Правительство приняло постановление, которое предусматривает освоение Государственным комитетом национальной безопасности оставшихся средств от суммы, изъятой из ячеек ОАО «АзияУниверсалБанк». Об этом 6 октября 2011 года на заседании Жогорку Кенеша сообщил председатель ведомства Кенешбек Душебаев.
 
На заседании депутат от фракции «Ар-Намыс» Айнуру Алтыбаева поинтересовалась: «Что будет со средствами в размере $478 тыс., которые были изъяты из ячеек ОАО «АзияУниверсалБанк» и сейчас находятся в кассе ГКНБ?».
 
Комментируя данный вопрос, глава ГКНБ ответил: «Мы предоставили полный отчет по оставшимся от выделенных средств деньгам. Правительство рекомендовало направить данные средства на покрытие некоторых статей ведомства. И на основании решения правительства мы освоили данные средства. Недавно Счетная палата проверила расходование средств ведомства, в том числе и средств, изъятых из ячеек. Никаких замечаний не было».
 
Как сообщала Генеральная прокуратура в марте 2011 года, в апреле 2010 года из банковских ячеек изъято около $19,5 млн. Из ОАО «АзияУниверсалБанк» изъято $8 млн 506,2 тыс.
 
Источник: Tazabek.

Парламентарий фракции «Ата-Журт» Садыр Жапаров 6 октября, выразил недоумение, что 49 % компании, которые были национализированы государством, выставлены на аукцион по цене в 100 миллионов долларов. Садыр Жапаров считает, что этого нельзя делать, а цена слишком маленькая.
 
«ЗАО «Альфа Телеком» является курицей, несущей золотые яйца, поэтому компанию нельзя продавать, тем более за 100 миллионов долларов, потому что эта сумма составляет доход компании за 3-4 месяца работы», - заявил парламентарий
 
В свою очередь, и.о. главы правительства Омурбек Бабанов пояснил, что продажа акций ЗАО «Альфа Телеком» необходима для пополнения республиканского бюджета.
 
«По согласованию с Жогорку Кенешем, при обсуждении бюджета на 2011 год мы выставили на продажу ОАО «Кыргызтелеком» по цене в 3 миллиарда 700 миллионов сомов. Позже Жогорку Кенеш передумал и не согласился с продажей компании, нам пришлось снять с аукциона «Кыргызтелеком». Но встал вопрос, где мы теперь найдем эти 3 миллиарда 700 миллионов сомов», - ответил и.о премьер-министра.
 
По этой причине, сообщил Омурбек Бабанов, принято решение о продаже национализированного пакета акций ЗАО «Альфа Телеком».
 
Источник: http://www.knews.kg/ru/econom/4090/

Об этом министр энергетики Аскарбек Шадиев сообщил сегодня, 6 октября, на пленарном заседании Жогорку Кенеша, представляя отчет о подготовке к осенне-зимнему отопительному сезону 2011-2012 годов.

 

Глава Министерства энергетики проинформировал, что в стране был создан Республиканский штаб по подготовке к отопительному сезону, куда вошли представители Министерства энергетики, распределительных компаний, а также главы органов местного самоуправления.
«Предстоящей зимой в Кыргызстане не будет дефицита электроэнергии, имеющихся в Токтогульском водохранилище запасов воды хватит для выработки электричества в необходимых объемах. Также в этом году Министерство энергетики разрешило отопление частных домов «трехфазным» электричеством, ограничений нет», – рассказал Аскарбек Шадиев.
По данным министра, по состоянию на 6 октября 2011 года в Токтогульском водохранилище накоплено 19 миллиардов 512 миллионов кубометров воды – этого достаточно для обеспечения электричеством всей страны предстоящей зимой.
 
Источник: http://www.knews.kg/ru/econom/4072/

 

Такое предположение сегодня, 6 октября, в рамках презентации отчета Всемирного банка озвучил старший экономист Всемирного банка Орхан Никшич. По его словам, 2010 год для экономики Кыргызстана имел достаточно негативное значение. Так, по данным специалистов Всемирного банка, ВВП в прошлом году сократился на 1,4 %, наиболее значительное воздействие кризис оказал на фискальную политику.

 

Стоит отметить, что негативное влияние на экономику Кыргызстана оказало и мировое повышение цен на продукты и энергоносители. Несмотря на это государство собирало «достаточно неплохие доходы». А вот первые шесть месяцев 2011 года можно назвать переломной точкой, поскольку сейчас наблюдается снижение инфляции и стабилизация цен на продукты и энергоносители. 
«По нашим данным, на данный момент дефицит бюджета составляет 8,3 %. Основные причины роста дефицита – это увеличение уровня зарплат, особенно в секторе медицины, почти на 200 %», – отметил Орхан Никшич, добавив, что к концу года планируемый уровень дефицита бюджета должен составить 7 %. 
По его словам, основным двигателем экономического роста является производство золота на «Кумторе», его вклад составляет половину общего промышленного производственного роста в стране. Кроме того, немаловажное значение имеют и темпы роста в сфере производства текстиля, в сфере связи и в сельском хозяйстве. Как отметил специалист Всемирного банка, экономический рост в следующем году будет продолжаться, но ожидается его замедление.
«Двигателем роста являлся экспорт, однако в следующем году мы не предполагаем большого роста в сфере производства золота, если только не будет открыто новое месторождение», – подчеркнул экономист.
 
Источник: http://www.knews.kg/ru/econom/4032/

Четыре профильных комитета ЖК готовы изменить законодательство в этой области, но один комитет все-таки против.

 

Напомним, что глава Государственной таможенной службы Кубанычбек Кулматов предложил внести поправки, предусматривающие передачу ГТС большинства функций контроля на границах Кыргызстана.
Как пояснил сам глава ГТС, данный пакет документов необходимо было подготовить по причине сложившейся ситуации в существующем законодательстве, в результате чего на границе таможенники, пограничники, ветеринары и другие госорганы дублируют функции друг друга.
На заседании 4 профильных комитетов ЖК данный пакет поправок был рассмотрен и одобрен. Однако, комитет по земельно-аграрным вопросам, водным ресурсам, экологии и региональному развитию выступил против этих изменений. Члены комитета считают, что представители ветеринарной службы должны присутствовать на КПП.
«Вести» обратились к члену комитета ЖК КР по фискальной и бюджетно-кредитной политике Мирлану Бекирову, чтобы узнать – попадут ли в итоге разумные изменения, предлагаемые таможней, в законодательство:
– Да, действительно, пакет поправок, инициированный ГТС КР, был одобрен несколькими профильными комитетами, и только комитет по земельно-аграрным вопросам, водным ресурсам, экологии и региональному развитию выступил против.
В этой связи наш комитет будет выносить данный пакет на парламентские слушания, поскольку мы сами были свидетелями того, что ветеринарная служба всего лишь дублирует документы, подготовленные таможенной службой, не имея даже лаборатории, но при этом получая деньги.
Наш комитет полностью поддерживает инициативы, предложенные главой ГТС и будет их отстаивать, – констатировал Бекиров.
 
Источник: Вести.

Стоимость строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан может достигнуть $2,5-3 млрд. Об этом 6 октября на пресс-конференции в КНИА «Кабар» сообщил министр транспорта и коммуникаций Эркин Исаков.
 
По его словам, по предварительному ТЭО проект оценивался в $2 млрд. Так как ТЭО было подготовлено в 2001 году, ведомство предполагает, что стоимость может увеличиться. Окончательная стоимость будет определена только в ходе строительства, отметил Э.Исаков.
 
Как ранее сообщал Минтранс, по данным предварительного ТЭО, разработанного в 2003 году, стоимость составляла $1 млрд 350 млн. В июле 2011 года стоимость оценивалась в $2 млрд.
 
Как сказал министр, на сегодняшний день утвержден маршрут движения на севере Торугарт—Ак-Куу—Узген—Кара-Суу.
 
На данный момент, по словам Э.Исакова, на уровне экспертной группы обсуждается вопрос ширины колеи. Китай использует европейские стандарты — 1400 см, а Кыргызстан применяет широкую колею советского стандарты — до 1500 см.
 
Ранее во время визита кыргызской делегации в Китай премьер-министр Алмазбек Атамбаев и премьер-министр КНР Вэнь Цзябао договорились о начале строительства железной дороге.
 
Источник: Tazabek.

То, как легко потерять в Кыргызстане свою собственность, отметил накануне, 5 октября, депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ар-Намыс» Игорь Гусаров на вечернем заседании парламентского Комитета по бюджету и финансам. Как сообщалось ранее, на данном заседании парламентарии рассмотрели ситуацию, возникшую вокруг ОАО «ФинансКредитБанк», в связи с введением в этом банке надзора со стороны Национального банка республики.
 
«Я тоже имею определенный негативный опыт владения кыргызстанским банком, который Национальный банк «грохнул», по-русски говоря. Абсолютно ни на чем не основываясь. Национальный банк вообще имеет такую способность: утром просыпаешься, приходишь в собственный банк, а у тебя его уже нет. Потому что уже ввели прямой банковский надзор, через час – раз! – ликвидация, и – до свидания», – сказал Игорь Гусаров, комментируя действия НБ КР относительно кредитного банка.
 
Депутат высказал мнение, что в данном случае центральный банк «занимается политикой, тогда как должен заниматься экономикой, оставив политику политикам». При этом он отметил, Нацбанку следовало запрашивать документацию новых владельцев комбанка до того, как те приобрели акции, а не после того, как ФКБ начал работать с новым Советом директоров.
 
«Появляется крупный банк, который может создать некую конкуренцию на рынке, после него придет еще десяток. А если сейчас мы их выкинем, значит, никто сюда не придет больше! Ни один банк к нам не придет! Как можно строить экономику без банковской системы, когда банковская система по определению является важнейшим инструментом экономики?» – возмутился парламентарий.
 
Он отметил, что Жогорку Кенеш должен принимать «достаточно жесткие постановления в этом направлении вообще, и по ФКБ в частности», поскольку в противном случае, высказал опасения Игорь Гусаров, Нацбанк «как обычно» проигнорирует мнение депутатов.
 
Напомним, как сообщалось ранее, по результатам вчерашнего заседания Комитета по бюджету и финансам было принято решение создать депутатскую рабочую группу во главе с председателем Комитета Акылбеком Жапаровым, которая досконально изучит сложившуюся вокруг прихода иностранных инвесторов ситуацию.
 
Источник: http://www.knews.kg/ru/parlament_chro/4022/

 

Об этом в интервью K-News сообщил президент Ассоциации нефтетрейдеров Жумакадыр Акенеев.
 
По его словам, местные нефтетрейдеры имеют по всей стране хранилища для топлива, емкость которых составляет 60 тысяч тонн. Однако он выразил мнение, что в Кыргызстане назрела необходимость увеличения объемов нефтехранилищ, либо строительства новых.
 
«Мы обнаружили еще несколько старых заброшенных хранилищ на 10-15 тысяч тонн, однако они нуждаются в ремонте и переоборудовании. Нужно увеличить объемы хранилищ, чтобы в них мог храниться больший запас ГСМ, чем имеется сейчас», – пояснил Жумакадыр Акенеев.
 
Ранее он сообщал K-News, что в Кыргызстане имеется месячный запас ГСМ, но желательно его увеличить, чтобы топлива хватило на 1,5 месяца.
 
Источник: http://www.knews.kg/ru/econom/4014/

 

Оказалось такого решения – нет, а народ попросту решили подготовить к очередному опустошению кошельков 
– С ноября стоимость проезда в общественном транспорте поднимется на 2 сома. То есть, проезд в автобусах будет стоить 8 сомов, в маршрутных такси -10 сомов, а в троллейбусах 7 сомов, – заявил журналистам заместитель начальника Управления городского транспорта при мэрии Туратбек Джумалиев.
 
Интересно, что как раз накануне «Вести» беседовали на эту тему с председателем Бишкекского городского кенеша Маратом Аманкуловым, и тот категорически отрицал повышение цен, по крайне мере, в ближайшее время. Пришлось вновь перезванивать нашему собеседнику-законодателю.
– О такой новости я впервые слышу, – так прокомментировал заявление главы городского транспорта глава Горкенеша.
 
– Мне интересно знать, кто дал ему право делать такие громкие заявления? Единственный орган, уполномоченный утверждать тарификацию за проезд в городском транспорте - это Бишкекский городской кенеш. В наш адрес подобных предложений не поступало. Могу вам сказать, что 13 октября депутатами будет рассматриваться вопрос об увеличении количества проездных билетов в муниципальном транспорте, и только! – сообщил Марат Аманкулов.
 
При этом глава Горкенеша поблагодарил корреспондента «Вестей за то, что его проинформировали относительно громких заявлений транспортников.
Что ж, пришлось и нам идти до конца, и переспрашивать заместителя начальника Управления городского транспорта при мэрии Туратбека Джумалиева, откуда все-таки взялась новость о повышении тарифов за проезд. Его ответ попросту ошеломил:
–Я озвучил такую новость, чтобы заранее проинформировать население о повышении тарифов, – заявил чиновник-экспериментатор.
 
Более того, оказалось, что пакет соответствующих документов, предназначенных для Горкенеша, пока находится у него. Не менее удивительным было и еще одно его откровение. Джумалиев заявил, что перед тем, как отправлять документы на рассмотрение в Городской кенеш, их сначала должно утвердить Государственное агентство антимонопольного регулирования КР, которое как выяснилось, с соответствующим предложением пока даже не ознакомлено. 
 
Так и хочется спросить – какого черта служащий мэрии, взял и объявил о том, чего нет?
На этот вопрос гражданин, засевший в мэрии, ответил так.
- Данная инициатива, действительно, может быть не утверждена профильными госорганами, но я буду отстаивать свою позицию, приводя весомые аргументы.
 
Источник: Вести.

С начала года правительство отозвало 228 лицензий на разработку месторождений в Кыргызстане из которых 46 — это лицензии на добычу золота. Об этом сегодня, 6 октября 2011 года, на заседании Жогорку Кенеша сообщил первый вице-премьер-министр КР Омурбек Бабанов.

 

Он отметил, что за 9 месяцев правительство не выдало ни одной лицензии на разработку золоторудных месторождений и месторождений редкоземельных металлов. Было выдано 84 лицензии, из которых 29 лицензий на геологическое изучение, 55 — на разработку месторождений, сказал он.
Источник: Tazabek.

Правительство в 2012-2014 годах планирует начать освоение новых золоторудных месторождений и реализацию 4 проектов: Иштамберды, Бозымчак, Джеруй и Талдыбулак Левобережный. Об этом сегодня, 5 октября 2011 года, на заседании фракции «Ата-Мекен» сообщил заместитель министра экономического регулирования Санжар Муканбетов, рассказывая о Среднесрочной программе развития КР на 2012-2014 годы.

 

По его словам, в программе определены 40 национальных проектов общей стоимостью $8,9 млрд. В рамках дорожно-транспортной инфраструктуры планируется реализация 6 транснациональных коридоров, в том числе строительство железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан.
«В секторе информатизации предлагается реализации 5 проектов: создание парка высоких технологий, внедрение и развитие электронного правительства, переход на цифровое вещание, построение государственной системы радиомониторинга и модернизация почтовой связи», - сказал замминистра.
С.Муканбетов проинформировал, что в энергетике предлагается реализация 8 проектов: строительство малых ГЭС, завершение строительства Камбар-Атинской ГЭС-2, завершение разработки технико-экономического обоснования Камбар-Атинской ГЭС-1 и проект, направленный на экспорт электроэнергии CASA-1000.
Также в СРС предлагается реализация национального проекта по ипотечному страхованию и строительству социального жилья, по сельскому хозяйству предполагается реализация 5 национальных проектов. К ним относится создание семеноводческих хозяйств и племенных хозяйств в каждом регионе, улучшение доступа фермеров к кредитам.
Источник: Tazabek.
 

Как сообщает корреспондент "Азаттыка", в Иссык-Кульской области в этом году отмечаются низкие цены на картофель. Если в прошлом году в это же время крестьяне сбывали выращенную продукцию по 10-15 сомов, то сейчас килограмм картофеля можно продать не более чем за 5 сомов.

 

Причина - отсутствие спроса. В прежние годы большую часть урожая скупали посредники для дальнейшего вывоза в Россию и Казахстан.
 
Источник: Азаттык.

В бюджете развития Кыргызстана на 2012 год доля кредитов вырастет с 57 до 71 процента, что приведет к увеличению внешнего долга. Об этом сегодня на парламентских слушаниях по законопроекту о республиканском бюджете КР на 2012-й и прогнозе на 2013-2014 годы заявил глава Общественного наблюдательного совета при Минфине Азамат Акелеев.

 

По его словам, размер долгового бремени в 2012-м составит $2,867 миллиарда и вырастет на 8 процентов по сравнению с 2011 годом. Однако доля внешнего долга в ВВП сократится на 1 процент. «Данные по состоянию совокупного государственного долга не даны в проекте бюджета и отсутствуют на сайте Минфина по состоянию на ближайший квартал. Указанные данные взяты у МВФ», - сообщил эксперт.
«Дефицит бюджета сократится с 21 миллиарда сомов в 2011-м до 18 миллиардов в 2012 году. Однако открыт вопрос исполнения бюджета, ведь были ожидания поступления около $100 миллионов кредита от ЕврАзЭС на покрытие дефицита бюджета. Однако нет информации о нем или об альтернативных источниках покрытия», - сказал Азамат Акелеев.
Он добавил, что в 2012 году Кыргызстан потратит примерно 50 процентов бюджета на социальный блок - медицину, здравоохранение, образование, ЖКХ и так далее. Расходы на соцзащиту увеличены на 23 процента по сравнению с 2011-м. В то же время сокращение расходов коснется образования (36,7 процента), экономических вопросов (20,6 процента), общественного порядка и безопасности (3,8 процента), обороны (5,5 процента). На 30 процентов увеличатся расходы госслужб общего назначения.
«Если проанализировать бюджет, то можно констатировать абсолютную непрозрачность некоторых статей. Около 30 процентов всех расходов республиканского бюджета составляют такие статьи, как «Текущие различные прочие расходы», «Прочие услуги», «Расходы, представленные единой статьей», - заключил Азамат Акелеев.
Источник: ИА «24.kg».

 

В ходе парламентских слушаний по республиканскому бюджету на 2012 год представители гражданского сектора раскритиковали силовые ведомства за то, что невозможно проанализировать их финансовую деятельность.
 
Как заявил эксперт из организации «Альянс за прозрачный бюджет» Зоотбек Кадыралиев, силовые структуры закрывают свои бюджеты для представителей гражданского общества.
 
– Складывается впечатление, что все бюджеты силовые ведомства направляют на финансирование секретной агентурной сети. Поэтому невозможно, что-либо узнать о расходах, – отметил Кадыралиев.
Одновременно председатель комитета по финансам и бюджету ЖК КР Акылбек Жапаров отметил, поскольку с 2012 года войска НАТО начнут покидать Афганистан, правительству необходимо увеличить расходы на обеспечение безопасности государства.
 
–А мы видим, что, наоборот, расходы на силовые структуры в будущем году будут сокращены более чем на 70 миллионов сомов – подчеркнул Жапаров.
 
Источник: Вести.

Организацию шоп-туров на рынок «Дордой» и открытие отдельного пропускного пункта на кыргызско-казахской границе для челноков обсуждают в правительстве. Об этом сообщает пресс-служба правительства КР.
 
Как сообщается, в министерстве экономического регулирования состоялось совещание с предпринимателями и представителями профсоюза торгово-рыночного комплекса «Дордой» по обсуждению проекта программы развития торгово-рыночного комплекса «Дордой» и «Кара-Суу». Главной темой стал вопрос развития «Дордоя» и «Кара-Суу» в условиях функционирования Таможенного союза, членом которого вероятно станет Кыргызстан уже в следующем году.
 
«По итогам обсуждений участники совещания внесли ряд изменений в программу. В частности, по организации шоп-туров для потенциальных покупателей из соседних стран на рынки «Дордой» и «Кара-Суу», а также открытие на кыргызско-казахской границе отдельного пропускного пункта для предпринимателей-челноков», - говорится в сообщении.
 
Напомним, крупнейший в КР рынок «Дордой» в последнее время катастрофически снижает товарооборот. Причина в том, что Таможенный союз закрыл дорогу в Кыргызстан основным клиентам – челнокам из России и Казахстана.
 
Всего на рынке «Дордой» работают более 30 тысяч предпринимателей. За последние шесть месяцев обанкротились уже сотни.
 
В том, что рынок пустует, кыргызские торговцы винят Таможенный союз. С его образованием Казахстан ужесточил правила ввоза зарубежных товаров. Сейчас через границу можно провезти не более 50 килограммов, за всё остальное нужно платить повышенную пошлину. Введены такие условия перевоза, как кратность (небольшое количество вещей одного фасона) и однородность (большое количество вещей одного фасона) товаров. Если ввозится партия вещей одного фасона в большом количестве – 50 штук, данный товар на границе не пропускают. Российские и казахстанские оптовики вернутся только после того, как и Кыргызстан войдёт в Таможенный союз, надеются эксперты.
 
Источник: КирТАГ.

В проекте республиканского бюджета на 2012 год предусмотрено сокращение штатной численности государственного аппарата на 2 тысячи 237 человек. Расходы на госаппарат сокращены на 804 миллиона сомов и составляют 3 миллиарда 219,3 миллиона сомов. Такие данные были приведены на парламентских слушаниях по обсуждению проекта закона «О республиканском бюджете на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы».
 
«Правительство предусмотрело сокращение госаппарата только 20 %. Каждый год мы говорим, что чиновников станет меньше, но в конце года оказывается, что их стало больше. По сравнению с 90-ми годами, количество чиновников увеличилось в 5 раз. Многие руководители сами не могут сказать, для чего нужно его ведомство. «Нет результата для гражданина – нет и ведомства» - именно этот принцип должен быть заложен в основу формирования плана расходов бюджета на госаппарат», - прокомментировал Акылбек Жапаров.
 
Напомним, распоряжением правительства предусмотрено уменьшение штатной численности госаппарата на 20 %. Однако Акылбек Жапаров, председатель Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша, посчитал эту цифру недостаточной.
 
Источник: http://www.knews.kg/ru/econom/3958/

Такие данные привел сегодня, 5 октября, председатель Общественного Наблюдательного Совета Азамат Акелеев на парламентских слушаниях по проекту бюджета на 2012 год. 
 
По его словам, в следующем году ожидается, что кредиты, получаемые государством, вырастут до 71 %. И эти сведения, как отметил Азамат Акелеев, не отражены в проекте бюджета, предоставленном Министерством финансов.
 
Кроме того, председатель ОНС затронул вопрос кредитов, которые ожидались в этом году от антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 100 миллионов долларов.
 
«До сих пор нет никакой информации о кредитах ЕврАзЭС, хотя эти средства уже были заложены в текущий бюджет для сокращения дефицита», - подчеркнул Азамат Акелеев.
 
Председатель ОНС предлагает учесть в главном финансовом документе страны на 2012 год альтернативные источники покрытия дефицита.
 
Напомним, дефицит текущего бюджета составляет 21 миллиард сомов, в 2012 году планируется сократить его до 18 миллиардов.
 
По данным Минфина, внешний долг Кыргызстана на начало августа составил 2 миллиарда 702 миллиона сомов. 
 
 
Источник: http://www.knews.kg/ru/econom/3960/

Сегодня, 5 октября, парламентский Комитет по бюджету и финансам при содействии проекта Европейского союза и ПРООН проводит парламентские слушания по обсуждению проекта закона «О республиканском бюджете на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы».
 
Планируется, что доход в госбюджет на 2012 год составит более 71 миллиарда 606 миллионов сомов, а расходы – более 89 миллиардов 623 миллионов сомов. Предельный размер дефицита ожидается в размере более 18 миллиардов сомов.
Напомним, дефицит текущего года равен 21 миллиарду сомов.
 
Источник: http://www.knews.kg/ru/parlament_chro/3944/

Жители поселка Актюза Кеминского района обратились к президенту КР, премьер-министру КР, спикеру ЖК и местным властям с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся вокруг компании Stans Energy Corp.

 
«В течение длительного времени, а именно с распада Советского Союза, никто не обращает внимания на то, как и за счет чего мы живем. Вернее, существуем. В 1991 году был расформирован Кыргызский горно-металлургический комбинат, на котором мы все работали. Образовалось ОАО «Актюзское рудоуправление», но потребность в редкоземельном сырье резко упала, и «Актюзское рудоуправление» стало банкротом, мы потеряли рабочие места. Молодежь вынужденно разъехалась. В поселке в основном остались пожилые люди и малые дети. 
Наш основной источник существования - небольшие пенсии (да и то не у всех), содержание домашнего скота, сбор грибов и ягод, заготовка дров из погибших деревьев и в некоторых семьях помощь детей, которые работают на выезде. 
Актюзскому айыл окмоту отошли только те земли, которые были у рудоуправления. Это сам поселок, карьер, отвалы и узкая полоска земли и леса на склонах гор вокруг карьера и отвалов пород. Остальные земли принадлежат или Ильичевскому айыл окмоту, или лесничеству, а у нас даже нет официально закрепленных земель для выпаса скота. Недавно нам стало известно, что земли вокруг поселка хотят отдать в Национальный парк. На землях Национального парка никто не разрешит нам пасти скот, собирать ягоды и грибы, заготавливать дрова, и мы лишимся дополнительных источников существования, поэтому жители Актюза против такого решения. 
Большие надежды сегодня мы связываем с возможностью возобновления добычи руды на месторождении Кутессай II и переработки их на обогатительной фабрике, которые были прекращены в 1992 году. В начале прошлого года на карьере и в его окрестностях начали активно работать ОсОО «Стэнс Энержи Кей джи» и его дочерний филиал ОсОО «Кутисай Майнинг». Несмотря на то, что в этих компаниях пока мало персонала и добыча руд еще не началась, они стараются трудоустроить местных жителей. Даже компаниям-подрядчикам они ставят обязательное условие о приеме на работу местных жителей.
ОсОО «Стэнс Энержи Кей джи» и его филиал также оказывают большую спонсорскую помощь жителям поселка. Это как прямая материальная помощь малоимущим, пожилым людям, детям, воинам-интернационалистам, чернобыльцам, подарки ребятам, так и помощь местным органам самоуправления и школе - ремонт зданий, приобретение учебников, покупка и ремонт оргтехники, компьютеров, проведение праздников, расчистка поселка в зимнее время. Полностью реконструирована отопительная система в школе с заменой котла, сделан водопровод в школьную столовую. Переданы новые учебники для школы, спортивный инвентарь. К концу октября компании планируют провести реконструкцию отопительной системы в здании айыл окмоту. 
Сотрудники компаний рассказали нам, что в горно-обогатительный комплекс в Актюзе они намерены вложить $300-350 миллионов и создать около 500 рабочих мест только в основном производстве. В 2012-2013 годах они планируют начать работы в карьере и на обогатительной фабрике, поэтому мы видим в этом проекте свое будущее и будущее наших детей и внуков». 
Беспокойство жителей Актюза вызывает то, что «в отношении «Стэнс Энержи Кей джи» и «Кутисай Майнинг» в последнее время уже идут различные проверки, в поселок и на место работ компаний приезжают какие-то люди, расспрашивают жителей, говорят, что здесь хотят работать какие-то китайские или южнокорейские компании, что они имеют поддержку в правительстве и скоро заберут у «Стэнс Энержи Кей джи» и «Кутисай Майнинг» лицензии, что у последних нет денег и так далее. Все это очень тормозит работы, проводимые компаниями. Наверное, кто-то очень хочет, чтобы у нас в Актюзе никогда не начали снова добывать руду и перерабатывать ее на фабрике, а его жители - работать и получать достойную зарплату. А ведь если земли айыл окмоту отдадут Национальному парку, то все проектные и строительные работы по восстановлению производства здесь придется остановить, и тогда нам придется по-прежнему влачить жалкое существование.
Мы очень надеемся, что вы внимательно разберетесь с поднимаемыми нами проблемами, поддержите наши просьбы и окажете помощь этим компаниям в продолжении работ по восстановлению добычи и переработки руды в Актюзе.
 
С уважением жители поселка Актюза», всего более 150 подписей.
 
Источник: ИА:24.kg.

Год от года количество прямых иностранных инвестиций в экономику Кыргызстана неуклонно снижается. Если в 2008 году их объем составлял более 866 миллионов долларов, то в 2009 эта сумма уже равнялась 660 миллионам долларов, а в 2010 и вовсе составила менее полумиллиарда.
 
Причина, по которой иностранные инвесторы не хотят нести свои деньги в Кыргызстан, на первый взгляд очевидна, это - нестабильная политическая ситуация, когда страну постоянно лихорадят митинги, периодически перерастающие в революции. Но если присмотреться внимательнее, то можно разглядеть и иные причины, мешающие зарубежным бизнесменам инвестировать средства в экономику нашей страны.
 
Взять, к примеру, банковский сектор Кыргызстана. Все эксперты в один голос твердят, что такого лояльного и привлекательного банковского законодательства, как в нашем государстве, нет ни в одной другой стране мира. При этом население республики испытывает нехватку кредитования. Иностранные финансисты вполне готовы открывать в Кыргызстане филиалы своих банков, инвестировать сюда капиталы, несмотря на политические дрязги, но, видимо, не всем по душе развитие банковского сектора в стране.
 
Старые схемы все еще работают?
 
За последние пять лет в банковский сектор Кыргызстана неоднократно и безуспешно пытался прийти капитал из России, Казахстана и даже Германии. Что касается последней страны, то ее представлял «ПроКредитБанк», чью репутацию подтверждает уже только то, что одним из его учредителей является международный финансовый институт - Европейский Банк Реконструкции и Развития.
 
Для того чтобы войти на рынок Кыргызстана, немцы подготовили все необходимые документы и передали их в Нацбанк КР в ноябре 2007 года. НБ КР однако, не стал спешить с выдачей лицензии, сославшись на некие технические несоответствия в предоставленной документации. Ускорить решение вопроса не помогла даже личная встреча главы кыргызстанского представительства ЕБРР с ответственными должностными лицами, во время которой последние пообещали оказать всяческое содействие и поддержку в вопросе открытия филиала «ПроКредитБанка». В итоге прождав год, и в очередной раз получив свои документы назад – на доработку, ПКБ предпочел направить свои усилия на менее строптивые страны.
 
В банковских кулуарах называют две причины внезапно просыпающейся в работниках Национального банка тяги к бюрократизму. Первая – НБ КР хочет поиметь свою собственную долю с иностранного капитала, иными словами включает механизмы искусственных запретов финансовых вливаний на отечественный рынок, чтобы попросту получить «откат». Вторая причина связана с интересами уже присутствующих игроков, не желающих умножать конкурентов на банковском поле Кыргызстана. 
 
 
Во времена семьи Бакиева таким игроком был сын президента и его приближенные лица. Именно им принадлежал банк, быстро захвативший финансовую монополию на территории Кыргызстана. «Особое положение» «АзияУниверсалБанка» видели все финансисты, все работники банковской сферы, но только не НБКР. Последний «не замечал» ничего подозрительного – ни в плане отмываемых через АУБ денег, ни в плане нарушения коммерческим банком антимонопольного законодательства (согласно этому закону, доля рынка, которую контролирует банк, не должна превышать 35 %, у АУБа же по отдельным позициям было более 60 %). «Прозрел» Нацбанк только после апрельской революции.
 
Что касается других постапрельских событий, то все прекрасно помнят, как с приходом новой власти полетели головы бакиевских чиновников. Однако эта повсеместная чистка по какой-то причине не коснулась Национального банка страны – из руководителей НБКР, работавших в угоду «Семьи», убрали лишь двоих. Остальные, по вероятности, продолжают свою деятельность по привычным для них методам.
 
Источник: Вести.