В Бишкеке последние два-три дня находится делегация казахских чиновников из водной отрасли, которые приехали решить вопросы, связанные с поливной водой для нужд сельского хозяйства юга Казахстана. В результате засухи и острой нехватки поливной воды на юге соседней страны тысячи гектаров земли находятся в плачевном состоянии.
 
 По некоторым данным кыргызская сторона выполнила все ранее оговоренные условия в этом вопросе. Казахская сторона просит увеличить спуск воды с Токтогульского водохранилища, но тогда Кыргызстан зимой может остаться без электричества.
 
 Токтогульское водохранилище находится в введении министерства энергетики, поэтому казахская сторона безуспешно пытается выторговать выгодные для себя условия. В министерстве энергетики пока воздерживаются от каких-либо комментариев. Представители казахской делегации тоже пока отказываются от интервью.
 
 По словам Зиядина Жамалдинова, председателя комитета по водному хозяйству и мелиорации южные области Казахстана ощущают острую нехватку питьевой воды, потому что часть воды, предназначенную для них, забирает Узбекистан из Токтогульского водохранилища.
 
“Азаттык”: Вы тоже участвуете в этих переговорах по воде?
 
-Да, мы тоже принимаем участие в этих переговорах. Все будет, как скажут энергетики, потому что для нас это не только источник для полива, но и для выработки энергетики. Вся проблема в том, что они просят, так называемый холостой сброс воды. Наши энергетики не могут пойти на такое.
 
Кайрат Молдошев, кандидат географических наук уверен, что проблему нехватки поливной воды невозможно решить только в рамке кыргызско-казахских переговоров. По его словам, вода из Токтогульского водохранилища прежде чем попасть в Казахстан идет через Узбекистан и Таджикистан, затем вновь проходит через узбекскую территорию, и только потом поступает в южные регионы Казахстана:
 
-Глубоко заблуждаются те, которые думают, что достаточно открыть Токтогульское водохранилище и вода хлынет в Казахстан. Это не так, потому что это вода еще оседает в многочисленных каналах на территории Узбекистана, часть поступает в Кайракумское водохранилище и потом опять через Узбекистан уходит в Казахстан. Надо спрашивать не только у нас, но и у тех же узбеков и таджиков.
 
 Как отмечает Бактыбек Калматов, депутат парламентской фракции “Ата-Мекен” при разрешении этого водного вопроса надо обязательно учитывать государственные интересы нашей страны, и соглашение должно быть выгодным для нас и надо связать их с некоторыми важными для нас вопросами:
 
-Например, положение наших трудовых мигрантов, свободный и открытый проход через все КПП на наших границах, торгово-экономические отношения, которые ухудушаются с каждым годом. Надо ставить эти вопросы перед соседями, чтобы разрешить их. Вы нуждаетесь в воде, мы это знаем, давайте решим и наши вопросы, чтобы все было взаимовыгодно.
 
 При этом депутат опасается, что возможно как во время правления Бакиева вода будет скрытно продаваться, что в итоге приведет к дефициту электричества внутри страны в зимнее время. Поэтому парламентская оппозиция собирается взять под контроль этот вопрос и вообще все, что связано с жизнедеятельностью Токтогульского водохранилища.
 
 Сегодня Токтогульское водохранилище выбрасывает в секунде 463 кубометров воды. В ту же самую секунду в нее саму поступает 631 кубометров воды.
 
 По некоторым данным вода из Токтогульского водохранилища оседает на узбекских полях не доходя до казахских степей. Если переговоры закончатся безрезультатно, сельскохозяйственные районы юга Казахстана останутся без поливной воды.
 
 
Источник: Азаттык.

 

Анализ цен на природный газ указывает на тенденцию роста цены на газ в четвертом квартале текущего года. Об этом корреспонденту КирТАГ сообщила глава государственного департамента по регулированию ТЭК при министерстве энергетики КР Айгуль Султанкулова в четверг.
 
«В третьем квартале цена на природный газ, покупаемый в Узбекистане, увеличилась с $243 за 1 кубометр до $278,39. Анализ цен на природный газ указывает на тенденцию роста цены на газ и в 4-м квартале текущего года», - сообщили в  департаменте.
 
По информации департамента, цена на газ устанавливается на основании действующего контракта купли-продажи природного газа между АК «Узтрансгаз» и ОАО «Кыргызгаз» на 2011 год, цена на природный газ ежеквартально рассчитывается на основании европейской формулы.
 
«Так, в первом квартале 2011 года цена на газ составляла - $223 за 1 кубометр, во втором квартале - $243», - пояснила А.Султанкулова.
 
А.Султанкулова пояснила, что правительство не намерено повышать тарифы на газ для потребителей даже с увеличением покупной стоимости природного газа.
 
«Ввиду того, что увеличение цены на природный газ для потребителей республики вызовет социальную напряженность среди населения министерство энергетики, считает целесообразным оказать государственную поддержку в виде выделения бюджетной субсидии по тарифному дефициту в размере 96,7 млн сом», - отметила А.Султанкулова.
Напомним, действующие тарифы на природный газ составляют для населения севера республики - 14,57 сомов за 1 кубометр, для населения юга - 14,93 сомов. Для прочих потребителей - 16,04 сомов, для прочих потребителей юга - 16,08 сомов.
 
Источник: КирТАГ  

Мукомольные предприятия реализуют муку по высокой цене при достаточных запасах на складах. В период ажиотажного спроса они закупили пшеницу в Казахстане по цене выше 300$ за тонну, поэтому стоимость продукции а Кыргызстане на сегодня складывается высокой. Данная информация была озвучена на встрече с представителями мукомольных предприятий в Госантимонополии.
 
Как сообщила 4 августа пресс-служба ведомства, также был поднят вопрос о том, что до сегодняшнего дня не утвержден перечень предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих промышленную переработку сельхозпродукции (пшеницы), подлежащих освобождению от уплаты налога на прибыль сроком на 3 года в соответствии с постановлением правительства Кыргызской Республики от 12 августа 2009 года №517 «О мерах по реализации пункта 8 части 1 статьи 212 и части 5 статьи 239 Налогового кодекса Кыргызской Республики». В связи с этим мукомольные предприятия также платят налог на прибыль в бюджет республики.
 
По итогам встречи Госантимонополия приняла решение поддержать проект постановления правительства КР «Об установлении ставок ввозных (импортных) сезонных таможенных пошлин на товары, ввозимые на таможенную территорию КР» с рекомендациями пересмотреть размер пошлины в сторону снижения до 3 сом/кг.
Также ведомство и крупные мукомольные предприятия решили заключить Соглашение о сотрудничестве, предполагающее определение предельных отпускных цен.
 
Источник: Tazabek

 

 

В столице Кыргызстана увеличилось количество сделок по купле-продаже недвижимости. Об этом сообщает управление по связям с общественностью столичного муниципалитета со ссылкой на Бишкекское городское управление по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество при Департаменте кадастра.
 
По его данным, на 1 июля 2011 года общее количество единиц недвижимого имущества в городе составило 256 112, из них зарегистрировано 243 030.
 
«За первое полугодие 2011 года проведено 8 268 сделок по купле-продаже недвижимого имущества. По сравнению с началом года их стало больше на 59 %. За 6 месяцев 2011-го в сравнении с аналогичным периодом 2010-го число операций выросло на 84,4 %», - говорится в сообщении.
 
Как сообщается, 94 % сделок совершено с недвижимостью жилого назначения. «В большинстве случаев операции проводились в отношении квартир (55 %), земельных участков жилого назначения (21 %), жилых домов (16 %). Небольшое количество сделок отмечено с недвижимостью коммерческого назначения - 1,8 %, другого - 2,9 %, производственного - 0,65 %, административного - 0,3 %», - поясняют в пресс-службе.
 
Как отмечается, по сравнению с началом года в июне количество сделок по купле жилых домов увеличилось на 71,7 %, квартир - на 70,1 %, земельных участков жилого назначения - на 42,9 %.
 
Источник: ИА «24.kg»       
 

 

 

В Кыргызстане будет создана инициативная группа по расформированию Министерства энергетики. Об этом сегодня, 4 августа, рассказал независимый эксперт по энергетике Расул Умбеталиев.
 
«Полтора года эксперты и общество говорят о коррупции  и неэффективном управлении водно-энергетическим балансом страны. Минэнерго не работает. Поэтому сейчас мы создаем инициативную группу по сбору подписей в поддержку расформирования министерства энергетики», - сказал Расул Умбеталиев.
 
По его словам, упразднив данное ведомство, необходимо создать комиссию по использованию гидро-энергетических ресурсов при Жогорку Кенеше. Для того, чтобы парламент рассмотрел предложение инициативной группы, она должна собрать 100 тысяч подписей.
 
Напомним, Расул Умбеталиев уже выступал с инициативой упразднения Министерства энергетики.
 
Источник: K-News

Объем внутренних капиталовложений, поступающих в экономику Кыргызстана, составляет около 3-4 % от их потенциала. Об этом заявляют в аналитической статье руководитель секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестиций при правительстве КР Талайбек Койчуманов и профессор Колумбийского университета США Рафис Абазов.
 
«Фондовый рынок Кыргызстана отражает реальное состояние экономики, где ресурсы внутренних инвесторов практически не используются для инвестирования, - отмечают авторы статьи. - Уровень внутренних инвестиций, поступающих в экономику Кыргызстана, составляет лишь 7-8 % от общего государственного долга страны ($2,4 миллиарда), хотя потенциал внутренних инвестиций, по оценке Госфиннадзора КР, вполне значимый - около $4-5 миллиарда. Однако в силу различных причин, включая слабый менеджмент на предприятиях с государственной долей, отсутствие мотивации, низкую финансовую грамотность населения, эти средства не поступают на фондовый рынок».
 
«Пока не удается поменять ориентиры потенциальных инвесторов с рисковых сегментов (валюта, земля, недвижимость) в доходные и менее рисковые финансовые инструменты фондового рынка, реальный сектор экономики, - отмечают эксперты. - Здесь нужны усилия правительства, целенаправленная стратегия по расширению возможностей для увеличения внутренних инвестиций. Поэтому актуальной была и остается задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Но какие условия необходимы для того, чтобы мы могли привлечь внимание зарубежных инвесторов?».
 
Как отмечают авторы статьи, «по мнению многих экспертов, рынки больших развивающихся стран мира, традиционно привлекающие большие инвестиции (Китай, Индия, Бразилия), в достаточной степени «перегреты». «Возможно, что в течение ближайших 3-4 лет они будут испытывать определенные трудности и не дадут ожидаемый уровень прибыльности, - подчеркивают экономисты. - Поэтому некоторые инвесторы готовы обратить внимание на нетрадиционные рынки малых стран, которые нуждаются в инвестициях. Кыргызстан рассматривается как один из них. КР привлекает потенциальных инвесторов тем, что здесь есть американское присутствие, страна находится в сфере интересов администрации США и ЕС, остро нуждается в серьезных вложениях в развитие инфраструктуры, разработку полезных ископаемых, сектор услуг и производство».
 
«Однако на нескольких экономических форумах, прошедших в Вашингтоне в июне-июле 2011 года, инвесторы высказали несколько требований, выполнение которых они видят необходимым условием для вложений в экономику Кыргызстана, - сообщают авторы. - В частности, не хватает информации об инвестиционных потребностях  Кыргызстана и о конкретных проектах, которые правительство КР готово поддержать в виде льгот и преференций. Нет success story в СМИ США или на экономических форумах о примерах успешной инвестиционной деятельности в Кыргызстане. Не хватает информации о законодательной защите инвестиций и регулировании спорных вопросов, четкой и ясной картины работы на рынке КР. Особенно по регистрации, взаимоотношениям с ведомствами Кыргызстана, наличию центра по работе с зарубежными инвесторами. Возникают вопросы к ликвидности ценных бумаг на рынках в Кыргызстане или регионе».
 
«Эти вопросы не новы для правительства Кыргызстана, - подчеркивают эксперты. - Время от времени они выносятся на повестку дня очередного правительства (за 20 лет сменилось более 20), но каждый раз эти вопросы уходят на второй план. Такая судьба может постигнуть и агентство по продвижению инвестиций, вопрос о котором начал рассматривать нынешний кабинет министров. Все согласны, что в государственной системе управления существует вакуум в этой области. Уже порядка 10 лет бизнесом и правительством поднимается вопрос создания такого института, но специализированного органа по инвестициям по-прежнему нет. Потенциальные инвесторы не знают, куда идти, кто в правительстве занимается этим вопросом, блуждают между государственными структурами, тычутся в разные кабинеты, пытаются попасть на прием к первым лицам правительства».
 
«Попытка создать негосударственный орган по продвижению инвестиций показала свою бесперспективность, так как без наличия соответствующего статуса и полномочий трудно оказывать необходимые услуги, - заключают авторы статьи. - Вопрос создания специализированного института в правительстве поднимался дважды на совете по развитию бизнеса и инвестициям, и теперь кабинет министров рассматривает механизмы осуществления этой рекомендации бизнес-сообщества. Надеемся, вопрос решится в ближайшем будущем».
 
Источник: ИА «24.kg»       

Взамен от республики требуют открыть филиал Евразийского банка. В чем подвох?
 
– Кыргызстан получит кредит от Антикризисного фонда ЕврАзЭС в 106,7 млн. долларов, после того как согласует пребывание филиала Евразийского банка на территории КР, – рассказал СМИ сегодня замминистра финансов Мирлан Байгончоков.
  
По его словам, указанная сумма уже заложена в бюджет страны на 2011 год.
 
Следующее заседание Антикризисного фонда ЕврАзЭС состоится в августе, где и будет рассмотрен вопрос выделения кредита Кыргызстану, если КР выполнит условия по размещению филиала Евразийского банка.
 
Очевидно, что ситуация несколько странная, ибо налицо явное несоответствие суммы и условий ее получения. Не кроется ли за этим более серьезного фактора, который по тем или иным причинам от общественности скрывается?
 
– Подобные условия мне кажутся несерьезными, – говорит по этому поводу политолог Марат Казакпаев. – Любой банк при желании может разместить здесь свой филиал, и для этого необязательно выдвигать озвученные замминистра условия. Мне кажется, что на самом деле, ситуация намного сложнее.
 
Экс-госсекретарь КР Ишенбай Абдуразаков склонен видеть в этом стремление ЕврАзЭС обеспечить себе возможность для контроля за распределением выделяемых Кыргызстану денег. Иными словами, то, что финансы, поступающие из антикризисного фонда, действительно пойдут на достижение декларируемых властями КР целей.
 
С ним согласен политолог Токтогул Какчекеев:
 
– В том, что ЕврАзЭС требует от нас разрешения здесь филиала своего банка, я не вижу ничего плохого. Эта структура будет экономической составляющей Таможенного союза и одним из механизмов создания на пространстве СНГ некоего аналога Евросоюза. ЕврАзЭС должно получить простор для обслуживания стран членов этой организации. Для этого и нужны филиалы, через которые будут идти кредитные поступления.
 

Источник: "Вести.kg

Товарооборот между Кыргызстаном и странами Таможенного союза увеличился на 15 %. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил руководитель представительства Государственного таможенного комитета РФ при Государственной таможенной службе КР Игорь Курков.
 
По его словам, вступление Кыргызстана в ТС (этот вопрос сейчас прорабатывается на уровне межведомственной комиссии) приведет к снижению барьеров и увеличению товарооборота между таможенной «четверкой».
 
В свою очередь торговый представитель РФ в КР Владимир Некрасов отметил, что в последний год наблюдается тенденция к улучшению отношений между Россией и Кыргызстаном в сфере экономики. В частности, с января по май 2011 года зафиксирован рост объема экспорта, причем двустороннего, на 30 %. «Мы прогнозируем дальнейший рост товарооборота», - добавил Владимир Некрасов.
 
Источник: ИА «24.kg»       

По состоянию на 1 августа, сумма внешнего долга Кыргызстана составила $2,7 млрд. об этом сегодня, 4 августа, на пресс-конференции сообщил заместитель министра финансов Мирлан Байгончоков.
 
По его словам, 90% этой суммы являются льготными кредитами, 10% - нельготными. Сумма в 10% образовалась в период, когда Кыргызстан только получил независимость, отметил М.Байгончоков.
 
По данным на 30 мая 2011 года, внешний долг Кыргызстана составлял $2 млрд 546 млн. Таким образом, за два месяца он увеличился на $154 млн или на 6%.
 
Как отметил замминистра, в настоящее время выплачено 2,2 млрд сомов по государственному долгу из заложенных 4,3 млрд сомов в бюджете на 2011 год.
 
Он сообщил, что правительство проводит работу по своевременному исполнению всех принятых обязательств - в 2011 году заложено 4,3 млрд сомов на их погашение. Из них 2,1 млрд сомов — это основные суммы заимствований, 2,2 млрд сомов — обязательства по процентам от этих сумм.
 
Источник: Tazabek

Нарушения, допущенные в ОАО «Кыргызнефтегаз», нанесли ущерб государству в сотни миллионов сомов. Об этом заявили члены межведомственной комиссии на совещании с премьер-министром КР Алмазбеком Атамбаевым, где был заслушан отчет комиссии, в среду, сообщает пресс-служба правительства.
 
«По словам членов межведомственной комиссии, в ходе проверки выявлены факты серьезных нарушений законодательства, что повлекло нанесение ущерба государству и акционерному обществу на суммы, исчисляемые сотнями миллионов сомов», - говорится в сообщении пресс-службы.
 
Как сообщается, материалы проверки ОАО «Кыргызнефтегаз» будут переданы в генеральную прокуратуру для привлечения лиц, виновных в нанесении ущерба государству, к уголовной ответственности.
 
Пресс-служба правительства напоминает, что межведомственная комиссия про проверки деятельности ОАО «Кыргызнефтегаз» образована в июне 2011 года после того, как в соответствии с законодательством о стратегических объектах Кыргызской Республики, решением правительства в ОАО «Кыргызнефтегаз»  был введен  режим специального функционирования и эксплуатации и назначен внешний управляющий.
 
«В состав межведомственной комиссии вошли представители счетной палаты, министерства экономического регулирования, министерства государственного имущества, государственной службы финансовой полиции, Жалал-Абадской областной государственной администрации, а также представитель трудового коллектива компании», - указывается в сообщении.
 
На совещании приводились конкретные примеры, которые, по мнению членов комиссии, являются основанием для привлечения к уголовной и другой ответственности должностных лиц, руководивших  компанией в проверяемый период. 
 
Алмазбек Атамбаев принял к сведению отчет и предложения межведомственной комиссии, подчеркнув, что материалы проверки должны быть переданы в правоохранительные органы для выявления степени ответственности тех или иных должностных лиц ОАО «Кыргызнефтегаз».
 
«Если кто-то из руководителей нанес ущерб предприятию и государству в результате своей работы, он должен понести ответственность. «Кыргызнефтегаз» является одной из важнейших в экономике страны компанией. Она должна работать на благо народа, а не служить источником обогащения отдельных лиц», - заявил Алмазбек Атамбаев.
 
Источник: КирТАГ

Члены Общественного наблюдательного совета (ОНС) при Министерстве экономического регулирования КР обозначили плюсы и минусы вхождения Кыргызстана в Таможенный союз.

 

Издание Tazabek приводит текст рекомендации без изменений:
 
«Участие республики в Таможенном союзе — это не только беспошлинное передвижение товаров (хотя этот факт является основополагающим). Это единое транспортное, образовательное и культурное пространство; это свобода передвижения капитала, услуг, рабочей силы; это создание условий для стабильного развития экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня населения стран сообщества.
 
Отмена формальностей, сборов и таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, свобода транзита обеспечат сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности и создадут выгодные условия для работы оптовых рынков республики.
 
Весьма значимым для экономики республики будет снятие всех ограничений экспорта внутри Таможенного союза, а следовательно страна сможет осуществлять беспошлинные поставки стратегически значимых товаров, в импорте которых нуждается кыргызский рынок, таких как нефтепродукты, лесоматериалы, металлопрокат, которые весьма необходимы республике при реализации материалоемких проектов в гидроэнергетике, нефтегазовой отрасли, строительстве жилой и транспортной инфраструктуры.
 
Получит позитивный импульс и развитие приграничной торговли, которая ранее сдерживалась наличием таможенного контроля. Население приграничных районов сможет закупать необходимую продукцию и товары без всяких нормативов на сопредельной территории страны соседа. Не будет ограничений по весу груза, нормам провоза алкогольной, табачной и другой продукции.
 
Значительным преимуществом для товаропроизводителей будет устранение внутренних постов санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контролей, которые долгое время были для нас пунктом преткновения при провозе в сопредельный Казахстан своей мясо-молочной продукции.
 
Очень важным и наиболее существенным аргументом в пользу Таможенного союза является осуществление поставок энергоносителей внутри сообщества без экспортных и импортных пошлин.
 
Это позволит Кыргызстану обеспечить стабильные, без срывов поставки ГСМ в ходе весенне-осенних полевых работ, придаст уверенность сельхозпроизводителям в завтрашнем дне, будет способствовать снятию социальной напряженности, связанной с ежегодными ожиданиями сезонных повышений цен на горюче-смазочные материалы.
Отдельно хотелось бы остановиться на миграционной политике. Сейчас в России и в Казахстане работает значительное количество наших трудовых мигрантов — более 500 тыс. человек. Одни из них, конечно, вынуждены были оформить гражданство этих стран и каким-то образом решили свои проблемы, но большое количество людей трудятся нелегально, в сложных и зачастую нечеловеческих условиях.
 
Участие Кыргызстана в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве обеспечивает свободную миграционную политику без квот и ограничений, позволит трудовым мигрантам пользоваться всеми социальными правами, которые имеют граждане государства пребывания, а это значительно улучшит условия временного пребывания.
 
Членство КР в ТС могло бы снять многие проблемы, связанные с осуществлением трудовой миграции наших граждан в странах ТС. В этом случае наши граждане, находясь в странах ТС, не будут менять своего гражданства, что в свою очередь может повлиять и на сокращение миграции.
 
Кроме вышеизложенных позитивных моментов существуют и определенные косвенные преимущества, которые получит Кыргызстан от присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Это и развитие туристической сферы за счет притока туристов из стран ТС; развитие потенциала торговых комплексов, за счет увеличения товарооборота и возможности сбыта своей продукции в страны Таможенного союза; активизация деятельности бизнес среды по участию в наиболее значимых для экономики страны проектах и, в том числе по созданию импортозамещающих производств на территории республики; сдерживание темпов инфляции; создание новых рабочих мест; экономия бюджетных средств за счет реформирования таможенной системы и минимизацией затрат, связанных с необходимостью оснащения и содержания таможенных пунктов пропуска; увеличение объемов производства сельхозпродукции; реанимирование текстильной промышленности (шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные ткани).
 
Минусы вступления в ТС:
 
1. Гармонизация национального таможенного тарифа с Единым таможенным тарифом Таможенного союза
 
Действующая средняя ставка таможенной пошлины в КР в настоявшее время составляет 5,1% от таможенной стоимости, средняя ставка по обязательствам перед ВТО - 7,7%, в то время как средняя ставка Единый таможенный тариф таможенного союза - 10,6%. Таким образом нам необходимо почти в 2 раза (от действующего таможенного тарифа) увеличить среднюю ставку таможенной пошлины. Если смотреть по сравнению с нашими обязательствами перед ВТО, то поднять ставки придется порядка на 3%.
 
Вместе с тем, учитывая, что страны ТС намереваются в ближайшее время вступить в ВТО, Единый таможенный тариф должен измениться в сторону снижения таможенных пошлин, поэтому КР при переговорах со странами ТС по вступлению в ТС необходимо будет обговорить товарные позиции, по которым страны ТС пойдут в сторону снижения, и нам не придется повышать свои ставки таможенных пошлин.
 
Согласно решению Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) и решению Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130, Казахстану было предоставлено отсрочка по применению ставок ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа до 2015 года, по таким товарам как: яблоки, груши и айва (Код ТН ВЭД-0808), железы и прочие органы (3001), кровь человеческая; кровь животных, сыворотки иммунные (3002), лекарственные средства (3004), фармацевтическая продукция (3006), полимеры (3901-3906), полиацетали, полиэфиры (3907), полиамиды (3908), амино-альдегидные смолы (3909), -силиконы (3910 00 000), смолы нефтяные, смолы кумароно-инденовые (3911), полимеры природные (3913) древесная масса (4701 00), целлюлоза древесная (4703), бумага, картон (4811), прутки и профили алюминиевые (7604), проволока алюминиевая (7605), трубы и трубки алюминиевые (7607- 7608), инструменты ручные (8467), аппаратура электрическая (8536), транспортные средства для ремонта или технического обслуживания (8604 00 0000) вагоны железнодорожные или трамвайные (8606), приборы и устройства, применяемые в медицине (9018), приборы и аппаратура для измерения или контроля (9026-9027), счетчики (9029), сборные строительные конструкции (9406 00).
 
В связи с этим КР может потребовать отсрочки по товарам по применению ставок ввозных таможенных пошлин от Таможенного союза для удовлетворения социально значимых потребностей населения или развития производства.
 
2. Сокращение поступлений в бюджет
 
Налоговые поступления от деятельности оптовых рынков «Дордой» и «Кара-Суу» составили за 2009 год 427,5 млн сомов. Но уже в 2010 году вследствие сокращения торговли из-за закрытия границ налоги поступили в сумме 351,3 млн сомов. Очевидно, что уже в этом году налогов поступят еще меньше.
 
Поскольку распределение доходов от таможенной пошлины в Таможенном союзе будет осуществляться с учетом доли страны в импорте, то имеется риск в том, что доля Кыргызстана будет занижена в связи с особенностями таможенного учета стоимости товаров (например, по Китаю).
 
Так, наша статистика показывает, что в 2010 году импорт из Китая составил $623,6 млн, в то время как китайская сторона показывает свыше $5 млрд.
 
3. Сокращение реэкспорта
 
Важным фактом во внешней торговле стало то, что Кыргызстан в последние годы превратился в региональный центр реэкспорта в страны Центральной Азии и Россию китайских товаров. Недавнее исследование Всемирного банка трех крупнейших рынков «Дордой», «Кара-Суу» и «Мадина» показало, что 75% кыргызского импорта из Китая реэкспортируется в соседние страны, и значительный объем направляется в Россию.
 
Минусы при невступлении КР в ТС:
 
1. Мы уже в какой-то мере уже ощущаем воздействие Таможенного союза на Кыргызстан, будучи вне его. В результате укрепления таможенных границ по отношению к КР со стороны стран ТС снизилась торговая активность оптовых рынков, челночная торговля.
 
По исследованию независимых экспертов «Проект Будущего» при поддержке ЮСАИД, потери по исследованным (основным) секторам составили около $358 млн или более 16,5 млрд сомов.
 
В случае невступления КР в ТС осуществление торговли сельхозпродуктами будет затруднительным, т.к. не будет единого порядка осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля.
 
Кроме того, не исключено, что страны ТС будут продолжать вводить ограничительные меры по отношению к Кыргызстану как к «третьей» стране.
 
На сегодняшний день странами-участницами Таможенного союза активно ведется работа по формированию единой системы технического регулирования. Принято 5 соглашений в области технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер. На территории ТС будут действовать единые Технические регламенты. Будут действовать единые формы документов, подтверждающих соответствие требованиям безопасности (сертификаты, декларации о соответствии и т.д.). Также перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, для стран ТС будет единым. Право проводить оценку соответствия требованиям безопасности будут иметь только органы, зарегистрированные на территории стран Таможенного союза и включенным в единый реестр.
В случае, если Кыргызская Республика не будет участницей ТС, то в ближайшем будущем мы столкнемся с трудностями в торговле со странами ТС. Вызвано это будет тем, что наши экспортеры будут вынуждены проходить процедуру оценки соответствия (получать сертификат) не в КР, а в органах, зарегистрированных в странах ТС. Станет недоступным для наших предпринимателей и такая форма подтверждения, как декларирование соответствия, т.к. нормами ТС такая форма доступна только для субъектов стран ТС.
 
Согласно плану разработки технических регламентов Таможенного союза на 2011 год, предполагается принятие 47 технических регламентов. Среди них запланировано принятие таких регламентов, как «Технический регламент о безопасности пищевой продукции», «Технический регламент на соковую продукцию», «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «О безопасности мяса и мясопродуктов» «О безопасности продукции легкой промышленности». Важно отметить, что эти группы товаров являются основными в экспорте КР в страны ТС. И после принятия этих технических регламентов, перечисленные группы товаров будут подлежать обязательной оценке соответствия по нормативам, определенным названными техническими регламентами.
 
Источник: Tazabek
 

Всемирный банк предоставляет Киргизии $30 млн для поддержки реформ в области госуправления и соцзащиты. 

 
Как сообщает "Синьхуа", Совет директоров Всемирного банка 2 августа утвердил сумму, эквивалентную $30 млн, для операции по поддержке экономического восстановления (ERSO) Киргизии.
 
Средства предназначены для оказания поддержки реформам правительства по улучшению государственного управления и усилению механизмов подотчетности, а также для постконфликтного восстановления, перехода к среднесрочному росту и сокращению бедности. Программа ERSO включает высоко льготный кредит в размере $16,5 млн и грант на сумму $13,5 млн.
 
"Эта операция поддержит основные элементы программы реформ правительства, которые необходимы для улучшения госуправления, поддержания экономического восстановления и защиты бедных и уязвимых слоев населения", — подчеркнул глава офиса Всемирного банка в Киргизии Александр Кремер, цитирует СRI.
РОСБАЛТ
 

ЗАО «Альфа Телеком» в средствах массовой информации требует признать себя добросовестным приобретателем имущества «БиМоКом Лтд». Компания «РТК-ЛИЗИНГ» (РТКЛ), как собственник телекоммуникационного оборудования MegaCom, переданного в ОсОО «БиМоКом» по договорам лизинга, расценивает данные заявления как посягательство на права российского инвестора. Об этом говорится в сообщении компании.
 
Текст заявление дается полностью и без изменений:
 
«В соответствии с постановлением Верховного суда Кыргызской Республики от 21.06.2011 года о признании торгов и договоров купли-продажи имущественного комплекса MegaCom недействительными, ЗАО «Альфа Телеком» обязано вернуть оборудование законному владельцу. Решение высшей судебной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит. У «Альфа Телеком» в настоящее время нет прав на использование оборудования сотовой компании и никаких юридических оснований оспаривать вынесенные судебные решения.
 
Преследуя цель любой ценой оставить за собой контроль над имуществом сотового оператора, «Альфа Телеком» игнорирует решение Верховного суда и вводит общественность в заблуждение. Так, 26 июля 2011 года в Межрайонный суд г. Бишкека было подано заявление о пересмотре судебного акта по торгам. В качестве основания «Альфа Телеком» ссылается на Арбитражный суд г. Москвы, решениями которого с «БиМоКом» была взыскана задолженность по оплате лизинговых платежей. Заявление ЗАО «Альфа Телеком» не несет в себе никакого юридического смысла и направлено на затягивание процесса возврата имущества законному владельцу.
 
Взыскание просроченной задолженности не влечет за собой переход права собственности (и об этом прекрасно известно в ЗАО «Альфа-Телеком»), которое возникнет у «БиМоКом» только после фактической уплаты всех лизинговых платежей.
 
«Альфа Телеком» продолжает незаконно эксплуатировать в своей коммерческой деятельности оборудование, взятое в лизинг 5 лет назад компанией «БиМоКом». Бравируя высокими показателями и ратуя за прозрачность финансовых потоков, компания на самом деле является многомиллионным должником перед РТКЛ – «Альфа Телеком» не производит выплаты лизинговой компании за пользование имущественным комплексом в течение двух лет. Игнорируя решение высшей судебной инстанции, руководство компании ставит себя выше закона и оправдывает действия окружения Максима Бакиева, осуществившего в 2009 году рейдерский захват оборудования MegaCom. Желая контролировать финансовые потоки сотового оператора, некоторые высокопоставленные лица своими действиями и высказываниями ущемляют интересы российских инвесторов в Кыргызстане и по сути сами ведут себя как рейдеры, используя «бакиевские» методы.
 
Показательно, что в январе этого года ущерб, нанесенный компании РТКЛ, был признан как Даиром Кенекеевым, занимавшим пост замминистра государственного имущества, так и Азаматом Мурзалиевым, находившимся в должности внешнего управляющего ЗАО «Альфа Телеком». Во время встречи с генеральным директором «РТК-ЛИЗИНГ» Георгием Гусевым Кенекеев и Мурзалиев обещали представить российской компании решение по выплате долгов еще в феврале. Однако сегодня министр госимущества Кенекеев отказывается от своих слов, заявляя, что оборудование РТКЛ якобы устарело и сотовая компания собирается его вернуть. В настоящее время MegaCom на средства, заработанные на российском лизинговом оборудовании, спешно закупает новое техническое оснащение, увеличивая тем самым и без того значительные долги сотовой компании. Компания РТКЛ заявляет, что руководство «Альфа Телеком» заблуждается, считая, что избавившись от российского оборудования, сможет избежать финансовых обязательств по договорам лизинга.
 
Своим поведением ставленники новой власти Кыргызстана демонстрируют пренебрежительное отношение к инвесторам. Компания РТКЛ как признанный лидер российского финансового рынка и лизинговых операций будет всеми силами противодействовать правовому нигилизму. Российская компания намерена инициировать обращение в правоохранительные и надзорные органы Кыргызской Республики, Российской Федерации и международные суды для полной компенсации убытков, выплаты штрафов и принятия мер в отношении лиц, причастных к отъему собственности у российских инвесторов.
 
«РТК-ЛИЗИНГ» выражает надежду, что представленные в суд заявления «Альфа Телеком» не повлияют на результаты предыдущих судебных решений, а возмещение убытков будет свидетельствовать о защите иностранных инвестиций в Кыргызстане», - говорится в сообщении.
 
Источник: Tazabek

Госагентство антимонопольного регулирования и Финансовая полиция продолжают проводить проверку по факту завышения цен на ГСМ компаниями БНК и ШНОС. Об этом изданию Tazabek сообщили в Госантимонополии.
 
В антимонопольном ведомстве сообщают, что проверяется получение сверхприбыли данными нефтетрейдерами в период дефицита ГСМ на рынке путем искусственного завышения цен.
 
После проверки ее результаты будут направлены в правительство, сообщили в Госантимонополии.
 
Сегодня же председатель Государственной службы финансовой полиции Мурат Джакыпбаев сообщил Tazabek, что проверки со стороны Финполиции завершены. В результате чего выяснилось, что компании БНК и ШНОС завысили цены на высокооктановый бензин, имея достаточные запасы.
 
М.Джакыпбаев сообщил, что Финполиция не проверяла финансовые показатели компаний. «По поручению главы правительства мы проверяли остаток топлива марки А-92 и А-95 на момент его дефицита на заправках Бишкека. Запас у компаний был. Однако мы не имеем права регулировать ценообразование данных компаний, так как они негосударственные. После проверок компании самостоятельно снизили цены на высокооктановый бензин», - сказал он.
 
Источник: Tazabek

Согласно среднесрочной программе за 5 лет рынки «Дордой» и «Кара-Суу» должны переориентироваться на продажу собственной швейной продукции. Об этом изданию Tazabek сообщил советник премьер-министра КР Сергей Пономарев по итогам рабочей встречи Алмазбека Атамбаева с предпринимателями рынка «Дордой».
 
По его словам, вчера, 2 августа, стартовала социальная ярмарка на ТРК «Дордой», в открытии которой принимали участие российские, казахские предприниматели, мэр Бишкека Иса Омуркулов, посол России в Кыргызстане Валентин Власов. По мнению С.Пономарева, данное мероприятие является одной из «первых ласточек» для дальнейшего развития легкой промышленности.

Он также отметил, что перепрофилирование рынка «Кара-Суу» особо актуально в настоящее время в связи с закрытием кыргызско-узбекской границы. В настоящее время товарооборот рынка упал примерно на 60%, предприниматели из Узбекистана нашли другие рынки сбыта, охарактеризовал ситуацию на рынке С.Пономарев.
 
Также на рабочей встрече с участием А.Атамбаева обсуждался вопрос патентов и субаренды контейнеров. В настоящее время рассматривается вопрос продления срока действия до 2013 года 20% скидки на патент. Снижение стоимости патента на 20% было введено в 2010 году после событий в стране, сказал он.
 
Что касается стоимости субаренды (передача арендатором части арендованного имущества в аренду третьему лицу), то сейчас нет механизмов, которые бы смогли повлиять на ценовую политику. «По субаренде контейнера сейчас тупиковый расклад, потому что согласно законодательству цены у нас кроме монополистических не рассматриваются. При рыночной экономике, цена есть соотношение спроса и предложения», - отметил он.
 
Источник: Tazabek

Проект постановления правительства, разработанный Госагентством антимонопольного регулирования по регулированию и госконтролю, на розничные цены на марки высокооктанового бензина находится на рассмотрении у первого вице-премьер-министра Омурбека Бабанова.
 
Как сообщили изданию Tazabek в Госантимонополии, подготовленный проект постановления предусматривает расчет предельно допустимых розничных цен на бензин по расчетам уровня рентабельности нефтетрейдеров.
 
В настоящее время ведомство регулирует цены только одного монополиста - ОсОО «Газпромнефть Азия». Проект предусматривает регулирования цен всех нефтетрейдеров.
 
Проект постановления был отправлен О.Бабанову две недели назад.
 
Источник: Tazabek

Предприятия по производству алкоголя в Кыргызстане не смогут конкурировать с российскими и казахскими производителями, если КР вступит в Таможенный союз. Об этом изданию Tazabek сообщил председатель общественного наблюдательного совета при Государственном агентстве по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Турсунбек Куренкеев.
 
«Сегодня существуют большие сомнения, получит ли алкогольная отрасль Кыргызстана какие-либо плюсы от вступления в Таможенный союз. Наши отечественные предприятия, за исключением единиц, не готовы конкурировать с российскими предприятиями. И Казахстан, и Россия уже давно осваивают новые технологии в области производства алкогольной продукции. Плюс у них хорошо осуществляется госконтроль за алкогольным сектором», - сказал он.
 
Ранее, 2 августа 2011 года, Т.Куренкеев отмечал, что для эффективного госрегулирования алкогольной отрасли в Кыргызстане необходимо:
 
- Организовать производственный кластер на базе Кара-Балтинского спиртзавода;
 
- Организовать Открытое акционерное общество «Корпорация по реализации подакцизных товаров», включающее в себя сеть специализированных терминалов;
 
- Создать централизованную информационно-учетную компьютерную сеть и базу для учета перемещения подакцизных товаров;
 
- Ввести региональные акцизные марки;
 
- Ввести на территории КР сеть специализированных магазинов для реализации только подакцизных товаров.
 
Т.Куренкеев добавил, что для достижения данных целей необходимо внести соответствующие изменения в законы, в соответствии с которыми:
 
- У производителей отзываются лицензии на реализацию.
 
- Реализация алкогольной продукции осуществляется только через терминалы.
 
- Терминалы получают право на приобретения и наклеивание акцизных марок.
 
- Вводятся региональные акцизные марки, которые отличаются цветом, серией, номерами;
 
- Ужесточается ответственность за подделку акцизных марок, для чего приравнять к подделке государственных ценных бумаг или денег.
 
По его мнению, если будут предприняты данные меры, то произойдет резкое сокращение количества контрафактной и фальсифицированной продукции. «Заводы увеличат объемы производства законной продукции и естественно подделка акцизных марок отойдет за ненадобностью».
 
Источник: Tazabek

Золото на Товарной бирже Нью-Йорка COMEX накануне обновило свой исторический максимум. Его котировки в ходе торгов впервые превысили ценовой рубеж 1660 долл./унция, а официальная цена золота впервые установилась выше отметки 1640 долл./унция, повысившись за день на 1,4%, сообщает РБК. 


По итогам торгов 2 августа 2011г. тройская унция золота на COMEX стала дороже на 22,8 долл., а его официальная цена применительно к активному фьючерсу (декабрь) составила 1644,5 долл./унция. Цены по сделкам с золотом в ходе торгов на COMEX 2 августа 2011г. установились в диапазоне 1618,8-1661,9 долл./унция. В то же время на наличном рынке драгоценных металлов в Лондоне официальные цены на золото 2 августа тоже установили новые исторические рекорды и составили: - утренний фиксинг (AM Fixing) - 1624,00 долл./унция; - вечерний фиксинг (PM Fixing) - 1637,75 долл./унция.       

Золото на COMEX накануне подорожало из-за возросшего инвестиционного спроса на золотые слитки, вызванного опасениями замедления роста ВВП США и возможного снижения кредитного рейтинга страны. Покупкам золота на COMEX накануне во многом способствовало заметное снижение ведущих фондовых индексов США, которые потеряли за день в среднем 2,5%.         

Повышенный спрос на золотые слитки был также обусловлен более слабым, чем ожидалось, ростом потребительских доходов граждан США и неожиданным снижением их потребительских расходов. Так, по итогам июня 2011г. объем индивидуальных доходов американцев вырос по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1% - самый низкий рост данного показателя с ноября 2010г. В то же время объем потребительских расходов в июне 2011г. снизился относительно предыдущего месяца на 0,2% - первое снижение данного показателя примерно за два года.   

На этом фоне физические активы золота, принадлежащие биржевому индексному фонду SPDR Gold Trust, который является крупнейшим в мире держателем золота среди инвестиционных институтов, по состоянию на 2 августа 2011г. выросли за один день на 18,174 т и составили 1 тыс. 281,754 т - самый высокий показатель более чем за 7 месяцев (с конца декабря 2010г.). Напомним, за весь прошедший месяц (июль) физические активы фонда SPDR Gold Trust увеличились на 30,771 т золота.          

Сегодня золото на COMEX продолжает расти в цене и уже приближается к отметке 1675 долл./унция, обновив свой исторический максимум. В настоящее время цены по сделкам с активным фьючерсом на золото держатся в диапазоне 1654,4-1674,6 долл./унция.
 
Источник: Zpress.kg
 

 

 

Такой вывод содержится в исследовании проблем сектора энергетики, проведенном Советом по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР. В результате исследования были выявлены несколько причин, влияющих на слабую работу энергоотрасли, связанные с плохим госуправлением. K-News приводит основные причины, указанные в результатах исследования.
 
Первой причиной называется несбалансированность тарифной политики в области электроэнергетики. Такая ситуация вызвана непрозрачностью системы тарифообразования и отсутствием современной тарифной сетки. В пользу таких доводов говорят разные цены, озвученные за последние 4 года относительно к одному киловатт-часу электроэнергии.
 
2007 год - экс-премьер-министр Игорь Чудинов - 64,3 тыйына;
 
2008 год - экс-министр энергетики Сапарбек Балкибеков - 62,5 тыйына;
 
2009 год - экс-премьер-министр Данияр Усенов - 130 тыйынов;
 
2010 год - экс-министр энергетики Осмонбек Артыкбаев - 140,2 тыйына;
 
2011 год - Министерство энергетики - 70 тыйынов – действует и в настоящее время.
 
Вторая причина неэффективного госуправления сектором энергетики определена как «хроническое недофинансирование» - государство не выделяет достаточных средств для обеспечения полноценного функционирования отрасли.
 
Третья причина - моральный и материальный износ оборудования. В частности, ТЭЦ Бишкека работает на 50 % своей мощности из-за устаревшего оборудования, каскад гидроэлектростанций на реке Нарын выработал свой ресурс на 37 %.
 
Еще одной причиной названа недостаточная прозрачность работы и коррупция в секторе, о чем ранее, в интервью журналистам, заявлял  министр энергетики Аскарбек Шадиев.
 
Согласно исследованию, в небольшой степени пытаются контролировать или влиять на энергетический сектор 5 государственных органов и институтов: президент, правительство, Жогорку Кенеш, Министерство госимущества и Министерство энергетики. Однако Совет по развитию бизнеса и инвестициям сделал вывод, что фактический контроль над сектором принадлежит другим субъектам.
 
«Тем не менее, реальными собственниками сектора выступают руководство энергопредприятий, его административный персонал и контролеры, которые практически распоряжаются всем сектором как личной собственностью», - сообщается в документе.
 
Для справки: В Кыргызстане имеются 4 крупные распределительные компании электроэнергии: ОАО «Северэлектро», ОАО «Востокэлектро», ОАО «Ошэлектро» и ОАО «Жалалабатэлектро».
 
Источник: K-News

Правительство Кыргызстана решило не вводить запрет на экспорт мяса из Кыргызстана. Об этом изданию Tazabek 3 августа сообщили в Госагентстве антимонопольного регулирования.
 
Ранее ведомство в связи с ростом цен на мясную продукцию внесло предложение ввести запрет на экспорт мяса, после чего в правительстве состоялось совещание с участием министерств и ведомств, где они не поддержали данную инициативу.
 
«Главными доводами отказа от запрета экспорта стало то, что от продажи мяса увеличивается жизненный уровень населения в регионах страны», - сообщили в ведомстве.
 
В то же время правительство поручило Госантимонополии отслеживать ситуацию и отчитываться в Аппарат правительства.
 
По данным на 20 июля 2011 года, в среднем по республике цена на баранину достигла 280,3 сом/кг, на говядину — 278,3 сом/кг.
 
Источник: Tazabek