Большинство туристов мира не могут посетить Кыргызстан из-за отсутствия прямых рейсов. Об этом сказал президент кыргызской ассоциации туроператоров Данияр Казаков на пресс-конференции в среду.
«Большая проблема для иностранных туристов приехать в Кыргызстан. Не все страны имеют с нами прямые авиасообщения. В результате туристам приходится делать пересадку. Очень многие известные авиакомпании имеют желание и готовы совершать перелеты в Бишкек. Уже не раз к нам обращались представители «Украин Эйр», «Эйр Франс» и некоторые австрийские авиакомпании. Но все упирается в бюрократию и коррупцию. Наша страна выдвигает авиакомпаниям неприемлемые условия», - сказал Д.Казаков.
Министерство экономического регулирования будет обсуждать с делегацией казахстанского «Самрук-Казына» создание кыргызско-казахского инвестиционного фонда с капиталом в размере $100 млн. Об этом изданию Tazabek сообщил министр Учкунбек Ташбаев.
Решение по созданию инвестфонда было принято 8 июня по итогам встречи первого вице-премьер-министра КР Омурбека Бабанова с руководством Фонда национального благосостояния Казахстана «Самрук–Казына».
Планируется, что данный фонд будет финансировать бизнес-проекты Кыргызстана в таких секторах как энергетика, телекоммуникации, развитие транспортной инфраструктуры, перерабатывающая промышленность, туризм.
Владельцы 10 национализированных коттеджей в оздоровительно-туристическом комплексе «Аврора Грин» выиграли дела по возврату своего имущества только в суде первой инстанции. Окончательного решения еще нет, так как поданы апелляции. Об этом сегодня, 22 июня, на пресс-конференции в Бишкеке и.о. акима Иссык-Кульского района Нурлан Насирдинов.
Он сообщил, что есть письма с госрегиструма о том, что прошли судебные заседания. «И через суд они [бывшие владельцы] выиграли. Они выиграли только первый суд, есть еще межрайонный, областной и дальше. Окончательного решения нет, но первый суд они выиграли», - сказал Н.Насирдинов.
В оздоровительно-туристическом комплексе «Аврора Грин» было национализировано 29 коттеджей и многоквартирный гостевой дом. Все объекты находятся на балансе Управления делами президента.
Н.Насирдинов, выступая 18 июня на пресс-конференции в Чолпон-Ате, сообщил, что решениями судов 10 коттеджей в оздоровительно-туристическом комплексе «Аврора Грин» были возвращены прежним владельцам. На пресс-конференции 22 июня он уточнил вопрос по судебным разбирательствам.
Ранее, 16 июня, Министерство государственного имущества сообщило о приостановлении судебных разбирательств по национализированных коттеджам в комплексе «Аврора Грин».
«Благодаря премьер-министру Алмазбеку Атамбаеву и демократическим достижениям Кыргызстана суды в стране стали более независимы, восстановив права дочерней структуры компании Serpeus Inc. на 100-процентную долю ОсОО «БиМоКом Лтд.», - говорится в обращении украинской компании Serpeus Inc. По мнению инвесторов, именно более независимая судебная система позволила восстановить права компании на сотовый оператор MegaCom.
21 июня судебной коллегией по административным и экономическим делам Верховного суда КР был выпущен полный текст мотивированного Постановления от 17 июня 2011 года по рассмотрению надзорной жалобы компании Penwell Business Limited.
Как сообщали ранее некоторые СМИ в день вынесения указанного судебного акта со ссылкой на оглашенную в судебном заседании его резолютивную часть, судебная коллегия постановила отменить все состоявшиеся ранее по делу судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Распространенная же вчера мотивировочная часть этого постановления разъяснила вопрос о правовых последствиях вынесенного судебного акта.
Оказалось, что направление дела на новое рассмотрение в первую инстанцию произведено не для рассмотрения заявления компании Penwell Business Limited по существу, а для его возврата в связи с истечением процессуального срока для обжалования судебных актов от 2008 года по вновь открывшимся обстоятельствам.
Поскольку коллегия Верховного суда по закону не обладает полномочиями самостоятельно возвращать заявление, то судьям первой инстанции было предписано разрешить данный вопрос с указанием, что пропущенный Penwell Business Limited срок восстановлению не подлежит.
Таким образом, Верховный суд восстановил законное решение межрайонного суда города Бишкека от 6 ноября 2008 года, признавшего правомерной перерегистрацию 100 процентов доли в ОсОО «БиМоКом Лтд.» на ОАО «Эрмен-Тоо Ресурсы», которая в свою очередь является дочерней структурой украинской компании Serpeus Inc. Решение Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Китайские компании владеют лицензиями на разведку и геологическое изучение 79 из 228 месторождений золота Кыргызстана. Об этом сообщил министр природных ресурсов Замирбек Эсенаманов в ходе встречи с делегацией КНР из Кызыл-Сууйской кыргызской автономной области во главе с губернатором Пархатом Турду.
Как сообщила 22 июня пресс-служба Минприродресурсов, по словам министра, около 100 китайских компаний занимаются изучением и разработкой других месторождений различных полезных ископаемых. «Со дня обретения независимости Кыргызстана правительство КНР оказывает непрерывную и необходимую помощь нашей стране и мы готовы к дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества», - отметил З.Эсенаманов.
П.Турду сообщил, что в автономной области Кызыл-Суу живут порядка 150 тыс. кыргызов, в регионе действуют ТЭЦ и ГЭС. СУАР намерен развивать сотрудничество с Кыргызстаном в области разработки и добычи угля и металла. «В этой связи мы надеемся на поддержку со стороны правительства Кыргызской Республики» - отметил П.Турду.
Делегация пробудет в Кыргызстане до конца текущего месяца.
Премьер-министр КР Алмазбек Атамбаев постановлением правительства направил 5 млн сомов на участие в ярмарке ЭКСПО СНГ-20 из 8 млн сомов, направленных на рекламу туризма Кыргызстана. Об этом сегодня, 22 июня, на пресс-конференции в Бишкеке сообщил президент Ассоциации туризма шелкового пути Владимир Комиссаров.
По его словам, на 2011 год было выделено 8 млн сомов на рекламу туризма Кыргызстана. Из этих средств 1,2 млн сомов было потрачено — делегация КР приняла участия в туристической ярмарке в марте 2011 года в Берлине. Также средства направлялись на различные мероприятия, проводимые в Казахстане.
«Случилось для нас одна непредвиденная ситуация. Из 8 млн сомов, выделенных на туризм и которые почти все должны были пойти на продвижение туризма, неожиданно отобрали 5 млн сомов», - сказал В.Комиссаров.
Выборы президента Кыргызстана, которые должны пройти осенью 2011 года, обойдутся государственному бюджету в 130 миллионов сомов. Об этом на заседании парламентской фракции СДПК заявил председатель Центризбиркома Акылбек Сариев.
По его словам, эта сумма представлена в соответствующем Законе «О выборах депутатов и президента КР». Именно из несогласованности финансового вопроса, президент переходного периода Роза Отунбаева вернула документ с возражениями в парламент. «Но накануне профильный комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и местному самоуправлению согласился с возражениями главы государства и утвердил эту сумму», - отметил Акылбек Сариев.
В свою очередь председатель комитета по бюджету и финансам Акылбек Жапаров возразил, что деньги, которые власти планируют потратить на президентскую кампанию, до сих пор не отражены в соответствующем проекте документа, который в качестве поправки, надо принять к Закону «О бюджете КР». «Но этого законопроекта нет. Также как нет и обоснования, из каких источников изыскивать эти 130 миллионов сомов. А закладывать средства в казну надо уже сейчас», - предупредил народный избранник.
В Кыргызстане информация о финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений будет доступна для всех. Об этом сообщает Общественный наблюдательный совет при министерстве финансов Кыргызстана.
Как отмечается, в Кыргызстане начал свою работу новый интернет портал «Прозрачный бюджет» (portal.infosystema.kg). Это мероприятие является продолжением работы ОНС при Минфине по улучшению прозрачности и эффективности управления государственными финансами.
Портал «Прозрачный бюджет» представляет собой автоматизированную систему предоставления данных по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов, своего рода «электронный бюджет». Данный портал сделал доступной информацию «о финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений КР» для всех категорий пользователей, а также данные о деятельности и состоянии бюджетных организаций, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах работы. Впервые в истории Кыргызстана граждане получат данные по исполнению государственного бюджета в столь подробном и актуальном виде. Данные представляются в разрезе ведомств, территориальных подразделений, по индивидуальным получателям по ИНН. Данная система обновляется в режиме реального вида и автоматическом порядке взаимосвязана с системой Казначейства.
Благодаря запуска портала обеспечена прозрачность операций по исполнению бюджета, движение государственных средств отслеживается вплоть до низовых подведомственных учреждений и айыл-окмоту, обеспечена, предоставлена возможность контроля за ходом исполнения бюджета, а также созданы дополнительные сервисные решения для Счетной палаты КР по ежегодному аудиту об исполнении государственного бюджета (с 2011 года).
«К сожалению, сегодня можно констатировать, что существует определенное противодействие со стороны заинтересованных чиновников усилиям по внедрению систем прозрачности и автоматизации», - отмечает председатель ОНС Азамат Акелеев.
Международный валютный фонд сегодня в своем официальном сообщении разъяснил содержание кредитной программы поддержки экономики Кыргызстана, на которую выделено $106 миллионов. Накануне исполнительный комитет МВФ одобрил выделение КР трехлетнего кредита, и республике незамедлительно переведут первый транш в $15,2 миллиона.
Как отмечается, программа рассчитана на поддержание экономического подъема и сокращение бедности. Она предусматривает небольшое увеличение бюджетных расходов в 2011-м для оказания дополнительной поддержки начинающемуся экономическому подъему. Власти КР ожидают, что в 2011-2014 годы темп роста реального ВВП составит в среднем 6 процентов благодаря политической стабильности и возобновлению активности в сельском хозяйстве, торговле и строительстве.
Для того чтобы экономический рост приносил выгоду малоимущим, правительство планирует разработать важнейшие программы адресной социальной помощи при поддержке партнеров по развитию. Кроме того, власти планируют увеличить размер гарантированного минимального дохода почти на 20 процентов и увеличить расходы на единые ежемесячные пособия и ежемесячные социальные пособия для наверстывания разрыва с растущей стоимостью жизни.
МВФ кредитует правительство КР для возврата государственных финансов на устойчивую траекторию в среднесрочном плане. Для достижения этой цели власти введут меры по сбору дополнительных доходов и ограничению расходов. Учитывая, что значительная часть внутренней экономики остается за пределами налоговой системы, усилия правительства будут направлены, в частности, на расширение налоговой базы, что должно способствовать повышению эффективности налоговой системы страны. Основные элементы реформы - совершенствование системы таможенной оценки, отмена налоговых льгот и реформирование акцизных сборов с табачных изделий и алкогольных напитков. Такие меры расширят формальный сектор экономики и позволят ограничить уклонение от уплаты налогов, более равномерно распределят налоговое бремя и упростят налоговую систему.
Программа предусматривает повышение устойчивости финансового сектора КР. Политические события 2010 года подвергли его испытанию и нарушили надзорную деятельность. Власти принимают меры по выделению и преодолению проблем в банковской системе, чтобы обеспечить ее достаточную устойчивость по отношению к возможным дальнейшим шокам. Меры включают санацию проблемных банков, взыскание активов в связи с мошенническими операциями и укрепление надзора, особенно за системно значимыми банками.
«Власти твердо привержены улучшению государственного управления в стране. Решение этой проблемы остается одной из важнейших задач, стоящих перед правительством КР. Обеспечение эффективного использования государственных ресурсов и улучшение делового климата имеют существенное значение для привлечения в страну высококачественных внутренних и иностранных инвестиций», - говорится в сообщении МВФ.
Министерство экономического регулирования Кыргызстана оптимистично настроено на счет нынешнего туристического сезона, особенно в Иссык-Кульской области.
Глава министерства Учкун Ташбаев верит, что в этом году северные и южные пляжи Иссык-Куля посетят около двух миллионов туристов, и они оставят в бюджет Кыргызстана свыше 500 миллионов долларов прибыли.
Таким образом, министерство намерено увеличить до 4.6 процентов долю доходов от туризма во внутреннем валовом продукте, против прошлогодних показателей, которые не превышали 4-х процентов.
Из-за закрытия кыргызско-узбекской границе Джалал-Абад оказался практически без импортных товаров. Об этом 21 июня 2011 года на заседании комитета по фискальной и денежно-кредитной политики сообщил председатель Государственной таможенной службы Кубанычбек Кулматов.
Он отметил, что сокращение таможенных сборов по Джалал-Абадской области связано с тем, что прекращены поставки товаров, поступающих по железной дороге. «В Ош товар поступает через пропускной пункт Иркештам. Даже ГСМ в южные области поступают с северных регионов», - добавил К.Кулматов.
Электроэнергию, полученную на каскаде ГЭС на реках Суусамыр и Коко-Мерен в Кыргызстане, планируется продавать Казахстану. Об этом заявил сегодня на заседании парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию его председатель Азамат Арапбаев.
Напомним, что китайская компания Sino-Hydro планирует инвестировать в экономику Кыргызстана около $2 миллиардов на строительство каскада ГЭС на реках Суусамыр и Коко-Мерен. Ожидается, что к концу 2011 года завершится разработка технико-экономического обоснования, в 2012-м - проектно-сметные работы. Строительство каскада из трех ГЭС, общая мощность которых составит 1,3 тысячи мегаватт, займет 5-6 лет.
Представители Минэнерго не исключают, что выработанная на данных ГЭС энергия может быть направлена на обеспечение электричеством ряда крупных предприятий по разработке алюминия.
Китай является потенциальным донором и уже восходит в качестве экономического партнёра номер один для Кыргызстана с двусторонней торговлей, достигающей отметки в $10 миллиардов. Это представляется огромным для обедневшей страны с населением в пять миллионов человек, пишет индийский дипломат
Китайская газета «People’s Daily» опубликовала 20 июня материал под названием «Shanghai Spirit» still alive» - «Дух Шанхая» еще жив».
В нем говорится так: «Объем торговли между Китаем и шанхайской организацией сотрудничества увеличился с 12,1 млрд. долларов США до 84 млрд. долларов США за прошедшие 10 лет. Сейчас Китай стал самым крупным торговым партнером России и Казахстана и вторым крупнейшим торговым партнером Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана».
Что в этой информации обращает на себя внимание в первую очередь? То, что за предыдущий год Китай впервые официально занял место первого торгового партнера Казахстана, отодвинув на вторую позицию Россию, находившуюся там до того. А еще то, что при этом Китай перестал быть партнером номер один по торговле для Кыргызстана.
Насколько эти два фактор взаимосвязаны? Нам представляется, что связь между ними имеется непосредственная. О чем речь? Попробуем пояснить.
Вот какую информацию М.К.Бхадракумар обнародовал в своей статье под названием «China plays it cool on Kyrgyzstan», опубликованной в прошлом году изданием «Asia Times Online»: «Кыргызстан является ключевым компонентом стратегии Пекина «go out» в отношении Центральной Азии – и Евразии в целом. Два трансграничных перехода через КПП «Иркештам» и «Торугарт» соединяют Синьцзян-Уйгурский автономный район с Кыргызстаном. Кыргызстан заменил Казахстан в качестве экспортного рынка номер один для Синьцзяна – $2,97 миллиардов в 2009 году… Китай является потенциальным донором и уже восходит в качестве экономического партнёра номер один для Кыргызстана с двусторонней торговлей, достигающей отметки в $10 миллиардов. Это представляется огромным для обедневшей страны с населением в пять миллионов человек».
Цифры и сравнительные данные, которые приводил в указанном случае этот автор, выглядели настолько ошеломительными, что впору было бы засомневаться в их достоверности. Но, с другой стороны, он является очень серьезным человеком, и поэтому вряд ли сомнения уместны. Посол М.К.Бхадракумар был карьерным дипломатом в индийской внешнеполитической службе. Он направлялся в таком качестве в Советский Союз, Южную Корею, Шри-Ланку, Германию, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турцию. Один только его послужной список уже говорит о том, что он вполне достоин доверия как автор.
А теперь поговорим о том, почему же названные ими цифры и сравнительные данные представлялись ошеломительными.
Во-первых, как же это Кыргызстан, чье ВВП составил в позапрошлом году $4,570 миллиардов, смог по объему импорта товаров из СУАР обойти Казахстан, чье ВВП составил тогда $109,273 миллиардов?! Ведь обе эти страны соседствуют с Синьцзяном, и положение нашей страны в отношении развития торговли с этой китайской провинцией даже предпочтительней, так как у нее граница протяженней и еще есть в ее распоряжении железная дорога идущая оттуда. Но Кыргызстан, имея экономику, которая меньше казахстанской экономики почти в 24 раза, импортировал товаров в 2009 году из СУАР на $2,97 миллиардов. А Казахстан, получается, - меньше.
Во-вторых, как Кыргызстан при экономике объемом $4,570 миллиардов умудрился импортировать только из одной, хоть и соседней с ним, провинции КНР товаров почти на $3 миллиарда?
В-третьих, как при такой собственной экономике объем его двусторонней торговли с Китаем мог достичь $10 миллиардов?
Объяснение всем этим кажущимся вопиющими противоречиям лежало на поверхности. Казахстан на самом деле ввез тогда и ввозит вообще товаров из СУАР гораздо больше, но часть такого импорта приходил раньше сюда как реэкспорт из Кыргызстана. Какая часть? На такой вопрос определенного ответа, разумеется, нет. Потому как этот реэкспорт при ввозе в Казахстан или лишь частично облагался пошлиной, или даже вовсе не облагался. Допустимо, как нам представляется, предположение, что почти половина приходивших к нам в страну из Синьцзяна в 2009 году товаров попадала сюда транзитом через Кыргызстан. Если это так, то получается, что такая практика, во-первых, способствовала существенному понижению реального показателя экспорта Китая в Казахстан, а также двустороннего китайско-казахстанского товарооборота, а во-вторых, обуславливала лишение Кыргызстаном нашего государства в свою пользу значительной части таможенных поступлений от шедших – напрямую и опосредованно - на наш рынок китайских товаров. Плюс еще немало денег оставалось в карманах тех, кто занимался на кыргызских базарах их перепродажей для переправления в Казахстан.
Поэтому и экономика Кыргызстана быстро оказалась, надо полагать, в состоянии, близком к ступору или обмороку, когда Казахстан весной прошлого года закрыл свою границу с ним.
За 2010 год ситуация изменилась. По его итогам объем китайско-казахстанского товарооборота превысил уже $21 миллиард. И оказался значительно больше аналогичного российско-казахстанского показателя. Причем – впервые. Во всяком случае, официально. Следовательно, можно, думается, допустить предположение, что та часть китайского импорта, которая приходила раньше сюда как реэкспорт из Кыргызстана, значительно сократилась. Тому, видимо, поспособствовало ужесточение практики контроля в рамках Таможенного союза. Поэтому, надо полагать, Китай, перестав быть торговым партнером номер один для Кыргызстана, одновременно сделался таковым для Казахстана.
Кстати, господину Пирматову надо бы знать, что Татарстан – субъект Российской Федерации. И откровенно обливать грязью «Газпром» во время встречи было больше, чем некорректностью.
Это заявление теперь больно ударит по Бабанову, как лидеру той партии, откуда вышел Пирматов. Если это такой метод переговоров с потенциальными инвесторами, то хотя бы надо знать кому-что говорить.
В Кыргызстане 500-600 частных автозаправочных станций прекратили свою работу в связи с прекращением единственного монополиста в этой сфере ОсОО «Газпром нефть Азия» оптовой продажи ГСМ. Об этом сегодня, 21 июня, на встрече с рабочей группой, посланной президентом Татарстана, сообщил депутат Исхак Пирматов («Республика»).
По его словам, прекращение оптовой продажи ГСМ со стороны «Газпрома» связано с тем, что все топливо, поставляемое в республику, идет на розничную реализацию.
В настоящее время в день реализуется порядка 1 тыс. тонн ГСМ. За последние месяцы поставки ГСМ в КР выросли с 40 тыс. тонн в месяц до 80 тыс. тонн в месяц, сообщил депутат.
Сенсационное заявление народного избранника мы попросили прокомментировать главу Ассоциации нефтетрейдеров Жумакадыра Акенеева.
– Это стопроцентная дезинформация, – опроверг он законодателя. – В стране всего 584 заправочных станции, из которых лишь 20, по тем или иным причинам, не работают. В этом году мы вообще поставляем на ГСМ на 30 процентов больше чем в прошлом.
Что касается Газпрома, то он не прекращал отпуск ГСМ ни оптом, ни в розницу. Более того, сейчас в республике отменены все ограничения на продажу горючего. До недавнего времени они сохранялись в Баткене, но и там сейчас от них отказались.
По всей видимости, сделанное Пирматовым заявление, имело целью добиться какой-либо помощи от Татарстана.
Представители рабочей группы Татарстана, прибывшие в Бишкек для подготовки визита президента республики в Кыргызстан, считают перспективным развитие двухсторонних отношений в области туризма.
Данное направления сотрудничества обозначил сегодня, 21 июня, на встрече с депутатами Жогорку Кенеша представитель рабочей группы, заместитель председателя комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Хайруллин.
По его словам, Кыргызстану в развитии туризма не хватает трех направляющих: стабильности, уровня сервиса и рекламы.
«Я смотрю российские СМИ и там рекламируются Турция, Греция и другие страны, которые и так известны. Но их ролики все равно проходят. В таком же направлении сейчас двигается Азербайджан. Я думаю, это перспективное направление», - сказал он.
М.Хайруллин отметил, что развитие туризма не даст эффекта для всей страны, но Иссык-Кульская область сможет себя обеспечить, если двигаться в этом направлении.
За не устранение в установленный срок нарушений, по которым были приостановлены действия соответствующих лицензий, Госгортехнадзор при Министерстве природных ресурсов КР отозвал лицензии на проектирование ряда опасных производственных объектов. В частности, отозваны лицензии у ОсОО «Туматай», филиала ОАО «Кыргыз алтын» «Терексайский рудник» и ПИЦ «Кен-Тоо», согласно 18-й главе Положения, утвержденного постановлением Правительства «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности».
Кроме того, за систематическое нарушение условий действия лицензии в части соблюдения требований промышленной безопасности и неисполнение ранее выданных актов Госгортехнадзор отозвал лицензию АООТ «Сулюкта комур» на эксплуатацию опасных производственных объектов. Об этом агентству «Кабар» сообщила пресс-служба Минприроды КР.
В ведомстве также пояснили, что постоянно действующей экспертной комиссией Госгортехнадзора был рассмотрен вопрос о действии лицензий некоторых проектных организаций страны. Как отмечено, предприятиями АО «ИНЕО ЕНЕРЖИ ЭКСПОРТ», ОсОО «Рокизол», ЧП Горбунова В.М., ОсОО «Лавр проект строй», ОАО «Кыргызнефтегаз», ОсОО «Коба», ОсОО «Казахмыс Голд Кыргызстан», ОАО «Кыргызгаз», Южный филиал ГП «Комур» и ОсОО «Джет-Ски» в течение месяца были устранены ранее выявленные нарушения. Всем им возобновлено действие прежде приостановленных лицензий.
Кыргызстан заинтересован в строительстве современного нефтеперерабатывающего завода производственного объединения «Татнефть» совместно с ОАО «Кыргызнефтегаз». Об этом 21 июня в ходе встречи с рабочей группой из Татарстана сообщил депутат Исхак Пирматов («Республика»).
По его словам, в ходе последнего визита делегации кыргызстанских депутатов в Татарстан были затронуты несколько вопросов в сфере нефте- и газодобыче, а также разведки полезных ископаемых разведки.
И.Пирматов сообщил, что в Кыргызстане есть только одна компания, которая имеет полный цикл по добыче и переработке нефти. Однако там неглубокая переработка, что говорит о необходимости строительства современного НПЗ, который бы также производил дорожный битум, по которому ощущается нехватка, отметил он.
Ежегодно в стране добывается 80 тыс. тонн нефти, но потенциал и запасы позволяют увеличить эти показатели.
«В Кыргызстане следует отойти от начисления зарплаты учителям по единой тарифной сетке», - заявил сегодня на заседании комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре, информационной и религиозной политике заместитель министра образования и науки КР Гульжигит Сооронкулов.
По его словам, это необходимо, поскольку в мае 2011 года повышена заработная плата учителям, но есть определенные трудности. «Мы побывали во всех областях КР. Там некоторые учителя с большим стажем говорят, что, много лет работая в школах, они получали маленькую зарплату. А теперь молодым кадрам в несколько раз повысили оклады. Это их возмущает. Очень много проблем создали бухгалтера айылных округов. Они неправильно начисляли зарплату по новой методике и тем самым вызвали недовольство педагогов. Сейчас для их обучения созданы штабы, в которых проводятся курсы», - сказал Гульжигит Сооронкулов.
Депутат Ирина Карамушкина сказала о необходимости изменить систему финансирования. «Школы получают деньги из бюджета через местные органы власти, которые зачастую придерживают какую-то часть для себя. А ответственность за их действия потом несут районные отделы образования. Нужно решить этот вопрос», - сказала она.
На это Гульжигит Сооронкулов ответил, что Министерство образования бессильно. «Парламент и правительство должны внести соответствующие изменения в законы о местном самоуправлении», - пояснил он.
По словам председателя комитета Жылдызкан Джолдошевой, осенью необходимо ввести дополнительные изменения в законы об образовании. «Ректоры вузов должны выбираться коллективом и занимать пост не более 10 лет. Кроме того, для директоров школ нужно ввести возрастной ценз», - добавила она.
По итогам обсуждения одобрены изменения в некоторые законодательные акты о статусе учителя, о начальном и дошкольном образовании.
«Востокэлектро» повторно предупреждает все пансионаты Ыссык-Кульской области, что в случае не погашения дебиторской задолженности за электроэнергию они будут отключены без предупреждения. Об этом говорится в официальном сообщении пресс-службы распредкомпании.
Накануне, 20 июня, один из сотрудников пресс-службы компании сообщил изданию Tazabek, что ОАО «Востокэлектро» пока не будет отключать от электроснабжения 49 пансионатов в связи с поступлением от данных пансионатов, акимов и мэров городов Иссык-Кульской области гарантийных писем о том, что курортно-оздоровительные учреждения оплатят долги в ближайшее время.
Как стало известно позже, данная информация не соответствует действительности.
В акватории озера Иссык-Куль задолженность за электроэнергию по данным на 20 июня имеют 33 пансионата на общую сумму 4 млн 120 тыс. сомов.
В Кыргызстане целесообразно принять закон об обязательных отчислениях горнодобывающих компаний в местные бюджеты. Об этом завил председатель правления Международного делового совета Хью МакКиннон.
Так он прокомментировал ситуацию, когда горнодобывающие проекты тормозятся на местах, а население не видит экономических выгод от их реализации. «В Кыргызстане компании соблюдают законодательство, а оно не устанавливает необходимость отчислений в местный бюджет. Все доходы от деятельности компаний поступают в республиканский бюджет, а оттуда перераспределяются. Поэтому отчисления в фонды местного развития горнодобывающие компании производят на добровольной основе, да и то не все», - подчеркивает Хью МакКиннон.
По его словам, практика договариваться об условиях разработки напрямую с государством превалировала на протяжении последних 30-40 лет, но сегодня она устаревает. «Известны случаи, когда конфликты между местным населением и горнодобывающими компаниями длились долгие годы, поскольку соответствующие решения принимались без участия местного сообщества», - напоминает Хью МакКиннон.
Он приводит в пример ситуацию на руднике «Грасберг» в Индонезии, где произошли столкновения, повлекшие человеческие жертвы. «В то же время на месторождениях Форт Нокс (Аляска), Ою Толгой (Монголия) компании «Кинросс» и «Айванхо» начали работу с подписания договоренностей с местным населением. Компании решили две задачи: во-первых, убедили население, что разработка не вредит экологии, и, во-вторых, изучили потребности местного сообщества и предложили программу развития, улучшающую условия жизни», - отмечает председатель правления МДС.
«Думаю, Кыргызстан должен пойти по этому пути. И правительству, и инвесторам необходимо напрямую взаимодействовать с населением. Целесообразно на законодательном уровне закрепить необходимость обязательных отчислений в фонды местного развития. Весной 2011 года мы создали в МДС комитет по корпоративной социальной ответственности, поскольку понимаем: горная индустрия не может работать эффективно, противостоя местному сообществу. Конечная цель работы - создать своего рода банк данных об инициативах и проектах, связанных с корпоративной социальной ответственностью, обменяться практическими наработками в этой области. Полученные рекомендации передадим в правительство и Жогорку Кенеш», - заключает Хью МакКиннон.