Печать
О чем пишут в СМИ
Просмотров: 320

Слухи о намерении экс-зампредседателя ГТС Райымбека Матраимова создать собственную политическую партию появились в сети около недели назад.

Официально эту информацию пока никто не комментирует, но обсуждают ее активно. И уже возникла версия о том, что причиной всему некие разногласия между Матраимовым и Асылбеком Жээнбековым, послужившие толчком к формированию вокруг фигуры экс-зампреда Таможенной службы новой оппозиции. Так ли это, и чего действительно стоит ждать от Матраимова – в нашем материале.   

 

После первомайского турнира по волейболу, организованного Матраимовыми и собравшего на трибунах заметную часть политического истеблишмента страны, к бывшему таможеннику приковано особо пристальное внимание. Очередное появление на публике одиозного «Раима-Миллиона», да к тому же в окружении депутатов и членов правительства, негласно, но отчетливо продемонстрировало, что Матраимов не является персоной нон грата, и его репутацию никто не ставит под сомнение. 

 

Хотя формально Финпол уже четвертый месяц занимается проверкой имущества Матраимова, а в народе бывшего таможенника давно считают главным коррупционером страны, ничто не указывает на то, что действующие власти действительно задались целью выяснить источники его доходов, и финполовская проверка не закончится заранее известным выводом, что Райымбек Матраимов якобы «чист». 

 

Семья Матраимовых вполне открыто пользуется поддержкой и личной дружбой Жээнбековых. Достаточно вспомнить, что президент на той самой итоговой годовой пресс-конференции, где и было дано (в основном под напором прессы) обещание проверить имущество Райыма Матраимова, уже заранее обелил братьев Матраимовых, назвав их людьми, «в течение пятнадцати лет честно работавшими на благо родины».   

 
Сам Райымбек Матраимов с тех пор, как вновь появился в поле зрения общественности после своего увольнения и исчезновения на некоторое время, зримо лелеет только одну мечту – вернуться в ГТС. Он подал иск о восстановлении в должности и даже выиграл суд. Если же вспомнить, как именно Матраимов вел себя прежде – известен он был как раз своей подчеркнутой непубличностью, с прессой предпочитал не общаться, заявлений, ни должностных, ни политических, не делал, даже фотографироваться лишний раз не любил. 

 

Свойственное ему кредо «всегда оставаться в тени», карьера госчиновника и невмешательство в политическую дискуссию не дают никаких оснований предполагать, что у Матраимова вдруг появились какие-то политические амбиции. Так же точно, как нет и реальных поводов заподозрить какие-либо разногласия между ним и братом президента. Тот самый инструмент, который Жээнбековы используют для устранения политических и идеологических конкурентов – обвинения в коррупции – применить в отношении Матраимова проще всего. И, учитывая народное отношение к «Раиму-миллиону», никто бы не возмутился, а напротив, еще бы и похвалили действующую власть. Однако Жээнбековы этого не делают. 

 

Так откуда же слухи о «разногласиях между Раимом и Асылбеком», и какой у Матраимова может быть резон формировать вокруг себя политическую партию? Чтобы ответить на эти вопросы, начать надо с того, что Жээнбековы очень не хотят формирования в стране реальной оппозиции. Приход к власти Сооронбая Жээнбекова, что бы ни утверждалось им с высоких трибун, установил в республике новый семейно-клановый режим. А вся активная деятельность президента и его сторонников уже второй год направлена на то, чтобы сосредоточить в своих руках все возможные властные рычаги. Для того чтобы задавить или хотя бы обескровить реально оппозиционную  режиму Жээнбековых партию СДПК, не гнушаются ни провокациями, ни даже партийным рейдерством и прямыми нарушениями закона. 

 

При этом сами Жээнбековы, прежде выходцы из социал-демократов, к настоящему моменту остались не только без партии, но и без крепких сторонников в лице других партийных объединений. Отношения с «Ата-Мекеном» и «Республикой Ата-Журт» колеблются, в их лидерах тоже подозревают потенциальных соперников и оппозиционеров. Доверять на партийном поле Жээнбековым, в общем-то, некому. 

 

Именно поэтому правящему клану, во-первых, нужна новая собственная партия, которую очевидно предполагается собирать вокруг фигуры Асылбека Жээнбекова. А, во-вторых, доверенная партия-союзник, с помощью которой можно было бы создать иллюзию демократии и существования в стране оппозиции. Райымбек Матраимов и его реально дружественный Жээнбековым влиятельный южный клан для этой цели подходят лучше всего. 

 

Нынешние слухи готовят удобную почву для того, чтобы впоследствии поделить лояльных власти северных и южных политиков под знамена Асылбека Жээнбекова и Райымбека Матраимова соответственно. И создать в стране мнимую политическую оппозицию, которая на деле будет лишь укреплять и поддерживать правящий семейно-клановый режим. 

Самому Матраимову данный план гарантирует надежную защиту от общественного мнения и крайне негативного отношения к его персоне. Райымбек Матраимов на сегодняшний день – лидер народного антирейтинга. Ни один политик или госчиновник не вызывает таких волн массового возмущения, как Матраимов, – одним своим появлением на публике. И как бы ни защищала его действующая власть, и как бы ни демонстрировали свою лояльность ему депутаты ЖК и отдельные члены кабмина, Матраимову действительно нужна некая легализация своего статуса. Приход на политическую арену в сложившихся обстоятельствах для него оптимальное решение, а имидж оппозиционера той власти, которую народ тоже не слишком-то любит, может вмиг помочь заработать положительные репутационные очки и одобрение.

 

 

 

Источник: газета «Ачык саясат плюс» №17 от 10.05.2019/стр.3, gezitter.org