обеду по 63.60-64.10 сом, вчера вечером 64.10-64.40, утром 27 июля 64.50-65.00 сом. Валютные дилеры снижение курса евро связывают с некоторой стабилизацией курса доллара.
 
Доллар подорожал к евро на сильной макроэкономической статистике США. Как передает РИА-Новости, «курс доллара к евро повысился по итогам торгов четверга в Нью-Йорке, 28 июля, чему способствовала сильная статистика с рынков труда и недвижимости США, которая оказалась гораздо лучше ожиданий экспертов, свидетельствуют данные торгов.
 
К закрытию торговой сессии доллар подорожал к евро до 1,4331 доллара за евро против 1,4369 доллара за евро днем ранее. В то же время, курс американской валюты снизился к японской - до 77,72 иены за доллар по сравнению с 77,99 иены за доллар к концу торгов среды.
 
Положительная динамика доллара к евро была также связана с заявлениями официального представителя Белого дома Джея Карни о том, что шансы на достижение до 2 августа серьезного компромисса между администрацией США и республиканцами по вопросам повышения потолка госдолга и сокращения бюджетного дефицита "пока еще существуют".
 
Банк России по-прежнему не верит в возможность технического дефолта по госбумагам США и не намерен резко менять валютную структуру резервов, сообщил заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов.
 
США после 2 августа могут объявить технический дефолт, если конгресс не проголосует за повышение "потолка" госдолга. В четверг наступает крайний срок, который президент Барак Обама назначил представителям обеих партий для выработки мер предотвращения дефолта. Если до 2 августа решение не будет найдено, США также могут лишиться наивысшего кредитного рейтинга.
 
"Мы с вероятностью 99,9% вообще не ждем с этой стороны никаких проблем", - сказал Швецов в интервью агентству Рейтер, добавив, что ЦБ, скорее, беспокоит способность политиков США принять решение в отношении сокращения дефицита бюджета в долгосрочной перспективе».
Источник: Tazabek
 
 

Министерство экономического регулирования КР выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства КР «Об одобрении проекта Закона КР «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс КР». Об этом сообщила пресс-служба правительства.
 
В проекте предлагается включить в состав признанной налоговой задолженности сумму налоговой задолженности, начисленную на основании налоговой отчетности налогоплательщика. «Это позволит признавать задолженность налогоплательщика по начисленной пени в случае несвоевременной уплаты налогоплательщиком суммы налога, указанной в налоговой отчетности», - говорится в сообщении.
 
В пресс-службе отметили, что в действующем Налоговом кодексе отсутствует четкая последовательность действий, как налоговой службы, так и налогоплательщика. Также не установлены нормы по принятию формальных решений по таким действиям налоговых органов, как начисление пени, предоставление отсрочки и рассрочки исполнения налоговых обязательств, вручение предписания.
 
Таким образом, указанные действия налогового органа в случае их неправомерности, не могут быть оспорены, а ответственность конкретного должностного лица не может быть установлена. Вследствие указанных причин на практике имеются прецеденты, когда в судебном разбирательстве по налоговому спору, налогоплательщикам пришлось последовательно оспаривать сначала акт налоговой проверки, затем уведомление и решение налоговой службы, говорится в сообщении.
 
С целью устранения указанных проблем, в проекте предлагается заменить по всему тексту НК КР нормы по оспариванию акта и уведомления на оспаривание только решения налогового органа, а также ввести процедуру принятия формального решения по всем действиям налогоплательщика, касающихся отношений, возникающих между налоговой службой и налогоплательщиком.
 
Проектом также уточнены условия, при которых органы налоговой службы обязаны передавать информацию о налоговой задолженности правоохранительным органам с целью снижения административного давления на налогоплательщика при обнаружении нарушений налогового законодательства.
 
Проект предусматривает ряд норм, которые позволяют приостановить процедуру взыскания налоговой задолженности налогоплательщика не только на этапе рассмотрения жалобы в налоговых органах, но также на этапе принятия окончательного решения судебными органами. «Это позволит защитить права налогоплательщиков в том случае, если в соответствии с окончательным решением суда будет установлено отсутствие налогового правонарушения», - отметили в пресс-службе.
 
Также в данном законопроекте предлагает ввести для сектора общественного питания налоговый контракт, который позволяет установить фиксированную налоговую нагрузку на один календарный год и постепенно ее повышать при последующем перезаключении налогового контракта.
Источник: Tazabek