Накануне, 29 сентября, состоялось подписание протокола переговоров о сотрудничестве в целях развития между Кыргызстаном и Германией. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства экономического регулирования КР.
В переговорах приняли участие руководители министерств Германии и Кыргызстана, а также депутаты кыргызстанского парламента.
Правительство Германии обязуется увеличить совокупный объем средств, выделенных по линии двустороннего технического и финансового сотрудничества и предоставить правительству Кыргызстана на период 2011-2012 годов новые средства в размере 26 миллионов евро. Из этой суммы 16 миллионов евро предоставляется для реализации проектов в области финансового сотрудничества, а 10 миллионов евро – в области технического сотрудничества.
Для справки: Германия выступает одним из основных партнеров Кыргызстана и является одним из главных доноров, сотрудничая с правительством Кыргызстана с 1992 года. В рамках финансового и технического сотрудничества один раз в два года проводятся межправительственные переговоры. Совокупный объем средств, выделенных по линии двустороннего технического и финансового сотрудничества, составляет 223 миллиона 900 тысяч евро.
Один из акционеров «ФинансКредитБанка» выиграл иск против Национального банка Кыргызстана. Об этом K-News сообщили сегодня, 30 сентября, в ОАО «ФинансКредитБанк».
Как сообщается, акционер, являющийся гражданином Кыргызстана, посчитал неправомерными требования Нацбанка предоставить информацию о мелких акционерах коммерческих банков. Летом текущего года он подал иск в Межрайонный суд Бишкека, а 16 сентября суд первой инстанции вынес решение в пользу держателя акций ФКБ.
Основанием для признания незаконными указанных требований Национального банка явилось то, что согласно банковскому законодательству, информация должна предоставляться только о тех акционерах, чья доля от общего пакета акций составляет более 10 %. Вместе с тем, в ноябре 2010 года НБКР внес изменения в данную норму, не проинформировав об этом общественность. Вместо того чтобы обнародовать нормативные коррективы через общедоступные СМИ, Нацбанк опубликовал их только в своей внутренней газете. Как пояснили в «ФинансКредитБанке», это означает, что процедуры, необходимые для вступления изменений в законную силу, не были соблюдены.
Напомним, 19 мая 2011 года в ОАО «ФинансКредитБанк» изменился состав акционеров. 90,9 % акций банка равными долями выкупили 10 граждан Ирана. Вслед за сменой состава директоров в «ФинансКредитБанке» был введен внешний надзор со стороны Национального банка Кыргызстана. Одним из поводов ввести надзор послужило то, что акционеры (у каждого из которых было мене 10 % всех акций) не сразу предоставили о себе информацию.
Несмотря на то, что документация была впоследствии предоставлена, внешний надзор над банком не снят до сих пор.
Кыргызстан и Таиланд рассматривают возможность создания Делового совета. Об этом стало известно 29 сентября 2011 года на встрече президента Торгово-промышленной палаты Кыргызстана Марата Шаршекеева с послом Таиланда Чалермпоном Танчиттом.
По словам главы палаты, Таиланд сейчас рассматривается только как страна с большим туристическим потенциалом. Другие сферы его экономики малознакомы бизнесменам КР.
«Поэтому для установления торгово-экономических отношений нужно создать кыргызско-таиландский деловой совет, в состав которого войдут активные представители бизнеса обеих стран. Опыт создания такой формы сотрудничества продемонстрировал свою успешность», - подчеркнул М.Шаршекеев.
С 1 октября будет снижена цена на газ для потребителей Кыргызстана. Об этом 29 сентября на совещании в правительстве по вопросу модернизации ТЭЦ сообщил и.о. премьер-министра Омурбек Бабанов.
Правительство обещает снизить цены на газ для потребителей
По его словам, согласно распоряжению правительства стоимость 1000 кубометров для потребителей будет составлять 12609 сомов. Ранее она составляла 14677 сомов.
Для промышленных предприятий цена снижена до 16311 сома за 1000 кубометров.
О.Бабанов отметил, что в Кыргызстане впервые за 20 лет снизили цену на газ. Снижение произошло в связи с закупкой газа у «Казтрансгаза» по цене 195 долларов за тысячу кубометров. По данным министра энергетики Аскарбека Шадиева, «Узтрансгаз» на 4 квартал выставил цену в $310.
В Кыргызстане цена на природный газ снижена в среднем на 2 сома. Сообщил и.о. премьер-министра Кыргызской Республики Омурбек Бабанов на совещании по вопросу модернизации ТЭЦ Бишкека в доме правительства в четверг.
«Стоимость 1 кубометра природного газа для бытовых потребителей севера страны составляла 14,58 сома, для потребителей юга страны - 14,19 сома. А сейчас будет стоить 12,6 для потребителей по всей территории страны», - сказал О. Бабанов.
Для промышленных предприятий, тариф за 1 кубометр природного газа составлял 18,4 сома, новый тариф -16,4 сома. Тариф для компании ОАО «Электрические станции» подешевел с 18, 4 за 1 куб до 15,7 сома.
«В течение 20 лет у нас цены на газ только поднимались, впервые произошло снижение стоимости газа», - отметил он.
Накануне О. Бабанов сообщил, что Казахстан начал поставку газа в Кыргызстан.
«Мы договорились с Казахстаном о поставке газа. Казахстан уже начал поставку газа по цене $195 за 1 тыс. кубов. Предполагается, что они (Казахстан - КирТАГ) поставят нам 240 млн кубов. В то же время Узбекистан нам поставляет газ по $305 за 1 тыс. кубов, узбекский газ поставляется на юг страны. Разница в закупочной цене большая, но для потребителей севера и юга (Кыргызстана - КирТАГ) тарифы на газ будут одинаковыми», - сообщил О.Бабанов.
Эксперты советуют правительству Кыргызстана соблюдать бюджетный календарь, сроки которого «нещадно нарушаются». Об этом сообщает Центральноазиатский институт свободного рынка по итогам круглого стола «Особенности бюджета 2012 года».
Как отмечается, в ходе обсуждения его участники обнаружили интересные отличия бюджета 2012 года от бюджетов предыдущих лет. Эксперты отметили хроническое отсутствие четкого его исполнения.
«После очередного громкого утверждения бюджета парламентом правительство на самом деле расходует деньги по своему усмотрению. Фактические расходы в течение года легализуются правительством через поправки бюджета. Каждый год его формат меняется, что затрудняет сравнительный анализ и оценку динамики изменений. Статьи расходов переходят от одного ведомства к другому. Так многие статьи, включаемые, как правило, в бюджет Министерства финансов, в проекте бюджета 2012 года переданы новому «ведомству», именуемому «прочие госуслуги». Непонятно, зачем это нужно. Статьи расходов «нового ведомства» можно распределить по бюджетам имеющихся ведомств. Расходы новых «прочих госуслуг» составят 35 процентов от всего бюджета», - подчеркивают в организации.
Эксперты сообщают, что в проекте бюджета-2012 расходная часть - 90,3 миллиарда сомов. При суммировании расходов, указанных в приложениях, итоговое значение получается на сумму 80,8 миллиарда. «Куда делись 9,5 миллиарда? Возможно, эти средства предназначены силовым структурам, так как в проекте бюджета не отражены расходы на оборону и правоохранительные органы, что является нарушением закона о доступе к информации», - предполагают аналитики.
Отдельную полемику вызвали расходы по статье «питание учащихся 1-4-х классов». «Колоссальные деньги выделяются по данной статье - 475 миллионов сомов в 2011 году, 823 миллиона - в 2012-м. Насколько оправдана эта популистская мера? Должно ли государство забирать огромные деньги у родителей через налоги и обеспечивать питание их детям, или все-таки питание школьников - прямая обязанность их родителей?», - задались вопросом эксперты.
Участники встречи рекомендовали внедрить на всех этапах бюджетного процесса общественные слушания, вовлечь граждан в формирование и контроль исполнения главного финансового закона страны. В Центральноазиатском институте свободного рынка подчеркивают, что следует предусмотреть небольшое стабильное финансирование общественных слушаний для обеспечения их регулярного проведения.
С сегодняшнего дня правительство Казахстана ввело временный запрет на экспорт отдельных видов растительного масла. Соответствующее постановление подписано премьером соседнего государства Каримом Масимовым.
Ввиду случившегося, имеет смысл задуматься о том, как изменится ситуация на отечественном рынке. Как известно, Кыргызстан значительную часть растительного масла завозит как раз из Казахстана. И решение тамошнего правительства приостановить поставки имеет все шансы повлиять на изменение цен у нас.
– Не думаю, что Казахстан поступает в соответствии с рыночными правилами, – замечает по этому поводу глава Минсельхоза Торогул Беков. – Как известно, эта страна стремится стать членом ВТО, и, поэтому, запрет на экспорт меня несколько удивляет. Однако два года назад такое уже имело место, и наши поставщики переключились на Россию и Украину, начав оттуда завоз данного продукта. Хотя не считаю, что в результате решения казахстанского правительства в Кыргызстане серьезно изменятся цены. В конце концов, у нас сейчас, как раз, сезон убора масличных культур. В такой ситуации рост цен на подсолнечное масло маловероятен.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization) и Европейский банк развития и реконструкции обсудят вопросы строительства железных дорог в сельской местности Кыргызстана. Обсуждение пройдет на сельскохозяйственном инвестиционном форуме в Бишкеке сегодня, 29 сентября 2011 года, сообщает пресс-служба организаций.
Участники обсудят проблемы инвестиций в сельскую инфраструктуру, строительство автодорог, электроснабжение, снижение затрат на сбыт произведенной продукции и облегчение доступа на городские рынки.
На форуме планируется определить роль частного сектора в обеспечении доступа к финансированию, особенно в кредитовании агробизнеса поддержку фермеров.
Справка:
На сегодня ЕБРР вложил в различные отрасли экономики КР около $450 млн, мобилизуя дополнительные инвестиции объемом около $650 млн по более чем 70 проектам.
Целью организации ФAO является повышение производительности сельского хозяйства, обеспечение лучших условий жизни сельского населения.
В ходе встречи экспертного сообщества, которая прошла сегодня в Центральноазиатском институте свободного рынка на тему «Тенденции бюджета 2012 года», эксперты внесли 3 предложения.
Основная тема обсуждения касалась новой бюджетной статьи под названием «прочие госуслуги», которая скрыта от общественности. При этом ее размер составляет 28,2 миллиарда сомов, то есть треть госбюджета 2012 года. По неизвестным причинам в проекте бюджета отсутствует информация о расходах правоохранительных и других ведомств.
Принимающие участие на этой встрече эксперты сообщили «Вестям», что при обсуждении бюджетной статьи «прочих госуслуг» они пришли к следующим выводам. Во-первых, были найдены существенные отличия между государственными бюджетами 2011 и 2012 годов.
Нововведенная классификации министерств и ведомств очень затрудняет работу по выявлению распределения госбюджета. Информация по «прочим госуслугам» тщательно скрывается вопреки конституционного закона, который гласит, что такая информация должна предоставляться в целях прозрачности работы госоргана.
Эксперты отметили, что для скрытия бюджетных расходов правоохранительных и других ведомств госорганы апеллируют президентским законом, согласно которому подобная информация должна быть закрыта.
По итогам встречи было предложено активизировать гражданское общество для получения доступа к полной информации по проекту бюджета, разработать форматы по запросу информации и внести изменения в действующее законодательство. Приняв, при этом, соответствующий Кодекс.
Однако вопрос о том, кто именно будет инициировать проект закона о внесении изменений – Министерство финансов или парламент, пока остается таким же туманным, как, собственно, и обсуждаемая «скрытая» статья «прочих госуслуг».
Кыргызстан сэкономит на поставках газа из Казахстана $25 миллионов. Об этом сегодня на пресс-конференции заявил и.о. премьер-министра КР Омурбек Бабанов.
«Впервые в истории мы подписали прямой контракт с Казахстаном по поставке природного газа по цене $195 за тысячу кубов. На сегодня мы получаем его по $305 из Узбекистана. Разница в $110 за тысячу кубометров ощутимая. Речь идет о поставке 240 миллионов кубов в год для северного региона КР. В целом же объем поставок составит около 300 миллионов кубов газа в год», - сказал он.
Месторождение Джеруй является главным стратегическим объектом в Кыргызстане для российского ОАО «Полюс Золото». Об этом 28 сентября на пресс-конференции в Бишкеке заявил генеральный директор ОсОО «Полюс-Кыргызстан» Эдуард Кубатов.
По его словам, в настоящее время конкурс на месторождение не может быть объявлен из-за судебных разбирательств между прежним владельцем лицензии и правительством Кыргызстана. Верховный суд в четвертый раз перенес рассмотрение дела из-за процесса отбора новых судей и перестановок в судейском корпусе. Рассмотрение ходатайства перенесено на 18 октября.
По словам Э.Кубатова, российская компания заинтересована и в других месторождениях Кыргызстана. Каких конкретно он не обозначил.
Бишкек, ИА «Саясат.kg». Минздрав КР проведет тотальную финансовую проверку в Национальном центре онкологии в связи с обнаружением там нарушений финансовой деятельности во время недавно проведенной аудиторской проверки.
Как сообщила пресс-центру Минздрава КР начальник Управления финансов министерства здравоохранения КР Зарина Назарова, кредиторская задолженность Национального центра онкологии (НЦО) по состоянию на 1 сентября 2011 года выглядит неудовлетворительно.
Так, по статье «Расходы на питание» затрачено 4735,1 тыс. сомов. Как при этом отмечают в Управлении финансов, приобретение продуктов производится не на средства, предусмотренные по смете расходов, а на потребную сумму, и кредиторская задолженность с каждым годом нарастает.
Например, в 2007 году кредиторская задолженность составляла 158 тыс. сомов, в 2008 году - 1164,4 тыс. сомов, в 2009 году – 2836,1 тыс. сомов, в 2010 году – уже 4237,3 тыс. сомов.
Далее, по статье расходов «Здания и сооружения» затрачено 15,811 млн. сомов, в том числе по подрядчикам:
- «Бишкеккурулуш» - 7735 тыс. сомов;
«ОсОО «Родник» - 7000 тыс. сомов;
«Сантехма» - 1076 тыс. сомов.
В утвержденном плане распределения на 2010 год и в смете расходов НЦО средства для проведения ремонтных работ не были предусмотрены. В течение 2010 года НЦО были выделены средства в размере 11 млн. сомов, однако тендер был проведен на сумму, превышающую выделенные средства, что привело к образованию кредиторской задолженности в размере более 4 млн. сомов.
Кроме того, как отмечают в Управлении, следует отметить, что в текущем году в смете расходов НЦО средства на проведение ремонта не предусмотрены, а в уточненном плане распределения предусмотрено и профинансировано 6 млн. сомов и по состоянию на 1 сентября 2011 года кредиторская задолженность увеличилась и составила 15, 811 млн. сомов.
Таким образом, в нарушение пункта 3.2 статьи 13 Закона КР «О государственных закупках» («Не допускается приобретение товаров, работ и услуг, не предусмотренных утвержденным годовым планом государственных закупок») произведены тендерные закупки сверх утвержденного бюджета на 2011 год, что привело к образованию кредиторской задолженности в размере 20,546 млн. сомов.
Сегодня в Центральноазиатском институте свободного рынка (CAFMI) пройдет экспертная встреча на тему «Тенденции бюджета 2012 года».
Как отмечают эксперты, данный проект бюджета очень непрозрачный и треть расходов размером в 28,2 миллиарда сомов скрыта под названием «прочие госуслуги». Что составляет, между прочим, почти 35% расходов бюджета 2012 года.
Кроме того, структура данной крупной статьи не раскрывается и по неизвестным причинам в проекте бюджета отсутствует информация о расходах правоохранительных и других ведомств.
Удастся ли экспертной группе выявить, на что предусмотрены 28,2 миллиарда сомов, с «Вестями» поделился экономист Жумакадыр Акенеев.
–Данный проект еще «сырой», поскольку на его разработку было потрачено всего 3 месяца, – поясняет Жумакадыр Асанкулович.
– Я уверен, что экспертам удастся обнаружить, на какие проекты предусмотрены эти 28 миллиардов сомов. Более того, бюджет на 2012 год будет проверяться экспертной группой Азиатского банка развития. И статья «прочие госуслуги» обязательно будут расшифрованы и выявлены на макроуровне ближе к декабрю.
Президент Турции Абдуллах Гюль обещал и дальше помогать Кыргызстану при условии стабильности. Об этом после встречи с ним за закрытыми дверями 27 сентября сообщил торага Жогорку Кенеша Ахматбек Келдибеков.
По его словам, глава Турции подтвердил, что вопросы ликвидации долга КР в $51 миллион и выделения $10 миллионов в виде гранта решены. «Турция готова в дальнейшем инвестировать в Кыргызстан. По данным Абдуллаха Гюля, им будет намного проще сотрудничать, если парламенты двух стран будут теснее работать», - сказал Ахматбек Келдибеков.
До этого спикер парламента посетил одну из турецких областей - Йозгат - и встретился с ее губернатором. Как отметил Ахматбек Келдибеков, достигнута договоренность о дружбе между областью и Кыргызстаном. «Для сотрудничества в экономической и социальной отраслях с Йозгатом предложена Ошская область. На основе данного соглашения достигнута договоренность о сотрудничестве между Ошским государственным университетом и университетом Бозок Йозгата», - добавил он.
Итоги межбанковских валютных торгов 27/09/11: На межбанке доллар продолжает терять позиции.
Сделки совершались в торговом диапазоне 44,99/45,02. Общий объем торгов – 2,95 млн. долл. США. НБКР участия в торгах не принимал. Официальный курс доллара США на 28 сентября 2011 г. составляет 45,0105 (-0,14%).
Президент Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Жумакадыр Акенеев подробно рассказал K-News о ситуации на рынке ГСМ Кыргызстана и контрабанде топлива.
- Какова сейчас в Кыргызстане общая ситуация с горюче-смазочными материалами?
- Кыргызстан ежегодно потребляет около 1 миллиона тонн ГСМ – это и бензин всех марок, и дизтопливо. На 2011 год Россия подписала отпуск ГСМ без пошлины где-то на 800 тысяч тонн, и сегодня мы из них где-то 600 тысяч выбрали. Оставшихся 200 тысяч тонн лимита, думаю, нам хватит, поскольку до конца года осталось всего три месяца.
Во время недавних переговоров с российской стороной, мы попросили, чтобы этот лимит увеличили хотя бы до 900 тысяч - 1 миллиона тонн, а на 2012 год – до 1 миллиона 100 тысяч тонн. Стране нужен определенный запас, потому что ожидается строительство нескольких крупных объектов, таких как, например, Камбарата-1, что увеличит потребление ГСМ.
- Как отреагировала российская сторона на эти просьбы?
- Вроде бы согласилась их удовлетворить. Единственное, будут изменены условия поставок. Раньше они нам давали лимит, и все наши нефтетрейдеры могли спокойно ехать в Россию, заключать соглашения, каждый по своим каналам оплачивал, доставлял горючее в Кыргызстан. Сегодня же с российской стороны поставлены условия, по которым основной компанией, которая будет регулировать поставки, станет «Газпром нефть», в Кыргызстане – «Газпром нефть Азия».
Это делается для того, чтобы предотвратить дальнейший реэкспорт, контрабанду и так далее. Кроме того, в этом соглашении будет участвовать и наша Ассоциация. Всего у нас примерно 30 нефтетрейдеров, 12 из которых входят в Ассоциацию нефтетрейдеров Кыргызстана и завозят в страну 92 % всех ГСМ. Остальным нефтетрейдерам не возбраняется ехать в Россию и получать любое количество ГСМ вне квоты, которую выделит Россия на 2012 год. Но при этом они должны будут уплачивать пошлины. Если хотят получать товар в рамках квоты, т.е. беспошлинно, им нужно будет войти в Ассоциацию нефтетрейдеров.
- В плане поставок топлива Кыргызстан может рассчитывать только на Россию?
- Да, сегодня мы получаем ГСМ пока только из России. Раньше порядка 100 тысяч тонн получали из Казахстана, но казахи с начала года ввели – и продлили до конца этого года – запрет на экспорт, поэтому официально из Казахстана мы не получаем ничего. Если мы что-то получаем неофициально, то это уже не входит в статистику. Но справедливости ради, нужно отметить, что до 1 июля текущего года существовал своеобразный переток ГСМ из Казахстана в Кыргызстан.
До 1 июля у наших соседей топливо стоило на 15-20 % дешевле, чем у нас. Кыргызско-казахская граница открыта, поэтому все, кто хотел заправиться подешевле – а из них, наверное, процентов 40 были бишкекчане, – переезжали границу, там заправлялись на 40-50 литров и въезжали обратно в Кыргызстан. А так как только в одном Бишкеке зарегистрировано порядка 200 с лишним тысяч автомобилей, то, думаю, к нам поступило примерно 50-60 тысяч тонн казахского бензина.
Сегодня же цены выровнялись, в отдельных случаях в Казахстане цены даже выше, поэтому желания у наших автолюбителей ездить заправляться к соседям нет. В летний период мы даже наблюдали ситуацию, когда из Казахстана заезжали к нам, чтобы заправиться высокооктановым бензином.
- Вы упомянули, что в новых соглашениях с Россией перевозку ГСМ будет осуществлять в основном одна компания, чтобы сократить контрабанду. Как в Кыргызстане обстоит сейчас дело с незаконным вывозом топлива?
- О контрабанде ведется сегодня очень много разговоров. По сути дела, эту проблему подняла наша Ассоциация. В мае был инвестиционный форум с участием губернаторов Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей, и там я разговаривал с первым заместителем баткенского губернатора. Он тогда сказал мне, что каждый день в сторону Таджикистана уходит 40-45 машин с ГСМ. Сообщил, что наше население видит все это и возмущается, что ГСМ уходит в соседнюю страну, тогда как на отдельных наших заправках в полном объеме не отпускают бензин и дизтопливо, и цены высокие по сравнению с другими регионами. Я, как человек новый, начал изучать этот вопрос.
На самом деле в Баткене цены на ГСМ были на 3-5 сомов выше, чем в остальных регионах. В соседнем Таджикистане в приграничных районах цены выше на 15-20 сомов на отдельные виды топлива, а ближе к афганской границе, в Душанбе, бензин стоит на 30-35 сомов дороже. Естественно, ГСМ, которые поступали в Баткенскую область, частично вывозились в Таджикистан, перепродавались. Те, кто этим занимался, с литра имели свои 10-12 сомов.
Первоначально я сам возмутился, как это так? Машинами уходит топливо. Куда смотрит таможня, куда смотрит финполиция? Мне сказали, что за сутки в Таджикистан до тысячи тонн уходит. Но потом мы по своей линии нефтетрейдеров провели расследование, задействовали правоохранительные органы, финполицию. Оказалось, что все эти машины перевозили топливо через нашу страну транзитом.
Как мы выяснили, этот бензин закупался в Казахстане и перевозился на территорию Таджикистана. Раньше эти перевозки шли через Узбекистан, но, как мы потом узнали, узбеки закрыли железную и автомобильную дороги, ведущие в сторону Таджикистана, и потому перевозчики вынуждены были везти бензин через Кыргызстан.
- Вы же сказали, что экспорт топлива из Казахстана закрыт…
- Да, официально закрыт. Но, смотрите, в Казахстане сейчас дефицит ГСМ, введена талонная система распределения. И это при том, что они производят топлива в три раза больше, чем сами потребляют. Получается, что ГСМ у них утекает. И я знаю, куда – в Афганистан, потому что там топливо в два раза дороже, чем в Таджикистане, и где-то раз в пять дороже, чем у нас здесь. И я знаю, что этот бизнес контролируется зятем Нурсултана Назарбаева – Тимуром Кулебаевым, сын Эмомали Рахмона тоже подключается, они пропускают груз, где-то договариваются, и каждый получает свою долю… Но это уже не наша компетенция, пусть они сами у себя разбираются. А наши интересы здесь затрагиваются только в том плане, что весь этот транзит кыргызстанские таможенники и пограничники не фиксируют – думаю, согласно определенным частным договоренностям – и поэтому наше население видит непонятные машины, перевозящие ГСМ, и возникают разговоры о контрабанде. Впрочем, разговоры разговорами, но для нас главное, что это не наш бензин.
- То есть, контрабанды ГСМ в Кыргызстане нет?
- Ну почему же? Контрабанда, конечно, есть. Какая-то часть бензина, который мы завозим, уходит. Но мы предполагаем, что уходит он мелким оптом – не машинами, а канистрами, или даже из Таджикистана к нам заезжают, как раньше мы заезжали в Казахстан, заправляют баки и едут обратно. Таким образом, думаю, до 100-150 тонн нашего бензина уходит в месяц. Но это – мизер, ведь у нас месячная потребность колеблется в разные месяцы от 50 до 80 тысяч тонн ГСМ. Получается, что контрабанда составляет менее 1 %. Конечно, желательно, чтобы вообще ни один литр не уходил.
- А что Вы можете сказать насчет слухов о том, что к контрабанде ГСМ причастен Омурбек Бабанов?
- Это мы слышим каждый день. Об этом все депутаты оппозиционных фракций говорят, мол, контрабанда идет на уровне Атамбаева, Бабанова, что они «крышуют» контрабандистов, и третье, и пятое, и десятое. Но это все не более чем эмоции.
Насколько я знаю, Омурбек Бабанов занимался нефтяным бизнесом, у него была сеть заправок «Альянс», которую он полностью продал россиянам, «Газпром нефть Азии», и сегодня за ним ничего не числится. Думаю, если бы у него была фирма, и эту фирму поймали на контрабанде, то сегодня у нас все настолько открыто и прозрачно – все обо всем могут говорить, – что давно бы уже в СМИ информация вовсю муссировалась.
На днях, кстати, когда наши таможенники и пограничники отчитывались премьер-министру о том, что задержали 400 тонн контрабанды, Атамбаев оборвал и сказал что-то вроде: «Какой может быть разговор о 400 тоннах, когда речь идет о 23 тысячах тонн». И вот теперь начали муссировать эти цифры. Здесь, я считаю, премьера подставили правоохранительные органы. Потому что сразу вслед за тем вышла статья в одной из газет, где было написано, что действительно в августе через пропускной пункт «Сосновка» прошли газпромовские, шносовские и так далее машины с общим объемом топлива в 20 с лишним тысяч тонн.
Я хочу сказать, что все эти машины, проходившие через «Сосновку», к контрабанде отношения никакого не имеют. Это – наши внутренние перевозки с севера на юг. Наши нефтетрейдеры, также как и таджикские, вынуждены везти топливо по внутренним автомобильным дорогам, потому что узбекская железная дорога не пропускает наши грузы. То есть узбеки официально не запрещают перевозки, но под разными предлогами по полтора-два месяца держат наш груз на границе, и потом, когда он все-таки проходит, нехватка ГСМ составляет 30-40 %. Поэтому, чтобы исключить потери, нефтетрейдеры завозят весь объем топлива на нефтехранилища, расположенные на севере, сливают его здесь, а потом уже отсюда машинами увозят на юг.
Даже если брать простые расчеты, в месяц нам нужно, как я уже говорил, в среднем 60 тысяч тонн. Наши потребности делятся так: 45 % всех ГСМ идет на юг, 55 % – на север. Получается, что из 60 тысяч тонн где-то 25-30 тысяч мы вынуждены отсюда перевозить машинами на юг.
Кроме того, если бы из необходимых нам 60 тысяч тонн действительно в месяц 23 тысячи, как сказал премьер, уходили контрабандой, то у нас просто-напросто был бы дефицит. Представьте себе, 23 тысячи – это одна третья часть. А россияне бы нам давно перекрыли поставки, сказали бы, что мы реэкспортом занимаемся.
Вообще, сегодня у нас самая стабильная ситуация по обеспечению ГСМ на всем постсоветском пространстве. В самой России есть дефицит: в Санкт-Петербурге, в Москве высокооктанового бензина не хватает. У нас же летом только неделю был дефицит с высокооктановым, но мы его закрыли. Во всех регионах сегодня есть дизельное топливо, бензин всех марок, все идет в нормальном режиме. И цены у нас сегодня самые низкие на постсоветском пространстве.
«В Кыргызстане обстановка с ГСМ стабильная», - заявил ИА
«24.kg» председатель Ассоциации нефтетрейдеров КР Жумакадыр Акенеев.
«В стране сегодня есть все виды ГСМ, и нефтетрейдеры готовы
к осенним полевым работам. Все поставки топлива в КР законтрактованы.
Единственной проблемой может быть цена, которая, скорее всего, будет ежемесячно
определяться. Не думаю, что стоимость ГСМ в КР сильно возрастет. Согласно
заключенным контрактам, она должна остаться на том же уровне, что и сейчас», -
сообщил он.
Экономисты убеждены, что причина в желании Анкары «замять» факт того, чем, на самом деле, являлась помощь этого зарубежного государства
Спикер ЖК Ахматбек Кельдибеков, находящийся сейчас с визитом в Турции, сообщил журналистам, что Турция простила Кыргызстану долг в полсотни миллионов долларов. Новость торага сопроводил туманными рассуждениями о том, что нашей республике суждено пройти путь построения парламентского государства по примеру Турции.
– Мы выбрали правильный путь, – заявил спикер.
Дистанцируясь от туманных рассуждений о том, какой путь следует проходить нашей Родине, «Вести» попытались выяснить, чем, в действительности, объясняется великодушие Турции. Помочь в этом нам согласился экс-министр сельского хозяйства, Жумакадыр Акенеев.
– При Акаеве Турция выделила Кыргызстану технический кредит в 75 млн. долларов, – рассказал он. – Большая часть этих средств была выделена не в денежной форме, а в виде оборудования, различных препаратов и прочего. Когда все это стало поступать, то выяснилась, что и ветеринарные препараты и оборудование для приготовления хлеба оказалось весьма сомнительного качества. Более-менее эффективно присланные стройматериалы освоил отель «Ак-Кеме».
Вместе с тем, напомнил Акенеев, на момент прихода Бакиева к власти долг Кыргызстана перед Турцией составлял примерно 51 млн., 20 с лишним млн. были возвращены.
- Я считаю, что Турция решила «простить» оставшуюся часть долга, дабы улучшить отношения с Кыргызстаном и предотвратить возможную утечку подробной детальной информации о том, чем в действительности, оказался турецкий кредит.
Такое мнение сегодня, 27 сентября, выразил доктор экономических наук Жумакадыр Акенеев, выступая на круглом столе, посвященном будущему Кыргызстана после президентских выборов.
Он отметил, что ни одна экономика мира, в том числе Японии и США, не обходится без внешней помощи, потому что экономики разных стран взаимодействуют друг с другом. В частности, один из видов взаимодействия – выделение кредитов и грантов.
«Кыргызстан не может обходиться без внешней помощи, но ее нужно выбирать селекционно. В советское время мы получали дотации от других стран Союза в размере 650-700 миллионов рублей, за счет этого наша экономика двигалась и развивалась. Сейчас же эффективность использования внешних кредитов составила 30-35 %, причем часть денег забрали сами доноры, а другую часть разворовали. Большая часть долга легла бременем на плечи наших налогоплательщиков», - считает Жумакадыр Акенеев.
Он добавил, что финансовая поддержка других стран должна быть именно помощью, а не «кабалой» для страны и населения.
Министерство финансов Казахстана совместно с АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» решают вопрос выделения финансовых средств в размере $100 млн на создание кыргызско-казахского инвестиционного фонда. Об этом стало известно 26 сентября 2011 года во время встречи и.о. премьер-министра КР Омурбека Бабанова с министром экономического регулирования Учкунбеком Ташбаевым, сообщила пресс-служба правительства.
По словам министра, в настоящее время все вопросы, связанные с созданием фонда с кыргызской стороны решены. «Все организационные вопросы мы планируем решить в течение следующих двух недель, а к концу октября в Бишкеке уже будет открыт офис кыргызско-казахского инвестиционного фонда», – отметил он.
Ранее, 16 сентября 2011 года, по итогам II заседания кыргызско-казахского межправительственного совета премьер-министр Казахстана Карим Масимов сообщал, что ближайшее время в Бишкеке будет открыт офис кыргызско-казахского инвестиционного фонда.
По его словам, договоренность о создании инвестфонда была подписана в 2007 году. «Сегодня мы все проговорили в ближайшее время будет открыт офис. И предприятия КР получат дополнительный источник финансирования», - сказал он.
Справка:
АО «Фонд национального благосостояния „Самрук-Казына» — холдинг по управлению государственными активами Казахстана, находящаяся под контролем правительства, созданная для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.
Всего в группу компаний Фонда входит более 500 дочерних и зависимых компаний.